ИНФРАСТРУКТУРА


Комплексный подход к оздоровлению путевой инфраструктуры

Одной из центральных задач железнодорожной отрасли является оздоровление путевой инфраструктуры. Материал, предлагаемый вниманию читателей нашей газеты, знакомит с тем, как планируются ремонтно-путевые работы на Западно-Сибирской железной дороге.

На Западно-Сибирской железной дороге применяется комплексный подход к оздоровлению путевой инфраструктуры.

Модернизация верхнего строения пути нацелена на повышение прочности, несущей способности, стабильности и долговечности как железнодорожного пути в целом, так и его составных частей и элементов. Этим объясняется то, что в состав объекта реконструкции входит не только ремонт перегонов большой протяженности, но и ремонт главных путей прилегающих станций, обновление всех стрелочных переводов (переход на бетонное основание), ликвидация «барьерных мест».

Подход к планированию ремонтов пути, к разработке комплекса технических и организационных мероприятий обусловлен особенностями транспортного развития магистрали, возможностью перераспределения направления грузо- и пассажиропотока по двум основным параллельным направлениям – Транссибирскому и Среднесибирскому.

Всесезонный цикл ремонта дорожной инфраструктуры можно условно разделить на два этапа. Первый – с апреля по июль, когда до начала пиковых пассажирских перевозок максимально выполняются работы по ремонту на Транссибирском ходу; второй – в осеннее-зимний период – на Среднесибирском ходу.

Сегодня развернутая длина главных путей дороги составляет 9019,8 километра. Общий объем всех видов ремонтов, включенных в программу 2014 года, составил 497,1 километра, из которых 448,1 км – «тяжелые» виды ремонта.

Непосредственному выполнению плановых ремонтных работ на перегонах предшествует предварительная подготовка.

На первом этапе объемы работ планируются за два года до их начала с формированием титульных участков по основным направлениям и выдачей технического задания проектному институту. За год до начала производства работ подготавливаются проект и техническая документация, после чего службой пути, дирекцией по ремонту пути, ПМС, ПЧ и другими причастными службами осуществляется экспертиза документации.

После того, как намечены и утверждены участки ремонта или реконструкции железнодорожного пути, дистанция инженерных сооружений (ПЧ ИССО) направляет в проектно-изыскательский институт перечень искусственных сооружений, на которых необходимо проведение ремонта, и перечень основных видов работ для его выполнения. Проектным институтом разрабатывается проектно-сметная документация. Ремонт искусственных сооружений выделен в ней в отдельный раздел. После рассмотрения готовой проектно-сметной документации определяются перечни объектов и работ на них, которые будут выполняться силами подрядной организации или хозяйственным способом силами ПЧ ИССО.

На втором этапе (в ноябре) выдается список титульных участков, подлежащих всем видам ремонтов, намечается предварительная загрузка ПМС и ПЧ по видам и объемам работ.

На третьем этапе выполняется подготовка подразделений к работе в летний период: складирование балластных материалов, сборка рельсошпальной решетки, ремонт путевой техники и средств малой механизации.

На четвертом этапе под руководством первого заместителя начальника дороги составляется график производства всех видов путевых работ по основным направлениям. В графике учитываются особенности организации работ, взаимодействие всех причастных служб, требования обеспечения безопасности движения поездов и максимального пропуска вагонопотока.

При составлении графика для сокращения длины однопутного лимитирующего перегона при предоставлении прежде всего многосуточных «окон» предусматривается устройство временных блокпостов. Для их устройства на дороге имеется 17 инвентарных модулей блокпостов, оборудованных по техническим решениям для работы с двумя съездами. Это позволяет проводить поочередно ремонт участков путей перегона, разделенного блок-постом, без дополнительных «окон» по переукладке стрелок, перемонтажу устройств СЦБ, контактной сети, энергоснабжения и связи.

Наибольший эффект с использованием временных блокпостов достигается тогда, когда протяженность ремонтируемых перегонов превышает десять километров. На длинных перегонах устраивается одновременно два-три блокпоста. Так удается увеличить пропускную способность лимитирующих однопутных перегонов за счет улучшения маневренности при подводе и отправлении с закрытого перегона хозяйственных поездов, при этом отпадает необходимость отправления рабочих поездов по неправильному пути с закрытием перегона.

Также, при необходимости, для обеспечения организованного пропуска поездов по новым маршрутам укладываются дополнительные диспетчерские съезды на станциях, ограничивающих ремонтируемые перегоны.

Основной и заключительный этапы – непосредственное выполнение работ и сдача отремонтированных километров в постоянную эксплуатацию.

В целях контроля за соблюдением технологии производства работ в 2013 году прошла опытную эксплуатацию автоматизированная система диспетчерского управления работами по ремонту пути с применением спутниковых технологий – АС АРТО. Она позволяет автоматизировать процесс диспетчерского контроля при выполнении работ в «окно» или на закрытом перегоне.

Для внедрения этой системы были получены и смонтированы на 86 единицах путевой техники навигационные связные модули, а также установлено программное обеспечение на 28 рабочих местах в путевых машинных станциях и на пяти рабочих местах в ДРП собственно. Обучение использованию АС АРТО прошли 33 специалиста предприятий и дирекции по ремонту пути.

Еще одним из важных моментов в оздоровлении инфраструктуры является планирование работы комплексов путевых машин. Совместно с Дирекцией управления движением на текущий год разработан директивный календарный график производства планово-предупредительного ремонта в створе с производством капитальных работ в режиме закрытого перегона на соседнем поездоучастке.

В целях повышения качества выправочных работ перед открытием перегона комплексы путевых машин передислоцируют на участки проводимого капитального ремонта или модернизации пути. По окончании выправки отремонтированного участка комплексы возвращают на текущее содержание пути.

Начиная с 2006 года, в хозяйстве пути Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры применяется технология автоматизированной машинной выправки пути с использованием геометрической информации вагонов-путеизмерителей для планирования выправочных работ и управления машинной выправкой. Эта технология получила название «ВПИ-Навигатор».

Сегодня для расширения полигона ее использования на дороге установлено более 70 тысяч электронных меток, все вагоны-путеизмерители и выправочные машины Дуоматик и Динамик оборудованы терминалами считывания электронной разметки пути.

Разработан и утвержден регламент организационно-технических мероприятий по взаимодействию структурных подразделений путевого комплекса Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, научно-инженерного центра «Путеец» при использовании технологии «ВПИ-Навигатор».

Работе по этой технологии обучено более 450 специалистов дистанций пути, центра диагностики и мониторинга и машинистов выправочных машин.

Благодаря широкому использованию технологии «ВПИ-Навигатор», позволяющей осуществлять машинную выправку пути по данным вагонов-путеизмерителей без измерительной поездки по разработанным программным заданиям, на дороге значительно улучшена балловая оценка состояния пути (с 53 баллов до 18), снижено количество неудовлетворительных километров (с 1296 до 189).

Благодаря технологии «ВПИ-Навигатор» производительность выправочных машин повысилась на 15 процентов, а значит, снизилось количество «окон», что весьма актуально при выполнении адресного плана на грузонапряженных участках Транссибирского и Среднесибирского хода, значительная часть которых требует ежегодной выправки пути.

Выполнение запланированных объемов текущего содержания пути в условиях дефицита «оконного» времени продолжает требовать увеличения выработки комплексов выправочных машин.

В этих целях с 2012 года на дороге, в рамках программы НИОКР при производстве планово-предупредительной выправки пути используются сдвоенные комплексы путевых машин.

Всего на магистрали создано четыре комплекса путевых машин для выполнения планово-предупредительного ремонта. Три из них имеют в составе по две выправочные машины Динамик или Дуомат, ДСП, ПБ, ради сокращения времени на транспортировку комплексы закреплены за регионами.

Для приведения кривых в расчетные параметры на дороге создан четвертый комплекс, имеющий в составе одну машину Дуомат № 74 для работы в Кузбасском регионе, в пределах которого располагается основная масса кривых участков пути.

Выполнение в последнее время капитального ремонта пути (модернизации) в объемах не менее 600 километров и планово-предупредительной выправки в объеме до 2000 километров позволило дороге ежегодно значительно улучшать основные эксплуатационные показатели.

Балловая оценка содержания пути снижена к уровню прошлого года на один балл и составила 18 баллов при плане 19. Снижено количество неудовлетворительных километров по сравнению с 2012 годом – 189 против 226.

Пассажирским поездам скорость движения повышена на протяжении 158,4 километра, грузовым – на 138,1 километра.

© Евразия Вести VII 2014

www.eav.ru