ПРОИЗВОДСТВО


ОАО «БЭТ» на лидерских позициях

Открытое акционерное общество «БЭТ» – основной поставщик железобетонных шпал и брусьев для железных дорог страны. Применяемые на его девяти заводах технологии позволяют изготавливать и поставлять высококачественную продукцию для ОАО «РЖД» и его дочерних предприятий.

В последние годы освоено производство новых типов шпал – для мостов, тоннелей и кривых участков пути малого радиуса. На очереди реализация новых проектов по совершенствованию шпальной продукции, что предусматривает и развитие самих предприятий.

Обо всем этом рассказывает генеральный директор ОАО «БЭТ» Руслан Васильевич Пряников.

Новые линии

В состав нашей компании входит девять заводов – филиалов, которые выпускают более 10 миллионов шпал в год, занимая второе место по общему объему производимого железобетона в России.

На Энгельсском филиале – втором по мощности – применяются самые передовые решения. Там запущена новая технологическая линия, которой пока нет больше нигде в мире. Доля ручного труда на ней сведена к минимуму. Автоматизированы практически все процессы начиная от установки анкеров и арматуры в форму до крепления реквизита между шпалами. Внедрены инновационные производственные и технологические процессы и необходимое для их реализации оборудование, управляемое с помощью контроллера, основанного на микроэлектронике.

По сравнению с предшествовавшими линиями усовершенствований много. В частности, укорочен цепной конвейер по перемещению форм на посту их подготовки. Перемещение форм от конвейера сразу на пост их ремонта осуществляется с помощью дополнительного тройного рольганга. Обеспечена автоматическая загрузка пакетов арматурных стержней, механизирован процесс укладки деревянных прокладок при штабелировании шпал, автоматизирована мойка оборудования.

На линии по производству шпал установлены оптические датчики, представляющие собой электронные устройства, реагирующие на изменение принимаемого светового потока и обеспечивающие безопасность работников при перемещении форм по конвейеру.

На предприятии рассчитывают, что внедренные инновации повысят ее потребительские характеристики, в том числе благодаря сведению на нет влияния человеческого фактора.

Контроль качества готовой продукции на заводах – филиалах ОАО «БЭТ» выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ и технических условий. Управление качеством осуществляется согласно ИСО 9001:2000 комплексной системой менеджмента качества, охватывающей все сферы деятельности предприятия.

Большое значение в производстве железобетонных изделий имеют усовершенствованные методы испытаний бетона. На новой технологической линии внедрен гидравлический пресс-автомат для проведения испытаний шпал на трещиностойкость. Пресс обеспечивает приложение нагрузок к шпалам в соответствии с заданной программой. Полученные параметры заносятся в память компьютера с помощью электронных датчиков. Полная визуализация процесса испытаний отражается на экране цветного жидкокристаллического дисплея.

В ближайшее время запланировано открытие аналогичной технологической линии на Горновском филиале. И в этом случае территориальный выбор обусловлен необходимостью обеспечить потребности «РЖД» в железобетонных шпалах на дорогах Сибири и Дальнего Востока, где сейчас реализуются основные инфраструктурные проекты холдинга.

Процитирую слова вице-президента ОАО «РЖД» по инфраструктуре А.В. Целько: «Инновационные технологии и выпуск шпал нового поколения открывают перед компанией большие перспективы на рынке ВСМ. Не за горами строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Участвовать в проекте рвется не одна компания. «БЭТ» будет одним из первых претендентов для участия в этой грандиозной стройке».

Новые шпалы

Все более широкое применение бесстыкового пути с железобетонными шпалами в климатических районах России со значительными амплитудами колебаний температур и планомерное освоение высокоскоростного движения поездов породили необходимость разработки шпал с повышенным сопротивлением сдвигу в балласте.

Нашей компанией созданы и сертифицированы шпалы с повышенным сопротивлением сдвигу III – ДБ, III – ФБ, II-АБ (рельсовое скрепление ЖБР 65Ш, АРС и W30), которое обеспечивается за счет увеличения торца, площади опорной поверхности, выраженного сопряжения уступом со средним сечением.

По результатам проведенных на экспериментальном кольце в Щербинке испытаний сопротивление сдвигу в балласте наших шпал в полтора раза выше, чем у стандартных.

В отличие от ранее разработанных шпал Ш3-ДУ, имеющих более широкое подрельсовое основание, которое препятствует процессу механизированной выправки пути, шпалы новой конструкции имеют типовую ширину, что позволяет укладывать их с эпюрой 1840, 2000 и 2100 шт/км пути без изменения существующей технологии выправки. Конструкция новых шпал позволяет организовать их производство на существующих линиях без переналадки.

Увеличение размеров поперечного сечения шпалы в подрельсовом и среднем сечениях по сравнению с типовыми шпалами дает возможность менять армирование в сторону увеличения количества арматурных стержней (проволок) и их расположение для повышения трещиностойкости и выносливости шпал, необходимого для тяжеловесного движения.

ОАО «ВНИИЖТ» рекомендовал для укладки наши шпалы на участках бесстыкового пути (в том числе на высокоскоростных), требующих обеспечения повышенного сопротивления действию поперечных сил в районах с увеличенными температурными амплитудами.

Продукция для метро

Свои особенности имеет еще один вид нашей продукции – это шпалы для наземных участков метро. Нами организован выпуск шпал типа III-МК, предназначенных для путей с шириной рельсовой колеи от 1520 до 1544 мм в прямых и кривых участках с рельсами Р50 и Р65. В них применяется шурупно-дюбельное скрепление типа ЖБР-65Ш в подкладочном и безподкладочном варианте.

На одном конце шпалы предусмотрены два дополнительных дюбеля для крепления элементов контактного рельса.

Совместно со службой пути Московского метрополитена специалистами компании разработан железобетонный опорный блок для безбалластного пути метрополитена, предназначенный для ремонта существующего пути.

Плоский брус для стрелок

Не забываем мы и о необходимости совершенствовать технологию изготовления брусьев для стрелочных переводов. В протоколе заседания секции «Путевое хозяйство» Научно-технического совета ОАО «РЖД» от 3 февраля 2011 года была отмечена необходимость полного перевода стрелочного хозяйства на железобетонное подрельсовое основание. Для этого нужно решить вопросы разработки и внедрения в производство новых конструкций стрелочных переводов, в том числе пологих марок для высокоскоростного движения, малосерийных и индивидуальных соединений и пересечений железнодорожных путей (перекрестные съезды, глухие пересечения, съезды в кривых и др.).

С целью выполнения указанных задач и учитывая европейский опыт, наша компания приступила к созданию железобетонных брусьев «плоской» конструкции и стендовой технологии, обеспечивающей возможность переналадки форм (оборудования) для изготовления комплектов брусьев под различные стрелочные переводы (брусья любой длины и с любым расположением подрельсовых площадок).

На научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития производства материалов верхнего строения пути на заводах ОАО «БЭТ». Мировой и отечественный опыт», проведенной в июле прошлого года под председательством вице-президента ОАО «РЖД» А.В. Целько, было отмечено, что с учетом сложных экономических условий для ОАО «РЖД» как основного потребителя продукции, производимой ОАО «БЭТ», актуальными являются задачи внедрения новых инновационных конструкций и технологий с высокой степенью автоматизации, в частности, внедрение универсальной стендовой технологии изготовления брусьев стрелочных переводов.

В рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ОАО «БЭТ» в 2013 году разработана экспериментальная шестиместная форма для изготовления опытных партий брусьев «плоской» конструкции с различными вариантами рельсовых скреплений и конструкторской документации на них.

Железобетонный брус «плоской» конструкции имеет трапециевидную форму с постоянным по длине поперечным сечением и с армированием предварительно напряженной канатной арматурой диаметром 6,5 мм или арматурной проволокой 7,5 мм.

Опытные образцы плоского бруса прошли заводские испытания и лабораторные испытания в ОАО «ВНИИЖТ».

В третьем квартале этого года намечено изготовление опытных комплектов брусьев новой конструкции для проведения полигонных и эксплуатационных испытаний в составе стрелочных переводов марок 1/11 типа Р65 на шурупно-дюбельном прикреплении конструкций ЗАО «ВСП» и «ФосслоКожифер».

Эффект от внедрения в производство универсальной конструкции плоского бруса и технологии его изготовления будет следующим:

– оперативное внедрение в производство и обеспечение потребности ОАО «РЖД» и других заказчиков в железобетонных брусьях для новых конструкций стрелочных переводов, в т. ч. пологих марок для высокоскоростного движения, малосерийных и индивидуальных соединений и пересечений железнодорожных путей (перекрестные съезды, глухие пересечения, съезды в кривых и др.);

– равномерное армирование по всему сечению бруса, повышающее надежность конструкции;

– отказ от закупки парка металлоформ для изготовления новых проектов стрелочных переводов, так частично и для типовых проектов;

– улучшение условий труда в части воздействия от вибрации при уплотнении бетона за счет использования более подвижных бетонных смесей по сравнению с типовой агрегатно-поточной технологией;

– высокое качество и, в первую очередь, обеспечение жестких требований к геометрии колееобразующих размеров ввиду отсутствия деформаций металлоформ.

* * *

Благодаря использованию инновационных технологий при производстве шпал и брусьев нового поколения, ОАО «БЭТ» укрепляет свои лидерские позиции в этом секторе транспортной индустрии. А главное, специалисты компании не останавливаются на достигнутом, постоянно совершенствуют и модернизируют производственные мощности, благодаря чему добиваются улучшения качества выпускаемой продукции. Ее востребованность со стороны РЖД и других заказчиков является лучшей оценкой нашей работы и позволяет с уверенностью смотреть в будущее.

© Евразия Вести VII 2014

www.eav.ru