ПУТЕВОЙ КОМПЛЕКС


ПТКБ ЦП - роль в развитии и укреплении инфраструктуры

На текущем этапе реформирования ОАО «Российские железные дороги» развитие путевого комплекса характеризуется значительными изменениями, как в структурном отношении, так и в технологии производства путевых работ.

О роли и задачах ПТКБ ЦП в деле развития и укрепления путевого хозяйства инфраструктуры на ближайшую перспективу пойдет речь в материалах статьи директора ПТКБ ЦП – филиала ОАО «РЖД» Станислава Анатольевича Рабчука.

Исходя из современных реалий – реформирования и реструктуризации магистрального железнодорожного транспорта, роста объема перевозок и повышения интенсивности движения, развития сети скоростного и высокоскоростного движения, а также расширения полигонов тяжеловесного движения, требуется качественно новый подход к производству ремонтов и организации текущего содержания пути. Для этого необходима разработка новых прогрессивных технологий выполнения путевых работ с применением специализированных комплексов путевых машин нового поколения.

В этой связи определяется комплекс задач, которые необходимо решать в ближайшей перспективе, а именно:

– оздоровление основной площадки земляного полотна с укладкой подбалластных защитных слоев из песчаногравийных смесей. Для чего необходимо создание парка специализированных комплексов путевых машин с одновременной разработкой технологий по их применению;

– расширение полигона высокоскоростного движения требует концептуального решения задач по обеспечению надежной эксплуатационной деятельности инфраструктуры высокоскоростных магистралей. Одной из наиболее сложных организационно-технических проблем обеспечения высокоскоростного движения и безопасности перевозок является комплексная диагностика пути, объективная своевременная и достоверная оценка состояния высокоскоростной магистрали, в том числе при проведении ремонтных работ для постановки пути в проектное положение с обеспечением требуемых геометрических параметров. Применение на этих линиях новых конструкций и элементов верхнего строения пути, в том числе промежуточных рельсовых скреплений типа ЖБР, АРС и Vossloh, монолитного подрельсового основания, стрелочных переводов новой конструкции, уже в настоящее время требуют дополнительных технологических проработок по их содержанию и оснащения парком специализированных путевых машин для их безлюдного обслуживания;

– разработка технических требований, технических заданий и основных технических решений по созданию новой высоконадежной путевой техники для работ по ремонту пути в зимний период с целью замены морально устаревших, а также выработавших свой нормативный срок эксплуатации путевых машин. Одновременно следует создать машинные комплексы, состоящие из путевых машин нового поколения, оптимально согласованных друг с другом по технико-эксплуатационным параметрам и имеющих высокую производительность и одинаковую скорость работы;

– создание более совершенных конструкций промежуточных рельсовых скреплений, в том числе прокладок амортизаторов, новых усовершенствованных конструкций стрелочных переводов для высокоскоростного движения, отвечающих современным условиям эксплуатации (упругие промежуточные рельсовые скрепления, внешнее замыкание остряков и подвижных сердечников);

– разработка и внедрение технологических процессов текущего содержания и ремонта железнодорожного пути на основе обобщения и внедрения отечественного и зарубежного передового опыта в целях повышения долговременной стабильности пути, увеличения жизненного цикла, а также повышения скоростей движения поездов после окончания работ по ремонту пути с глубокой очисткой балластной призмы.

На сегодняшний день ПТКБ ЦП является подразделением по созданию основных направлений развития специализированной техники и технологий по их применению в путевом хозяйстве магистрального железнодорожного транспорта.

Основными функциональными задачами ПТКБ ЦП в деле развития и укрепления путевого хозяйства инфраструктуры на ближайшую перспективу, как и ранее, остаются вопросы технологии производства путевых работ:

– разработка и внедрение технологических процессов и технологических карт текущего содержания и ремонтов железнодорожного пути, а также нормативной документации ведения путевого хозяйства;

– разработка технологий укладки и обслуживания новых конструкций верхнего строения пути с применением новых материалов и технических средств как отечественного, так и зарубежного производства;

– актуализация существующей технологической документации в соответствии с новыми нормативными документами, с учетом современных требований к техническому оснащению предприятий путевого хозяйства и разработка соответствующей технологической документации;

– одним из направлений в работе бюро является участие в сопровождении внедрения проекта «Управление ресурсами, рисками и анализом надежности» (УРРАН) инфраструктуры в части содержания верхнего строения пути». Основной целью проведения этой работы является оптимизация стоимости и сроков эксплуатации верхнего строения пути, т.е. его жизненного цикла.

В вопросах верхнего строения пути:

– создание стрелочного перевода с увеличенным сроком эксплуатации – до 750 млн. тонн брутто;

– разработка конструкции моноблочных крестовин на базе крестовин стрелочного перевода проекта 53103;

– освоение в массовом производстве технологии изготовления остряков и рамных рельсов из высокопрочных материалов (в частности, остряков и рамных рельсов из хромистого проката);

– усовершенствование конструкции крестовин с непрерывной поверхностью катания (НПК);

– разработка крестовины (НПК) для стрелочных переводов, используемых в условиях совмещенного тяжеловесного движения и движения пассажирских поездов со скоростями до 160 км/ч;

– применение в стрелочных переводах упругих рельсовых скреплений с шурупно-дюбельным прикреплением;

– проектирование контррельсового узла с демпфирующими прокладками;

– увеличение ресурса работы узлов промежуточных рельсовых скреплений и отдельных их элементов до 1,5 млн. тонн брутто за счет качества изготовления и применения новых материалов;

– разработка новых типов упругих элементов промежуточных рельсовых скреплений с повышенным эксплуатационным ресурсом – клеммы, прокладки, изоляторы и т.д.

При создании конструкций стрелочных переводов предъявляются основные требования – высокая надежность, стабильность состояния эксплуатационных параметров, минимальные затраты на текущее содержание. За последние десятилетие ПТКБ ЦП совместно с ВНИИЖТ, институтом «Гипротранссигналсвязь» и стрелочными заводами (ОАО «Муромский стрелочный завод» и ОАО «Новосибирский стрелочный завод») разработало и внедрило совершенно новые конструкции стрелочных переводов. Одним из главных направлений в разработке стрелочных переводов продолжает оставаться создание стрелочных переводов для скоростного и высокоскоростного движения.

В предыдущие годы ПТКБ ЦП совместно с институтами ВНИИЖТ, ГТСС и РГОТУПС разработало конструкторскую документацию на стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11 для высокоскоростного движения пассажирских поездов со скоростями до 250 км/ч по прямому пути, проект № 2956, особенностями которого являются: наличие подуклонки рельсов на всей длине стрелочного перевода, двух электроприводов и двух внешних замыкателей на стрелке, которые размещаются в двух металлических корытообразных брусьях; наличие двух электроприводов ВСП220 на крестовине и трех точек прижатия сердечника к усовику и упорам, и шурупно-дюбельное прикрепление рельсов к железобетонным брусьям.

В 2011–2015 годах запланирована разработка стрелочных переводов типа Р65 марки 1/22 для скоростей движения 250–300 км/час. Указанные стрелочные переводы будут созданы по типу стрелочных переводов проекта 2956.

Планируется разработка съездов типа Р65 марки 1/18 для существующих проектов стрелочных переводов на железобетонных брусьях со скоростью движения по прямому направлению 200 км/час и по боковому направлению – 80 км/час.

Помимо создания новых и улучшения существующих конструкций верхнего строения пути и стрелочных переводов, требуется разработка нормативно-технической и технологической документации.

За последние годы специалистами ПТКБ ЦП разработаны аванпроекты, технические требования (технические задания) на новые перспективные машины, предназначенные для работы в составе комплексов для ремонта и реконструкции железнодорожного пути, разработаны технические требования к технике для раздельной укладки железнодорожного пути, к оборудованию для приведения земляного полотна в проектное положение, также осуществлялась разработка и производство нестандартного технологического оборудования для ПМС, РСП, шпалопропиточных заводов и других предприятий путевого хозяйства и многое другое.

Также разработаны аванпроекты поезда снеготаятельного на базе головного вагона машины снегоуборочной СМ-2 (СМ-7) и машины снегоуборочной СМ-8.

Показатели предложенных бюро комплексов и машин для ремонта и реконструкции железнодорожного пути не уступают лучшим мировым образцам путевой техники.

Основными задачами ПТКБ ЦП в области путевой техники на ближайшие годы являются:

– разработка комплекса путевых машин для формирования и объемного уплотнения защитных подбалластных слоев и балластной призмы;

– создание технических средств для укладки блоков стрелочных переводов длиной до 25 м и массой до 40 тонн;

– разработка составов засорителей нового поколения для вывоза больших объемов засорителей в процессе производства ремонтно-путевых работ и ряд других вопросов.

Ремонтная документация является базой, на которой выстраивается вся технологическая цепочка ремонтного производства. Высокий уровень технологии способствует снижению производственных затрат, колличества отказов техники во время эксплуатации.

Документация по ремонту и техническому обслуживанию путевой техники, разработанная в ПТКБ ЦП, учитывает передовые технологии ремонта, опыт отечественных и зарубежных компаний в этой области. На сегодняшний день уже разработаны и актуализированы документы для ремонта более 60 типов путевых машин. Номенклатура такой документации включает:

– руководства по всем видам ремонта и технического обслуживания;

– типовые технологические процессы ремонта основных узлов и агрегатов;

– инструкции, положения, регламенты и другие нормативные документы, связанные с организацией ремонта путевых машин;

– чертежи оснастки и приспособлений для ремонта, стенды и т.д.

В ближайшие годы бюро будет также решать задачи:

– по разработке современной нормативно-технической документации по эксплуатации специального подвижного состава и другой путевой техники;

– системному анализу и разработке предложений по совершенствованию выпускаемой заводами-изготовителями путевой техники;

– модернизации путевых машин при проведении капитально-восстановительного ремонта на основе анализа предложений;

– созданию нового справочного каталога современных путевых машин отечественного и зарубежного производства;

– мониторингу и анализу эксплуатации машин на комбинированном ходу для внесения предложений по улучшению их технических характеристик.

ПТКБ ЦП на протяжении всей своей истории находилось на переднем краю в области разработки передовых технических решений, внедряемых на железнодорожном транспорте. Эти решения, защищенные охранными документами, положены в основу разработок бюро, определяют их высокий, а подчас и уникальный научно-технический уровень. За последние годы, благодаря творчеству изобретателей ПТКБ ЦП, ОАО «РЖД» получило около 30 охранных документов по железнодорожной тематике. Они ставятся на баланс в качестве нематериальных активов непосредственно в ОАО «РЖД». Кроме того, интеллектуальный потенциал ПТКБ ЦП позволяет ОАО «РЖД» проводить модернизацию инфраструктуры железнодорожного транспорта с затратами, значительно меньшими, чем при обращении к зарубежным разработчикам и производителям.

Накопленный конструкторский и творческий потенциал позволяет решать на современном уровне задачи, поставленные перед ПТКБ ЦП в деле развития и укрепления путевой инфраструктуры.

© Евразия Вести VII 2014

www.eav.ru