ТРАНСЖАТ 2014


Эффективность работы инфраструктурного комплекса

Основными задачами Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», направленными на повышение эффективности работы инфраструктурного комплекса, являются сокращение издержек, усиление технических средств, внедрение комплексных систем диагностики, применение новых технологических решений.

О важнейших направлениях технического и технологического развития хозяйства автоматики и телемеханики ЦДИ – филиала ОАО «РЖД» рассказал заместитель начальника ЦДИ – филиала ОАО «РЖД» Николай Николаевич Балуев.

Системы ведения всех хозяйств инфраструктурного комплекса должны основываться на современных инновационных решениях и технологиях, направленных на создание и применение малообслуживаемых технических средств и оборудования во всех хозяйствах.

Центральная дирекция инфраструктуры решает задачи повышения объемов выполнения ремонтных работ на объектах инфраструктуры, в том числе по технологии «закрытого перегона», которая позволяет повысить эффективность производства работ, попутно решая вопросы обновления технических средств энергетики и автоматики. Сокращение издержек также ведет к повышению эффективности и производительности труда.

Комплекс мероприятий по сокращению издержек и непроизводительных потерь нацелен не только на оптимизацию расходов по содержанию объектов инфраструктуры, но и на увеличение доходов по перевозкам в смежных хозяйствах, в центрах аккумулирования доходов за счет увеличения грузопотока и скорости доставки грузов, уменьшения расходов топливно-энергетических ресурсов, улучшения качественных показателей подвижного состава, снятия инфраструктурных ограничений.

В этом году выполнено обновление программного обеспечения Единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой железнодорожного транспорта ОАО «РЖД». ЕК АСУИ охватывает процессы управления содержанием инфраструктурных объектов в хозяйствах пути и сооружений, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики.

Внедрение ЕК АСУИ позволит получить:

– единую базу технологических процессов дирекции, подлежащую корректирующим действиям при изменении технологии, что, в свою очередь, увеличивает управляемость текущим содержанием эксплуатационной инфраструктуры и планово-предупредительными ремонтами, а также совершенствование управления факторами затрат за счет внедрения процессного подхода к управлению затратами;

– исключить ручное формирование различных документов учетного и отчетного характера за счет автоматизации информационного обеспечения;

– обеспечить прозрачность работы за счет единого источника информации о функционировании структурных подразделений.

Разработанная система сбалансированных показателей инфраструктурного предприятия позволит на основе оценки результатов работы отражать состояние вверенной предприятию инфраструктуры, качество и своевременность выполнения работ по текущему содержанию инфраструктуры и стоимость этого содержания, что позволит обеспечить реализацию технологии производственного бюджетирования инфраструктурного комплекса компании.

В рамках формирования вертикали управления инфраструктурой создан Центр управления содержания инфраструктуры ЦУСИ в органе управления дирекции как единого инструмента оперативного управления. Это позволит внедрить в дирекции эффективную процессно-сервисную систему управления содержанием инфраструктуры, решая задачи обеспечения перевозочного процесса в заданных объемах и уровня безопасности, выполнение всех видов плановых ремонтов и обслуживание технических средств инфраструктуры, осуществляя при этом взаимодействие с управлениями и службами дирекции, территориальных ЦУСИ, с Центральной дирекцией управления движением и другими подразделениями ОАО «РЖД».

Безопасное функционирование железнодорожного транспорта, как сложной технико-технологической системы, требует безусловного соблюдения единой технической политики в области эксплуатации, развития и разработки новых систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.

Техническая политика в области средств железнодорожной автоматики и телемеханики в ОАО «РЖД» должна быть направлена на внедрение современных, надежных и эффективных технических средств ЖАТ, показатели назначения и функциональные возможности которых должны быть дифференцированы в зависимости от грузонапряженности линий и интенсивности движения поездов.

Важнейшая задача для российских железных дорог на ближайшие годы – снятие инфраструктурных ограничений при осуществлении перевозок грузов по Транссибирской магистрали и БАМу. В настоящее время значительная часть участков магистрали загружена более чем на 75% пропускной способности, что не дает возможности нарастить объемы перевозок, обеспечить дальнейшее развитие тяжеловесного движения.

В конце 2013 и в начале 2014 года проведены Научно-технические советы ОАО «РЖД» по определению основных направлений модернизации участков Восточного полигона и БАМа, определение технических средств железнодорожной автоматики и связи для применения на данных направлениях.

Хозяйство автоматики и телемеханики, решая задачи по организации управления и обеспечения безопасности перевозок грузов и пассажиров, реализуя мероприятия, нацеленные на оптимизацию расходов по содержанию, позволяет также увеличить доходы по перевозкам в смежных хозяйствах.

В настоящее время на сети железных дорог России на 5030 станциях эксплуатируется 129671 стрелка электрической централизации, 61011 км автоблокировки, 42944 км диспетчерской централизации, 40878 км диспетчерского контроля.

Анализ состояния технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики показывает их значительное физическое старение, снижение надежности работы в условиях роста объемов перевозок, функциональное несоответствие старых релейных систем современным требованиям комплексной автоматизации перевозочного процесса.

Особую тревогу вызывают крупные станции с числом стрелок более 100, на которых устройства ЭЦ эксплуатируются до 50 и более лет. Их эксплуатация становится небезопасной, учитывая ветхость монтажа и оборудования. К таким станциям относятся Санкт-Петербург-Главный, Тверь, Данилов, Ростов-Товарный, Прохладная, Смычка, Чита, Хабаровск-1 и Хабаровск-2, Уссурийск и многие другие.

На сети железных дорог 5,7 тыс. км двухпутных и многопутных перегонов не оснащены постоянно действующими устройствами для организации движения по неправильному пути по сигналам локомотивного светофора, что является сдерживающим фактором повышения пропускной способности при чрезвычайных обстоятельствах и выполнении ремонтно-путевых работ на перегонах.

Назрела необходимость модернизации действующих устройств СЦБ на направлении Санкт-Петербург – Москва для организации движения высокоскоростных поездов «САПСАН».

Установленные десять и более лет назад в дорожных ЦУПах автоматизированные рабочие места поездных диспетчеров, сетевое оборудование и совмещенные с ними в конце 90-х годов линейные пункты старых систем ДЦ типа «Нева», «Дон», «ЧДЦ» не обеспечивают функций автоматизации управления, требуют замены, не позволяют в полном объеме использовать передачу всех ответственных команд телеуправления, в том числе, реализовать возможность аварийной смены направления на перегонах, оборудованных устройствами двухсторонней автоблокировки от поездного диспетчера.

Все перечисленные и другие проблемные вопросы хозяйства автоматики и телемеханики требуют первоочередного внимания. Их реализация в полном объеме сдерживается ограниченными финансовыми возможностями компании. В этих условиях требуется с особым вниманием, рационально использовать выделяемые инвестиции для решения первоочередных задач, стоящих перед хозяйством.

Анализ реализации инвестиционных проектов реконструкции и развития участков железных дорог показывает, что значительное влияние на эффективность, на комплексное решение проблем по снятию инфраструктурных ограничений оказывают принятые решения по применению в составе проектов современных технических средств ЖАТ.

Устройства сигнализации, централизации и блокировки многофункциональны и являются инструментом по непосредственному управлению перевозочным процессом, обеспечивают контроль состояния пути, подвижного состава, систем электроснабжения, а также контроль за действиями исполнителей (поездные диспетчеры, дежурные по станциям, машинисты и др.), минимизируя влияние человеческого фактора, блокируя неправильные действия и ошибки.

Несмотря на все сложности при строительстве новой инфраструктуры для подготовки и проведения в 2014 году Олимпийских игр в Сочи, реализован проект по созданию комплексной системы управления и обеспечения безопасности движения поездов на участке Сочи – Адлер – Веселое, Адлер – Альпика-Сервис Северо-Кавказской железной дороги, выполненный на базе микропроцессорной электрической централизации ЭЦ-ЕМ с интегрированной автоблокировкой АБТЦ-ЕМ (для участка Адлер – Альпика-Сервис: АЛСО-ЕМ с реализацией двухканальной локомотивной сигнализации АЛСН/АЛС-ЕН), пропуск поездов на интенсивном участке движения с интервалом 5-6 мин.

Управление движением поездов участка, оборудованного диспетчерской централизацией ДЦ-ЮГ с РКП с возможностью реконфигурации кругов управления, осуществлялось автоматизированной системой управления движением поездов АСУ-Д, увязанной с ДЦ.

Центральная дирекция инфраструктуры в рамках создания современных систем управления, технических средств инфраструктуры активно сотрудничает с отраслевыми научными и проектными институтами, а также с предприятиями-изготовителями железнодорожной техники.

В первую очередь следует отметить ОАО «НИИАС», которое определено головной организацией в сфере создания и внедрения технических средств железнодорожной автоматики, комплексных интеллектуальных систем управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте.

Основной целью института, как головной организации, является концентрация компетенции по стратегическим направлениям деятельности и управление полным циклом разработки новой техники и технологий от проведения НИОКР до производства, внедрения, тиражирования и сопровождения эксплуатации систем и устройств на всех стадиях жизненного цикла, а также переход на сервисную бизнес-модель взаимодействия со структурными единицами холдинга ОАО «РЖД». В функции института входит осуществление научно-технического и авторского сопровождения внедренных систем и средств автоматизации производственных процессов, управления и обеспечения безопасности движения поездов, осуществление интеграции систем обеспечения безопасности в комплексы управления с учетом согласованного развития отрасли и обеспечения эффективности инвестиционных проектов.

Также следует отметить эффективную деятельность ОАО «Росжелдорпроект» и его филиала – института Гипротранссигналсвязь, который осуществляет разработку комплексных проектов модернизации инфраструктуры, выполняя не только проектирование в рамках реализации инвестиционных проектов технических средств автоматики и телемеханики, но и их методологическое сопровождение, разрабатывает нормативные документы, типовые материалы для проектирования.

Гипротранссигналсвязь, наряду с проектными институтами Мосжелдорпроект и Мосгипротранс, выполняет проектирование автоматизированной системы интервального регулирования движения поездов без проходных светофоров с подвижными блок-участками на перегонах и главных путях станций на базе микропроцессорной электрической централизации Ebilock 950 с аппаратурой рельсовых цепей тональной частоты системы АБТЦ-МШ и центром управления АСУ-Д для внедрения на Малом кольце Московской железной дороги. Среди приоритетных объектов института – высокоскоростные и скоростные магистрали, крупные железнодорожные узлы, станции стыкования, центры технической диагностики и мониторинга, объекты железнодорожной инфраструктуры, разработанные для участков Адлер – Альпика-Сервис.

ОАО «ЭЛТЕЗА», являясь дочерней компанией ОАО «РЖД», решает задачи удовлетворения потребностей хозяйства в современных технических средствах железнодорожной автоматики и телемеханики.

В настоящее время ОАО «ЭЛТЕЗА» – это многопрофильная компания, имеющая все технические и технологические возможности для выпуска современного электротехнического оборудования, электронных и микропроцессорных устройств и систем управления движением поездов и обеспечения безопасности железнодорожных перевозок. Компания постоянно развивается как предприятие, способное проводить самостоятельную эффективную техническую и маркетинговую политику, направленную на полное удовлетворение потребностей заказчиков.

Основным заказчиком и потребителем продукции ОАО «ЭЛТЕЗА» является компания ОАО «РЖД», постоянное и тесное взаимодействие с которой строится на основе долгосрочного заказа на продукцию, что позволяет планировать и развивать производство, в первую очередь, под потребности основного заказчика, регулировать объемы и сроки поставок, осваивать технологии производства новой продукции, обеспечивая потребности клиентов для инвестиционных проектов развития железнодорожной транспортной инфраструктуры.

Стратегия развития Центральной дирекции инфраструктуры определяет системный подход к решению всех поставленных задач, в том числе за счет обеспечения хозяйств достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов в области систем управления и обеспечения безопасности движения. Для обеспечения качественного образовательного процесса необходим выход на долгосрочное перспективное планирование подготовки специалистов, в том числе по новым направлениям подготовки в области межтранспортного взаимодействия, а также по тем направлениям, которые нуждаются в узкой специализации. При этом всем хозяйствам инфраструктуры, в том числе автоматики и телемеханики, нужны квалифицированные молодые кадры, настоящие профессионалы, воспитанные в духе преданности железнодорожному делу, в котором нет мелочей, а есть высочайшая ответственность за жизнь и благополучие людей.

Сегодня уже очевидно, что выпускаемые вузами молодые специалисты проходят длительную адаптацию на рабочих местах и им требуется дополнительная подготовка. В то же время необходимо провести детальный анализ и дать оценку существующему персоналу в хозяйстве автоматики и телемеханики и увязать результаты анализа с дальнейшей мотивацией. Руководителям хозяйства при управлении персоналом необходимо помнить азбучные истины: меньше приказывай, больше вникай; не принуждай, а убеждай; главное – люди, а не цифры и результаты, и т.д.

Считаю, что реализация намеченных стратегических планов и задач позволит обеспечить эффективную работу хозяйства автоматики и телемеханики и всего инфраструктурного комплекса компании в целом на ближайшие годы и дальнейшую перспективу.

© Евразия Вести IX 2014

www.eav.ru