ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Транспортное образование: итоги пятилетия достойные, перспективы развития обнадеживающие

На вопросы нашего корреспондента отвечает Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Борис Алексеевич Лёвин.

– Борис Алексеевич, наша беседа проходит накануне «Транспортной недели-2014». Каково, по вашему мнению, значение этого ежегодного форума для транспортного сообщества и системы транспортного образования?

– Ежегодные транспортные форумы надо рассматривать как важные этапы развития транспортного комплекса России, его интеграции в международное экономическое и транспортное пространство. Эти мероприятия являются не только местом подведения итогов работы транспорта за год, но и масштабной открытой площадкой для демонстрации достижений в сфере науки, техники, технологий, образования, широкого обмена опытом, налаживания новых партнерских связей, обсуждения проблем и перспектив развития транспортной системы государства.

Все это в полной мере относится и к системе транспортного образования. В течение недели руководители, ученые и преподаватели вузов транспорта ведут активный диалог как между собой, так и с представителями органов государственной власти, отечественными и зарубежными партнерами, общественными организациями транспортников. Результаты этого диалога во многом определяют пути дальнейшего инновационного развития транспортного образования и вузовской науки.

Хотелось бы также отметить важную функцию транспортных форумов в плане творческого и соревновательного сотрудничества студентов вузов транспорта. По традиции в рамках Транспортной недели подводятся итоги конкурса «Молодые ученые транспортной отрасли», Всероссийский фестиваль творчества студентов транспортных вузов «ТранспАрт», Общероссийская спартакиада транспортных вузов. Руководители транспортной отрасли открывают перечисленные мероприятия и подводят итоги, а присутствующие участники форума всегда высоко оценивают их уровень, поражаются творческой фантазии, энтузиазму, соревновательному запалу молодежи. При этом главным итогом названных научных, культурно-творческих и спортивных мероприятий является в равной мере как выявление победителей, так и многочисленные неформальные контакты будущих специалистов транспорта и молодых ученых.

– В этом году транспортное образование отмечает юбилей – 205 лет. Как вы оцениваете итоги его развития за последние пять лет, если брать точкой отсчета двухсотлетие высшей транспортной школы?

– Воздержусь от собственной оценки, равно как и от оценки коллег по ректорскому корпусу. Считаю, что наиболее объективным будет мнение руководителей федеральных и муниципальных структур, работодателей, научных организаций, ассоциативных общественных объединений, зарубежных партнеров и прочих авторитетных «арбитров», заинтересованных в повышении качества подготовки специалистов для транспорта России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, в увеличении результативности деятельности вузовской транспортной науки.

В 2009 году мы отправились в дальнейший путь с основательным грузом ответственности на плечах, поскольку государство, транспортное сообщество России, стратегические зарубежные партнеры высоко оценили научно-образовательный потенциал и перспективы развития транспортного отраслевого образования.

При этом за последнее пятилетие нам было нужно не только сохранить свое реноме, укрепить базовые ценности и повысить престиж, но и вписаться в схему дальнейшего развития отечественного образования с учетом объективных факторов или, как сейчас принято говорить, вызовов времени.

Речь идет об энергичном реформировании российской экономики и транспорта, реструктуризации крупнейших транспортных предприятий, принятии нового закона об образовании, курсе государства на формирование инновационных интегрированных научно-образовательных центров, непростой демографической ситуации, последствиях экономического кризиса.

О том, насколько успешно системе транспортного образования удалось завершить непростое пятилетнее «плавание», говорят итоги Всероссийской конференции «Консолидация усилий власти, работодателей и учебных заведений транспорта по кадровому обеспечению «Транспортной Стратегии России до 2030 года», которая прошла в МИИТе в октябре нынешнего года.

Это мероприятие проводилось под эгидой Общероссийского Национального Фронта (ОНФ) и собрало весьма авторитетный состав: представителей администрации Президента РФ, руководства Минтранса России, Комитетов Государственной Думы РФ по транспорту и образованию, ведущих транспортных предприятий, общественных организаций, ректоров, проректоров и ведущих ученых всех вузов транспорта.

Участники конференции отметили, что система транспортного образования постоянно совершенствуется, она признана в России одной из передовых и отличается:

– надежной связью с реальным сектором экономики;

– наличием уникальной по масштабам и эффективности системы целевой подготовки кадров;

– действенной системой дополнительного профессионального образования;

– высоким уровнем фундаментальной, профессиональной и практической подготовки кадров;

– эффективным использованием результатов научных разработок в образовательном процессе.

При сохранении базовых ценностей транспортное образование уверенно адаптируется к требованиям времени. Скорость и эффективность этой адаптации выводит транспортные вузы на один уровень с лидерами среди университетов России. Речь идет о модернизации учебно-научной базы, внедрении дистанционных и электронных образовательных технологий, непрерывности образования, оптимизации структуры, реализации требований Болонского процесса и т.д.

За последние пять лет учебно-лабораторная база вузов транспорта пополнилась десятками новых инновационных научно-образовательных центров, лабораторий, тренажерных комплексов, причем некоторые из них не имеют аналогов.

Вузовская транспортная наука – ровесница транспортного образования – по традиции органически составляет единое целое с учебным процессом. Результаты инновационных разработок наших ученых не только масштабно обеспечивают научное сопровождение Транспортной Стратегии России и приоритетных проектов, но интенсивно внедряются в образовательный процесс, направленный на освоение новой техники, технологий, механизмов управления транспортными системами и т.д.

Проходивший 14–15 октября в г. Пензе форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» также подтвердил высокий авторитет и обнадеживающие перспективы дальнейшего развития системы отраслевого транспортного образования. Эту оценку поддерживает и Президент России Владимир Владимирович Путин.

– Не могли бы вы привести несколько конкретных примеров, иллюстрирующих позиции и престиж транспортного образования в России?

– На государственном уровне задача формирования крупных интегрированных университетских комплексов была поставлена три года назад. А в системе Минтранса России подобные вертикально и горизонтально интегрированные структуры появились еще в 2005 году.

Год назад государство подняло проблему «избыточности» малодеятельной филиальной сети российских вузов. В плане решения этой проблемы показателен пример МИИТа. На момент создания на базе нашего вуза крупнейшего в отрасли университетского комплекса в его составе было 54 филиала и представительства. К 2014 году за счет объединения по региональному принципу учебных заведений разного уровня и ликвидации малодеятельных структур осталось 24 филиала, действующих в областных центрах и на крупных железнодорожных узлах. Девять филиалов реализуют программы как высшего, так и среднего профессионального образования, а филиальные структуры МИИТа в Брянске, Воронеже и Ярославле по контингенту и престижу находятся на одном уровне с областными вузами-лидерами.

Следующий пример. Государство постоянно напоминает вузам, что они не всегда находятся в одной колее с работодателем, отсутствует система взаимодействия учебных заведений с производством, недостаточно эффективно используется механизм целевой подготовки кадров. Кстати, это была одна из самых обсуждаемых проблем на пензенском форуме.

А ведь в транспортной отрасли, именно на железнодорожном транспорте, целевое обучение ведется уже более 35 лет, и система взаимодействия вузы – ОАО «РЖД» представляет собой хорошо отрегулированный, постоянно совершенствуемый механизм многопланового взаимовыгодного партнерства.

Уместно напомнить, что система целевой подготовки кадров на железнодорожном транспорте неоднократно получала высокую оценку Президента и Правительства страны. Зарубежные партнеры, причем из самых развитых стран, эту позицию разделяют и готовы использовать российский опыт. Это подтвердили недавний визит делегации МИИТа во Францию и результаты общения с руководством Французских железных дорог и ведущих транспортных университетов этой страны.

Характерный пример – специалитет, сохраненный в вузах транспорта по основным транспортным специальностям. Это удалось сделать благодаря совместным усилиям Минтранса России, крупных транспортных компаний (в первую очередь – ОАО «РЖД») и вузов транспорта.

На пензенском форуме представители некоторых отраслей, потерявших специалитет, с тревогой говорили о явном дефиците квалифицированных инженеров. Предприятия транспорта далеки от подобной тревоги – традиционные «пятилетние» инженеры обеспечивают развитие отрасли.

Владимир Владимирович Путин эту проблему оценил не на ведомственно-отраслевом, а на государственном уровне и отметил: «Я не понимаю, почему Болонский процесс мешает восстановлению специалитета по инженерным специальностям».

Вузы транспорта идут по такому пути: сохраняют традиционную пятилетнюю подготовку и выполняют требования законодательства по обеспечению многоуровневого образования. К примеру, МИИТ осуществляет:

– высшее образование по 64 специальностям, 35 направлениям бакалавриата, 8 направлениям магистратуры, 43 направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

– среднее профессиональное образование по 32 специальностям (9 укрупненным группам направлений подготовки);

– подготовку рабочих и служащих по 134 профессиям.

– Борис Алексеевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о взаимодействии железнодорожных вузов с главным стратегическим партнером – ОАО «РЖД», проблемах и перспективах развития этого партнерства.

– Изначально вузы железнодорожного транспорта создавались под грандиозные по масштабам государственные программы и проекты. При этом в формировании сети отраслевых университетов и в их дальнейшем развитии участвовали отраслевые ведомства, железные дороги. Эта тенденция сохраняется и по сей день, хотя реформы последних лет «развели» ОАО «РЖД» и отраслевые вузы. Компания продолжает оставаться нашим главным стратегическим партнером.

О многолетней эффективной системе целевой подготовки кадров для холдинга уже говорилось ранее. Добавлю, что главный контингент среди поступающих на основные специальности – молодежь, приходящая по целевым направлениям ОАО «РЖД».

Компания содействует довузовской подготовке, руководители и ведущие специалисты внимательно контролируют ход образовательного процесса, участвуют в составлении учебных планов и программ, написании учебной литературы, чтении лекций. Добавлю, что руководящие работники ОАО «РЖД» возглавляют ведущие кафедры вузов.

Главный работодатель стремится к тому, чтобы студенты железнодорожных вузов проходили производственную практику на передовых предприятиях, на оплачиваемых рабочих местах и под руководством опытных наставников. При этом, как правило, место практики является местом будущей работы.

Значение целевой подготовки кадров состоит также и в том, что это надежный, проверенный годами, механизм комплектования кадрами всей сети дорог, включая самые отдаленные предприятия.

Есть и надежная база укрепления научно-технического сотрудничества Компании и вузов – Объединенный ученый совет ОАО «РЖД», эффективная площадка для многоплановой кооперации вузовской науки с научными организациями холдинга.

Не стоит именовать проблемами не до конца решенные вопросы, это не системные тупики, а временные затруднения, обусловленные, с одной стороны, реформированием Компании, с другой – требованиями нового законодательства об образовании. Вопросы, связанные с повышением эффективности сетевого обучения, повышением квалификации персонала компании, взаимодействием вузов с Корпоративным университетом ОАО «РЖД», более эффективным научным сотрудничеством и т.п., будут решаться конструктивным путем, как это принято между надежными партнерами. Приоритет для выбора путей взаимодействия – интересы отрасли и России, разумеется, с учетом заинтересованности в сотрудничестве каждой из сторон.

Уверен, что механизмов для дальнейшего сближения интересов Компании и вузов гораздо больше, чем факторов, способных отдалить друг от друга.

И в этой связи очень показательна и своевременна инициатива ОАО «РЖД» о введении в вузах должности проректора по связям с производством. Университеты, реализовавшие эту инициативу, уже ощущают заметную пользу, которая, уверен, будет постоянно увеличиваться.

– Но проблемы все-таки существуют?

– Проблемами надо считать вопросы, которые невозможно решить в формате «работодатель – вуз». Их надо рассматривать уже в масштабе «партнерского треугольника» с привлечением государства. И проблемы эти характерны для всех видов транспорта.

Несколько примеров. Работодатели постоянно сетуют, что при передаче образцов новой техники, действующих моделей, тренажеров от компаний вузам практически существует двойное налогообложение. То есть, предприятие оплачивает налоги и при приобретении техники, и при ее передаче вузам для использования в образовательном процессе.

Вызывает вопросы и законодательная отмена целевого приема на программы СПО, учитывая, что специалисты-техники составляют основное и самое многочисленное звено персонала транспорта.

Следующий вопрос связан с прикладным бакалавриатом. Работодатель четко заявляет: производству нужны только инженеры-специалисты, а прикладных бакалавров будут принимать только на должности экономистов, юристов и т.п. Что же тогда делать вузам, которые – в соответствии с государственными требованиями – должны постоянно наращивать подготовку прикладных бакалавров технического профиля?

Подобные проблемы должны решаться на федеральном уровне с корректировкой действующего законодательства, в том числе – Налогового кодекса.

Основная же проблема в том, что отраслевые вузы транспорта не получают государственного финансирования для развития учебно-научной и материально-технической базы, проведения НИОКР, повышения квалификации ППС и др. Поэтому необходимы корректировка ФЦП по развитию образования на 2015 год и формирование ФЦП на 2016–2020 гг. с учетом необходимости финансирования вузов транспорта.

Надеюсь, что механизмы создания наиболее эффективных условий дальнейшего развития транспортного образования окажутся в поле зрения Правительства РФ, профильных комитетов Государственной Думы по транспорту и образованию, Минобрнауки России.

© Евразия Вести XII 2014

www.eav.ru