МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Белорусская железная дорога - надежное связующее звено между Востоком и Западом

Республика Беларусь благодаря своему выгодному географическому положению является одной из ключевых транзитных стран Европейского региона. Важнейшую роль в формировании транзитного потенциала страны играет Белорусская железная дорога.

Сегодня она представляет собой современную транспортную систему общей протяженностью более 7 тыс. км. и обеспечивает около 75% выполняемых в Беларуси грузовых и более 40% пассажирских перевозок. Белорусская железная дорога граничит на северо-западе с Литвой, на севере – с Латвией, на северо-востоке и востоке с Россией, на юге – с Украиной, на западе – с Польшей.

Международные железнодорожные перевозки в Беларуси осуществляются через 16 железнодорожных пунктов пропуска. В том числе, по пять пунктов пропуска создано с Россией и Украиной, три – с Польшей, два – c Литвой и один – с Латвией. По территории страны проходят два общеевропейских транспортных коридора: II – Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород и IX – Хельсинки – Калининград – Клайпеда – Вильнюс – Минск – Киев – Одесса – Александруполис.

С 1992 года, белорусская магистраль является активным членом Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). В рамках данной организации совместно с Министерствами транспорта и железнодорожными администрациями стран – участников ОСЖД проводится работа над скоординированным развитием железнодорожных систем 1520/1435 и повышением конкурентоспособности железных дорог для привлечения дополнительных объемов евроазиатских международных перевозок, включая транзитные.

Специалисты Белорусской железной дороги активно участвуют в актуализации и разработке документов, регламентирующих различные аспекты функционирования железнодорожного транспорта: Соглашение о грузовом железнодорожном сообщении в международном сообщении (СМГС), Соглашение о международном пассажирском сообщении в международном сообщении (СМПС), проект Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении и ее приложения, Правила пользования грузовыми вагонами, Правила пользования пассажирскими вагонами, Договор о едином транзитном тарифе (ЕТТ) и др.

Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов по увеличению пропускной способности железнодорожных коридоров. Так, на XLI сессии Совещания Министров ОСЖД, которая состоялась в г. Таллинне (Эстонская Республика) с 11 по 14 мая 2013 года, был подписан Меморандум о сотрудничестве в области технического, эксплуатационного и коммерческого развития железнодорожных коридоров ОСЖД.

Проводится работа по продолжению разработки мер, направленных на облегчение пересечения границ при международных перевозках в Евроазиатском пространстве. Изучается практика пересечения границ стран ОСЖД, проводится оптимизация функционирования железнодорожных пунктов пропуска. Специалисты Белорусской железной дороги участвуют в разработке Приложения 9 «Облегчение процедур пересечения границ в ходе международных железнодорожных перевозок» к Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах на территории своих стран.

В сфере международных пассажирских перевозок белорусская железная дорога реализует проекты с российскими и литовскими коллегами. С ОАО «Российские железные дороги» по организации скоростного движения пассажирских поездов на направлении Москва – Минск – Брест. Значимые проекты реализуются с Литовскими железными дорогами по организации скоростного пассажирского сообщения между Минском и Вильнюсом и электрификации направления Молодечно – Гудогай – Госграница Кяна – Н. Вильня. С 2012 года сокращено время следования пассажирских поездов, соединяющих две столицы – Минск и Вильнюс, до трех часов, до 2015 года это время составит два часа. В поездах международных линий № 38/37 и № 15/16 следующих по маршруту Минск – Вильнюс пограничный и таможенный контроль проводится в пути следования на участке Гудогай – Молодечно – Гудогай на территории Литвы – в терминале станции Вильнюс. В целях повышения качества обслуживания пассажиров и привлекательности сообщения Минск – Вильнюс Белорусская железная дорога с 1 мая планирует задействовать в составе поезда 15/16 Минск – Вильнюс новые дизель-поезда в трехвагонном исполнении производства АО «PESA Bydgoszcz». Также Белорусская железная дорога прорабатывает вопрос предоставления пассажирам услуги электронной регистрации на поезда в сообщении Минск – Вильнюс.

Работы по электрификации Белорусская железная дорога будет осуществлять в соответствии с заключенным в декабре 2013 года с Китайской компанией по экспорту и импорту электрооборудования договором строительного подряда по инвестиционному проекту «Электрификация направления Молодечно – Гудогай – Госграница».

Белорусская железная дорога открыта для перевозок грузов по унифицированной накладной ЦИМ/СМГС по всем направлениям. По накладной ЦИМ/СМГС осуществляется большинство контейнерных перевозок через пограничный переход Брест – Тересполь.

За 2013 год транзитом по Белорусской железной дороге проследовало 51 604 контейнера, из них в направлении «Запад-Восток» – 23 944 контейнера (из Чехии, Германии, Франции назначением в Российскую Федерацию), в обратном направлении «Восток-Запад» – 27 660 контейнеров.

В 2013 году из Республики Беларусь со станции Брест – Северный по накладной ЦИМ/СМГС назначением в страны Западной Европы было отправлено 2033 порожних приватных крупнотоннажных контейнера, из них 109 контейнеров в Германию, 658 контейнеров в Словакию, 1266 контейнеров в Чехию. Также со станции Брузги назначением в страны Западной Европы в 2013 году по накладной ЦИМ/СМГС было отправлено 142 контейнера.

Повагонными отправками по накладной ЦИМ/СМГС со станции Брест-Северный назначением в Германию было оформлено 287 вагонов. По импорту из стран Западной Европы в Республику Беларусь назначением на станцию Брест-Северный по накладной ЦИМ/СМГС прибыло 112 контейнеров.

Белорусская железная дорога участвует в мероприятиях по организации электронного обмена данными о грузовых перевозках с сопредельными железными дорогами, развитию системы информационного сопровождения по продвижению транспортно-экспедиционной деятельности. Разработано и в промышленном режиме функционирует программное обеспечение, позволяющее осуществлять электронный обмен данными между Белорусской железной дорогой и сопредельными железнодорожными администрациями. Электронный обмен производится на основе данных дорожной ведомости в объеме накладной СМГС в электронном виде (сообщение IFTMIN стандарта UN/EDIFACT). Подписаны двусторонние Соглашения об электронном обмене данными с железнодорожными администрациями России, Украины, Латвии, Литвы и Польши.

Для организации перевозок грузов и порожнего подвижного состава, на основе подписанных электронной цифровой подписью электронных накладных СМГС в сообщении с Россией Белорусской железной дорогой и ОАО «Российские железные дороги» заключены соответствующие соглашения.

В двустороннем межгосударственном железнодорожном сообщении между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в декабре 2012 года начата опытно-промышленная эксплуатация схемы применения юридически значимых электронных накладных СМГС на согласованном сторонами полигоне.

В 2013 году между Белорусской железной дорогой и АО «Литовские железные дороги» заключены необходимые соглашения для осуществления перевозок порожних приватных, арендованных вагонов между Республикой Беларусь и Литовской Республикой с использованием электронных юридически значимых перевозочных документов. Литовской стороной в настоящее время ведутся доработки информационно-телекоммуникационных ресурсов и разработка аппаратно-программного комплекса доверенной третьей стороны АО «Литовские железные дороги».

В 2013 году между Белорусской железной дорогой и Укрзализныцей также заключены необходимые соглашения для осуществления перевозок грузов и приватных, арендованных порожних вагонов между Республикой Беларусь и Украиной с использованием электронных юридически значимых перевозочных документов. В настоящее время сторонами прорабатываются организационно-технические вопросы практической реализации схемы применения юридически значимых электронных накладных СМГС.

В 2013 году между ООО «АЕД Рейл Сервис» (Латвийская Республика) и Центром защиты информации Белорусской железной заключены необходимые организационно-технические соглашения, направленные на осуществление трансграничного обмена электронными документами и подтверждение их юридической значимости (проверку их ЭЦП) в соответствии с национальными законодательствами Латвийской Республики и Республики Беларусь.

Организация пропуска грузов через границы Таможенного союза, а также права и обязанности железнодорожного перевозчика при перевозке грузов, находящихся под таможенным контролем, во многом зависят от нормативной базы Таможенного союза. В ходе подготовки нормативно-правовой базы Таможенного союза принят ряд международных соглашений, решений Комиссии таможенного союза, учитывающих особенности при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Таможенное законодательство Таможенного союза, предусматривает возможность использования транспортных перевозочных документов, в том числе и накладной СМГС в качестве транзитной декларации при перевозках грузов, находящихся под таможенным контролем, железнодорожным транспортом по территории Таможенного союза. При этом согласно Межправительственному соглашению об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза в случае использования в качестве транзитной декларации накладной СМГС при таможенном оформлении грузов, следующих транзитом по территории Таможенного союза, не требуется указание сведений о стоимости товаров.

Согласно заключенному 21.05.2010 в г. Санкт-Петербурге Межправительственному Соглашению Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о представлении и о обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в целях минимизации рисков нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, совершенствования и ускорения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля, перевозчики и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам государств – членов Таможенного союза предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

С 17.06.2012 в Таможенном союзе такое предварительное информирование таможенных органов стало обязательным для перевозок грузов автомобильным транспортом. Для железнодорожного транспорта данное требование в настоящее время носит добровольный характер, однако в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 станет обязательным с 01.10.2014.

Объем сведений о предварительной информации соответствует сведениям, содержащимся в транзитной декларации, и определен статьей 182 Таможенного кодекса Таможенного союза. Эта информация представляется в электронном виде, как минимум за 2 часа до его ввоза грузов на территорию Таможенного союза.

На Белорусской железной дороге функции по организации предварительного информирования возложены на республиканское транспортно-экспедиционное унитарное предприятие «БЕЛИНТЕРТРАНС – транспортно-логистический центр», которое включено в реестр заинтересованных лиц, имеющих право представлять таможенным органам предварительную информацию о товарах, перемещаемых через таможенную границу.

Использование предварительного информирования позволяет сократить время, затрачиваемое перевозчиками на пересечение Государственной границы Республики Беларусь, и сосредоточить усилия таможенных органов на контроле товаров, не соответствующих установленным критериям безопасности поставок.

Важнейшими направлениями дальнейшего развития дороги является ее техническое перевооружение. При формировании инвестиционных программ магистрали приоритет отдается развитию инфраструктуры – электрификации участков и увеличению их пропускной способности, строительству волоконно-оптических линий связи, повышению скоростей движения. Значительные объемы инвестиций направляются и на обновление подвижного состава. Впервые за 30 лет белорусская магистраль приступила к масштабному строительству новых электрифицированных участков на одном из главных магистральных направлениях в рамках IX Общеевропейского транспортного коридора.

Отдельное внимание уделяется обустройству государственной границы. Модернизация железнодорожных пунктов пропуска на госгранице ведется в рамках соответствующей государственной программы, реализация которой рассчитана на 2007–2017 годы.

Белорусская железная дорога намерена всемерно поддерживать и содействовать дальнейшему развитию ОСЖД, углублять партнерские отношения между ее участниками с целью дальнейшей интеграции в Евроазиатский транспортный рынок, совершенствования перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении.

Сборник трудов ОСЖД,

г. Варшава, 21.08.2014 г. (страницы 73–76)

© Евразия Вести V 2015

www.eav.ru