МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Латвия - составная часть транзитного коридора

Накануне 62 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества наш корреспондент встретился с Президентом ГАО «Latvijas dzelzcels» (Латвийская железная дорога) Угисом Магонисом и попросил ответить на вопросы, интересующие наших читателей.

– Господин У. Магонис, позвольте начать с поздравления и пожелания всего наилучшего. 8 марта Вы отпраздновали замечательный юбилей – Вам исполнилось 50!

В течение последних почти десяти лет Вы занимаете пост Президента ГАО «Latvijas dzelzcels» (Латвийская железная дорога). На сколько, по-Вашему, трудно и почетно руководить железной дорогой в Латвии? Расскажите, пожалуйста, как образование и карьера помогли Вам в становлении высокого уровня руководителя железной дорогой?

– Мое образование не связано непосредственно с железнодорожной отраслью, однако я горжусь тем, что окончил одно из лучших в мире учебных заведений – Ленинградское Высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова. И хотя в море, по сравнению с железной дорогой, я работал сравнительно недолго, считаю, что именно опыт, полученный в училище и на судах, очень пригодился мне в нынешней работе. Профессия железнодорожника по своей сложности и суровости, возможно, идет следом за профессиями моряка и рыбака. Поэтому для того, чтобы найти общий язык с железнодорожниками, руководитель должен быть человеком с закалкой, понимающим, что такое тяжелый труд.

Работа на железной дороге нелегка – это вам подтвердит любой руководитель на предприятии. Людям в железнодорожной отрасли случается сталкиваться с ощущением, что их работу никогда невозможно завершить. Если в море капитан заканчивает рейс и отправляется домой с чувством выполненного долга, то на железной дороге подобное невозможно, ведь по завершении одного процесса появляются новые вызовы, которые следует разрешить.

Возможно, именно эти вызовы и сложности делают нашу работу такой интересной и захватывающей. Если же учесть, что в должности руководителя Латвийской железной дороги меня утвердили уже в четвертый раз, то могу считать, что эта работа мне удается, и государство достижениями нашего предприятия довольно.

– Как Вы оцениваете дела ГАО «Латвийская железная дорога» за последний год?

– 2014 год был для Латвийской железной дороги очень успешным как в смысле развития, так и в сфере грузовых перевозок. Хотя за этот период мы не установили нового рекорда по объему грузовых перевозок, но сработали весьма успешно: наше дочернее предприятие ООО «LDz Cargo» перевезло 57,04 млн/т грузов, что на 2,2% больше, чем годом ранее. Учитывая сложную геополитическую и экономическую ситуацию, а также возросшую взаимную конкуренцию перевозчиков и транзитных коридоров, этот показатель мы считаем очень высоким достижением.

При оценке деятельности предприятия одним из наиболее существенных критериев, как правило, считают его способность зарабатывать средства для своего существования и для владельцев предприятия. «Latvijas dzelzcels» – крупнейшее латвийское предприятие, на котором работают более 12 тыс. человек. Оно является также одним из стратегических государственных предприятий, в задачу которого входит обеспечение равномерного и стабильного развития всей транзитной отрасли, чтобы таким образом укреплять стабильность экономики государства и способствовать ее развитию.

В прошлом году мы завершили очень важный и крупнейший на данный момент инвестиционный проект – строительство второго пути на участке Скривери – Крустпилс, что позволит значительно повысить пропускную способность участка. Мы продолжаем инвестиции в наши пути, чтобы в будущем стать еще более конкурентоспособными.

– Известно, что отношения России и стран ЕС непростые, действуют санкции. Несмотря на это, «Латвийская железная дорога» продолжает хорошие деловые отношения с Россией в сфере железнодорожных проектов. Что это – вызов или здоровый прагматизм с Вашей стороны?

– Наша задача – работать на благо клиентов, а не заниматься политикой. Предприятия железнодорожной отрасли и железнодорожники всегда могли гордиться хорошими взаимоотношениями. Возможно, потому, что нас объединяют рельсы и поезда, а не политика. Мы уже очень давно и успешно сотрудничаем с Российскими железными дорогами и предприятиями России, обеспечивая по возможности лучший сервис и надеясь, благодаря этому, сохранить данное сотрудничество, а также развивать его в будущем. Недавнее решение дочерней компании Российских железных дорог «РЖД Логистика» войти на латвийский рынок свидетельствует о том, что Латвия является важным логистическим пунктом в транспортной цепи. И в будущем мы намерены работать над тем, чтобы наши отношения оставались столь же успешными, как до сих пор.

– 26 февраля состоялись переговоры между Минтрансом России и Министерством сообщения Латвии. Что эти переговоры и их реализация могут дать для железнодорожной отрасли Латвии?

– Любые встречи представителей отрасли обычно являются подтверждением заинтересованности обеих сторон в сотрудничестве. На встречах представителей и железных дорог, и министерств обоих государств обсуждаются взаимное сотрудничество и возможности его улучшения.

Учитывая весьма напряженную на данный момент ситуацию в мировой геополитике и экономике, подобные встречи имеют большое значение и очень необходимы.

– В Европе, России и других странах происходит реформирование железнодорожной отрасли. Какой либеральный или консервативный подход к преобразованиям Вам ближе? Каковы планы развития железных дорог Латвии? Какие аргументы Вы выдвигаете на уровне Комиссии по транспорту ЕС и Европейского железнодорожного агентства против приватизации и отделению инфраструктуры от перевозочной деятельности?

– Я уже не раз подчеркивал, что считаю единую железную дорогу, то есть такую, в которой объединены содержание инфраструктуры, грузовые перевозки и управление движением, самым эффективным и выгодным решением в сфере железнодорожного транспорта. На железной дороге, в закрытой, по сути, системе, нельзя обогнать или облететь кого-то, как это возможно, к примеру, в автомобильных или авиаперевозках, где увеличение количества участников рынка и, соответственно, рост конкуренции приводят к снижению цен и более выгодным условиям для клиентов. На железной дороге ситуация обратная: нескольким перевозчикам приходится выделять ряд путей, за содержание которых следует платить; нужно выполнять больше маневровой работы, что опять-таки приводит к дополнительным издержкам.

Возможно, в Европе, где доминируют пассажирские перевозки, либерализация рынка и увеличение количества перевозчиков уже дали определенный результат, однако в пространстве колеи 1520 мм, где мы перевозим грузы, требования ЕС зачастую не дают ожидаемого положительного эффекта.

Однако, будучи в составе ЕС, мы обсуждаем подобные вопросы и, разумеется, готовы реализовывать общую политику Евросоюза в сфере либерализации рынка. И мы рады, что к нашему мнению прислушиваются.

В связи с изменениями в регулировании железнодорожной отрасли ЕС и непосредственно в связи с Директивой о Едином европейском железнодорожном пространстве (2012/34/ES) потребуются значительная реструктуризация и перераспределение функций, чтобы сделать нашу структуру еще более прозрачной и выгодной для участников рынка.

В планах развития концерна приоритет получат проекты, непосредственно повышающие эффективность услуг и благодаря этому не только способствующие росту объема железнодорожных грузов, но и увеличивающие конкурентоспособность транспортной отрасли Латвии в целом. LDz будет продолжать свое участие в законодательных инициативах транспортной отрасли, выдвигая в качестве приоритета долгосрочную модель финансирования железнодорожной инфраструктуры.

– Расскажите об участии Латвийской железной дороги в работе Совета СНГ, ОСЖД и МСЖД, а также КСТП. Что дает участие в этих авторитетных организациях?

– Латвийская железная дорога очень активно участвует в работе международных организаций. Наша работа направлена на создание общей качественной евразийской железнодорожной инфраструктуры, а также на обеспечение более доступных и качественных железнодорожных услуг для наших клиентов – пассажиров и владельцев грузов.

– 62 заседание Совета пройдет в Минске по приглашению Белорусской железной дороги. Расскажите о совместных проектах с этой администрацией.

– Белорусская железная дорога – один из основных наших деловых партнеров. Благодаря открытию второго пути на стыке Индра – Бигосово мы получаем через Белоруссию и большую часть грузов от российских клиентов. Об успешном сотрудничестве с Белоруссией свидетельствует также отклик Белорусской железной дороги на планы электрификации нашей железной дороги: Белорусская железная дорога готова к сотрудничеству по электрификации направления Даугавпилс – Полоцк после того, как мы завершим электрификацию наших магистральных путей.

Транспортные министерства Латвии и Белоруссии подписали Меморандум о взаимопонимании в сфере железнодорожных перевозок, оговаривающий не только планы по развитию пассажирского сообщения, но и инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру, выгодные для обеих сторон.

– Ваше стратегическое мнение по взаимодействию Латвии в сфере транспорта с Евразийским экономическим союзом (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, а с мая Киргизия). Что можно сделать в этой сфере без лишней политизации, например, для привлечения транзитных потоков проекта ОТЛК?

– Латвийская железная дорога сейчас очень активно работает над привлечением клиентов в Казахстане и Азиатском регионе. Мы работаем, главным образом, в бизнес-среде – с железнодорожными компаниями и грузоотправителями, поэтому пока трудно оценить, как упомянутый союз сможет повлиять на грузопотоки.

– Расскажите о работе Латвийской железной дороги в Ассоциации транзитного бизнеса. Что можно выдвигать для совместного бизнеса с Россией и странами Евразии в транспортном блоке?

– Латвийская ассоциация транзитного бизнеса служит прекрасной платформой для обмена мнениями между предпринимателями транзитной отрасли. В рамках форума мы обсуждаем насущные вопросы отрасли и таким образом помогаем правительству формировать более эффективную транспортную политику. В Латвии между предпринимателями транзитной отрасли и государством налажено успешное сотрудничество, и сейчас на государственном уровне наша отрасль обеспечена достаточной поддержкой. Мы продолжим сотрудничать с государством в деле освоения новых видов груза и новых стран-партнеров. Надеемся, что и территориально отдаленный рынок Китая станет доступнее как нашей железной дороге, так и нашим портам.

– Какие инвестиционные проекты Вы реализуете, в том числе включая открытие 2-го пути «Скривери-Крустпилс», что даст этот проект Российским грузовладельцам?

– В конце 2014 года Латвийская железная дорога завершила строительство второго пути на участке Скривери – Крустпилс – самого масштабного до сих пор проекта стоимостью более 100 млн евро, софинансируемого Фондом выравнивания Евросоюза. Это позволяет значительно повысить пропускную способность, скорость и безопасность движения в направлении от Крустпилса до Риги, поскольку до начала строительства загруженность этого участка составляла более 92% его мощности. Реализация данного проекта облегчит и ускорит грузопоток: грузы будут быстрее и надежнее поступать в порты. Конечно, в лучшую сторону это повлияет и на скорость оборота вагонов.

В рамках проекта был уложен путь протяженностью более 56 км; проведена реконструкция существующих мостов и труб; перестроены и благоустроены станции Скривери, Кокнесе, Айзкраукле, Плявиняс, Крустпилс и остановочные пункты, а также построен первый с момента восстановления независимости Латвии железнодорожный мост через Айвиексте и реконструирован мост через Персе. В ходе строительства также были реконструированы переезды и перроны, модернизированы устройства СЦБ, оборудованы новые системы телекоммуникации и электроснабжения.

Не меньше вызовов создал еще один очень важный инвестиционный проект инфраструктуры, софинансируемый Фондом выравнивания ЕС, – модернизация сортировочной горки на станции Шкиротава в Риге. Линия Рига – Крустпилс считается «хлебным путем» не только железной дороги, но и всей Латвии: по ней в страну приходит больше всего грузов. Хотя проект предполагается закончить в 2015 году, наиболее значительные работы по перестройке горки велись в 2014 году, когда мы вынуждены были перенести процесс формирования поездов на соседние станции. Также существенно была затронута организация движения поездов, а вследствие этого – и пропускная способность нашей железной дороги. Однако после модернизации, оцениваемой в 38,9 млн евро, мощность горки увеличится на 30%, благодаря чему движение поездов будет осуществляться надежнее, быстрее и прогрессивнее.

Наряду с этими проектами LDz реализует ряд других важных проектов, в том числе связанные с развитием левобережья Даугавы в Риге – «Строительство станции Болдерая-2 с соединительной веткой на терминалы острова Криеву» и «Модернизация систем СЦБ, телекоммуникации и электроснабжения на участке Болдерая-1 – Засулаукс». Также в сфере развития пассажирской инфраструктуры в рамках проекта «Модернизация железнодорожной пассажирской инфраструктуры» предусмотрено модернизировать станции и благоустроить перроны на 16 станциях в направлении города-курорта Юрмалы и Елгавы.

– Как идет обновление локомотивов; где организуется капитальный ремонт; на сколько перспективно предложение делать модернизацию тепловозов на базе Даугавпилсского локомотиворемонтного завода?

– Модернизацию локомотивов Латвийская железная дорога осуществляет собственными силами: на нашем дочернем предприятии ООО «LDz ritosa sastava serviss» уже выполнена модернизация 14 маневровых локомотивов ЧМЭ3М для нужд LDz; на данный момент идут работы по модернизации магистральных локомотивов, которую планируется завершить в 2018 году.

– В Латвии успешно работают два независимых перевозчика, имеющих лицензию; как Латвийская железная дорога выстраивает с ними отношения, или это чисто конкуренция с LDZ-CARGO?

– Конечно, наше дочернее общество ООО «LDz Cargo» конкурирует с частными перевозчиками, которые занимают около 30% общего рынка железнодорожных перевозок. LDz является еще и стратегическим предприятием: наша задача состоит не только в том, чтобы зарабатывать, но и обеспечивать успешное развитие всей отрасли перевозок, предоставляя рабочие места более чем 12 тыс. работников нашего концерна и помогая другим предприятиям транзитной отрасли – портам, стивидорам, логистам и т.д. Поэтому ООО «LDz Cargo» зачастую готово обеспечивать перевозку условно называемых «дешевых» грузов, что позволяет повышать загруженность инфраструктуры и таким образом уменьшать плату за пользование инфраструктурой для всех участников рынка, ведь инфраструктура стоит столько, сколько она стоит. Чем больше перевозчиков ее используют, тем ниже будет плата за 1 поездо-километр.

– Расскажите о совместных предприятиях, созданных с Россией, например, «РЖД-Логистика».

– Российские железные дороги – одна из крупнейших железнодорожных компаний мира, и то, что она в качестве перевозчиков хочет войти на европейский рынок, уже многие годы ни для кого не было тайной. К тому же, за последнее время произошла либерализация европейского железнодорожного рынка, допускающая подобную ситуацию, т.е. рынок открыт и железнодорожными перевозками может заниматься любой, кто этого хочет и получил необходимые разрешения.

С нашей точки зрения как предприятия железнодорожной инфраструктуры, это очень хорошая новость, что дочернее предприятие «Euro Rail Trans» холдинговой компании Российских железных дорог «РЖД Логистика» решило приобрести именно латвийское предприятие «Liepajas naftas tranzits» для реализации упомянутой цели. Таким образом, дан сигнал, что именно Латвия, по сравнению с нашими соседями, интересна в качестве составной части транзитного коридора. Это означает, что и в будущем здесь не остановится движение поездов, что латвийская железнодорожная инфраструктура будет загружена, и мы сможем получать плату за ее использование.

Обострение конкуренции между перевозчиками в контексте либерализации железнодорожного рынка не является чем-то неожиданным. Мы знали, что интерес к работе в Латвии проявляли также немецкие и британские компании. Конкуренция заставляет работать еще эффективнее, и в целом выигрыш для государства в смысле занятости населения, уплаты налогов и внутреннего валового продукта будет еще больше.

– Как строятся у Вас отношения с Профсоюзом железнодорожников Латвии; насколько он важен в плане социальной стабильности в коллективах?

– Концерн Латвийской железной дороги в течение последних лет провел масштабные реформы, чтобы не только юридически соответствовать требованиям Европейского союза в сфере конкуренции и хорошего управления, но и изменить десятилетиями существовавшее на предприятии представление о диалоге с трудящимися и с обществом. Если раньше в коммуникации на предприятии доминировал принцип: «Пункт 1. Железная дорога всегда права. Пункт 2. Если железная дорога неправа, см. пункт 1», – то сегодня мы открыты к диалогу как с обществом, так и, в первую очередь, со своими работниками. Мы прекрасно осознаем, что именно они являются нашей ценностью. Латвийская железная дорога не добивалась бы неоднократных рекордных показателей без высококвалифицированной и хорошо мотивированной рабочей силы.

Поэтому мы очень внимательно прислушиваемся к мнению и потребностям наших работников. Прежде всего, по рабочим вопросам, т.е. обеспечивая по возможности лучшие условия труда и рабочую среду. При этом мы понимаем, что работникам необходимы внимание и поддержка также за пределами рабочих помещений, ведь семья железнодорожников охотно собирается и в свободное время.

Железнодорожный профсоюз и прежде обладал силой и влиянием, однако до 2006 года предприятию приходилось нелегко, из-за чего мы не могли обеспечивать работникам такие условия, которые можем предоставить сегодня.

В Латвии сотрудничество с профсоюзом, по крайней мере в железнодорожной отрасли, считается прекрасным примером социального партнерства. Заработная плата на нашем предприятии в полтора раза выше, чем в среднем по стране; работники пользуются социальной защитой. В сотрудничестве с профсоюзом мы продолжаем искать способы повышения социальной защищенности работников, и профсоюз немало помогает нам в этом направлении.

© Евразия Вести V 2015

www.eav.ru