МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Растет качество контроля за состоянием подвижного состава

18–20 марта 2015 года в г. Тихвине и г. Санкт-Петербурге прошло 59-е заседание Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций содружества.

В его работе приняли участие члены Комиссии, представители Дирекции Совета по железнодорожному транспорту и научно-исследовательских организаций, а также сотрудники производственных предприятий и компаний-производителей железнодорожной продукции. Вел заседание председатель Комиссии Совета – начальник Управления вагонного хозяйства Центральной Дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Алексей Иванович Сакеев.

Организатором основной части работы Комиссии Совета выступила Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» в непосредственном контакте с железнодорожной администрацией Российской Федерации.

В повестку дня заседания вошли 49 вопросов, касающихся производства, эксплуатации в межгосударственном сообщении и ремонта грузовых вагонов, корректировок нормативно-технической документации на грузовой подвижной состав и его составные части. Прежде всего, была заслушана информация о выполнении решений Комиссии Совета, принятых на 58-м заседании, и результатах работы предприятий вагонного хозяйства железнодорожных администраций за 2014 год. Целый ряд вопросов касался согласования технических условий на новые грузовые вагоны; на модернизацию вагонов с включением в классификатор «Условные коды дополнительных работ с грузовыми вагонами»; на капитальный ремонт с продлением срока службы грузовых вагонов и внесение изменений в справочник «Технические условия на проведение КРП грузовых вагонов» и т.д. В том числе согласовали технические условия на автосцепку, воздухораспределители, краны, тормозные цилиндры и клапаны, а также на составные части полувагона модели 12-9920.

Большое внимание было уделено нормативным срокам эксплуатации литых деталей тележек грузовых вагонов в зависимости от года их изготовления. Железнодорожные администрации Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины отмечали, что положения «Инструкции по неразрушающему контролю литых деталей тележек грузовых вагонов модели 18-100 при продлении срока службы» устанавливают правила и порядок проведения неразрушающего контроля литых деталей тележек, но не определяют процедуру продления их срока службы. Поэтому предложили внести в «Международный стандарт ГОСТ 32400-2013. Рама боковая и балка надрессорная литых тележек железнодорожных грузовых вагонов. Технические условия.» извещение об изменении в части нанесения назначенного срока службы или конца срока службы на поверхность несущих элементов тележек (рама боковая, балка надрессорная) в виде отливки. А также внести изменения и дополнения в «Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств», где в Приложении № 3 в пункте 1.1 изложить подпункт 1.1.12. в следующей редакции: «1.1.12. С боковыми рамами и надрессорными балками тележек, у которых истек срок службы, установленный соответствующими нормативными документами, кроме тех, которые укомплектованы литыми деталями тележек, прошедших до 1 июня 2015 года продление срока службы».

Среди других важных вопросов повестки дня следует отметить принятые меры по реализации технических требований к конструкции вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов согласно Приложению 2 к СМГС. Члены Комиссии согласовали «Таблицу соответствия моделей вагонов-цистерн требованиям СМГС в части определения кодов и спецположений ТЕ и ТС» и решили просить Дирекцию Совета вынести на совещание уполномоченных представителей железнодорожных администраций вопрос определения алгоритма и технологии ее применения в работе по организации перевозочного процесса опасных грузов.

Дело в том, что при разработке Таблицы установлены факты наличия в технических условиях на отдельные модели вагонов-цистерн наименований грузов, отсутствующих в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам. Поэтому решено просить железнодорожные администрации, на территории которых находятся разработчики (держатели подлинников) конструкторской документации, поручить им привести наименования грузов в соответствие с наименованиями, указанными в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам.

Утвержден состав рабочей группы Комиссии Совета, которой предстоит заняться подготовкой мер по реализации технических требований к конструкции вагонов для перевозки опасных грузов согласно Приложению 2 к СМГС.

Рассмотрев представленный Комиссией Совета по вопросам безопасности движения проект изменений Единого плана совместных действий по повышению качества узлов и деталей грузовых вагонов, эксплуатируемых в международном сообщении на железных дорогах государств – участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров, Комиссия сочла внесение предложенных изменений на данный момент преждевременным.

Решено просить железнодорожные администрации представить в Дирекцию Совета до 1 июля 2015 года информацию о реализации пунктов Единого плана совместных действий по повышению качества узлов и деталей грузовых вагонов, эксплуатируемых в международном сообщении на железных дорогах государств – участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров, и предложения по его актуализации.

И еще один важный момент. Комиссия предложила дополнить Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств пунктом 2.20. в такой редакции:

«2.20. Приостановка эксплуатации грузовых вагонов допускается по требованию железнодорожной администрации и осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия железнодорожных администраций по организации приостановки эксплуатации грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении» и одновременно исключить пункт 4.14.4.

Участники заседания считают целесообразным рассмотреть данное предложение на совместном заседании рабочей группы по рассмотрению вопросов эксплуатации грузовых вагонов и уполномоченных представителей железнодорожных администраций для совместного решения вопроса о необходимости внесения дополнений и изменений в «Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств» и в «Порядок взаимодействия железнодорожных администраций по организации приостановки эксплуатации грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении».

Традиционно для участников заседания организаторы устроили экскурсию в цеха Тихвинского сборочного завода «Титран-Экспресс», специализирующегося на проведении опытных ремонтов грузовых вагонов и на производстве модернизированного грузового подвижного состава с продлением срока службы. На заводе освоен ремонт и модернизация широкого модельного ряда таких вагонов, их узлов и деталей, а также изготовление колесных пар. «Титран-Экспресс» одним из первых в России получил сертификат ФБУ «РС ФЖТ» на производство модернизированных грузовых вагонов с продлением срока службы.

Для соблюдения всех процедур по ремонту тележек с целью их последующего применения в составе грузовых вагонов, прошедших модернизацию с продлением срока службы, предприятие руководствуется ремонтной документацией, разработанной ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий». Используя тележку, отремонтированную в соответствии с данной документацией, выполняются требования технического регламента таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

С большим интересом осмотрели участники экскурсии и открытый «Тихвинский испытательный центр железнодорожной техники» (ТИЦ ЖТ). Ключевыми направлениями его деятельности являются проведение фундаментальных испытаний как вагонов, так и их составных частей, а также исследовательские работы в сфере железнодорожного транспорта. В настоящее время уже сформирован пакет заказов на ближайшие несколько лет.

Испытательный центр предоставляет услуги по проведению полного комплекса стационарных и ходовых испытаний продукции вагоностроения в рамках оценки прочностных и эксплуатационных характеристик и качества разрабатываемой конструкции, а также подтверждения соответствия обязательным требованиям. Для этого ТИЦ ЖТ оснащен специализированным современным оборудованием, позволяющим проводить все виды испытаний: стендом 3D пространственных динамических и статических испытаний, автоматизированным стендом для испытаний на соударение, а также оборудованием для статических испытаний тележек и их литых частей, прочности вагонов при действии продольных растягивающих и сжимающих сил и усталостных испытаний.

Уникальность 3D-стенда состоит в том, что он позволяет проводить испытания любых комплектующих частей вагонов в области усталости как по существующим методикам, так и по новым с применением пространственного нагружения как наиболее близкого к условиям в реальной эксплуатации. А сам Центр аккредитован на право проведения работ по подтверждению соответствия требованиям Технического регламента ТС (ТР ТС 001/2011) «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

На официальной церемонии открытия испытательного центра присутствовали представители железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», НП «Объединение производителей железнодорожной техники», НП «Совет операторов железнодорожного транспорта», других отраслевых организаций и машиностроительных предприятий.

Как отметил начальник Управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта Дмитрий Шпади, «... открытие нового центра в Тихвине – это важный шаг в развитии испытательной базы отечественного вагоностроения. А уникальный стенд 3D позволяет испытывать литые детали тележек на принципиально ином уровне, который обеспечивает всестороннюю проверку качества их изготовления».

Генеральный директор ТИЦ ЖТ Сергей Дмитриев заявил, что тенденции отечественного вагоностроения диктуют разработчикам и изготовителям железнодорожной продукции жесткие эксплуатационные требования. Это связано с повышением осевой нагрузки вагонов и применением новых конструктивных решений, что требует глубокого и тщательного исследования на этапе отработки конструкции для получения оптимальных параметров. Ведь крупные литые элементы ходовых частей, главным образом боковые рамы, являются наиболее ответственными узлами вагона, недоработки и сбои в технологии их производства могут приводить к нарушению безопасности движения. Именно поэтому одна из ключевых концепций испытательного центра реализована в специализированном 3D-стенде, обеспечивающем доскональное и всестороннее исследование боковой рамы и других элементов тележек и узлов вагонов.

В перспективе, в дополнение к грузовому подвижному составу, на базе ТИЦ ЖТ планируется проведение исследований и испытаний элементов инфраструктуры, тягового подвижного состава, пассажирских вагонов и вагонов метро.

Кроме того, в рамках заседания Комиссии Белорусская железная дорога и Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» объявили о стратегическом партнерстве. В настоящее время на базе всех вагонных депо в Белоруссии созданы сервисные центры по обслуживанию грузовых вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками на инновационных тележках Барбер. Их персонал прошел обучение на предмет технического обслуживания и текущего ремонта такого подвижного состава. Кроме того, с целью оперативной доставки комплектующих для тележек Барбер к месту ремонта организовано их хранение на производственных складах компании «Сатурн-1» в городе Житковичи Гомельской области.

И, наконец, завершающим этапом заседания Комиссии Совета стало подписание итогового протокола в Петербургском государственном университете путей сообщения.

© Евразия Вести V 2015

www.eav.ru