БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Безопасность движения: итоги минувшего года

Итоги работы Южного УГЖДН Ространснадзора в 2014 году подводит заместитель начальника управления – заместитель главного государственного инспектора госжелдорнадзора Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, кандидат технических наук Борис Евгеньевич Копотун.

Не из легким, но плодотворным был 2014 год. Подготовка к XXII зимним Олимпийским играм в Сочи, которые прошли с успехом и ознаменовались победой российских спортсменов, потребовала и от нас не щадить ни сил, ни времени.

Нашим Южным управлением было проведено большое количество контрольно-надзорных мероприятий, нацеленных на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на участках Туапсе – станция Веселый, Адлер – Красная Поляна, Адлер – Аэропорт. Были осмотрены многие объекты. В период проведения Олимпиады Южным УГЖДН Ространснадзора было организовано круглосуточное дежурство наших работников на станции Адлер.

После завершения Игр двум сотрудникам управления министр транспорта Российской Федерации объявил благодарность.

Значимым событием в истории нашей страны стало присоединение Крыма к Российской Федерации. Вновь образованная Крымская железная дорога, расположенная на территории полуострова и города Севастополя, вошла в число наших поднадзорных.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июля 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» Южное УГЖДН Ространснадзора осуществляет контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством России на федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, в девяти субъектах РФ (Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская, Астраханская и Саратовская области, республики Калмыкия, Адыгея, Крым и город Севастополь).

На «нашей» территории – три железные дороги: Северо-Кавказская, Приволжская и Крымская. В ведении Южного управления находится 1728 предприятий, имеющих железнодорожную инфраструктуру, в том числе более трехсот, работающих с опасными грузами, и 293, на которых эксплуатируются 3148 подъемных сооружений, технических устройств, подлежащих учету и контролю по вопросам промышленной безопасности.

В прошлом году инспекторским составом Южного УГЖДН Ространснадзора проведены тридцать обследований и контрольных проверок техустройств, знание правил и норм эксплуатации опасных производственных объектов проверено у 244 работников предприятий. Нашим специалистам на рассмотрение было представлено 87 заключений экспертиз промышленной безопасности.

Аварий и несчастных случаев при эксплуатации опасных объектов в 2014-ом не зафиксировано.

В соответствии с действующим законодательством сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности предоставляются в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности. За непредставление информации в установленные сроки в 2014 году в судебном порядке к административной ответственности привлечено 29 лиц, ответственных за осуществление производственного контроля.

Ежегодно по стальным магистралям нашей страны перевозится свыше миллиарда тонн различных грузов. Значительный сегмент грузооборота приходится на грузы, отнесенные к категории «опасные».

Особо ответственный этап перевозочного процесса – погрузка опасных грузов в подвижной состав и выгрузка их из него, когда возрастает вероятность аварийной ситуации. С целью снижения риска возникновения техногенных катастроф, предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, повышения безопасности движения государством предусмотрена система лицензирования отдельных видов деятельности. Условием осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам с 2001 года являлось наличие специального разрешения (лицензии). В настоящее время эта сфера регламентируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99, постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 21 ноября 2011 г. и Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Правительственным постановлением от 21 марта 2012 г.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона № 99 лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч.1 ст.12, где перечислены все виды деятельности, и в п.п. 27 ч. 1 ст. 12, где говорится о погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. В ч. 2 ст. 1 того же Закона четко указаны 11 видов деятельности, на которые не распространяется действие данного Закона. При этом нигде не оговаривается количество получаемых вагонов с опасным грузом (будь то один вагон в год или сто вагонов в месяц), основной это вид деятельности предприятия или нет, для собственных нужд предприятие получает опасный груз либо для извлечения прибыли.

Ранее выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) лицензии согласно ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128 не отменяют необходимость получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам.

За невыполнение требований Федерального закона № 99 в КоАП РФ предусмотрены меры административного наказания правонарушителей: на юридических лиц – штраф до 400 тысяч рублей, приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В Уголовном Кодексе РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии (согласно п. 1 ст. 171 УК – лишением свободы на срок до пяти лет).

Ежегодно выявляются предприятия, осуществляющие погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам без лицензии. Например, на ООО «Донское газовое общество» неоднократно составлялись протоколы за осуществление деятельности без лицензии. Материалы дела об административном правонарушении передавались в суд. Там принимались решения о привлечении юридического лица к административному наказанию в виде штрафа, но руководитель названной организации продолжает нарушать законодательство. Южное УГЖДН Ространснадзора по сей день ведет судебные тяжбы.

В 2014-ом на поднадзорной территории нашими работниками были выявлены случаи работы без лицензии. По ним составлен 21 протокол об административных правонарушениях, материалы направлены по подведомственности в суды (в 2013 г. – 20 дел). Судами вынесены решения о привлечении виновных к административной ответственности. Была приостановлена деятельность пяти предприятий, наложены административные штрафы на 2,34 млн рублей (в 2013 г. – на 1,24 млн).

За прошлый год на железных дорогах зарегистрировано 13 случаев возгорания тягового подвижного состава и груза в вагонах (в 2013-ом – 10 случаев). Сотрудниками Южного УГЖДН Ространснадзора привлечено к ответственности 188 виновных лиц (в 2013 г. – 170).

За тот же срок нами осуществлено 409 проверок предприятий (в 2013 г. – 393), выявлено 7086 нарушений (в 2013 г. – 5986), принято 1913 запретных мер (в 2013 г. – 1347), руководителям предприятий выдано 320 предписаний (в 2013-ом – 289). По итогам проверок наложено 2634 административных наказания (в 2013 г. – 1845) на общую сумму более 5,5 млн рублей (в 2013 г. – 4,2 млн).

Суровая статистика. Однако не все руководители обеспечивают исполнение предписаний, выданных должностными лицами нашего управления. Так, администрация Тацинского района Ростовской области дважды получала предписание о необходимости определить собственника и запретить движение по автомобильному путепроводу над железной дорогой на перегоне Жирнов – Грачи Северо-Кавказской дороги до приведения в порядок этого сооружения, находящегося в аварийном состоянии. Чиновники предпочитают вести судебные тяжбы с Южным УГЖДН Ространснадзора.

В 2014 году в Южном федеральном округе, в Саратовской области на железных дорогах крушений и аварий не было. Тем не менее, на путях общего пользования допущено 923 события (в 2013 г. – 665), связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации, в том числе 26 сходов подвижного состава (в 2013 г. – 15). На путях необщего пользования случилось 66 сходов (в 2013 г. – 79). Статистика свидетельствует об ослаблении контроля за безопасностью движения на путях общего пользования со стороны руководителей структурных подразделений железных дорог, в частности – службы пути. Основная причина происшествий на путях необщего пользования – недостаточное финансирование содержания инфраструктуры (путевого хозяйства) со стороны собственников предприятий, имеющих на балансе железнодорожные пути.

Цифры свидетельствуют: растет число отцепок грузовых вагонов в пути следования из-за некачественного ремонта. В 2014 году Управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы было проверено предприятие ООО «Вагондормаш». Выявлены грубые нарушения технологии ремонта грузовых вагонов, технического содержания локомотивов и путевого хозяйства. Руководителю предприятия выдано предписание с запретными мерами, в частности – о запрете эксплуатации грузовых вагонов по сети железных дорог РФ, выпущенных из деповского ремонта в 2014-ом, которые он не имел права ремонтировать.

Южное УГЖДН Ространснадзора регулярно проводит совещания по вопросам обеспечения безопасности движения и сохранности вагонного парка с руководителями предприятий – грузоотправителей и грузополучателей, морских портов Азово-Черноморского бассейна. Освещаются нововведения в законодательстве, анализируются примеры транспортных происшествий. С руководителями предприятий Республики Крым и Севастополя проводятся семинары по проблемам перехода на российские законы и вопросам лицензирования на железнодорожном транспорте.

Сотрудники нашего управления ведут постоянный мониторинг состояния безопасности движения на железнодорожном транспорте Южного и Крымского федеральных округов, прилагают максимум усилий к тому, чтобы возвращать в рамки правового поля предприятия, нарушающие законодательство РФ.

© Евразия Вести V 2015

www.eav.ru