ЮБИЛЕИ


…И длится дольше века

В Москве, в Центральном доме культуры железнодорожников прошло торжественное заседание Центрального комитета РОСПРОФЖЕЛ, посвященное 110-летию профсоюза.

В заседании приняли участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, статс-секретарь министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Мицук, генеральный секретарь Международной федерации транспортников Стивен Коттон, генеральный секретарь Европейской федерация транспортников Эдуардо Чагас, представители профсоюзов железнодорожников стран СНГ и Балтии, начальники дорог и руководители дочерних обществ ОАО «РЖД», ветераны. С докладом на пленуме выступил председатель профсоюза Николай Никифоров.

Таким же весенним днем, 110 лет тому назад, в апреле 1905 года представители 11 железных дорог провозгласили создание Всероссийского железнодорожного союза. Этот союз профессионалов, по сути, и стал родоначальником Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей.

– Все эти годы, сменяя названия, обновляя программы действий, профсоюз решал главную задачу – защиту прав и социальных гарантий членов РОСПРОФЖЕЛ, – подчеркнул лидер профсоюза.

О некоторых существенных завоеваниях профсоюза Николай Никифоров сказал с трибуны пленума, его дополнили выступавшие.

За годы деятельности профсоюза непреложным правилом было одно – справедливые экономические требования рабочего человека, выставляющего на рынке труда свои знания, навыки и умения, свои рабочие руки, всегда должны восторжествовать, какие бы мотивы отказа им не подыскивали, какими бы сложными временами не оправдывали, каким бы кризисом не пугали.

Уже летом 1905 года, спустя несколько месяцев после начала стихийного возникновения профсоюзных организаций, работники добились заключения коллективных договоров. Одним из первых коллективный договор был заключен на паровозостроительном заводе Гартмана (г. Луганск, Украина). Помимо прочих в него был внесен пункт о том, что администрация завода не имеет права на принятие любых решений социально-производственного характера без согласия депутатского собрания рабочих.

Принятый в 1922 году, во время перехода к нэпу, первый Кодекс законов о труде молодой советской республики закрепил нормативно-правовой характер коллективных договоров, признав обязательность их соблюдения. И тогда же был подписан первый Генеральный коллективный договор между НКПС и ЦК профсоюза. В условиях, заметьте, которые вроде бы не располагали к решению социальных проблем, когда страна затягивала пояс на фоне разрухи и нового прихода капитализма в Россию.

Но еще куда более ярким может стать другой пример.

У нашей страны никогда не было легких времен, зато в изобилии хватало испытаний. Тяжелейшим из них стала Великая Отечественная война, 70-летие Победы в которой страна отметит уже менее чем через месяц. Выполняя решения Государственного комитета обороны, профсоюз занимался организацией работы под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Но даже в эти годы, когда казалось, что не время под бомбами и артобстрелами решать социальные проблемы людей, профсоюз сумел добиться принятия Советом Народных Комиссаров СССР в марте 1942 года постановления «Об обеспечении продуктами питания в пути следования поездных бригад», которым предусматривалось, что каждый член поездной бригады должен получить перед поездкой дополнительный паек – хлеб, колбасу, сахар, табак. В мае 1942 года по инициативе профсоюза на железных дорогах ввели дополнительное питание для рабочих, перевыполнявших нормы выработки. Так называемое «второе горячее» питание состояло из 50 граммов мяса или рыбы, 50 граммов крупы, 10 граммов жира и 100 граммов хлеба. В норму выдачи по карточкам – это питание не засчитывалось. К концу 1942 года дополнительное питание получали около одного миллиона человек, в 1943-м – 3 миллиона, а в 1945 году – 6 миллионов человек.

Сигнал №16 (777) 23–29 апреля 2015 г.



«Мы с профсоюзом делаем общее дело. Более 90 процентов работников компании – члены профсоюза. Для нас опора на организованные массы рабочих – дополнительный инструмент повышения эффективности управления. Задачи у менеджмента компании и профсоюза разные. Тем не менее, мы нашли правильный баланс между интересами дела и интересами производственников, которые это дело реализуют. Обеспечение стабильности социального мира в сложных экономических обстоятельствах – наша первостепенная задача. Для нас коллективный договор – не формальный документ. Он является директивным для всех руководителей компании, и он исполняется».

Владимир Якунин,
президент ОАО «РЖД»



«В системе транспорта много профсоюзных объединений и организаций. Но легче всего работать с профсоюзом железнодорожников – с одной стороны, он объединяет практически все трудовые коллективы, которые работают в этой сфере, с другой – он работает на созидание, а не на противостояние. Например, это единственный профсоюз из всех наших многочисленных транспортных профсоюзов, который в условиях кризиса поставил себе задачу сохранить людей путем даже снижения денежных выплат. Ряд профсоюзов в это время ставил вопрос об увеличении заработной платы именно из-за кризиса. Поэтому мне кажется, что у РОСПРОФЖЕЛ есть не только перспектива встретить свое 200-летие, но и созидать, продолжая ту перспективную работу, которую он сегодня ведет».

Сергей Аристов,
статс-секретарь министра транспорта Российской Федерации



«Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей – один из крупнейших в мире. Его роль трудно переоценить в международном профсоюзном движении. Деятельность РОСПРОФЖЕЛ особенно важна сегодня, когда из-за политики либерализации, направленной против общественных интересов в угоду частному капиталу, беспардонно попираются права рабочего человека, снижается его заработок, уменьшаются социальные пособия, а охрана труда рассматривается как ненужное бремя.

Европейская федерация транспортников борется за интересы трудящихся, за справедливое распределение производимых ими благ. В этой борьбе нас поддерживает РОСПРОФЖЕЛ – профсоюзный лидер российских железнодорожников, надежная опора рабочего класса в борьбе за социальную справедливость, безопасный труд и достойную заработную плату. С вашей поддержкой мы победим!»

Эдуардо Чагас,
генеральный секретарь Европейской федерации транспортников



«110-летие Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей открывает череду юбилеев профсоюзного движения в России вообще, к 110-летию которого мы подойдем только в октябре. Надо сказать, что взаимодействие между руководством ОАО «РЖД»и РОСПРОФЖЕЛ показывает хороший пример конструктивных взаимоотношений всем другим – тем более что мы живем сейчас в условиях капитализма, зачастую дикого, когда отдельные руководители начинают считать себя хозяйчиками и либо начинают уничтожать профсоюзы, либо пытаются создать вместо них нечто «карманное».

Михаил Шмаков,
председатель Федерации независимых профсоюзов России



© Евразия Вести V 2015

www.eav.ru