ИНФРАСТРУКТУРА


Эффективность работы путевого комплекса инфраструктуры

Руководство ОАО «РЖД» постоянно уделяет огромное внимание инфраструктурному комплексу. Центральная дирекция инфраструктуры является крупнейшим филиалом в Компании, а это значит, что от качества работы каждого подразделения ЦДИ, от личного вклада каждого работника инфраструктурного комплекса во многом зависит результат деятельности всего холдинга.

Об эффективности работы путевого комплекса Центральной дирекции инфраструктуры, оказывающего неоспоримое влияние на безопасность движения, скорость и своевременность перевозок грузов и пассажиров, мы попросили рассказать начальника ЦДИ – филиала ОАО «РЖД» Владимира Николаевича Супруна.

Конечно же я, в первую очередь, не могу не отметить то особое место, которое занимает в нашей вертикали путевой комплекс. На долю хозяйства пути и сооружений приходится порядка 70-74% основных фондов дирекции, до 48% расходов по перевозочным видам деятельности и порядка 47% персонала по всем видам деятельности Центральной дирекции инфраструктуры.

В 2015 году основным приоритетом для путевого хозяйства определена организация круглогодичного ремонта инфраструктуры по технологии закрытого перегона. Наша цель – выполнение ремонта комплексно, с выполнением работ по всем хозяйствам и открытием движения с проектными скоростями.

Сегодня вся Европа ремонтирует инфраструктуру исключительно по технологии закрытых перегонов. Мы же в отдельных случаях ремонтируем перегоны в режиме коротких «окон» на протяжении до 7-ми месяцев. В качестве положительного примера приведу выполнение модернизации первого главного пути перегона Кузьма – Кабалуд Пермского региона Свердловской железной дороги в период с 8 по 12 сентября 2014 года по технологии закрытого перегона в круглосуточном режиме. На фронте работ было задействовано 30 хозяйственных поездов, включая 7 хоппер-дозаторных «вертушек», работу которых обеспечивали 241 машинист, 340 монтеров пути, а также работники смежных служб. Средняя выработка путевых машин составила 1800 метров в сутки. Такая концентрация техники и специалистов позволила за отведенное время модернизировать верхнее строение пути протяженностью 8,9 км с выполнением полного комплекса работ и открыть отремонтированный путь перегона для движения поездов на 20 минут раньше запланированного времени с установленной скоростью движения пассажирских поездов – 100 км/час, грузовых – 80 км/час.

Уверен, что положительный опыт коллектива Свердловской железной дороги по организации и проведению ремонтно-путевых работ по технологии закрытого перегона получит дальнейшее распространение и станет примером в организации пропуска поездов при ремонте и модернизации инфраструктуры, в том числе – на участках с высокой грузонапряженностью и пассажирским движением.

Внедрение технологии выполнения работ в осенне-зимне-весенний период позволяет равномерно загрузить работников ремонтного и инфраструктурного комплекса и использовать их в течение года, а так же уйти от ремонта на пассажирских ходах в летний период массовых пассажирских перевозок. По этой технологии в осенне-зимний период 2013-2014 и 2014-2015 годов отремонтировано соответственно 1080,5 км (21%) и 400 км (11%) годового плана замены рельсошпальной решетки.

Данная технология становится просто жизненно необходимой в рамках реализации решений, принятых в феврале 2014 года на заседании научно-технического совета ОАО «РЖД», посвященному развитию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Восточного полигона является необходимым условием для обеспечения сбалансированного экономического развития страны, формирования внутренней производственной базы, реализации промышленного потенциала, расширения внешнеэкономических связей и обеспечения целостности и безопасности государства. Именно поэтому, безусловно, для ОАО «РЖД» развитие инфраструктуры Транссиба и БАМа является одним из главных приоритетных направлений деятельности.

В рамках реализации программы мы получили значительное увеличение объемов реконструкции (модернизации) на дорогах Восточного полигона (Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальневосточная ж.д.), где в сравнении с 2014 годом объем работ возрос на 43 %, и составляет 1218 км, а в следующем году составит более 1350 км. Выполнение работ по ранее применяемой технологии летне-путевых работ освоить эти объемы будет практически невозможно.

Отдельно следует сказать о внедрении методологии УРРАН. Эта методология все глубже входит в технологию работы Центральной дирекции инфраструктуры. Одной из ключевых целей внедрения УРРАН в путевом комплексе является – создание системы поддержки принятия управленческих решений по управлению рисками, ресурсами, надежностью и безопасностью объектов путевой инфраструктуры на стадиях жизненного цикла.

Важнейшей задачей при этом является – создание инструмента анализа эффективности функционирования объектов путевой инфраструктуры с учетом снижения стоимости жизненного цикла за счет перераспределения ресурсов при условии обеспечения требуемого уровня эксплуатационной надежности и безопасности движения.

Распоряжениями ОАО «РЖД» от 18.01.2013 № 75р и от 30.12.2013 № 2954р утверждены «ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути» (далее – ТУ) в которые были включены дополнительные критерии выбора участков, подлежащих ремонту с учетом методологии УРРАН: – частота отказов элементов пути в шт. в год/км, прямые затраты на текущее содержание пути (коэффициент прямых расходов) и индекс предотказов.

В целях оптимизации расходов, в условиях ограничения финансирования на ремонт и оздоровление инфраструктуры нами впервые были разработаны алгоритмы расчета и формирования плана реконструкции, среднего и планово-предупредительного ремонта пути в Системе оценки прогнозного состояния объектов инфраструктуры (СОПС) ЕКАСУИ на основе имеющихся паспортных данных состояния пути и вышеперечисленных критериев УРРАН. Формирование плана по видам ремонта производится для каждой железной дороги отдельно в автоматизированном виде. По результатам расчета Программа выбирает участки пути с повышенными затратами на текущее содержание пути и большой долей отказов и составляет реестр участков, подлежащих ремонтам в порядке убывания индекса назначения ремонта от 1,0 до 0,5, что должно являться основным элементом формирования Программы ремонтов. Отныне данный подход станет основным принципом при формировании Программы ремонтов инфраструктуры на краткосрочный и долгосрочный периоды.

Кроме того, важным инструментом для повышения эффективности эксплуатации железнодорожного пути является рельсовое хозяйство.

Немаловажным фактором, продлевающим срок службы рельсов, является применение 100-метровых рельсов, которые позволяют снижать количество сварных стыков, а значит, существенно снижать воздействие на подрельсовое основание. Перед путевым комплексом поставлены задачи:

– повышение срока службы рельсов до 1500 млн тонн брутто (2020 год) и до 2500 млн тонн брутто (2030 год), в первую очередь за счет:

– применения рельсов мирового уровня и с увеличенной высотой головки;

– применения высокоэффективных малообслуживающих типов скреплений;

– скоростного шлифования рельсов в пути;

– фрезерования рельсов в пути.

С точки зрения применения инновационных материалов верхнего строения пути, второй, важной задачей является скорейшее внедрение щебня I категории фракции 30-60 мм повышенной прочности для балластного слоя железнодорожного пути, в первую очередь для участков высокоскоростного движения Москва – Санкт-Петербург – Бусловская и Москва – Нижний Новгород, а также для участков с высокой грузонапряженностью.

В 2015 году в условиях оптимизации расходов на модернизацию железнодорожного пути использование щебня I категории по ГОСТР Р 54748 – 2011 планируется только на направлении Москва – Санкт-Петербург.

Другим направлением повышения стабильности балластной призмы является использование полимеров для закрепления щебня от подъема (вспучивания) на участках высокоскоростного движения и в кривых малых радиусов, для повышения сопротивления сдвигу рельсошпальной решетки и устойчивости бесстыкового пути. Имеющейся опыт подтверждает эффективность этих решений.

В 2015 году получили дальнейшее развитие технологии использования цифровой модели пути и внедрение на этой основе комплексной системы проектирования, строительства и реконструкции инфраструктуры с использованием координатных методов. Важнейшим эффектом данной технологии является обеспечение условий для постановки пути в проектное положение на стадии ремонта и затем, при его расстройстве в процессе эксплуатации, возвращение в первоначальное положение.

В 2014 году мы отработали по этой технологии на двух перегонах линии Санкт-Петербург – Москва на протяженности 23,5 км, в том числе на закрытом для движения поездов перегоне. В 2015 году планируем выполнить по этой технологии модернизацию пути с использованием координатных методов на 94 км уже трех дирекций инфраструктуры с закрытием перегонов для движения поездов: Октябрьской, Московской, Юго-Восточной.

В ноябре 2014 года на ст. Орехово-Зуево Московской дирекции инфраструктуры нами уложен и в данный момент осуществляется его подконтрольная эксплуатация инновационного стрелочного перевода для тяжеловесного движения типа Р65 марки 1/11 производства фирмы ФОССЛО, гарантийный срок эксплуатации которого заявлен 500 млн т/брутто. При положительных результатах опытной подконтрольной эксплуатации будет принято решение о внедрении инновационной технологии производства данных стрелочных переводов на отечественных стрелочных заводах.

Еще одним направлением деятельности по совершенствованию производственной эффективности является реализация мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В ОАО «РЖД» разработан целый комплекс технологических и организационно-технических мер, направленных на экономию топливно-энергетических ресурсов.

Так, в 2015 году в путевом хозяйстве Центральной дирекции инфраструктуры разработано более 20 мероприятий, таких как оптимизация режимов работы электрообогрева стрелочных переводов, внедрение технических средств лубрикации, повышение эффективности использования средств малой механизации, применение энергоэкономичных светильников, внедрение светодиодной техники, замена ламп накаливания на компактные люминесцентные, повышение энергетической эффективности технологических процессов и объектов инфраструктуры, установка приборов учета энергоресурсов, техническое перевооружение объектов воздухоснабжения, модернизация воздуховодной сети и компрессорного оборудования, оптимизация режимов работы автотранспорта и т.д. Выполнение данных мероприятий позволит съэкономить расходы более чем на 2 млрд рублей.

Структурные подразделения хозяйства пути активно участвуют в программе «Бережливое производство». В 2014 году охват составил 287 дистанций пути, в 2015 году 341 дистанций пути и дистанций инженерных сооружений.

Оперативными рабочими группами структурных подразделений пересматриваются технологические процессы и нормативы технического содержания объектов хозяйства пути.

Наиболее значимый эффект от реализации проектов бережливого производства достигается за счет внедрения технологий и инструментов бережливого производства в технологические процессы текущего содержания пути. Например, проект Сургутской дистанции пути (ПЧ-31) Свердловской дирекции инфраструктуры, победителя конкурса 2014 года, – «Сокращение продолжительности «окна» по укладке рельсовых плетей за счет сварки уравнительных пролетов в условиях дистанционных мастерских».

Так же заслуживает внимания и тиражирования на сеть проект Саратовской дистанции пути (ПЧ-11) Приволжской дирекции инфраструктуры – «Повышение срока эксплуатации стрелочных переводов». В целях снижения дефектности стрелочных переводов (ремкомплектов и крестовин) в дистанции пути установлено ежемесячное проведение профилактических работ по шлифовке остряков и крестовин – 1-ю и 3-ю пятницу каждого месяца. Результатом явилось продление срока службы металлических частей на 15% за счет шлифовки металлических частей и снижения количества укладки новых крестовин и ремкомплектов.

Победителями конкурсов ОАО «РЖД» «Бережливое производство» в 2012, 2013 и 2014 годах стали Вологодская дистанция пути (ПЧ-15 Хромцов Сергей Вячеславович) Северной дирекции инфраструктуры, Черемховская дистанция пути (ПЧ-5 Созыкин Евгений Николаевич) Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры и Сургутская дистанция пути (ПЧ-31 Багаев Анатолий Алексеевич) Свердловской дирекции инфраструктуры, которые в качестве поощрительных призов получили автомобильные летучки повышенной проходимости на базе автомобиля «КАМАЗ».

О планах и задачах усиления текущего содержания пути на 2015 год.

Во-первых, в 2015 году для выполнения планово-предупредительной выправки пути Управлением механизации сформировано в дирекциях инфраструктуры 124 комплекса путевых машин, в т.ч. с ведущей высокопроизводительной машиной Дуомат 108 комплексов, что обеспечит выполнение работ в полном объеме, согласно утвержденному директивному графику. При этом объем планово-предупредительной выправки пути увеличился в сравнении с 2014 годом на 10940 км и составил 33000 км при средней продолжительности «окна» не менее 4-5 часов.

Во-вторых, в целях повышения скоростей грузовых поездов, имеющих в составах порожние вагоны с низкой устойчивостью в кривых участках при скоростях свыше 60 км/час, разработана Программа оздоровления кривых участков пути в рамках ремонтных работ, а также при текущем содержании, обеспечивающую отмену ограничений скоростей для порожних вагонов. (Справочно: на 01.04.2015 на сети действуют ограничения до 60 км/час для порожних вагонов на 6400 км плюс для порожних цистерн на 132 км).

В-третьих, для повышения надежности бесстыкового пути разработана Программа устранения вставок на деревянных шпалах на бесстыковом пути. Изначально она была утверждена на 2013-2016 годы. Однако по результатам работы 2013 года мы пересмотрели Программу с целью завершения работ в 2015 году.

Реализация намеченных планов и задач позволят обеспечить эффективную работу инфраструктурного комплекса компании в 2015 и последующих годах.

© Евразия Вести VII 2015

www.eav.ru