БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Безопасность движения на железнодорожных переездах

Вопросам состояния безопасности движения в отрасли постоянно уделяется самое серьезное внимание.

О текущем положении дел и инициативах ЦДИ – филиала ОАО «РЖД» по сокращению количества дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах России мы попросили рассказать исполняющего обязанности начальника отдела безопасности движения на железнодорожных переездах Управления пути и сооружений ЦДИ – филиала ОАО «РЖД» Максима Геннадьевича Морозова.

Одной из существующих многолетних проблем является безопасность движения на железнодорожных переездах.

В настоящее время на сети железных дорог насчитывается 10 882 железнодорожных переезда, из них 2331 обслуживаются дежурным работником.

Низкая дорожно-транспортная дисциплина водителей, которые грубо нарушают Правила дорожного движения при проезде через железнодорожные переезды, является основной проблемой, связанной с обеспечением безопасности на железнодорожных переездах. Данная проблема также усугубляется ежегодным приростом автотранспортных средств, количество которых за последние 5 лет увеличилось на 21%, при этом количество переездов за указанный период снизилось на 4%

Только за прошедший период 2015 года на железнодорожных переездах ОАО «РЖД» уже произошло 139 дорожно-транспортных происшествий в результате которых пострадали 135 человек, из которых 30 человек погибли. Особую тревогу вызывает 41 случай столкновения автотранспорта с пассажирскими и пригородными поездами, когда под угрозу была поставлена жизнь и здоровье пассажиров. Кроме этого необходимо обратить внимание на 3 случая схода подвижного состава при столкновении транспортных средств на железнодорожных переездах, при чем все они в пассажирских и пригородных поездах.

В среднем на сети железных дорог ОАО «РЖД» в год происходит более 200 дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах и за период с 2003 по 2014 год суммарное их количество составило 3022 случая.

Несмотря на совместные усилия ОАО «РЖД» во взаимодействии с ГИБДД и администрациями субъектов Российской Федерации в части проведения разъяснительно-профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах как в автотранспортных предприятиях, так и непосредственно с водителями транспортных средств на железнодорожных переездах, должного результата не достигнуто и транспортная дисциплина водителей не улучшается. Основным видом нарушений Правил дорожного движения РФ при проезде через железнодорожные переезды является выезд на запрещающий сигнал переездной сигнализации.

Так, 18.06.2015 в 17 часов 30 минут на регулируемом, необслуживаемом дежурным работником железнодорожном переезде 264 км перегона Прохоровка – Ржава Юго-Восточной дирекции инфраструктуры при исправно действующей автоматической переездной сигнализации допущено столкновение пригородного электропоезда сообщением «Белгород – Курск» с грузовой автомашиной марки «ВОЛЬВО» с полуприцепом водитель которой выехал на переезд при запрещающих показаниях переездной сигнализации, в непосредственной близости от приближающегося поезда.

В результате ДТП произошел сход первых 3-х вагонов, один из которых опрокинулся на бок, остальные в сходе всеми колесными парами, пострадали 7 человек (2 – члены локомотивной бригады, 5 – пассажиры электропоезда).

Водитель же объяснил свое нарушение просто – ему надо было в точно определенное время доставить груз, поэтому он спешил и при выезде на железнодорожный переезд не обратил внимания ни на запрещающие показания переездых светофоров, ни на приближающийся электропоезд.

Вопросам обеспечения безопасности движения в ОАО «РЖД» уделяется самое серьезное внимание.

Работниками, обслуживающими железнодорожные переезды, по итогам работы за 2014 год выявлено и зафиксировано более 39 тысяч нарушений со стороны водителей автотранспортных средств при проезде через железнодорожные переезды. Но при этом необходимо учесть, что количество переездов, обслуживаемых дежурным работником, составляет всего лишь 21% от общего их числа и из-за пробелов в действующем законодательстве и отсутствии постоянной возможности дежурства сотрудников ГИБДД на железнодорожных переездах, лишь 18,5% нарушителей привлечено к административной ответственности.

Наиболее эффективной мерой повышения дисциплины водителей и обеспечения неотвратимости наказания за допускаемые ими правонарушения является автоматическая фиксация нарушений Правил проезда железнодорожных переездов с последующей передачей сведений в центры автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД для привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств.

Об этом свидетельствуют и результаты эксплуатации комплексов автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения, установленных на 13-ти железнодорожных переездах в Московской области которыми в 2014 году зафиксировано свыше 10,7 тысяч административных правонарушений.

По инициативе ОАО «РЖД» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации по административным правонарушениям в части ужесточения ответственности за нарушение Правил дорожного движения при проезде железнодорожных переездов с 1 сентября 2013 г. (ужесточена ответственность водителей транспортных средств по ст. 12.10 КоАП в части 1 до 1000 руб. административного штрафа (500 руб. до внесения изменений). Данная работа продолжается и в настоящее время.

В 2014 году за счет федерального бюджета и других источников финансирования владельцами автомобильных дорог построено 12 путепроводов в местах одноуровневого пересечения железных и автомобильных дорог.

ОАО «РЖД» готово оказывать всестороннюю поддержку в рамках своей компетенции, так 25 марта 2013 года подписано совместное соглашение между ОАО «РЖД» и Правительством города Москвы по строительству путепроводов взамен железнодорожных переездов. На 1 этапе данного соглашениея предусмотрено строительство 11 автомобильных путепроводов через железнодорожные пути (10 – на автомобильных дорогах регионального значения, 1 – на автомобильной дороге федерального значения «М-1») за счет средств федерального и регионального бюджетов. Планируемые сроки реализации 1 этапа соглашения – до 2017 года.

С целью снижения рисков возникновения транспортных происшествий на железнодорожных переездах ОАО «РЖД» проводит работу по закрытию малодеятельных железнодорожных переездов, а также переездов находящихся в створе построенных автодорожных путепроводов. Так в 2014 году на сети дорог было закрыто 63 железнодорожных переезда, в 2015 году планируется закрыть 32.

Ежегодно ОАО «РЖД» проводит массовые мероприятия направленные на повышение безопасности движения на железнодорожных переездах и укрепление дорожной дисциплины. Так в текущем году была поддержана инициатива Международного железнодорожного сообщества, Комиссии Европейского Союза и Европейской экономической комиссии ООН и 3 июня 2015 года организован и проведен Международный день безопасности на железнодорожных переездах, который также был проведен еще более чем в 40 странах мира. ОАО «РЖД» активно участвует в данном мероприятии начиная с 2009 года. Данное мероприятие так же было поддержано и ГУ ОБДД МВД России. На переездах сети дорог в этот день было организовано проведение профилактических рейдов совместно с представителями органов ГИБДД. И как результат на всей сети железных дорог в этот день не допущено ни одного ДТП.

Для повышения уровня безопасности движения поездов и автотранспортных средств при проследовании через железнодорожные переезды Центральной дирекцией инфраструктуры производится работа по оборудованию железнодорожных переездов противотаранными устройствами. Характерной особенностью данного устройства является то, что оно перекрывает всю проезжую часть и может выдержать удар движущегося автотранспортного средства весом до 10 тонн при скорости 40 км/ч.

За период с 2011 по 2014 годы ПТУ были установлены на 73 переездах линий скоростного сообщения направлений Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Бусловская, Москва – Нижний Новгород. В 2015 году данная работа продолжается, и установка ПТУ запланирована еще на 16 переездах. Кроме этого в 2015 году компанией выделены средства в размере 100 млн рублей для проведения работ по капитальному ремонту железнодорожных переездов.

В марте 2015 года по инициативе ОАО «РЖД» положительно решился вопрос об образовании межведомственной рабочей группы по обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах при Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в состав которой вошли представители различных Министерств и ведомств, а также вице-президенты ОАО «РЖД» А.В. Целько и Ш.Н. Шайдуллин первое заседание которой было проведено 14 июля 2015 года.

Железнодорожный переезд – это точка пересечения общественных интересов и заниматься этой проблемой должна не только компания «РЖД», но и местные власти, государственные ведомства. В одиночку ей эту проблему не решить, сегодня настало время для принятия совместных решений.

© Евразия Вести VII 2015

www.eav.ru