БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Риск на дороге - дело не благородное

Железнодорожный переезд один из сложных и опасных участков дороги, требующий сосредоточенности, внимания и строгого соблюдения Правил дорожного движения.

О том, как решаются важнейшие вопросы по повышению безопасности на железнодорожных переездах Свердловской железной дороги, пойдет речь в статье главного инженера службы пути Свердловской дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Андрея Ильдаровича Даутова.

На эксплуатируемых пересечениях железных и автомобильных дорог ОАО «РЖД» разрабатываются и реализуются перспективные технические решения, направленные на обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспортных средств и железнодорожного подвижного состава. Вводятся в эксплуатацию охраняемые переезды, устройства заградительные переездов, шлагбаумы, светодиоды, заградительные барьеры, камеры видеонаблюдения и др. Целью данной работы является поиск наиболее оптимальных способов обеспечения безопасности на ж.д. переездах.

Повышение безопасности движения на железнодорожных переездах

Проблема безопасности на железнодорожных переездах наиболее эффективно решается путем строительства развязок в разных уровнях, однако по экономическим причинам это не везде возможно. Поэтому в 90-х годах была поставлена задача по созданию устройства заграждения переезда (УЗП), способного повысить безопасность движения поездов при проследовании через переезды обслуживаемые дежурным работником. Основным требованием при его разработке являлось обеспечение возможности предотвращения несанкционированного въезда машины нарушителя на огражденный переезд и обеспечение безопасного выезда автотранспорта, оказавшегося на переезде после его ограждения.

Разработка такого устройства началась в УО ВНИИЖТ в 1995 году и с 1997 года по настоящее время производится его установка на железнодорожных переездах сети дорог.

Применение УЗП на переездах дисциплинирует водителей, дает стабильное снижение аварийности, позволяет избегать аварий с наиболее тяжелыми последствиями. Несмотря на то, что УЗП оборудованы не все переезды обслуживаемые дежурным работником, на них за последние 10 лет достигнуто снижение аварийности приблизительно в четыре с половиной раза.

В настоящее время, согласно статистическим данным, основная масса дорожнотранспортых проишествий (ДТП) с тяжелыми последствиями происходит на переездах не обслуживаемых дежурным работником.

В связи с этим появилась необходимость в разработке универсального защитного устройства (УЗПУ), которое можно использовать на регулируемых переездах как с дежурными, так и без дежурных работников.

УЗПУ включает в себя комплекс устройств, которые совместно с автоматической переездной сигнализацией (АПС) предотвращают несанкционированный въезд транспортных средств (ТС) на железнодорожный переезд при приближении поезда и предупреждает машиниста о наличии опасного препятствия на переезде и обеспечивает:

– ограждение переезда при вступлении поезда на участок приближения с помощью модернизированных вандалоустойчивых заградителей УЗм с повышенными прочностными, нагрузочными, заградительными характеристиками за счет конструктивных изменений;

– контроль наличия ТС и посторонних предметов в зоне переезда с помощью вновь разработанных систем обнаружения, основанных на использовании электромагнитной и СВЧ локации, а также компьютерном анализе видеоизображения контролируемых зон;

– блокирование подъема заграждающего элемента УЗм при нахождении в его зоне ТС, а также беспрепятственный выезд ТС, оставшегося на огражденном переезде;

– автоматическое речевое информирование участников дорожного движения на переезде о приближающемся поезде;

– автоматическое формирование команды остановки поезда, при нахождении на путях или в зоне габарита приближения строений «С» неподвижного ТС, оставшегося на переезде после его ограждения;

– ручное дистанционное управление с автоматизированного рабочего места с возможностью дистанционного контроля положения заграждающих элементов и исправности систем, входящих в состав УЗПУ;

– снятие ограждения переезда после проследования поездом участка приближения;

– постоянный видеоконтроль всей зоны переезда двумя видеокамерами, установленными с двух сторон переезда;

– автоматическую цифровую запись видеоизображений зоны переезда при получении сигнала извещения о приближающемся поезде до момента его снятия, а также при нарушении целостности устройств, входящих в состав УЗПУ;

Опытный образец УЗПУ, разработанный Уральским отделении ОАО «ВНИИЖТ», установлен и введен в постоянную эксплуатацию в декабре 2013 года на переезде 46 км ст. Мраморская Свердловской ж.д.

Система ситуационного контроля переезда

Анализ происходящих аварийных ситуаций на железнодорожных переездах показал необходимость разработки системы ситуационного контроля и автоматической регистрации функционирования оборудования на переезде (ССК).

ССК может эффективно повысить степень дисциплинированности водителей автотранспортных средств, поскольку будет являться дополнительным средством объективного контроля не только за техническим состоянием обустройств переезда, но и за соблюдением водителями автотранспортных средств Правил дорожного движения РФ при проследовании через переезд. Данное устройство можно сравнить с «черным ящиком», который используется в авиационной технике, но при этом обладает более широкими возможностями и позволяет:

– дополнительно контролировать состояние всех переездных устройств и систем по средствам видефиксации ситуаций в зоне переезда;

– предупреждать водителей и пешеходов о приближении поезда;

– оповещать водителей – нарушителей ПДД о факте видеорегистрации нарушения (проезд на запрещающий сигнал светофора);

– дистанционно просматривать видеоархив и журнал тревожных событий, выбирать нужные фрагменты видеоархива и копировать их на съемную флэш-карту для дальнейшего использования.

Применение ССК на переезде позволяет получить информацию о фактах нарушения водителями автотранспорта Правил дорожного движения и достоверно установить причину дорожно-транспортного происшествия при ее возникновении.

Одной из важных особенностей устройств ССК является возможность удаленного доступа к системе через сеть интернет и просмотра текущего видеоизображения и состояния устройств переезда в режиме реального времени, а также архива записанной информации в течение не менее пятнадцати суток с момента начала записи.

На Свердловской железной дороге устройствами ССК в настоящее время оборудовано два переезда.

Проблема безопасности движения на железнодорожных переездах должна находиться в центре внимания не только ОАО «РЖД» и его филиалов, но и всех уровней правоохранительных органов, администраций субъектов РФ и руководителей транспортных предприятий. Необходимо сформировать в обществе мнение о недопустимости любых нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации при проследовании через железнодорожные переезды. Каждый водитель должен понимать свою ответственность за жизнь и здоровье людей: не только пассажиров автомобиля, но и пассажиров поезда, работников локомотивных и поездных бригад. В этом случае удастся снизить число происшествий на железнодорожных переездах, каждый год уносящих жизни десятков людей.

© Евразия Вести VII 2015

www.eav.ru