ПУТЕВОЙ КОМПЛЕКС


Рельсовая комиссия отметила юбилей в Новокузнецке

На состоявшемся 130-ом заседании НП «Рельсовая комиссия», старейшего и наиболее авторитетного мероприятия отрасли путевого хозяйства. Форум прошел при поддержке ОАО «РЖД» и компании ЕВРАЗ.

«Рельсовая комиссия» впервые примерила на себя международный формат, став площадкой для обмена опытом среди лидеров железнодорожной отрасли, в том числе компаний-производителей, операторов и сервисные организациях.

Провести юбилейное мероприятие организаторы решили в Новокузнецке, где находится одно из самых современных в мире рельсовых производств – рельсобалочный цех ЕВРАЗ Западно-Сибирского металлургического комбината. Экскурсия на предприятие предваряла старт работы «Рельсовой комиссии». Ведущие российские и зарубежные специалисты посетили рельсобалочный цех, оценили масштаб производства и возможности нового оборудования. Далее настало время обмена опытом и мнениями. За два дня заседаний эксперты обсудили перспективы развития железных дорог, новые технологические решения для рельсового производства и потенциал для совершенствования региональной транспортной инфраструктуры.

«Рельсовая комиссия» сегодня определяет вектор развития рельсовой промышленности на ближайшие годы, что предопределено солидным составом входящих в нее организаций. В 2014 году в заседании приняли участие представители ОАО «РЖД», Министерства транспорта РФ, Министерства регионального развития РФ, а также ЕВРАЗ, Alstom, Siemens, NipponSteel, Mitsui&Co., JFESteel, SNCF, VALE, UnionPacific, «Мечел-Сталь», «Уральский институт металлов», ВНИИЖТ, «Метро» и многие другие крупнейшие российские и зарубежные компании отрасли.

Всего в работе Комиссии были заняты более 150 руководителей и ведущих экспертов российских и зарубежных компаний производителей и потребителей железнодорожной продукции. Свои доклады представили начальники подразделений Voelstalpine (Австрия), NipponSteel (Япония), NDTTechologiesInc. (Канада), ОАО «ВНИИЖТ», «Института химии твердого тела и механохимии СО РАН». В своих выступлениях спикеры коснулись тем испытаний, эксплуатации и ремонтов рельсов, улучшения качества рельсовой стали, сварки рельсов, экономики жизненного ресурса рельсов.

Особое внимание участники конференции уделили обсуждению инноваций в сфере путевого хозяйства и возможностей совершенствования характеристик рельсового проката. Эксперты отрасли поделились собственными наработками и результатами исследований. Одной из главных новостей стало заявление ЕВРАЗа о планах освоения производства дифференцированно-термоупрочненных рельсов низкотемпературной надежности, ориентированных на эксплуатацию в условиях Крайнего Севера. Технология, которая не имеет аналогов на мировом рынке, уже разработана специалистами ЕВРАЗа.

ЕВРАЗ ЗСМК с 2003 года производил рельсы низкотемпературной надежности, объемно-закаленные с повторного нагрева. Эти рельсы обладали повышенной эксплуатационной стойкостью при низких температурах и успешно использовались в разных районах России – на Севере, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. После реконструкции рельсобалочного цеха ЕВРАЗ ЗСМК в 2013 году и отказа от использования объемной закалки перед специалистами комбината была поставлена задача по освоению дифференцированно-термоупрочненных рельсов низкотемпературной надежности, по качеству не уступающих своим объемно-закаленным предшественникам. Однако отличительная черта дифференцированной закалки с прокатного нагрева – крупнозернистая структура рельсовой стали, что отрицательно сказывается на хладостойкости. Именно из-за этого фактора ранее никому из производителей рельсов не удавалось достичь необходимых параметров для производства низкотемпературных рельсов по технологии дифференцированной закалки с прокатного нагрева.

Специалисты ЕВРАЗ ЗСМК нашли выход из положения, разработав специальную марку стали и специальный режим горячей прокатки, при котором были освоены рельсы с необходимыми параметрами ударной вязкости (именно она характеризует способность рельсов противостоять хрупкому разрушению при низких температурах) при минус 60 градусов С.

Работы по освоению дифференцированно-термоупрочненных рельсов низкотемпературной надежности стартовали в декабре 2013 года, а уже в январе 2015 ЕВРАЗ ЗСМК получил сертификат на рельсы категории ДТ350 низкотемпературной надежности от Регистра по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

Новые рельсы предназначены для эксплуатации в условиях холодного климата при температуре до –60 0С. Повышенная хладостойкость при отрицательных температурах увеличивает эксплуатационный ресурс рельсов, что позволяет снизить затраты на обслуживание путей, а также повысить безопасность движения. Длина новых рельсов может варьироваться от 8 до 100 метров.

В апреле 2015 ЕВРАЗ начал поставки рельсов низкотемпературной надежности в адрес ОАО «РЖД». ЕВРАЗ ЗСМК отгрузил более 4 тыс. тонн рельсов для Западно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог. До конца 2015 года ЕВРАЗ планирует отправить на железные дороги России более 50 тыс. тонн этой продукции.

Рельсы низкотемпературной надежности – последняя разработка в обновленном портфеле железнодорожной продукции ЕВРАЗа. 2014 год стал для компании настоящим прорывом. Открытый после реконструкции рельсобалочный цех, оснащенный самым современным оборудованием, вышел на производственную мощность; специалисты освоили новую технологию дифференцированной закалки и несколько новых профилей рельсов. Историческим событием стало начало производства первых в истории России стометровых рельсов. В конце весны первая партия длинных рельсов отправилась на Октябрьскую железную дорогу. Летом ЕВРАЗ получил сертификат еще на два вида рельсов: ДТ350 СС с улучшенными геометрическими параметрами для скоростного совмещенного движения и ДТ370 ИК с повышенной износостойкостью и контактно-усталостной прочностью для сложных участков маршрутов.

Освоение видов рельсов, предназначенных для эксплуатации в определенных условиях, позволит повысить эффективность обслуживания железнодорожных путей, снизить число ремонтов, повысить уровень безопасности и комфорта. Специалисты ЕВРАЗа продолжают освоение востребованных в России видов железнодорожного проката. В будущем компания планирует освоить рельсы с увеличенной высотой головки, которая позволит производить больше шлифовок для устранения трещин, ведущих к разрушению рельса, и, соответственно, продлить срок службы рельсов. Еще одна перспективная категория рельсов – бейнитные. Они также обладают повышенной эксплуатационной стойкостью, достигаемой за счет сочетания повышенной прочности и пластичности.

Помимо расширения портфеля продуктов, специалисты комбината ведут постоянную работу по совершенствованию качества железнодорожного проката. Сотрудничество с ОАО «РЖД», ведущими научными институтами, лучшими российскими и зарубежными экспертами, в том числе в рамках работы «Рельсовой комиссии», позволяет лучше понимать потребности заказчиков и максимально оперативно на них реагировать, а также быть в постоянном диалоге с коллегами и интегрировать лучшие мировые практики в свою деятельность.

© Евразия Вести VII 2015

www.eav.ru