ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Техническое регулирование: проблемы и решения

При формировании евразийского экономического союза важнейшим аспектом является унификация единых норм и требований для сложных техническим систем. Вопросами технического регулирования в ОАО «РЖД» занимается Департамент технической политики, который, совместно с отраслевыми специалистами, учеными, экспертами, международными партнерами и промышленностью, систематизирует эту работу, имеющюю большое значение для работы всего железнодорожного транспорта.

Единая система технического регулирования является важнейшей основой для обеспечения технологической совместимости движения железнодорожного транспорта, а также важным фундаментом для интеграции транспортных инфраструктур при реализации межгосударственных проектов. В настоящее время наиболее общая и комплексная интеграция в области технического регулирования активно осуществляется на уровне Таможенного союза трех стран: Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, преобразованного с 1 января 2015 г. в Евразийский экономический союз, к которому также присоединились Армения и Киргизия.

Работа в области технического регулирования в рамках Таможенного союза (далее – ТС) началась с подписания в 2010 г. Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации. В соответствии с ним и согласно графику разработки первоочередных технических регламентов ТС были подготовлены технические регламенты в сфере железнодорожного транспорта: «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Указанные технические регламенты были утверждены решением Комиссии ТС от 15 июля 2011 г. № 710 и вступили в силу через три года с даты официального опубликования – 2 августа 2014 г. В сфере технического регулирования железнодорожного транспорта в Таможенном союзе принята российская модель, в которой технические регламенты распространяются только на новую или модернизированную продукцию, выходящую в обращение на рынке, а требования к процессу эксплуатации железных дорог утверждаются на национальном уровне.

В целях постепенного перехода на обязательные требования 2 декабря 2013 г. было принято Решение Евразийской экономической комиссии № 285, которым изменены переходные положения. Окончательный переход на единые требования технических регламентов установлен с 1 августа 2016 г., в том числе продукции, ранее не подлежавшей обязательной оценке. До 1 августа 2016 г. обеспечена возможность производства и выпуска в обращение железнодорожного подвижного состава, высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами ТС и ЕЭП или законодательством государства-члена ТС, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия этой продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до 2 августа 2014 г.

В связи с введением в действие технических регламентов Таможенного союза и не применения иных обязательных требований, Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 827 было отменено действие национальных технических регламентов в области железнодорожного транспорта.

В настоящее время интеграционные процессы в рамках Таможенного союза продолжаются. На сегодня основные события, происходящие в рамках новой структуры – Евразийского экономического союза, созданной де-юре 1 января 2015 г., связаны со вступлением в него новых участников: Армении и Киргизии.

Так, в декабре 2014 г. завершился процесс ратификации Договора о вступлении Армении в ЕАЭС, на стадии завершения ратификация Договора о вступлении Киргизии в ЕАЭС. В связи с вступлением Армении в ЕАЭС было принято решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.04.15 г. № 28 «О порядке введения в действие технических регламентов Таможенного союза в Республике Армения», в частности, определен порядок применения технических регламентов в сфере железнодорожного транспорта.

В соответствии с данным решением документы об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством Армении, выданные или принятые в отношении объектов и элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта, являющихся объектами регулирования технического регламента ТС «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» до 2 января 2016 г. действительны до окончания срока их действия, но не позднее 2 января 2018 г. Объекты и элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта маркируются национальным знаком соответствия Республики Армения. Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Евразийского экономического союза не допускается. С 2 января 2016 г. выдача или принятие документов об оценке соответствия объектов и элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта обязательным требованиям, ранее установленным законодательством республики Армения, не допускается. Подобное решение будет принято в связи с введением в действие технических регламентов Таможенного союза в Киргизии.

Вместе с тем в настоящее время существует необходимость обеспечения единого технического регулирования в области железнодорожного транспорта на «пространстве 1520». Данный процесс осложняет различие национального законодательства государств – участников СНГ в сфере технического регулирования. Важным шагом на пути к гармонизации систем технического регулирования на «пространстве 1520» стало подписание 28 мая 2009 г. Меморандума о сотрудничестве железнодорожных администраций государств – участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520». В целях его реализации Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества была создана рабочая группа из представителей участников Меморандума. С 2010 года состоялось 18 заседаний рабочей группы по реализации Меморандума. Данной рабочей группой был подготовлен проект Соглашения о проведении согласованной политики государств – участников СНГ в области технического регулирования на железнодорожном транспорте, которым предусматривалось принятие технических регламентов «О безопасности железнодорожного подвижного состава на пространстве 1520», «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта на пространстве 1520». Указанное Соглашение было согласовано на 53–54 заседаниях Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества и по решению 57 заседания Совета направлено Дирекцией Совета в Исполком СНГ.

В Исполкоме СНГ было организовано рассмотрение данных проектов, образована экспертная группа по согласованию проектов Соглашения и технических регламентов. Однако по результатам рассмотрения проектов соглашения и технических регламентов правительственными органами стран СНГ было принято решение считать продолжение работ по их доработке нецелесообразным. Для обсуждения дальнейшей работы было принято решение железнодорожным администрациям рассмотреть механизм применения технических регламентов Таможенного союза, предусмотренный Соглашением государств – членов Таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, не являющимися государствами-членами Таможенного союза. Данное Соглашение было подписано Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в Москве в декабре 2012 года. Позднее в рамках Договора о ЕАЭС к Соглашению присоединилась Республика Армения. В марте 2015 г. завершился процесс ратификации данного Соглашения. Так, для Российской Федерации Соглашение вступило в силу 13 апреля 2015 г. Данным соглашением предусматривается два варианта применения технических регламентов Таможенного союза:

– на альтернативной основе – применение технических регламентов ТС осуществляется без изъятий наряду с действующими национальными регламентами и иными актами законодательства государства в сфере действия технических регламентов ТС, по выбору участников экономической деятельности государства;

– на безальтернативной основе – применение технических регламентов ТС осуществляется без изъятий при условии прекращения действия национальных технических регламентов и иных актов законодательства государства в сфере действия технических регламентов ТС.

Данное Соглашение будет способствовать гармонизации требований к подвижному составу и инфраструктуре с целью обеспечения эксплуатационной и технологической совместимости различных государств с соответствующими условиями на территории государств, не входящих в ЕАЭС, позволит устранить избыточные препятствия. Вместе с тем, по информации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол 47 заседания МГС от 17–18 июня 2015 г.), ряд государств высказывают мнения о невозможности применения технических регламентов Таможенного союза в государствах-участниках СНГ (в частности, Азербайджанская Республика, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Украина), поскольку это противоречит их национальному законодательству. В связи с этим перед государствами – участниками СНГ стоит задача по выработке иного механизма взаимодействия. Так, в частности, выходом из ситуации может стать согласование разработанного МГС проекта Соглашения о межгосударственных технических регламентах государств – участников СНГ. Преимуществом данного проекта является то, что в рамках СНГ, и, в частности МГС, сформирован формат взаимодействия для государств постсоветского пространства, нежели Евразийского экономического союза, в рамках которого на сегодня взаимодействуют пока пять стран. Несмотря на эти проблемы, стоит отметить, что обеспечение единства технического регулирования на «пространстве 1520» является на сегодня одной из важнейших задач для железнодорожных администраций государств, и работа в этом направлении ведется.

© Евразия Вести VIII 2015

www.eav.ru