ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Формирование новой системы технического регулирования на железнодорожном транспорте

Прошел уже год с момента перехода технического регулирования в области железнодорожной техники на новую систему, но это не только переход на работу по новому комплекту нормативных документов, в том числе и касающихся процедур проведения работ, но характеризуется и другими факторами, заметно сказывающимися на работу.

За разъяснениями по некоторым основополагающим вопросам мы обратились к вице-президенту НП «ОПЖТ» к.т.н. Владимиру Алексеевичу Матюшину.

Со 2 августа 2014 года обязательная оценка безопасности подвижного состава и его комплектующих проводится на соответствие техническому регламенту ТР ТС 001/2011, а элементов и конструкций инфраструктуры – по техническому регламенту ТР ТС 003/2011. Сертификаты и декларации в области обязательной оценки в республиках Белоруссии, Казахстан и Российской Федерации выдаются только на соответствие требований регламентов на бланках единого образца. Продукция, имеющая такие документы, помечается единым знаком соответствия, указывается в Едином информационном фонде и беспрепятственно обращается на всем пространстве Таможенного союза, а с 1 января этого года в странах Единого экономического пространства Евразийского экономического союза.

Сертификаты соответствия единого образца выдаются только органами сертификации стран Таможенного союза, аккредитованными в своей национальной системе и внесенными в единый Реестр стран Таможенного союза. Испытания, проводимые с целью подтверждения соответствия, должны проводиться только в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях), также внесенных в единый Реестр.

Для организации этой работы и формирования Реестра во всех странах созданы единые национальные органы аккредитации в виде государственных структур или Республиканских унитарных предприятий. Аккредитация проводится по национальным нормативным документам, гармонизированным со стандартами ИСО/МЭК 17025 и ИСО/МЭК 17065.

За истекший год, по состоянию на 20 июля 2015 года, в национальных системах аккредитованы, внесены в Реестр и имеют право проводить оценку соответствия железнодорожных технических средств:

– Республика Беларусь: органов по сертификации – 2, испытательных центров – 7;

– Республика Казахстан: органов по сертификации – 10, испытательных центров – 18;

– Российская Федерация: органов по сертификации – 4, испытательных центров – 34;

За этот период органами по сертификации оформлено:

– в Республике Беларусь один орган по сертификации выдал пять сертификатов на соответствие ТР ТС 001/2011;

– в Республике Казахстан тремя органами по сертификации выдано 25 сертификатов, из них 23 на соответствие ТР ТС 001/2011 и 2 на соответствие ТР ТС 03/2011;

– в Российской Федерации – орган по сертификации «Нижегородский ЦСМ» выдал четыре сертификата на стеклопакеты и 335 сертификатов выдал Регистр сертификации.

Следует отметить, что переход на новую систему технического регулирования в области железнодорожной техники был осложнен тем, что это не только переход на работу по новому комплекту нормативных документов, в том числе и касающихся процедур проведения работ, но и характеризуется другими факторами, заметно сказывающимися на работу.

К ним относятся:

– введение обязательной оценки соответствия в Белоруссии и Казахстане;

– формирование новых систем аккредитации и органов по аккредитации;

– необходимость разработки в кратчайшие сроки нескольких сотен стандартов, содержащих требования безопасности и методы их контроля;

– создание свободной конкурентной среды организаций, действующих в сфере услуг по проведению оценки соответствия на пространстве Таможенного союза и их аккредитации;

– необходимость организации взаимодействия систем оценки соответствия стран союза и их взаимодействие со странами «колеи 1520».

Конечно, решение такого большого комплекса проблем не могло не привести к появлению отдельных трудностей, в том числе и системного характера, которые необходимо устранить к моменту завершения переходного периода.

К ним, прежде всего, относятся:

– завершение разработки всех необходимых для реализации принципа презумпции соответствия стандартов, содержащих как требования безопасности к объектам технического регулирования, так и методы их контроля;

– внести в перечень стандартов, указанных в приложении к регламенту, номера пунктов, обязательных к исполнению;

– разработка и утверждение нормативных документов по процедуре доказательства безопасности при невозможности или нежелании выполнить требования стандартов к заявляемой к сертификации продукции;

– заменить схемы сертификации, указанные в регламентах на набор выбранных типовых схем, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621;

– разработать и утвердить решением Коллегии ЕЭС рекомендации для органов сертификации железнодорожной продукции по определению необходимого объема испытаний при проведении повторной оценки соответствия и инспекционном контроле;

– откорректировать порядок заполнения бланка сертификации и перечень необходимых приложений в части указания сертификатов (деклараций) на составные части, стандартов, использованных в целях презумпции соответствия, акта отбора образцов и др.

Кроме того, существует необходимость оперативного решения по изменению правил применения единого знака соответствия при сертификации продукции на соответствие требованиям ТР ТС, комплектующие которой имеют выданный до вступления в силу ТР ТС сертификат соответствия нормам безопасности (НБ).

Некоммерческое партнерство совместно в ОАО «РЖД» активно участвует в решении всех вышеперечисленных и других проблем, связанных с новой системой технического регулирования.

За период 2012–2015 г. в Партнерстве разработаны и утверждены или находятся на утверждении более шестидесяти межгосударственных стандартов, содержащих требования безопасности или методы контроля выполнения этих требований, завершается работа по подготовке изменений девяти стандартов. Таким образом, вклад Партнерства в создание нормативной базы, обеспечивающей переход на новую систему приближается к 20%, а объем затрат превышает 100 млн руб.

Некоммерческое партнерство и ОАО «РЖД» участвуют в подготовке перечней стандартов для приложений к техническим регламентам, обеспечивающим реализацию принципа презумпции соответствия, и в подготовке предложений по корректировке текстов регламентов.

Подготовлены конкретные предложения по применению других схем сертификации, более соответствующих железнодорожной технике. Ведется отработка предложений по оптимизации необходимого объема испытаний при повторной сертификации, при проведении модернизации продукции и инспекционном контроле. Готовятся предложения по корректировке порядка заполнения бланков сертификатов и приложений к ним.

Вся работа проводится в режиме постоянного взаимодействия с Департаментом технической политики Евразийской Экономической Комиссии, представители Партнерства участвуют во всех мероприятиях ЕЭК по техническому регулированию в области железнодорожного транспорта. Представители НП «ОПЖТ» также активно участвуют во всех обсуждениях вопросов технического регулирования, проводимых Министерством транспорта, Министерством промышленности и торговли, Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

При обсуждении вопросов технического регулирования в машиностроении на площадках «Российского Союза Промышленников и Предпринимателей» и «Союза машиностроителей» Партнерство также принимает активное участие как в подготовке отдельных вопросов для обсуждения, так и в формировании проекта решения.

Как было отмечено выше, на сегодняшний день в новой системе технического регулирования мы имеем сеть органов по сертификации и испытательных центров. Учитывая, что все они работают по единым требованиям, единым методам оценки и выдают признаваемый всеми странами и единой формы документ, можно констатировать, что рынок услуг сформировался.

В условиях отсутствия ограничений по обращению заявителя в какой-либо орган, а также отсутствия установленных законодательно процедур допуска к инфраструктуре сертифицированной продукции, заявитель сам определяет, в какой орган сертификации подать заявку.

Конечно, особенно в первое время производители разных стран будут учитывать следующее – в России будет работать фактор преемственности и работы чаще всего будут заказывать своим российским организациям, и прежде всего Регистру как имеющему практический опыт работы, производители Белоруссии и Казахстана преимущественно будут заказывать работу там, где им более удобнее и комфортнее, и это, скорее всего, будут национальные органы.

В этом вопросе есть серьезное осложнение для заявителей, которое сказывается отрицательно и на развитие рыночных подходов – это отсутствие в необходимом объеме информации об области аккредитации, опыте работы и уровне оснащенности организаций. Информация, имеющаяся на сайтах, не дает нужного представления об организациях для объективного выбора. Это относится и к Единому реестру, и к национальным сайтам.

Тем не менее, по факту мы работаем уже в рынке, и дальнейшее развитие рыночных отношений может идти по двум вариантам:

– формируется стихийный закрытый и без соблюдения объективности рынок, цены работ в этом случае совсем не обязательно являются эквивалентом качества. Возникает угроза сертификации не соответствующей продукции;

– формируются открытые, понятные и установившиеся отношения с определенными правилами конкуренции с применением обоснованных цен.

Уровень угроз сертификации несоответствующей продукции и назначения необъективных цен в этом случае будет значительно ниже. Обстановка такой конкуренции заставит органы оценки соответствия принимать меры по повышению качества услуг и развитию своих организаций.

Отсюда следует вывод: необходимо самим заинтересованным организациям вести работу по формированию цивилизованного рынка, работающего по единым принципам с максимальной открытостью и объективным ценам.

Так как в реально сложившейся ситуации администрирование в любой форме невозможно, да и нецелесообразно, ОПЖТ приняло решение об использовании Европейского опыта развития, опираясь на Guide-60 как нормативный добровольно принимаемый, документ.

Цель принятия этого документа состоит в том, что подписавшие его организации берут на себя обязательство работать по изложенным в документе принципам.

Что бы перейти к практическим шагам по применению этих подходов, НП «ОПЖТ» и ОАО «РЖД» провели незначительную корректировку документа, убрав не относящиеся к Таможенному союзу пункты и внеся поправки, учитывающие особенность союза, затем редакция была согласована с Белорусской и Казахской железными дорогами.

28 октября 2014 г. в г. Алматы «Кодекс установившейся практики. Железнодорожный подвижной состав и инфраструктура. Оценка соответствия» после публичного обсуждения на международной научно-практической конференции «Стандартизация и техническое регулирование в новых условиях» был подписан главными инженерами железных дорог стран Таможенного союза, представителем Международного союза железных дорог, координатором по связям Восток-Запад и Центром технической компетенции Партнерства.

Особенностью этого документа является его открытость, и к нему могут присоединяться государственные регуляторы, органы аттестации персонала, органы по аккредитации и другие организации, причастные к процессу оценки соответствия железнодорожной продукции.

Кроме того, что каждая организация, присоединившаяся к Кодексу, начнет свою работу по практическому переходу в своей деятельности на эти принципы, начиная с оптимизации структур и корректировки внутренних документов и процедур, необходимо именно сегодня, когда формируется сеть органов оценки соответствия приступить к организации их взаимодействия.

С принятием Кодекса появляется возможность реализации дальнейших шагов формирования цивилизованного рынка на его принципах.

11 декабря 2014 г. на совместном заседании Комитетов НП «ОПЖТ», испытательных центров и лабораторий к подписавшим Кодекс присоединились 17 организаций стран Таможенного союза и было принято решение о создании Совета органов по сертификации и испытательных лабораторий при Комитете по техническому регулированию и технической безопасности, руководителем которого была утверждена Дариенко Ирина Николаевна – начальник испытательного центра «Центр испытаний материалов и конструкций» Октябрьской железной дороги.

К первоочередным задачам по организации взаимодействия органов оценки соответствия были отнесены следующие.

1. Формирование единого подхода к назначению объема испытаний:

– при инспекционном контроле;

– при повторной сертификации;

– в случае освоения серийной продукции на другом производстве;

– после проведения модернизации и применении новых комплектующих.

2. Формирование единых требований к экспертам по сертификации и порядка их сертификации или аккредитации.

3. Разработка и утверждение единого подхода к ценообразованию и расчету цен.

4. Определение порядка принятия решения:

– при поступлении заявки на повторную сертификацию к другому органу;

– при рассмотрении заявок на продукцию, получившую отрицательное заключение другого органа.

5. Порядок принятия решения о необходимости привлечения к работе испытательных центров, не включенных в единый Реестр в случае отсутствия в области аккредитации имеющихся в Реестре испытательных организаций нужных видов работ, а также порядок проведения таких работ.

6. Порядок действий при поступлении информации от потребителя о несоответствии сертифицированной продукции.

7. Возможность и порядок предапелляционного рассмотрения претензий к работе.

В Положении, утвержденном 3 февраля 2015 г., указано, что в Совет входят органы сертификации и испытательные центры, включенные в Реестр Таможенного союза и подписавшие Кодекс и представители железных дорог и другие организации – участники системы, присоединившиеся к Кодексу, в том числе и государственные структуры.

В настоящее время Совет сформирован в составе 16 представителей, проведено два заседания Совета. Утвержден план работы на текущих год, проведено обсуждение и одобрено «Положение об экспертах по сертификации железнодорожной техники Таможенного союза».

Планом предусмотрено участие Совета в рамках большинства вышеназванных задач по формированию системы технического регулирования.

В этом году будет продолжена работа по приему новых членов Совета и его состав планируется расширить до 35–40 человек за счет участия представителей специализированных по сертификации железнодорожной техники органов и испытательных центров всех стран ЕЭК.

© Евразия Вести VIII 2015

www.eav.ru