ПАРТНЕРСТВО


НП «ОПЖТ» – 2015: новые вызовы и новые возможности

В 2015 году НП «ОПЖТ» столкнулось с новыми вызовами сегодняшнего дня – сокращением инвестиционной программы ОАО «РЖД» и проблемой импортозамещения. Все это имело своим следствием сокращение объемов выпуска продукции железнодорожного назначения на предприятиях Партнерства.

О реалиях сегодняшнего дня и возможностях партнерства для решения сложнейших задач нашему корреспонденту рассказал Исполнительный директор НП «ОПЖТ» Н.Н. Лысенко.

НП «ОПЖТ» от имени предприятий Партнерства обратилось в Правительство РФ с просьбой принять необходимые и достаточные меры для поддержки отрасли в складывающихся кризисных условиях. Такие меры Правительством РФ были проработаны и одобрены в качестве превентивных антикризисных мероприятий. В их числе:

– предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой;

– возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой;

– субсидирование предприятий транспортного машиностроения на технологическое перевооружение;

– компенсация части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности, и другие.

Данные меры позволили существенно поддержать предприятия транспортного машиностроения.

В начале года остро встал вопрос импортозамещения. Для анализа ситуации было подготовлено совместное заседание комитетов НП «ОПЖТ» и промышленных предприятий Владимирской области с участием губернатора области Орловой С.Ю. и президента НП «ОПЖТ» В.А. Гапановича. В ходе заседания, проведенного в городе Муроме, был выработан комплекс первоочередных мер, позволяющих существенно снизить, а в перспективе и преодолеть зависимость предприятий железнодорожной промышленности от импорта ряда комплектующих.

Все эти вопросы стали предметом пристального внимания участников Общего собрания НП «ОПЖТ» и IX региональной конференции, состоявшихся в г. Чебоксары Чувашской Республики 11 – 12февраля 2015 года. В работе собрания и конференции приняли участие Глава Чувашской Республики М.В Игнатьев. и Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин.

Открывая конференцию, Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин отметил огромную роль Партнерства в объединении железнодорожных машиностроителей России, а также стран СНГ и Европы. Благодаря этому транспортное машиностроение страны активно развивается, поставляя на сеть железных дорог новый инновационный подвижной состав, обладающий рядом конкурентных преимуществ. При активном участии Партнерства формируется современная правовая база деятельности железнодорожной промышленности, повышается качество производимой продукции и ее энергоэффективность. Активность внедрения на предприятиях требований международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS убедительно свидетельствует о том, что наши предприятия работают в едином русле с Европейской железнодорожной промышленностью.

Глава Чувашской Республики М.В. Игнатьев отметил огромную роль Партнерства в развитии промышленного потенциала региона. Сегодня уже почти три десятка промышленных предприятий региона поставляют качественную продукцию для нужд железнодорожного транспорта и инфраструктуры. И этот показатель будет расти и в будущем.

Участники конференции ознакомились с деятельностью инновационных промышленных предприятий региона и обсудили возможности развития взаимовыгодного сотрудничества на перспективу.

Конференция дала новый импульс развитию связей железнодорожного машиностроения с промышленностью регионов, в том числе при решении задач импортозамещения.

В периоды кризисного развития в центре внимания руководителей предприятий встают вопросы снижения издержек производства, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, ее инновационного потенциала. Именно эти вопросы оказались в фокусе обсуждения участников конференции «Современные технические средства в новом инновационном пассажирском и грузовом подвижном составе», проведенной Партнерством в марте 2015 года.

«Я считаю, что правительственная программа по поддержке грузового вагоностроения должна быть направлена на производство новых инновационных вагонов. Мы будем сокращать количество старых вагонов и выпускать новые. При этом при создании инновационных вагонов важно учитывать не только осевую нагрузку (23,5 тс и 25 тс), а, прежде всего, воздействие на инфраструктуру и увеличенный межремонтный пробег. Сегодня нужно изготавливать недорогой, надежный в эксплуатации с дружественным воздействием на путь грузовой подвижной состав», – подчеркнул председатель комитета НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу Сергей Калетин.

В марте Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев провел выездное совещание по вопросам транспортного машиностроения на Тихвинском вагоностроительном заводе. После ознакомления с производственной базой завода Д.А. Медведев отметил, что в сложных экономических условиях Правительство РФ будет продолжать оказывать необходимое содействие железнодорожным машиностроителям, в том числе списанием старого парка железнодорожных вагонов и поддержкой приобретателей инновационного подвижного состава.

Знаковым для железнодорожного машиностроения явилось проведенное 27 марта под руководством старшего вице-президента ОАО «РЖД», президента НП «ОПЖТ» В.А. Гапановича совещание в Коломне по вопросам развития отечественного локомотивостроения на период до 2025 года. На совещании были определены необходимые объемы закупок тягового подвижного состава для нужд ОАО «РЖД» на период до 2025 года, а также основные направления инновационного развития локомотивостроения на указанный период.

Еще один важный вопрос для развития отрасли – это высокоскоростное движение. Начало его освоению было положено поездами «Сапсан», которые стали курсировать в сообщении «Москва – Санкт-Петербург» с 2009 года, а затем и на других направлениях. В настоящее время широко осваиваются маршруты высокоскоростного сообщения, оснащенные электропоездами «Ласточка». ООО «Уральские локомотивы», выпускающее эти электропоезда, осуществляет перенос технологий и локализацию их производства в России. Уровень локализации в 2015 году достигает 65%.

В сложных условиях кризисного развития общество консолидирует свои усилия на главных направлениях. Это актуально и для развития Партнерства, объединяющего свои усилия при решении вопросов транспортного машиностроения с другими общественными объединениями – РСПП и Союзом машиностроителей России.

Взаимодействие по вопросам железнодорожного машиностроения с комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия осуществляется при работе в рамках РГ8 постоянно действующего круглого стола промышленников Европейского союза и России, в ходе взаимного участия при проведении различных мероприятий. Вырабатываются единые подходы и позиции при обсуждении актуальных вопросов развития и при обращении с предложениями в органы государственной власти федерального и регионального уровня.

Большую роль в техническом регулировании призван сыграть закон РФ «О стандартизации». При его разработке учитывались предложения и замечания как членов Партнерства, так и представителей РСПП. Закон прошел широкое обсуждение как в общественных организациях, так и на промышленных предприятиях, деятельность которых он и призван регулировать.

Огромную работу проводит Партнерство совместно с комитетом по железнодорожному машиностроению СоюзМаша России. В их числе – обсуждение вопросов качества продукции железнодорожного назначения, внедрение на предприятиях требований международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS, реализация Программы НП «ОПЖТ» по развитию системы технического аудита Евразийского экономического союза с участием представителей Белорусской и Казахстанской железных дорог, и многие другие.

В рамках X Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» в г. Сочи Партнерством совместно с комитетом по железнодорожному машиностроению СоюзМаша России торжественно открыт проект по внедрению требований международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS на предприятиях по обслуживанию подвижного состава. В мероприятии приняли участие представители Государственной Думы РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, зарубежных предприятий – членов НП «ОПЖТ», российских производителей железнодорожной техники. Завершающим этапом мероприятия стало проведение диагностического аудита депо Адлер, результаты которого определят основные этапы подготовки предприятия к сертификации на соответствие требованиям IRIS.

НП «ОПЖТ», исходя из складывающихся социально-экономических условий развития, продолжает поиск наиболее эффективных путей преодоления кризисных явлений в мировой экономике. Рассмотрению этих вопросов был посвящен прошедший в июле круглый стол на тему: «Вопросы увязки межотраслевого баланса с планами по перевозке грузов, развитию железнодорожной инфраструктуры и железнодорожной техники». С докладами на круглом столе выступили ведущие специалисты по вопросам экономического прогнозирования – генеральный директор ОАО «ИЭРТ» Ф. Пехтерев, генеральный директор Института проблем естественных монополий Ю. Саакян, Президент Фонда экономических исследований М. Хазин. Подводя итоги состоявшейся дискуссии, Президент НП «ОПЖТ» В.А. Гапанович отметил, что было бы полезным сформировать на площадке Партнерства рабочую группу специалистов по прогнозированию основных направлений экономического развития на среднесрочную и более отдаленную перспективу, чтобы предприятия отрасли имели научно обоснованные ориентиры развития.

Еще одной важной проблемой современного этапа развития Партнерства является готовность испытательных центров и лабораторий железнодорожного транспорта стран Евразийского экономического союза к работе в условиях действия единых технических регламентов и стандартов. Речь идет о единых подходах к формированию метрологической базы исследований и испытаний железнодорожной техники и комплектующих, а также возможностях и нормативной базе для проведения сличительных межлабораторных исследований.

Данные вопросы были рассмотрены 28 мая в Санкт-Петербурге на конференции: «Метрологическое обеспечение реализации технических регламентов Таможенного союза в области железнодорожного транспорта». В конференции приняли участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности М. Дидигов, заместитель директора Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга России Д. Кузнецов, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии С. Голубев, начальник Управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта Д. Шпади, а также представители Евразийской экономической комиссии, Росаккредитации, ОАО «РЖД», железных дорог Казахстана, Беларуси, Армении, РСПП, НП «ОПЖТ», научных организаций и отечественных, и зарубежных производителей измерительной техники.

В ходе конференции участники рассмотрели вопросы нормативно-правового регулирования в области обеспечения единства измерений, формирования нормативной правовой базы метрологии в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, реализации технических регламентов Таможенного Союза в области железнодорожного транспорта.

Кроме того, делегаты обсудили вопросы взаимного признания результатов измерений и испытаний при осуществлении оценки соответствия, порядок проведения государственного метрологического надзора (контроля) за соблюдением требований технических регламентов, а также вопросы аккредитации и подтверждения компетенции юридических лиц, выполняющих работы по обеспечению единства измерений.

Таким образом, сложные вызовы 2015 года породили и новые возможности для членов Партнерства – создать конкурентоспособное производство, выпускающее качественную, высокоэффективную железнодорожную технику для нужд ОАО «РЖД» и собственников подвижного состава. Накопленный потенциал инновационного развития предприятий НП «ОПЖТ» убеждает нас в том, что Партнерство способно справиться с самыми сложными вызовами современности.

© Евразия Вести VIII 2015

www.eav.ru