ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ


Импортозамещение? Нет – импортоопережение!

Тихорецкий машиностроительный завод им. Воровского всегда отличался тем, что представлял на отраслевых выставках свои передовые разработки. Не изменили тихоречане своим традициям и в этом году. Внимание гостей международного железнодорожного салона «Экспо 1520» в Щербинке приковал красавец-мотовоз МПТГ-2, занявший центральное место экспозиции напротив павильона № 5, где проводятся все конференции, посвященные будущему железнодорожной отрасли. Такое символическое соседство неслучайно. МПТГ-2 воплотил в металле все требования, предъявляемые инфраструктурными специалистами к машине нового поколения.

Этому уникальному железнодорожному комплексу посвящена статья генерального директора управляющей организации Тихорецкого машиностроительного завода Алексея Александровича Фендрикова.

Тихорецкий машиностроительный завод им. Воровского всегда отличался тем, что представлял на отраслевых выставках свои передовые разработки. Не изменили тихоречане своим традициям и в этом году. Внимание гостей международного железнодорожного салона «Экспо 1520» в Щербинке приковал красавец-мотовоз МПТГ-2, занявший центральное место экспозиции напротив павильона № 5, где проводятся все конференции, посвященные будущему железнодорожной отрасли. Такое символическое соседство неслучайно. МПТГ-2 воплотил в металле все требования, предъявляемые инфраструктурными специалистами к машине нового поколения.

Этому уникальному железнодорожному комплексу посвящена статья генерального директора управляющей организации Тихорецкого машиностроительного завода Алексея Александровича Фендрикова.

У МПТГ-2 пока три основные инновационные черты. Первая – это разработанный на ОАО «ТМЗ им. В.В. Воровского» совместно с ДКРЭ ОАО «РЖД» так называемый «фронтальный метод организации и проведения работ» на базе многофункциональных модульных комплексов, основой которым станут МПТГ-2. Вторая – применение впервые в мировой практике асинхронной электромеханической трансмиссии на путевой машине. Третьей инновационной характеристикой, заложенной в ходе проектирования МПТГ-2, является модульность конструкции, позволяющая оснащать перспективный мотовоз широким перечнем рабочего оборудования.

В соответствии с функционально-продуктовым подходом, путевая техника к настоящему моменту прошла два логических этапа:

– техника узкой специализации, где дрезина выполняет задачи, характерные только для одной из служб (пути, энергоснабжения или автоматики и телемеханики);

– универсальная техника, где в одной машине сочетается функционал, требуемый для двух и более служб.

В современных реалиях реформирования ОАО «РЖД» растет актуальность перехода на следующий этап – технику модульного типа. Как раз на это отсутствующее звено в парке специального подвижного состава и ориентирован МПТГ-2. Универсальность этой машины обеспечивается съемными модулями, несущими разнообразное оборудование: фиксированный или опрокидывающийся кузов, съемная мастерская с верстаками и станками, оборудование для раскатки и натяжения контактного провода, измерительные комплексы и пр. Самое интересное в том, что модульность конструкции гарантирует, что машина не устареет морально ни через 10, ни через 20 лет – место ставших низкопроизводительными модулей займут новые более технологичные без каких-либо серьезных доработок базового шасси. В этом понимании аналогов тихорецкой разработке нет. Единственная машина с похожей концепцией выпускается за рубежом и превосходит МПТГ-2 в стоимости в два раза, уступая при этом в технических показателях.

«ТМЗ им. В.В. Воровского» никогда не устраивала мысль быть на вторых ролях, в положении догоняющего. Догоняющий всегда находится в заведомо проигрышной позиции. Поэтому в 2014 году в Тихорецке заговорили о необходимости не замещать импортные комплектующие, технологии и методики, а переосмысливать и дополнять их, адаптируя к местным реалиям, тем самым работая над импортоопережением! В ключе этой идеологии и разрабатывался перспективный мотовоз нового поколения, впервые представленный широкой публике на «Экспо 1520». МПТГ-2 – сам по себе уже инновационной продукт – это первая в мире путевая машина с асинхронными тяговыми двигателями и асинхронной генераторной установкой, на 100% готовая к серийному производству! Однако, заглядывая дальше, на базе этого мотовоза совместными усилиями тихорецких специалистов и инженеров ДКРЭ ОАО «РЖД» разработан импортоопережающий метод фронтальной организации и проведения работ. Он характеризуется как переход минуя третий этап (техника модульного типа) сразу к четвертому этапу логического развития путевой техники – многофункциональным модульным комплексам.

Технические характеристики МПТГ-2, достигаемые за счет двигателя повышенной мощности и электромеханической трансмиссии российского производства, позволяют включать в комплекс с ним отдельные единицы несамоходной техники и платформы, оснащенные различным технологическим оборудованием. Основная же «изюминка» заключается в том, что многофункциональный модульный комплекс может доставлять к месту проведения работ нерельсовую дорожно-строительную, буровую и иную технику, в т.ч. малогабаритные машины, способную решать различные задачи даже за пределами габаритов рельсошпальной решетки. Минимизация потерь времени, в т.ч. на доставку людей и техники, позволяет существенно повысить эффективность работ в ограниченные временные рамки «окон», а значит – сократить расходы на строительство и содержание инфраструктуры.

Вот основные преимущества использования многофункциональных модульных комплексов:

1. В составе комплекса используется дешевая серийная техника, собственная или арендованная. Т.к. это обычные (не на комбинированном ходу) дорожно-строительные машины, выпускаемые в большом количестве и в множестве вариантов исполнения, мы получаем широкий выбор техники под любые задачи по разумной цене.

2. Нет проблем с диспетчеризацией или передвижением по автодорогам. В отличие от техники на комбинированном ходу, техника в составе комплекса транспортируется на тяговых мотовозах или на платформах и доставляется к месту работ по железной дороге. Таким образом, отпадают ограничения, характерные для движения машин на комбинированном ходу как по ж.д., так и по шоссе, равно как и необходимость в применении специальных тралов для перевозки тяжелой техники.

3. Строительная техника не привязана к ж.д. пути. Дорожно-строительные машины из состава комплекса могут осуществлять работы как со стороны пути, так и с полевой стороны.

4. Нет необходимости в дополнительной подготовке высококвалифицированных кадров. Для выезда комплекса к месту работ выделяется бригада из машиниста и помощника. Для работы же на спецтехнике из состава комплекса достаточно иметь профильных специалистов (крановщик, экскаваторщик, тракторист и т. п.), не требующих специальной подготовки для выезда на ж.д., как в случае использования машин на комбинированном ходу.

5. Мобильность и минимальное время подготовки к работе. Для каждого конкретного случая применения к месту работ доставляется конкретная техника, которая приступает к работе сразу после спуска с платформы или мотовоза.

6. Снижение эксплуатационных расходов и удешевление производства работ, обусловленные применением серийной строительной техники, большим выбором поставщиков, цен и функциональных характеристик.

7. Ценовое преимущество за счет комплексного использования многофункциональной техники. Нет необходимости привозить к месту работ множество единиц техники, т. к. имеется возможность применения навесного оборудования для экскаваторов, кранов-манипуляторов и пр., многократно расширяющая функционал комплекса в целом.

Если в двух словах, то многофункциональный модульный комплекс позволяет доставлять к месту работ и использовать одновременно несколько энергонезависимых рабочих органов, охватывая весь фронт работ, в то время как модульная машина подразумевает всего одну силовую установку при несколько заменяемых модулей с оборудованием к ней. «Фронтальный метод организации и проведения работ» получил одобрение и поддержку руководства ЦДИ – филиала ОАО «РЖД» в ходе проведенного в июне текущего года Научно-технического совета ОАО «РЖД» в Центре инновационного развития российских железных дорог на Рижском вокзале.

Однако даже отдельно от концепции применения в качестве базы многофункционального модульного комплекса МПТГ-2 представляет собой будущее путевого машиностроения. В ходе проектирования мотовоза в него закладывались характеристики перспективной путевой машины: сочетание высоких тяговых характеристик и транспортной скорости не менее 120 км/ч, топливная экономичность и увеличенные интервалы сервисного обслуживания. В этой связи ориентированность на применение отечественного тягового асинхронного электропривода (производства ООО «Русэлпром») оказалось на 100% верным решением, позволив:

– до10–40% снизить удельный расход топлива за счет работы дизеля в экономичном режиме, т.к. исключена кинематическая связь ДВС с ведущими колесами. При заданной мощности дизеля момент и частота вращения коленвала за счет использования асинхронного генератора реализованы в режиме максимальной топливной эффективности безотносительно к текущему значению скорости движения МПТГ-2;

– при самых скромных подсчетах, на 10% снизить эксплуатационные затраты из-за уменьшения использования масел и технических жидкостей, объема их утилизации;

– получить большую надежность и долговечность электрических машин в сравнении с традиционными гидромеханическими и гидростатическими передачами;

– обеспечить широкий диапазон бесступенчатого регулирования скорости движения;

– повысить ресурс дизельного двигателя за счет отсутствия жесткой связи с ходовой частью;

– увеличить КПД системы на 15% за счет использования в приводах мотора-генератора и тягового двигателя векторной системы управления, работающей в широком диапазоне изменения моментов и частот вращения;

– получить отличную управляемость – использование асинхронных электродвигателей и эффективных IGBT-силовых преобразователей, микропроцессорных контроллеров и векторной системы управления позволяет реализовать качественное управление тяговым оборудованием с высокими динамическими характеристиками, выдать максимальное значение свободной мощности на тягу;

– снизить уровень вредных выбросов дизеля за счет работы в ограниченном частотном диапазоне с минимальным расходом топлива. Примененная на МПТГ-2 электромеханическая трансмиссия, кроме прочего, обладает функциями электроторможения, удержания мотовоза на подъеме и спуске, автостабилизации скорости движения.

Какие преимущества получает потребитель от использования МПТГ-2? Для простого машиниста работа на данной машине означает повышение комфорта и упрощение ежедневного труда. Обслуживание машины минимально (контроль охлаждающей жидкости и эл. соединений), прогрев не требуется (а за перегревом проследит автоматика), быстрый ремонт простой заменой блоков. Для эксплуатирующих организаций к этим плюсам добавляются следующие:

– сокращение времени простоев путевой машины за счет ее высокой функциональности;

– возможность использовать МПТГ-2 в качестве экономичной тяговой единицы на замену тепловоза. Прицепная нагрузка – 300 тон при скорости до 60 км/ч, 45 тон при скорости до 120 км/ч – не имеющие аналогов среди путевых машин показатели;

– можно использовать как головную машину в составе комплекса с хоппер-дозаторами (в т.ч. МПТГ-2 обеспечивает их разгрузку в месте работ);

– высокая топливная экономичность (до 40%!).

Картину эффективности инновационной машины дополняет наличие сразу двух крановых установок: 1) традиционно расположенный на кабине экипажа телескопический кран с грузовым моментом 23 тм, 2) смонтированный на задней консоли рамы кран-манипулятор с грузовым моментом 28 тм (не имеет аналогов на отечественных путевых машинах!). По сути, организация-эксплуатационник мотовоза МПТГ-2 – новинки ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского», получает комплекс сразу 4 в 1 – это и мотовоз в широком понимании, и средний маневровый электровоз, и железнодорожный кран, и базовая машина многофункционального модульного комплекса.

Время покажет, но уже сегодня видно, что будущее за многофункциональными модульными путевыми машинами – такими, как МПТГ-2! Будущее за импортоопережением!

© Евразия Вести VIII 2015

www.eav.ru