НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Уникальный опыт поставок инновационного подвижного состава

Накануне V-го юбилейного международного железнодорожного салона техники и технологий «ЭКСПО 1520» корреспондент транспортной газеты «Евразия Вести» обратился к генеральному директору ОАО «ТД РЖД» Кириллу Борисовичу Воронину с просьбой ответить на вопросы о развитии транспортного машиностроения в России и опыте компании в поставках инновационного подвижного состава.

Накануне V-го юбилейного международного железнодорожного салона техники и технологий «ЭКСПО 1520» корреспондент транспортной газеты «Евразия Вести» обратился к генеральному директору ОАО «ТД РЖД» Кириллу Борисовичу Воронину с просьбой ответить на вопросы о развитии транспортного машиностроения в России и опыте компании в поставках инновационного подвижного состава.

– Кирилл Борисович, «Торговый дом РЖД» был специально создан и уже 20 лет занимается поставкой нового железнодорожного подвижного состава в интересах Российских железных дорог. Сейчас идет активное обновление подвижного состава, в первую очередь, за счет современных моделей. Какова роль именно холдинга «РЖД» в развитии инновационного транспортного машиностроения?

– Холдинг «РЖД» выступает не просто потребителем, а главным инициатором создания современного подвижного состава. Именно ОАО «РЖД» в начале 2000-х годов поставило перед отечественными машиностроителями задачу создать новый подвижной состав, отвечающий повышенным требованиям к грузоподъемности, тяговым характеристикам, экономичности, экологичности, комфорту и скорости. Не будет преувеличением отметить особый вклад старшего вице-президента по инновационному развитию – главного инженера ОАО «РЖД» Гапановича В.А., вице-президента ОАО «РЖД», начальника Дирекции тяги Воротилкина А.В. и вице-президента ОАО «РЖД», генерального директора ОАО «Федеральная пассажирская компания» Акулова М.П. в процесс внедрения в российском транспортном машиностроении международных стандартов и переход отрасли на новый качественный уровень.

Обновление подвижного состава в России идет по трем направлениям: глубокая модернизация существующего подвижного состава, закупка техники иностранного производства и создание отечественного подвижного состава с использованием передовых иностранных технологий, локализованных на территории России в совместных предприятиях. На проверенной десятилетиями эксплуатации конструкционной базе за счет применения нового оборудования, систем управления и диагностики созданы новые локомотивы, моторвагонный подвижной состав и пассажирские вагоны, в том числе двухэтажные. ОАО «РЖД» закупило и успешно эксплуатирует скоростные пассажирские поезда «Сапсан».

Но двигаться вперед без использования передовых транспортных технологий невозможно, и, понимая это, ОАО «РЖД» инициировало создание инновационного подвижного состава с максимальным использованием мирового опыта и технологий – скоростного пассажирского электровоза ЭП20, грузовых электровозов с асинхронным тяговым электроприводом 2ЭС5 и 2ЭС10, а также электропоездов ЭС2Г «Ласточка».

– Какие задачи стоят перед «Торговым домом РЖД» в процессе взаимодействия с поставщиками подвижного состава? – В процессе становления холдинга «РЖД» было принято решение о выделении закупки нового подвижного состава в отдельное направление деятельности. Сейчас ОАО «ТД РЖД» является главным связующим звеном между производителями техники и ее потребителем – ОАО «РЖД» в лице нескольких структурных подразделений и дочерних компаний.

Процесс создания новой техники очень трудоемкий. Наши специалисты принимают активное участие в специальных комиссиях и рабочих группах, созданных при участии ОАО «РЖД», производителей техники и научных институтов. Все пожелания, технические требования и стандарты ОАО «РЖД» мы в итоге реализуем в виде договорных требований к производителю. И здесь речь идет не о покупке готовой продукции, а о подвижном составе, который будет создан по требованиям ОАО «РЖД» только через несколько лет. Это, в свою очередь, увязано с общей стратегией развития ОАО «РЖД» как крупнейшей транспортно-логистической компании.

Главная цель работы ОАО «ТД РЖД» – защита интересов холдинга «РЖД», который инвестирует миллиарды рублей ежегодно в приобретение нового подвижного состава, в том числе инновационного. ОАО «ТД РЖД» не только заключает договоры с производителями на четко определенных ОАО «РЖД» условиях по типу техники и срокам ее поставки, но и, что не менее важно, контролирует своевременное исполнение производителями своих договорных обязательств, в том числе и по качеству.

– Какие инструменты есть у вас, чтобы влиять на производителей, которые не выполняют свои обязательства?

– ОАО «ТД РЖД» использует все доступные «рычаги воздействия» на поставщика, в том числе такие непопулярные, как претензионный и судебно-исковой спор. Мы видим нашу основную задачу в установлении более строгих стандартов взаимодействия поставщиков и ОАО «РЖД». Этот опыт компания в полной мере использует при формировании договоров на поставку нового подвижного состава.

– Если говорить об инновационной технике, то кто в ОАО «РЖД» оценивает, насколько удачной получилась новая машина, разработаны ли соответствующие методики?

– Роль ОАО «РЖД» в создании инновационного подвижного состава – основная и направляющая, поэтому особое внимание уделяется показателям надежности эксплуатации. Для этого ОАО «ТД РЖД» вносит в договоры поставки требование о проведении процедуры верификации – сравнения эксплуатационных показателей надежности нового подвижного состава с заданными в технических условиях. Оцениваются показатель готовности – коэффициент внутренней готовности, – и показатель безотказности – количество отказов третьего вида (ОСТ 32.46-95), приведших к неплановому ремонту. Соответствие эксплуатационных показателей надежности заданным в ТУ является показателем совершенства конструкции. Несоответствие указанных показателей нормативам приводит к убыткам ОАО «РЖД», которые могут и должны быть компенсированы поставщиком. Для проведения такой работы мы разработали, согласовали с поставщиками и включили в условия договоров поставки соответствующие инструменты.

Хотя мы проводим верификацию только третий год подряд, ОАО «РЖД» оценило ее перспективность и одобрило ее внесение во все договоры поставки нового подвижного состава.

– Любая новая техника, особенно такая сложная, как тяговый подвижной состав, часто дорабатывается в процессе эксплуатации. Как построено взаимодействие с поставщиками в данной сфере?

– К подвижному составу в России предъявляются повышенные требования из-за эксплуатации в различных условиях. Однако даже при таком серьезном подходе к созданию новой техники производители не могут полностью исключить появление повторяющихся дефектов. Задача ОАО «ТД РЖД» – выявление таких дефектов, организация и контроль сроков их устранения производителями.

Руководствуясь положениями договоров, в течение последних четырех лет ОАО «ТД РЖД» совместно с ОАО «РЖД» выстроили систему взаимодействия с производителями, в результате чего количество повторяющихся дефектов, лимитирующих надежность локомотивов, стабильно уменьшается. Производители разработали и согласовали с ОАО «РЖД» меры по устранению повторяющихся дефектов на уже поставленном подвижном составе и проводят необходимые доработки в конструкции еще не поставленных локомотивов.

– Часть нового подвижного состава выпускается совместно с иностранными производителями Siemens и Alstom на условиях обязательной локализации производства. Насколько этот опыт является удачным для России?

– Так сложилось, что в России не были созданы важные для развития железнодорожного машиностроения технологии – асинхронный тяговый привод с системой управления и алюминиевая конструкция кузова для скоростного пассажирского подвижного состава. И здесь на помощь пришли западные технологии.

Позиция ОАО «РЖД» всегда состояла в том, чтобы не просто покупать готовые решения, а локализовать их производственную цепочку в России. Руководствуясь поручениями ОАО «РЖД», мы внесли в контракты требование о создании на территории России соответствующих производств в установленные сроки.

Международные контракты – это сложная и трудоемкая работа. Договор заключается в среднем за четыре года до поставки. За это время создается не только сам подвижной состав, но и база для его производства. Производители правильно восприняли требования ОАО «РЖД» и совместно с иностранными компаниями начали реализовывать программы локализации производства комплектующих для нового подвижного состава. Так, для изготовления электропоездов ЭС2Г производитель построил специализированное производство, освоил выпуск комплектующих, которые ранее в России не производились. Сейчас уже 11 поездов «Ласточка» российского производства проходят эксплуатационные испытания и после их завершения будут направлены для обслуживания пассажиров на Московском транспортном узле.

Согласно положениям договоров поставщик обеспечивает соблюдение сроков проектирования, производства, испытания, сертификации подвижного состава и его комплектующих. Поэтому наша первейшая задача – контроль за соблюдением сроков поставки и, в случае их нарушения, проведение с поставщиком рекламационной, претензионной и, при необходимости, судебно-исковой работы.

Контроль уровня локализации – новая тема и для ОАО «РЖД», и для нас. Основной вопрос, который стоял пред нами – как и по каким критериям оценить ее уровень? Совместно с ОАО «РЖД» и производителем мы разработали специальную методику оценки выполнения уровня локализации. Эта методика утверждена в ОАО «РЖД» и сейчас проходит апробацию на базе договора поставки электропоездов ЭС2Г «Ласточка». Учитывая положительные результаты ее использования и важность данной работы в рамках импортозамещения, руководство ОАО «РЖД» приняло решение о распространении данного опыта на все договоры поставки инновационного подвижного состава.

Подводя итог, необходимо отметить, что за последние годы мы видим значимые изменения в российском транспортном машиностроении. Помимо роста количества, теперь во главу угла ставится обеспечение качества. Потребность ОАО «РЖД» в инновационном – экономичном и энергоэффективном – подвижном составе будет только расти. Главная задача ОАО «ТД РЖД» – активное взаимодействие с поставщиками и обеспечение исполнения ими обязательств, а также, при необходимости, использование всех доступных средств для защиты интересов ОАО «РЖД».

© Евразия Вести VIII 2015

www.eav.ru