ЭЛТРАНС 2015


Железнодорожное электроснабжение - неотъемлемая часть инфраструктурного комплекса

Энергетическая железнодорожная отрасль является неотъемлемой частью национальной электроэнергетической системы, находящейся в едином оперативном и технологическом управлении, и имеет стратегическое значение для гарантированного устойчивого электроснабжения потребителей Российской Федерации.

По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают второе место в мире, и если учесть то, что они располагаются в разных климатических поясах на территории нашей страны, можно сделать вывод о сложностях, с которыми сталкиваются наши энергетики.

О задачах, которые Центральная дирекция инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД» ставит перед хозяйством электрификации и электроснабжения в современных условиях и путях их решения, пойдет речь в материалах статьи начальника дирекции Владимира Николаевича Супруна.

Хозяйство электрификации и электроснабжения является одним из самых емких в структуре Центральной дирекции инфраструктуры.

Объем электроэнергии, который ОАО «РЖД» приобретает для обеспечения своего технологического цикла в 2014 году, составил около 45 млрд кВт/ч, или 4,2% от всего объема выработанной электроэнергии в России за год. При этом потребление электроэнергии железными дорогами России на тягу поездов составило 41 млрд кВт/ч, что больше на 2,4% по сравнению с 2013 годом при увеличении объема перевозок на электротяге на 4,3%. Также возрос расход электрической энергии на железнодорожных узлах по сравнению с уровнем 2013 года на 2,5% и составил 3,68 млрд кВт/ч.

Полигон электрифицированных железных дорог ОАО «РЖД» насчитывает 43,35 тысяч км эксплуатационной длины (свыше 120 тысяч км развернутой длины контактной подвески), или 50,9% от общей протяженности сети железных дорог России, в том числе на переменном токе – 24,65 тысяч км (57% полигона электрификации). Кроме того, в обслуживании находятся 1422 тяговых, более 60 тысяч трансформаторных подстанций, около 200 тысяч км воздушных и кабельных линий электроснабжения.

В Центральной дирекции инфраструктуры перед хозяйством электрификации и электроснабжения поставлены следующие основные задачи:

– организация управления с целью обеспечения надежной работы устройств контактной сети, тяговых подстанций, электроснабжения автоблокировки и других нетяговых (стационарных) потребителей, входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта, для выполнения заданных размеров перевозок и соблюдения безопасности движения поездов;

– обеспечение оптимального, качественного и своевременного формирования проектов бюджетов подведомственных подразделений ОАО «РЖД», достоверной отчетности, объективного анализа исполнения бюджетов и своевременного принятия решений в целях повышения эффективности хозяйственно-экономической деятельности;

– участие в разработке основных направлений инвестиционной политики ОАО «РЖД» по электрификации железных дорог, обновлению основных фондов и развитию производственно-ремонтной базы хозяйства электроснабжения в филиалах ОАО «РЖД»;

– осуществление единой технической политики ОАО «РЖД» в области технического обслуживания, ремонта, модернизации и развития хозяйства электрификации и электроснабжения.

Для успешного решения этих задач необходимо:

– проводить поэтапную модернизацию и усиление устройств тягового электроснабжения с минимальными затратами, в первую очередь, для увеличения пропускной способности и устойчивого тягового электроснабжения на основных железнодорожных коридорах и перспективном полигоне вождения грузовых поездов весовой нормой 7100 т, а также на участках, где предстоит повышение скоростей движения пассажирских поездов;

– обеспечивать эксплуатацию устройств электроснабжения при безусловной гарантии безопасности движения, повышении эффективности использования систем тягового электроснабжения, сокращении удельных энергозатрат, эксплуатационных расходов, повышении производительности труда на основе внедрения автоматизированных систем управления, мониторинга и диагностики элементов систем тяги, оптимизации режимов работы технических средств.

Отдельного внимания заслуживают вопросы совершенствования структуры управления ремонтом и эксплуатацией в хозяйстве электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД». Одним из направлений явилось реформирование ремонтного комплекса хозяйства электрификации и электроснабжения в части создания Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог – филиала ОАО «РЖД» (далее – Дирекция), организованной в составе ОАО «РЖД» в соответствии с решением Совета директоров ОАО «РЖД» из существующих предприятий хозяйства электрификации и электроснабжения, специализирующихся на выполнении работ по ремонту, реконструкции устройств и производства продукции в течение 4 квартала 2013 года. Дирекция была создана на базе Московского энергомеханического завода и 8-энергомонтажных поездов, 4-х электромеханических мастерских, 3-х участков по ремонту контактной сети, выделенных из состава Центральной дирекции инфраструктуры, которые территориально расположены на полигонах 14 железных дорог, и приступила к полному циклу производственной деятельности с 1 января 2014 года.

Первый год работы Дирекции показал, что целевая модель по выделению ремонтной деятельности по объектам электрификации и электроснабжения выбрана правильно.

Одним из наиболее важных вопросов является обновление основных фондов в электрохозяйстве. Не требуется какого-то сверхглубокого анализа для того, чтобы определить, что эксплуатационная надежность хозяйства электрификации и электроснабжения и связанная с ней безопасность движения в основном определяется техническим состоянием контактной сети – элемента, который чрезвычайно сложно каким-либо образом резервировать. Так, 70-е годы прошлого столетия характеризуются как период массовой электрификации железных дорог, когда в среднем в год электрифицировалось 2,5–3 тысяч км развернутой длины железнодорожных путей. Естественно, такими же темпами в настоящее время нарастает износ основных фондов.

С 2000 года, когда началась реализация отраслевого инвестиционного проекта «Обновление оборудования и устройств электроснабжения», произведена реконструкция 6,9 тысяч км контактной сети, а прирост за это время составил 32 тысяч км.

Проект развития Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей является на данный момент одним из наиболее масштабных и приоритетных как для ОАО «РЖД», так и для экономики страны в целом. Его реализация позволит не только обеспечить вывоз дополнительного объема грузов, но и послужит весомым стимулом для развития промышленных предприятий и формирования необходимых условий эффективного развития регионов Сибири и Дальнего Востока.

Не секрет, что общее состояние хозяйства электрификации и электроснабжения Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог косвенно характеризуется периодами электрификации участков. Оборудование, введенное в эксплуатацию в 1960–1970 годах, выработало свой проектный ресурс, зачастую не обладает требуемой нагрузочной способностью и снижает надежность работы электрифицированного участка, так как было рассчитано на пропуск поездов весом 4500–5000 т с интервалом не менее 15 минут.

По данным ОАО «ИЭРТ», для достижения целевых показателей Паспорта инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 2116-р, выполнения решений Правительства Российской Федерации на первом этапе (к 2018 году) необходимо усиление системы тягового электроснабжения для пропуска пакета грузовых поездов 6300 – 7100 – 6300 – 6300 т с интервалом 10 минут, что даст возможность провоза дополнительно (к уровню 2012 года) 66 млн т груза в год.

В настоящее время на Восточном полигоне существует 51 лимитирующая межподстанционная зона (35% от общего числа зон), где не обеспечивается пропуск перспективного грузопотока. Ограничивающими параметрами являются, в первую очередь, низкий уровень напряжения на токоприемнике электроподвижного состава, а также нагрузочная способность силового оборудования тяговых подстанций и нагрев проводов контактной сети. В актуализированном Сводном перечне по хозяйству электрификации и электроснабжения на 2013–2017 годы для решения этих вопросов предусмотрены затраты в объеме 32,7 млрд рублей. Кроме того, выделено дополнительное финансирование в объеме 14 млрд рублей, которое направлено на реализацию мероприятий по усилению системы тягового электроснабжения в 2015–2017 годах. В этот период запланировано построить 5 новых и выполнить комплекс работ по техническому перевооружению 104 тяговых подстанций и модернизации 28 участков контактной сети.

Необходимо отметить, что для достижения поставленных задач требуется усиление не только системы тягового, но и внешнего электроснабжения.

По результатам тяговых и электрических расчетов определены параметры прогнозного увеличения потребления электрической энергии и мощности энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» при перспективных грузопотоках. ПАО «ФСК ЕЭС», используя эти данные, разработало перечень мероприятий для развития электросетевого комплекса на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока в зоне деятельности ОАО «РЖД». Мероприятия предусматривают строительство новых воздушных линий и питающих центров 220 кВ, 500 кВ, реконструкцию существующих объектов (всего 21 объект).

Кратко остановлюсь и на других проектах, связанных с развитием пропускных и провозных способностей железнодорожной энергетической инфраструктуры. Так, в составе отраслевого инвестиционного проекта «Обновление оборудования и устройств электроснабжения» с целью устойчивого обращения поездов массой 9000 т на направлении Кузбасс – Северо-Запад в границах Свердловской дирекции инфраструктуры в ближайшие 3 года будут построены 2 тяговые подстанции (Шумково и Субботники), проведена реконструкция устройств контактной сети (участок Кишерть – Тюриково) и модернизация 3 тяговых подстанций (Глухарь, Верещагино, Григорьевская). Кроме того, в рамках инвестиционных программ ОАО «РЖД» продолжатся работы по комплексной реконструкции с электрификацией участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива, предусмотрено строительство второго пути с электрификацией на участке Выборг – Приморск – Ермилово, реконструкция с электрификацией Малого кольца Московской железной дороги, комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги.

Для оптимизации пропуска поездов «Сапсан» завершается строительство четвертого главного пути на участке Москва – Крюково.

Нельзя не отметить степень связи хозяйства электрификации и электроснабжения с национальной электроэнергетикой. Начиная с 30-х годов прошлого века и до настоящего времени формировалась электрическая тяга на железных дорогах. Электрификация того или иного участка железной дороги в большинстве случаев происходила одновременно с переводом на централизованное электроснабжение всего региона, всех прилегающих к железной дороге промышленных объектов и населенных пунктов, поэтому функция хозяйства электрификации и электроснабжения не ограничивается только обеспечением технологии работы железнодорожного транспорта.

ОАО «РЖД» является второй электросетевой организацией в стране (после ОАО «Россети») по объему оказания услуг в части передачи электроэнергии потребителям.

Целевая модель развития электросетевого комплекса компании должна предусматривать процесс разделения объектов электросетевого хозяйства смешанного типа на устройства технологического электроснабжения и устройства, участвующие в оказании услуг по передаче электрической энергии третьим лицам. Деятельность оказания услуг по передаче электроэнергии третьим лицам должна быть трансформирована в отдельную структуру и поэтапно выведена за периметр ОАО «РЖД». В конечном итоге указанного процесса ОАО «РЖД» должно стать крупным потребителем электрической энергии.

Реализация намеченных планов позволит обеспечить эффективную работу хозяйства электрификации и электроснабжения как в текущем году, так и в последующие периоды.

© Евразия Вести IX 2015

www.eav.ru