ЭЛТРАНС 2015


Обновление оборудования и устройств электроснабжения ОАО «РЖД»

Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают второе место в мире после Китая.

При этом система электроснабжения ОАО «РЖД» по своей структуре уникальна и не имеет мировых аналогов.

Одной из особенностей электрификации отечественных дорог стало широкое использование различных систем электрической тяги. В эксплуатации находятся участки постоянного тока 3 кВ, переменного тока 25 кВ, система электроснабжения 2х25 кВ.

Развернутая длина контактной сети на начало 2015 года составляет 120,5 тыс. км, из них более 68 тыс. км на переменном токе, электроснабжение тяги осуществляется от 1422 тяговых подстанций.

Основные задачи Программы «Обновления и развития хозяйства электроснабжения», утвержденной Постановлением коллегии МПС России от 24–25 декабря 1999 г. № 23 были – стабилизировать положение со старением основных фондов и улучшить показатели системы тягового электроснабжения. С начала ее реализации выполнена реконструкция более 7,8 тыс. км развернутой длины контактной сети.

В соответствии с проектом инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2015–2018 гг. выделяемые средства в первую очередь направляются на реконструкцию контактной сети, не имеющей резервирования.

При реконструкции контактной сети осуществляется полный рециклинг устройств с переходом на более высокий технический уровень благодаря применению новых конструкций и материалов. При этом проводится горячее и термодиффузионное цинкование поддерживающих и фиксирующих стальных конструкций, которое обеспечивает снижение эксплуатационных расходов в 2–2,5 раза. В результате данных мероприятий ресурс устройств контактной сети (кроме контактных проводов) увеличивается с 40 до 50–70 лет.

Для обновления контактной сети основным принят проект КС-160 как наиболее оптимальный вариант по показателю соотношения цены и качества, при этом для снижения износа контактных проводов на участках постоянного тока предусмотрено применение провода из легированной меди, выпускаемые отечественными предприятиями.

Технические решения конструкции КС-160 позволяют значительно повысить надежность узлов контактной сети, обеспечивают устойчивую работу контактной сети, в том числе на участках с экстремальными климатическими и погодными условиями, обеспечивают пропуск как пассажирских поездов со скоростью до 160 км/час, так и грузовых поездов с установленными весовыми нормами.

На участках скоростного и высокоскоростного движения применяются проектные решения КС-200 и КС-250. Для реализации оптимальных параметров токосъема на всех участках применяются бронзовые контактные провода БрФ-120 и бронзовый несущий трос контактной подвески с повышенным натяжением, обладающие повышенной механической, термической стойкостью.

Всего за период 2015–2018 годов планируется обновить более 650 км контактной сети, в том числе выполнить модернизацию на участке скоростного движения Москва – Санкт-Петербург на перегонах и станциях протяженностью 138 км, на которых будет выполнена модернизация пути с увеличением скорости движения до 250 км/час за счет приведения контактной сети КС-200 к требованиям КС-250.

Чтобы обеспечить высокое качество строительных и монтажных работ, применяются современные технологии, такие как установка фундаментов опор контактной сети методом вибропогружения, при монтаже проводов контактной сети применяются раскаточные комплексы.

Обновление тяговых подстанций проводится на основе принципов, заложенных в «Концепции обновления тяговых подстанций российских железных дорог», утвержденной Департаментом электрификации и электроснабжения 31.07.2004, с применением комплексов укрупненных функциональных блоков полной заводской готовности, позволяющих путем агрегатирования соответствующих разновидностей блоков реализовать все требуемые типы подстанций, учитывая особенности конкретных требований в каждом отдельном случае.

Экономическая эффективность данной технологии основана также и на применении нового электрооборудования, в том числе полупроводникового, вакуумного и элегазового коммутационного электрооборудования нового поколения. Широкое применение нашли сухие трансформаторы, которые обладают высокой перегрузочной способностью, имеют малые габариты и вес, пожаро– взрывобезопасное исполнение, пониженный уровень шума, увеличенный срок службы. Обслуживание их минимизировано.

С применением данной концепции за 4 года будет полностью или частично реконструировано 46 тяговых подстанций, в том числе тяговая подстанция Щербинка, обеспечивающая энергоснабжение Экспериментального кольца. После ее реконструкции с применением самого современного оборудования появится возможность проводить всесторонние испытания подвижного состава и коммутационного электротехнического оборудования.

Для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов весом 9000 тонн на участке Колчедан – Седельниково – Балезино будут выполнены мероприятия по ликвидации 6 лимитирующих зон протяженностью 136 км. При этом будут построены новые тяговые подстанций Субботники и Шумково, установлены БАРН на тяговых подстанциях Верещагино, Григорьевская, Бородулино, Патруши и Макарцево, ВДУ на тяговой подстанции Хрустальная, заменен понижающий трансформатор на тяговой подстанции Глухарь.

Для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов весом 6300 тонн будут сняты ограничения на 7 лимитирующих зонах протяженностью 209,8 км (Саркуз – Вятские Поляны, Жихаревка – Рачейка, Коромыслово – Ярославль, Петровск – Ростов, Ростов – Коромыслово, Шингак Куль – Давлеканово, Нара – Балабаново).

Кроме этого, планируется 422 служебно-технических здания оборудовать охранно-пожарной сигнализацией, по мероприятиям по повышению безопасности условий труда для дистанций электроснабжения приобрести 754 комплекта «Безопасность труда» для районов контактной сети, 392 комплекта для районов электроснабжения, 510 комплектов для тяговых подстанций, 1611 лейтеров, 259 стендов для механических испытаний защитных средств, оборудовать 123 виртуальных класса по обучению.

Основными направлениями для дальнейшего развития хозяйства необходимо широкое применение современного необслуживаемого и малообслуживаемого энергетического оборудования для реализации принципов увеличения надежности, ресурса, энергосбережения и снижения сроков окупаемости новых разработок, внедрение ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих минимальные сроки на монтаж устройств и трудозатраты на их эксплуатацию.

© Евразия Вести IX 2015

www.eav.ru