ЭЛТРАНС 2015


Электросетевой комплекс ОАО «РЖД» - целостность и надежность технологического процесса

ОАО «РЖД» является одной из крупнейших в мире транспортных компаний. Вместе с этим ОАО «РЖД» владеет уникальным электросетевым комплексом, представляющим собой единый узкоспециализированный комплекс, основным назначением которого является питание объектов железнодорожного транспорта, обеспечивающих перевозочный процесс на всем пространстве России.

О путях развития электросетевого комплекса ОАО «РЖД» в современных условиях мы попросили рассказать заместителя начальника управления Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Александра Юрьевича Ципелева.

Начало создания электросетевого комплекса ОАО «РЖД» было заложено в 1921 году в плане ГОЭЛРО, наметившего создание электрических «сверхмагистралей» с одновременной электрификацией территорий, прилегающих к железнодорожной инфраструктуре, в целях стимулирования роста производства, который (несмотря на скептицизм некоторых отечественных и зарубежных специалистов) был выполнен досрочно. В последующие годы прошлого столетия облик и структура электросетевого комплекса были в основном сформированы в окончательном виде.

Кроме решения задачи обеспечения электроснабжения тяги поездов и стационарных технологических объектов и других общехозяйственных вопросов государственного масштаба, электросетевой комплекс осуществлял и осуществляет в настоящее время снабжение электроэнергией сторонних потребителей (третьих лиц – юридических и физических лиц), тем самым вносит вклад в развитие социальных проектов, связанных в том числе с повышением уровня жизни населения страны. Для Сибири, Дальнего Востока и других труднодоступных регионов нашей страны наличие электрифицированных железных дорог – гарантированный доступ к электроснабжению.

Электросетевой комплекс ОАО «РЖД» образует сложную взаимосвязанную систему электропитания, решающую разноплановые задачи: питание тяги поездов, питание устройств обеспечения безопасности движения поездов (связь, централизованный перевод стрелочных переводов), питание инфраструктуры, обеспечивающей информационное безопасное сопровождение движения поездов (диспетчерские центры управления движением поездов, вычислительные центры, депо и другие железнодорожные объекты); питание железнодорожных узлов и сторонних потребителей.

Основу электросетевого комплекса ОАО «РЖД» составляют тяговые подстанции. Основным предназначением тяговых подстанций является бесперебойное снабжение электрической энергией тяги поездов, поэтому при проектировании тяговых подстанций предусматривалось 100% резервирование основного оборудования – установка не менее двух понижающих трансформаторов, преобразователей, трансформаторов собственных нужд, питающих высоковольтных вводов. Указанное оборудование рассчитано на полное обеспечение заданных размеров движения.

Как уже отмечалось выше, тяговые подстанции питают не только тягу поездов, но и снабжают электрической энергией как нетяговых железнодорожных потребителей (устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, вагонные и локомотивные депо, вокзалы и станции), так и сторонних потребителей, расположенных вблизи указанных железнодорожных объектов. Причем потребление электроэнергии нетяговыми и сторонними потребителями на некоторых тяговых подстанциях превосходит расход электроэнергии на тягу поездов.

В 2001 году был дан старт процессу реформирования электроэнергетической отрасли страны. Цели и задачи реформы были определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

Суть реформирования электроэнергетики России заключалась в повышении эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

В ходе реформы была изменена структура электроэнергетической отрасли России: осуществлено разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Руководством ОАО «РЖД» было принято решение о передаче энергосбытовой деятельности (реализации электроэнергии сторонним потребителям) и создании на базе электросетевого комплекса сетевой компании.

В 2007–2008 годах был закончен процесс формирования и выделения сетевых компаний. Были созданы такие электросетевые компании, как ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и иные территориальные сетевые компании.

В 2008 году ОАО «ФСК ЕЭС» предприняло действия по передаче объектов электросетевого хозяйства 110 кВ и выше (в том числе тяговых подстанций), числящихся в собственности ОАО «РЖД», на баланс и под управление указанной организации. ОАО «РЖД» отстояло на законодательном уровне право на владение данными объектами. По инициативе ОАО «РЖД» и при поддержке Минтранса России были внесены изменения в законодательство Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающие, что комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства железнодорожного транспорта общего пользования не относится к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Единый хозяйствующий субъект на железнодорожном транспорте распоряжается указанными объектами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

При осуществлении защиты интересов компании в органах государственной власти в процессе внесения указанных изменений в законодательство Российской Федерации основные аргументы ОАО «РЖД» и Минтранса России заключались в том, что вывод электросетевых объектов из-под управления компании приведет к возникновению следующих рисков:

– угрозе безопасности движения поездов и жизни людей;

– нарушению единства целостного технологического процесса;

– снижению надежности электроснабжения технологических устройств;

– увеличению затрат, связанных с покупкой электроэнергии в результате снижения уровня напряжения в точках поставки (тариф выше) и с необходимостью создания автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии в этих точках;

– выхолащиванию программы комплексной подготовки кадров в вузах отрасли;

– уничтожению сложившихся десятилетиями направлений работ в области построения и управления систем тягового электроснабжения;

– снижению конкурентоспособности компании.

ОАО «РЖД» в процессе реформирования электроэнергетики страны удалось сохранить электросетевые активы. Компания стала владельцем двух инфраструктур – железнодорожной и электросетевой. Грузовые перевозки и передача электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О естественных монополиях» относятся к естественно-монопольным видам деятельности, и регулируются государством.

Электросетевой комплекс обеспечивает электрической энергией железнодорожную инфраструктуру, которая развивается и содержится за счет основного вида деятельности компании – грузовых перевозок. В части указанного вида деятельности все в основном урегулировано и установлено нормативно-правовыми актами.

Иная ситуация сложилась с развитием и содержанием электросетевой инфраструктуры, сложность которой заключается в том, что ОАО «РЖД», владея на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, является как крупным потребителем, так и сетевой компанией – поставщиком услуг по передаче электрической энергии третьим лицам.

Таким образом, ОАО «РЖД» через объекты электросетевого хозяйства обеспечивает электроэнергией устройства технологического электроснабжения и осуществляет передачу электроэнергии третьим лицам.

Развитие и содержание устройств технологического электроснабжения осуществляется за счет тарифа на перевозки, электросетевой инфраструктуры, участвующей в передаче электроэнергии, осуществляется за счет тарифа на передачу электрической энергии.

На протяжении последних лет тариф на передачу электроэнергии, устанавливаемый для ОАО «РЖД», был как минимум в два раза ниже средневзвешенного тарифа ОАО «Россети». В этой связи можно предположить, что недофинансирование текущего ремонта, реконструкции и модернизации объектов электросетевого хозяйства, участвующих в передаче электроэнергии, как минимум уменьшено в два раза, а по факту осуществляется по остаточному принципу.

В целях эффективного содержания и развития электросетевой инфраструктуры, участвующей в передаче электроэнергии, необходимо внесение изменений в тарифную политику ОАО «РЖД» в части оказания услуг по передаче электроэнергии, которая в настоящее время не сбалансирована в результате отсутствия в компании раздельного учета затрат по указанному виду деятельности в разрезе регионов.

Очевидно, что первостепенной задачей ОАО «РЖД» как транспортной компании является сохранение и развитие устройств технологического электроснабжения, которые включают в себя: тяговые подстанции и трансформаторные подстанции, пункты питания, контактную сеть, линии электропередачи, обеспечивающие электроснабжение тяги поездов, объекты технологической электросвязи, объекты систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного транспорта, а также иные устройства технологического электроснабжения.

Устройства технологического электроснабжения должны остаться в собственности компании как неотъемлемая часть инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД». В части указанных устройств должны быть сохранены ограничения на вовлечение в гражданско-правовой оборот (передача в аренду, в залог, безвозмездное пользование, доверительное управление, продажа и распоряжение иным образом, влекущим за собой переход права собственности), регламентированные законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо отметить, что объекты электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» условно можно разделить на три типа объектов:

– участвующие в технологическом процессе;

– смешанного типа (участвующие в технологическом процессе и оказании услуг по передаче электрической энергии третьим лицам);

– участвующие в услугах по передаче электроэнергии третьим лицам.

Целевая модель развития электросетевого комплекса компании должна предусматривать процесс разделения объектов электросетевого хозяйства смешанного типа на устройства технологического электроснабжения и устройства, участвующие в оказании услуг по передаче электрической энергии третьим лицам. Деятельность оказания услуг по передаче электроэнергии третьим лицам должна быть трансформирована в отдельную структуру и поэтапно выведена за периметр ОАО «РЖД». В конечном итоге указанного процесса ОАО «РЖД» должна стать крупным потребителем электрической энергии.

Выделение объектов электросетевого хозяйства, участвующих в услугах по передаче электрической энергии сторонним потребителям, позволит обеспечить ведение учетной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации, привлекать инвестиции для реконструкции и модернизации объектов, формировать достоверно реализуемую инвестиционную программу в субъектах Российской Федерации, выполнить задачу повышения уровня тарифов оказания услуг по передаче электрической энергии третьим лицам и обеспечить надлежащее качество услуг.

При этом пути развития электросетевого комплекса ОАО «РЖД» должны предусматривать обеспечение единства целостности и надежности технологического процесса, связанного с безопасностью движения поездов и жизни людей.

© Евразия Вести IX 2015

www.eav.ru