ЭЛТРАНС 2015


Развитие нормативной базы в хозяйстве

О работе в электроэнергетическом комплексе Компании, связанной с актуализацией действующих и разработкой новых стандартов, направленных на поддержку требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» пойдет речь в материалах статьи начальника технического отдела Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» Сергея Владимировича Попова.

Нет необходимости разъяснять важность этой работы и для установления баланса между интересами изготовителей и потребителей, и для достижения современных показателей безопасности сооружений и устройств, и для обеспечения конкурентоспособности продукции, и, наконец, для защиты ОАО «РЖД» как потребителя от проникновения продукции ненадлежащего качества.

По темпам принятия межгосударственных и национальных стандартов на продукцию хозяйство в течение трех последних лет находилось на одном из лидирующих мест в Компании. За это время «собственные» стандарты технических условий (общих технических условий), требований безопасности и (или) методов испытаний появились на многие виды характерной продукции, которые ранее выпускались по техническим условиям отдельных предприятий. К такой продукции, в частности, относятся средства телемеханизации для систем электроснабжения железных дорог, нелинейные ограничители перенапряжений, ригели жестких поперечин для контактной сети, фундаменты и анкеры для опор контактной сети, искровые промежутки, диодные заземлители, короткозамыкатели, устройства защиты станций стыкования, разрядные устройства, секционные изоляторы, сглаживающие реакторы и статические преобразователи для тяговых подстанций, несущие тросы и компенсаторы для контактной сети. Обновлены ранее утвержденные стандарты на стойки для опор и изоляторы контактной сети.

В декабре 2014 г. приказами Минтранса России №№ 330 и 332 были утверждены своды правил «Тяговое электроснабжение железной дороги» и «Электроснабжение нетяговых потребителей. Правила проектирования, строительства и реконструкции», устанавливающие технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции применительно к функциональной подсистеме железнодорожного электроснабжения. Надо отметить, что и в части принятия сводов правил электроэнергетический комплекс ОАО «РЖД» также был первым, опередив все остальные хозяйства инфраструктурного блока.

Вообще говоря, ОАО «РЖД» является одной из немногих компаний с государственным участием, которые на протяжении почти 10 лет планомерно финансировали работы по актуализации нормативной базы. Только применительно к функциональной подсистеме железнодорожного электроснабжения на эти работы было израсходовано более 60 млн руб.

Однако средства ОАО «РЖД» были не единственным источником финансирования в данной области. Благодаря дальновидному подходу некоторых участников отечественного промышленного сообщества, заинтересованных не только в получении прибыли, но и достижении современного уровня конкурентоспособности своей продукции, ряд стандартов на продукцию был разработан в инициативном порядке: «Государственная система обеспечения единства измерений. Комплексы мобильные измерительно-вычислительные для измерения параметров контактной сети железной дороги. Технические требования» (ООО «МСД-Холдинг»), «Трансформаторы силовые масляные классов напряжения 110, 220 и 330 кВ для тяговых подстанций железных дорог. Технические условия» (ООО «Тольяттинский трансформатор», взамен ГОСТ Р 51559-2000), а также 4 стандарта, подготовленных на свою продукцию ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО».

Первые два из этих стандартов уже получили положительное заключение ТК45 «Железнодорожный транспорт» и внесены в Росстандарт на утверждение.

Процесс продолжается и в настоящее время. Совсем скоро на утверждение Росстандарта будет внесен стандарт технических условий на съемные изолирующие вышки, а в 2016 г. – и на заземляющие штанги для работ на контактной сети. Тем самым будут упорядочены требования к продукции, влияющей на безопасность работающих в электроустановках, которая сейчас выпускается по техническим условиям изготовителей.

Удалось «вплотную» подойти к решению проблемы, много лет казавшейся неразрешимой. Речь идет о пересмотре Инструкции по заземлению устройств энергоснабжения на электрифицированных железных дорогах ЦЭ-191, положения которой вызывают много вопросов как при проектировании, так и в эксплуатации. В текущем году два стандарта, призванные заменить собой эту инструкцию, вынесены на публичное обсуждение. Работа непростая, связанная с необходимостью достижения консенсуса по вопросам, связанным с функционированием нескольких хозяйств инфраструктурного комплекса, а также частично и локомотивного хозяйства. Утверждение документа – лишь в 2017 г.

Нельзя не отметить и определенные сдвиги в сфере корпоративной системы стандартизации. К настоящему времени в хозяйстве действует 20 стандартов организации, из которых четыре устанавливают требования к техническому обслуживанию и ремонту, а остальные содержат такие требования к продукции и процессам проектирования, которые нецелесообразно выносить на федеральный уровень утверждения. Появление этой серии стандартов способствовало ликвидации таких длительно существовавших «пробелов» в нормативной базе, как, например, методика выбора емкости аккумуляторных батарей тяговых подстанций, методика выбора мощности трансформаторов собственных нужд тяговых подстанций и линейных устройств системы тягового электроснабжения, методика выбора уставок защит и автоматики в системах тягового и нетягового электроснабжения, а также ряд иных.

Однако рапортовать об окончании этой работы пока преждевременно. В планах ближайших лет стоят такие объемные и непростые работы, как методика выбора параметров сглаживающих устройств тяговых подстанций постоянного тока, методика выбора параметров и мест размещения устройства защиты персонала от поражения током наведенного напряжением и еще несколько методик, жизненно необходимых для проведения единой технической политики Компании при выполнении проектно-изыскательских работ. Основным эффектообразующим фактором от таких документов является сокращение капитальных затрат вследствие предотвращения выбора завышенных значений параметров устройств и сооружений.

Новой и интересной, требующей нетрадиционных подходов прикладной задачей перед нормативной базой стало поручение прошедшего в декабре 2014 г. заседания Правления ОАО «РЖД» об установлении дифференцированных требований к правилам устройства и нормам содержания железнодорожных линий в зависимости от их классов, определяемых скоростью и грузонапряженностью. Первый шаг на этом пути уже сделан – на публичное обсуждение вынесены проекты сводов правил «Инфраструктура железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Правила устройства и нормы содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи» и «Инфраструктура железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Правила устройства и нормы содержания тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линейных устройств системы тягового электроснабжения». Завершение этой работы планируется на 2016 г.

В целом следует отметить, что сформировавшийся к настоящему времени коллектив исполнителей работ, в числе которых лидирующие позиции принадлежат ОАО «ВНИИЖТ» и Проектно-конструкторскому бюро по инфраструктуре и нескольким профильным вузам, а также активная поддержка проводимой работы со стороны руководителей всех уровней позволяют надеяться, что в течение трех – четырех ближайших лет все имеющиеся нормативные «пробелы» в хозяйстве будут устранены.

© Евразия Вести IX 2015

www.eav.ru