ЭЛТРАНС 2015


ДКРЭ делает ставку на технологию

Дирекция капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог – филиал ОАО «РЖД» (ДКРЭ) была создана для выполнения работ по ремонту и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения и производства электротехнической продукции.

С 1 октября 2013 года ДКРЭ начала работы на сети железных дорог как самостоятельная бизнес-единица, сформированная на базе специализированных предприятий хозяйства электрификации и электроснабжения (восьми энергомонтажных поездов, четырех электромеханических мастерских, трех участков по ремонту устройств электроснабжения) и Московского энергомеханического завода (МЭЗ).

Профильными видами деятельности для Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог являются:

– выполнение работ по ремонту и реконструкции устройств электрификации и электроснабжения;

– производство электротехнической продукции для нужд хозяйства электрификации и электроснабжения;

– ремонт трансформаторов мощностью до 63 МВА (включительно) и электрических машин;

– изготовление современных, актуальных наукоемких технологий в области автоматики и телеуправления устройств электроснабжения.

Основным заказчиком ДКРЭ является Центральная дирекция инфраструктуры в лице Управления электрификации и электроснабжения.

Ремонт и реконструкция устройств электрификации и электроснабжения

За период с октября 2013 года по сентябрь 2015 года Дирекция освоила и ведет работы по капитальному ремонту контактной сети механизированными комплексами на Забайкальском и Восточно-Сибирском участках Забайкальской ДКРЭ, Южно-Уральском участке Свердловской ДКРЭ и Октябрьской ДКРЭ. В комплекс входят: тепловоз, машина сваебойная, например МС-1, кран на железнодорожном ходу с платформой, дрезина типа АДМ. Сначала с помощью МС-1, крана и платформы устанавливается фундамент и опора контактной сети, а затем с помощью АДМ производится перевод нагрузки на вновь установленную опору. Все машины комплекса в процессе работы перемещаются по участку друг за другом в одном направлении.

Преимущества работы механизированного комплекса заключаются в существенном снижении непроизводственных потерь, увеличении производительности труда в технологическое «окно», что приводит к повышению эффективности использования имеющихся ресурсов (техники, персонала, материально-технических ресурсов).

На Западно-Сибирской ДКРЭ активно ведется замена контактного провода и несущего троса с помощью демонтажно-раскаточного комплекса с заданным натяжением проводов типа ДРНЖ, который позволяет производить ускоренную замену проводов контактной сети по самой современной технологии. Оборудование комплекса обеспечивает автоматическое сматывание старого и раскатку с заданным натяжением нового контактного провода (или двух контактных проводов) и несущего троса. Система способна также автоматически компенсировать натяжение проводов в зависимости от изменения скорости движения раскаточного комплекса.

Основным преимуществом замены контактного провода комплектом ДРНЖ является сокращение рабочего времени и количества технологических «окон». При этом минимальная продолжительность «окна» для замены одного контактного провода должна составлять не менее 2,5 час, а для замены двух контактных проводов не менее 3 часов. Применение ДРНЖ по сравнению с использованием раскаточной платформы повышает выработку одного часа технологического «окна» более чем на 70%.

На полигоне всех железных дорог (кроме Приволжской) Дирекция ведет работы по замене проводов, опор и поддерживающих конструкций на ВЛ с применением СИП.

Производство электротехнической продукции

Основными направлениями при производстве электротехнической продукции являются изготовление:

– сертифицированных ригелей жестких поперечин на Южно-Уральском участке Свердловской ДКРЭ и Дальневосточном участке Забайкальской ДКРЭ;

– сертифицированных металлических опор контактной сети (Дальневосточный участок Забайкальской ДКРЭ и Юго-Восточная ДКРЭ);

– поддерживающих конструкций контактной сети и ВЛ (консоли, траверсы, кронштейны, фиксаторы и т.п.) на всех структурных подразделениях ДКРЭ;

– изолирующих съемных вышек и устройств для очистки гололеда типа МОГ на Северо-Кавказской ДКРЭ и Московском энергомеханическом заводе.

За период существования Дирекции освоено изготовление конструкций ОПН на Западно-Сибирской ДКРЭ и МЭЗ, устройств одновременного подъема контактных проводов на воздушных стрелках на Северо-Кавказской, Западно-Сибирская ДКРЭ и МЭЗ и газоразрядного прибора многоразового применения типа ГРПЗ на МЭЗ.

Ремонт трансформаторов мощностью до 63 МВА (включительно) и электрических машин

Западно-Сибирская ДКРЭ – это единственное подразделение в ОАО «РЖД», которое выполняет ремонт тяговых и силовых трансформаторов мощностью до 63 МВА. На сегодняшний день ремонт указанных трансформаторов осуществляется только в границах Западно-Сибирской железной дороги.

Ремонт трансформаторов и электрических машин (электродвигатели) мощностью до 1000 кВА осуществляется также на Дальневосточном участке Забайкальской ДКРЭ, Куйбышевская и Юго-Восточная ДКРЭ.

Современные наукоемкие технологии

Одним из ведущих структурных подразделений Дирекции в части изготовления современных, актуальных наукоемких технологий в области автоматики и телеуправления устройств электроснабжения является Московский энергомеханический завод.

В номенклатуру завода входит более 80 наименований изготавливаемой продукции. Это детали и конструкции контактной сети, силовое электротехническое оборудование, передвижные комплексы и лаборатории, но базовым продуктом завода является аппаратура автоматики и телемеханики, которая выпускается с 90-х годов и широко используется на сети дорог.

В настоящее время завод выпускает системы нового поколения АМТ и обновленную АМТ-М.

Продолжается работа по повышению централизации управления электроснабжением путем создания дорожных энергодиспетчерских пунктов (ЦЭДП). Для передачи информации в ЦЭДП используются корпоративные сети передачи данных ОАО «РЖД». Информация поступает в режиме реального времени, а общее количество контролируемых объектов составляет несколько десятков тысяч.

Совместно с разработчиками системы АПК-ДК ООО «КИТ» проводилась работа по созданию системы диагностики и мониторинга объектов хозяйства электрификации и электроснабжения, предназначенной для контроля фактического состояния объектов инфраструктуры, выявления предотказных состояний с последующей передачей в ЕКАСУИ, контроля устранения причин повреждения устройств, контроля выполнения работ по техническому обслуживанию устройств электроснабжения, проведения технического анализа работы объектов и действий персонала.

С 2014 года завод начал серийное производство собственной разработки цифровой аппаратура управления приводами – АУП-5. Аппаратура представляет собой микропроцессорное устройство и может работать с любым типом приводов и систем телемеханики, применяемых в хозяйстве электроснабжения как в однорелейном, так и в двухрелейном варианте управления. Переход с однорелейной схемы исполнительных цепей на двухрелейную осуществляется программным способом без изменения конфигурации исполнительных цепей. АУП-5 выполнен на базе современных микроконтроллеров, все настройки осуществляются программно.

Организация серийного производства аппаратуры управления приводами пятого поколения позволило завершить комплекс мероприятий по модернизации всей цепочки управления объектами электроснабжения: «ЦЭДП – система телемеханики энергодиспетчерского круга – аппаратура управления приводами – привод – разъединитель».

В 2015 году освоен выпуск лабораторий АЛК-Э1 взамен выпускаемых ранее ЛИК-2М.

По сравнению с ЛИК-2М новая лаборатория позволяет проводить высоковольтные испытания электротехнического оборудования с рабочим напряжением 35 кВ и оснащена:

– генератором для индуктивного метода определения мест повреждения кабелей, который может быть использован вне лаборатории совместно с трассопоисковой установкой «Ферролюкс» FLЕ 10;

– рефлектометром TeleflexТ30 Е для импульсного метода определения повреждений, который обеспечивает возможность работы на коротких кабелях (минимальная длина – 10 м). Он также может эксплуатироваться автономно вне лаборатории;

– установкой «DigiphonePlus» для акустического определения места повреждений кабелей, которая имеет ряд дополнительных функций (фильтрация посторонних акустических шумов, отключение наушников при приближении к ручке датчика, ограничение громкости до 84 дБ (выполнение требования охраны труда), индикация расстояния до повреждения в абсолютных единицах, трассировка оси кабеля, указание направления на повреждение);

– системой для испытания и поиска дефектов MFO 10, которая объединяет в себе несколько методов контроля и испытания качества изоляции, технически реализованные в двух приборах: MFM-10 (прибор контроля и испытания оболочки кабеля) и ESG 80 (высокочувствительный гальванометр для точной локализации повреждений оболочки в кабелях с полиэтиленовой изоляцией).

До конца 2015 планируется сборка лаборатории АЛТ-Э1 взамен ЛТД-1.

По сравнению с ЛТД-1 в лаборатории АЛТ-Э1 управление измерительным комплексом будет осуществляться с помощью промышленного компьютера с сенсорным экраном. Кроме этого, реализован ряд новых возможностей:

– выбор необходимых методов, схем и параметров измерений, контроль за работой оборудования;

– управление автоматическим «монтажом» схем измерений;

– обеспечение интерактивного диалога с измерительной системой;

– обеспечение отсутствия критических ошибок оператора, наглядности и эффективности взаимодействия оператора с системой, использования встроенной библиотекой справочной и нормативной документации;

– автоматический контроль допусков изменений питающих напряжений;

– автоматическое отключение питания лаборатории при нарушении норм электробезопасности и индикация цепей, в которых произошло это нарушение.

Помимо выполнения производственных задач, большое внимание в Дирекции уделяется:

– созданию безопасных условий труда. Работники укомплектованы современной спецодеждой и спецобувью, качественным инструментом и средствами индивидуальной защиты. На всех структурных подразделениях Дирекции в 2015 году введена система КСОТ-П. Для улучшения условий проживания бригад по ремонту устройств электроснабжения приобретаются бытовые модули, в состав которых входят душевая и сушильное отделение;

– внедрению инструментов бережливого производства на рабочих местах и в процессе организации профильных видов деятельности путем сокращения непроизводственных потерь. Например, при организации и проведении ремонтных работ механизированными комплексами и с помощью многофункциональной техники;

– реализации комплексной кадровой и социальной политики ОАО «РЖД», направленной на развитие и повышение мотивации персонала, социальную поддержку работников и создание комфортных условий труда, получение корпоративной поддержки на строительство и приобретение жилья в собственность.

Дирекция полностью ориентирована на потребности Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры. Для дальнейшего выполнения своих профильных работ на объектах инфраструктуры в 2016 году планируется:

– усовершенствовать технологию выполнения ремонтных работ на устройствах электроснабжения путем организации работы комплексами и с помощью многофункционального специального подвижного состава. Так, в 2015 году разработана совместно с заводом-изготовителем и будет приобретена усовершенствованная машина МПТГ-2 (мотовоз погрузочно-транспортный грузовой) с краном-манипулятором, которую можно использовать в качестве тяговой единицы при работе в комплексе с УКБС, МС-1, а также производить работы по установке ригелей жестких поперечин;

– провести модернизацию определенного специального подвижного состава, повысив многофункциональность подвижной единицы;

– дополнительно освоить изготовление сертифицированных ригелей жестких поперечин на Куйбышевской ДКРЭ;

– увеличить технологические мощности и объемы выпуска металлических опор контактной сети на Юго-Восточной ДКРЭ, а на Свердловской и Куйбышевской ДКРЭ организовать производство по изготовлению металлических опор контактной сети;

– провести модернизацию технологии ремонта тяговых и силовых трансформаторов на Западно-Сибирской ДКРЭ путем приобретения под заказ современной вакуумной сушильной печи (модернизация позволит увеличить производительность в 2 раза и начать выполнять ремонт указных типов трансформаторов со смежных дорог).

На Московском энергомеханическом заводе повысить производительность выпуска деталей контактной сети за счет внедрения современного высокотехнологичного и интеллектуального оборудования.

Планируется создать многофункциональный комплекс МДК-Э1 для диагностики трансформаторов и кабелей. Комплекс будет представлять собой образец современной техники на базе мощного автомобиля, оснащенного оборудованием для контроля, диагностирования и испытания преобразовательных и распределительных устройств тяговых подстанций, а также кабельных сетей дистанций электроснабжения. Главное назначение комплекса – осуществление превентивных диагностических мероприятий, направленных на недопущение аварийных ситуаций с устройствами электроснабжения. Применение новейших технологий поможет объединить методики и приборы в единую информационно-измерительную структуру, что позволит достичь высокого уровня автоматизации в решении задач управления, измерения параметров, сбора, обработки, передачи, хранения и отображения информации.

Будет изготовлена автолаборатория для группы защиты от электрокоррозии дистанций электроснабжения с применением современного диагностического оборудования, которые планируется выполнить на базе малогабаритного автомобиля с высокой проходимостью.

© Евразия Вести IX 2015

www.eav.ru