ЭЛТРАНС 2015


От Москвы до самых до окраин

Рост количества тяжеловесных поездов, развитие скоростного и строительство сети высокоскоростного пассажирского движения – основные стратегические направления ОАО «РЖД», требующие усиления устройств электроснабжения железных дорог. Для этого необходимо повысить устойчивость работы системы тягового электроснабжения в условиях увеличения веса, скорости и интенсивности движения поездов.

О том, как специалистами проектно-изыскательского института электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» – филиала АО «Росжелдорпроект» решается эта важная задача, рассказывает директор Сергей Владимирович Логинов.

«Трансэлектропроект» располагает высококвалифицированными кадрами. За годы существования института сложились традиции качественного выполнения комплексных проектов электрификации, сформировалась школа проектирования, опирающаяся на многолетний опыт и знания поколений специалистов. Несмотря на многолетние традиции в области проектных работ, институт не стоит на месте, постоянно совершенствуется как в методах проектирования, так и в техническом оснащении проектировщиков. Специалисты института внимательно следят за новой техникой для электрификации, выпускаемой как отечественными, так и зарубежными заводами-изготовителями. Поэтому «Трансэлектропроект» по праву пользуется авторитетом среди коллег-проектировщиков, заказчиков и подрядчиков.

Наши инженеры на протяжении всей работы над проектом осуществляют тесное взаимодействие с эксплуатационными подразделениями железных дорог, что позволяет избежать ошибок и повысить уровень выполненных работ.

География объектов, проектируемых нашим институтом, такова, что порой вспоминаются строки известной песни советских времен: «... человек проходит как хозяин необъятной Родины своей от Москвы до самых до окраин». Эта аналогия возникает хотя бы потому, что в последнее время коллектив проводит проектные работы для ряда участков сети железных дорог Восточного полигона. На Юге России – электрификация участка 9 км – Анапа – Вышестеблиевская с дальнейшим выходом на мостовой переход на Таманском полуострове в Крым, в Центральной части – новая железнодорожная линия на направлении Журавка – Миллерово (обход Украины). В Московском регионе – активное участие в проектировании реконструкции Малого кольца Московской железной дороги для организации пассажирского движения и в реконструкции радиальных железнодорожных направлений. Обо всем по порядку.

Существующая транспортная инфраструктура Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей сдерживает развитие этих регионов, поэтому Правительством РФ было принято решение о дальнейшем развитии двух наиболее протяженных железнодорожных магистралей – Транссиба и БАМа. Строительству и реконструкции подлежит большое количество путей, разъездов, станций и, конечно, объектов электрификации железнодорожной инфраструктуры Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.

Все обоснованные решения по усилению существующих и строительству новых объектов электрификации с возможностью повышения скоростей на отдельных участках приняты на основании тяговых и электрических расчетов, выполненных нашими специалистами.

Результаты расчетов согласованы с Управлением экспертизы проектов и смет ОАО «РЖД» и с Управлением электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры – филиалом ОАО «РЖД».

Полным ходом идут проектные работы по новым тяговым подстанциям Небель, Чудничный, Шмаковка, Мыс Астафьева и реконструкции целого ряда тяговых подстанций БАМа и Транссиба. Для поднятия уровня напряжения в контактной сети соответствующих межподстанционных зон на постах секционирования проектируется установка устройств поперечной компенсации УКРМ либо усиление самой контактной сети.

На электрифицированных участках БАМа для исключения барьерных мест ведется проектирование новых тяговых подстанций, электрифицируются вновь построенные пути перегонов и станций, производится реконструкция и строительство новых линейных устройств тягового электроснабжения.

Гарантией быстрой и качественной работы в филиале служит синтез профессионализма наших специалистов и использование современных методов обследований, в том числе с помощью аэрофотосъемки высокого разрешения, измерителей прочности, параметров коррозии, сейсмодатчиков и другого оборудования. Например, на участке от Владивостока до Архары Амурской области в течение полугода были обследованы 9 тяговых и трансформаторных подстанций. В результате работы были выявлены различные дефекты существующих зданий и сооружений, характерные для условий вечной мерзлоты и повышенной сейсмичности. В проектах технического перевооружения были намечены меры для недопущения развития дефектов с учетом предложений Тындинской мерзлотной станции.

В настоящее время институт выполняет тяговые и электрические расчеты по объекту «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги» для оптимизации принимаемых решений. По данному проекту планируется строительство вторых путей и усиление существующих устройств электрификации для увеличения пропускной способности участка и для пропуска тяжеловесных грузовых поездов с весовой нормой до 7100 тонн.

Правительством РФ совместно с ОАО «РЖД» было принято принципиальное решение по строительству новой железнодорожной линии на направлении Журавка – Миллерово (обход Украины). Новая линия пройдет в стороне от границы.

Для строительства новой двухпутной электрифицированной линии специалистами АО «Росжелдорпроект» в настоящее время разрабатывается полноценный технологически функциональный комплексный проект.

Специалисты института «Трансэлектропроект» – филиала АО «Росжелдорпроект» в настоящее время закончили разработку основных проектных решений (ОПР) объекта «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив» в части систем тягового и нетягового электроснабжения.

На рассматриваемом мостовом переходе планируется проект электрификации по системе переменного тока 25 кВ. В связи с этим в ОПРе решены вопросы установки опор и подвески проводов контактной сети, построения систем нетягового электроснабжения. Предложены также решения по системе канализации обратного тягового тока по рельсовой сети и по системе заземления оборудования с учетом нормального функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), рельсовых цепей СЦБ и АЛС, электробезопасности, экологии и пожаробезопасности.

Закончить обзор наиболее важных работ института, при выполнении которых находят применение инновационные технологии, надо, конечно, последними новостями о состоянии дел на Малом кольце Московской железной дороги, где выполняется крупная реконструкция для организации пассажирского движения.

Малое кольцо является в настоящее время двухпутным неэлектрифицированным участком Московской железной дороги длиной 54 километра, предназначенным для движения грузовых поездов. Цель реконструкции кольцевого участка – перевод на электрическую тягу грузового движения и организация движения в обе стороны городских пассажирских электропоездов. Функциональное назначение вновь сооружаемых тяговых подстанций Белокаменная и Андроновка и реконструируемых подстанций Окружная, Москва-Киевская, Покровское-Стрешнево – обеспечение электроэнергией контактной сети, ЛЭП автоблокировки и продольной электрификации железнодорожных участков Малого кольца.

В прошлом году «Трансэлектропроектом» получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» (ГГЭ) к технической части проектов всех пяти тяговых подстанций, а в январе нынешнего года было получено положительное заключение ГГЭ на сметную документацию на эти же подстанции.

В ходе разработки проекта выявилось, что при реализации заданных размеров движения и в связи с небольшими расстояниями между остановочными пунктами (в среднем 1,7 километра) удельные затраты электроэнергии на тягу поездов значительно превысят аналогичные параметры для пригородных направлений. Добиться весомой экономии затрат на тягу (до 30%) позволит снижение максимальной скорости движения (со 110км/ч до 80– 90 км/ч) городских электропоездов, перевозящих пассажиров по Малому кольцу. Это может стать вполне приемлемым решением, если учесть, что установленные 110 км/ч поезд может достичь всего на трех самых длинных перегонах, а в целом увеличение времени прохождения по всему кольцу при уменьшении скорости составит менее 5% и электродвигатели поезда при этом будут работать в более щадящем режиме – с небольшим временем выбега.

С целью обеспечения требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по дополнительной экономии электроэнергии на тягу, для передачи избыточной энергии рекуперации из контактной сети постоянного тока в питающую сеть переменного тока на двух тяговых подстанциях проектами предусмотрена установка инверторных преобразователей номинальной мощностью 6000 кВА.

В нашем филиале происходит внедрение новых методов проектирования, осваивать которые доверено молодежи производственных отделов. Для облегчения проектирования и улучшения его качества проводится внедрение системы автоматизированного проектирования (САПР). Широко используются компьютерные расчетные программы. В отделе контактной сети так называемые программы-калькуляторы позволяют избегать ошибок в различного рода расчетах: длин пролетов между опорами, тяжения проводов, а также расчет консолей контактной сети для дальнейшего выбора их типов. Значительно повышает качественный уровень выпускаемой проектной документации использование шаблонов документов (Word, AutoCAD) со специальными настройками и использование внешних ссылок, видовых экранов и динамических блоков при разработке планов линейных сооружений (контактная сеть, электроснабжение и т.п.).

В филиале в последние годы используется так называемое информационное моделирование зданий (BIM-технология). Программа представляет собой набор инструментов для процесса создания конструкторской документации, структурного анализа, моделирования, расчетов. Например, проектирование здания тяговой подстанции Попово полностью проведено в программе AutoCADRevit. Все графические материалы и количественные характеристики были получены с модели, а не высчитывались вручную, что позволило исключить ошибки.

«Трансэлектропроект» – филиал АО «Росжелдорпроект» не только повышает эффективность работ по традиционным видам деятельности, но и постоянно осваивает новые направления, например, изыскательские работы по гидрометеорологии, экологической безопасности, дендрологические обследования. Потенциал института велик, впереди у нас новые интересные проекты.

© Евразия Вести IX 2015

www.eav.ru