МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


АО «Узбекистон темир йуллари» - работать с перспективой на будущее

Важным событием в жизни железнодорожников Узбекистана станет проведение в столице Республики 63 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. За последние годы узбекские железнодорожники достигли немалых успехов, вышли на новый, современный уровень развития.

В канун этого важного железнодорожного форума редакция нашей газеты обратилась к Председателю Правления акционерного общества «Ўзбекистон темир йўллари», Раматову Ачилбаю Жуманиязовичу, с просьбой рассказать нашим читателям о значении, сегодняшнем дне и перспективах развития железных дорог Узбекистана.

– Уважаемый Ачилбай Жуманиязович! Расскажите, пожалуйста, о значении железнодорожного транспорта в Республике Узбекистан.

– Несомненно, временем серьезных перемен для отрасли стали годы Независимости. 7 ноября 1994 года на базе бывшей «Среднеазиатской железной дороги» была создана Государственная Акционерная Железнодорожная Компания «Узбекистон темир йуллари» (на сегодняшний день – АО «Узбекистон темир йуллари»). Со дня создания компании началась реализация крупнейших проектов по модернизации, реконструкции и строительству путей, подвижного состава инфраструктуры железнодорожного транспорта. В настоящее время в отрасли работает более 70 тысяч человек. Развитие транспортной коммуникации Узбекистана, расположенного на пересечении дорог между Западом и Востоком, всегда считалось приоритетной задачей. Железнодорожный транспорт стабильно занимает лидирующие позиции в осуществлении основных внутренних и межгосударственных перевозок.

Со дня создания по сей день АО «Узбекистон темир йуллари» полностью удовлетворяет потребность народного хозяйства и населения в грузовых и пассажирских перевозках. За этот период объем перевозок грузов и пассажиров возрос в 2 раза. Грузооборот увеличился в 1,5 и пассажирооборот в 1,3 раза. Перевезено 1,5 млрд тонн грузов, 400 млн пассажиров.

АО «Узбекистон темир йуллари» построено и сдано в эксплуатацию 1100 км новых железнодорожных путей, в том числе железнодорожные линии Навои – Учкудук – Нукус – Султануиздаг и Ташгузар – Байсун – Кумкурган, общей протяженностью 565 км.

Магистраль Ташгузар – Байсун – Кумкурган протяженностью в 223 км прокладывалась в труднодоступной горной местности, в сложнейших геологических и климатических условиях. Эта линия по праву стала называться «стройкой века». На протяжении трассы возведено 37 мостов. Эксплуатация этой железной дороги обеспечивает формирование единой сети железных дорог Узбекистана, а также создание трансафганского коридора.

В целях дальнейшего развития и совершенствования производственных процессов отрасли АО «Узбекистон темир йуллари» освоено капитальных вложений на сумму около 6 млрд долларов, в том числе иностранных инвестиций на сумму более одного миллиарда долларов. До конца текущего года планируется освоить капитальных вложений более 800 млн долларов.

На сегодняшний день общая протяженность железнодорожных путей в Узбекистане составляет 6473 км, в том числе протяженность главных магистральных путей – 4186 км. Произведена реабилитация железнодорожных путей протяженностью 3800 км и электрифицировано около 1200 км железнодорожных путей. Построен совмещенный железнодорожный и автомобильный мост через реку Амударья общей протяженность 640 метров, который соединил Хорезмскую область с другими регионами Республики. Построено 15 новых и реконструировано 8 железнодорожных вокзалов, которые оснащены современной техникой и технологией обслуживания пассажиров, включая Интернет, созданы условия обслуживания пассажиров, отвечающим международным стандартам и требованиям. Для организации комфортабельности пассажирских перевозок на высоком современном уровне было открыто регулярное движение скоростных поездов по самым востребованным направлениям в республике. Экспрессы «Регистан», «Шарк», «Насаф».

Одними из первых среди стран Содружества Независимых Государств в Узбекистане организовано курсирование высокоскоростных пассажирских поездов «Афросиаб» по маршруту Ташкент – Самарканд. Ими до сегодняшнего дня перевезено свыше 750 тысяч пассажиров.

Как только завершились проекты по электрификации участка железной дороги Мароканд – Карши и организации движения высокоскоростных поездов на участке Самарканд – Карши, было обеспечено регулярное движение высокоскоростных поездов «Афросиаб» по направлению Ташкент – Карши – Ташкент. Следует отметить, что на сегодняшний день современная высокоскоростная техника этой модификации эксплуатируется всего в восьми странах мира. Высокоскоростные поезда были произведены одной из ведущих в мире компаний «Тальго» (Испания) с учетом требований и условий эксплуатации в Республике Узбекистан.

Впервые в центрально-азиатском регионе железнодорожниками Узбекистана заложены основы тяжелого машиностроения. Построены более 3000 грузовых и 150 пассажирских вагонов, которые успешно эксплуатируются на полигоне АО «Узбекистон темир йуллари» и других государств.

В целях обновления подвижного состава за последние 10 лет компанией приобретены 15 пассажирских, 12 грузопассажирских, 11 грузовых электровозов и 10 пассажирских тепловозов. Обретенные локомотивы являются последним поколением техники своего рода. Они оснащены двигателями и оборудованием ведущих мировых компаний и отвечают всем требованиям международных норм и стандартов. В самое ближайшее время состоится презентация еще 11 грузовых электровозов, предназначенных для эксплуатации в сложных горных условиях железнодорожной линии Ангрен – Пап.

Со временем потенциал узбекских железнодорожников в области строительства новых железных дорог стал расширяться. Так, в 2010 году начата и за короткие сроки была построена первая в истории Исламской Республики Афганистан 106 километровая железнодорожная магистраль между станциями Хайратон – Мазари Шариф, это явилось ярким свидетельством признания потенциала и возможностей железнодорожников Узбекистана в мировом масштабе.

На сегодняшний день завершено строительство 104 км новой электрифицированной железной дороги Ангрен – Пап (общая протяженность пути – 123,1 км). Проект предусматривает сооружение тоннеля длиной 19,1 км. Завершение строительства откроет широкие возможностей для Ферганской долины. Она считается самой густонаселенной в стране и имеет большой экономический потенциал. Уникальность новой электрифицированной железной дороги заключается в том, что она пролегает через горный перевал Камчик на высоте свыше 2,2 тысячи метров над уровнем моря. Она будет служить важнейшим звеном нового международного транзитного железнодорожного коридора Китай – Центральная Азия – Европа.

Останавливаясь о значении железнодорожного транспорта, следует отметить, что наряду с вышеперечисленными весомыми достижениями важно отметить успехи предприятий, находящихся в ведомстве АО «Узбекистон темир йуллари». Одним из приоритетов является реализация ряда проектов по обновлению парка локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов. На предприятиях освоен серийный выпуск пассажирских и грузовых вагонов. Это, в частности, купейные вагоны с кондиционированием воздуха, наиболее востребованные виды грузовых вагонов – крытые, цистерны для нефтепродуктов, полувагоны и др. Кроме того, в республике придается немаловажное значение вопросу дальнейшего развития импортозамещения и локализации производства запасных частей, узлов и деталей для подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры. В книгу истории железных дорог за последние 10 лет можно включить еще одну запись: в Узбекистане сформированы основы тяжелого машиностроения. Промышленно-производственная отрасль включает в себя УП «Узтемирйўлмаштаъмир» (Тепловозоремонтный завод), ДП «Литейно-механический завод», ДП «Андижанский механический завод», АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов», АО «Узвагонтаъмир» (Вагоноремонтный завод), АО «Ташкентский механический завод», ООО «Ташжелдорпроект», АО «Узжелдорконтейнер», УП «Узбекжелдорэкспедиция», АО «Йулрефтранс» и др.

В целях создания условий для устойчивого, безопасного и эффективного развития, наращивания технического потенциала «Узбекские железные дороги» укомплектовано квалифицированными специалистами, имеет основательную научно-техническую базу, обладает значительными проектами, строительными мощностями и большим опытом международного сотрудничества.

– Какие основные проекты реализуются государством в области железнодорожного транспорта для строительства новых и модернизации действующих линий и объектов?

В целях дальнейшей интеграции транспортных инфраструктур на «пространстве 1520», а также в рамках «Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников СНГ до 2020 года» от 10.10.2011 г., подписанной главами правительства СНГ, АО «Узбекистон темир йуллари» ведется многоплановая работа по развитию сети железных дорог внутри республики, повышению качества перевозок, повышению безопасности движения поездов и подготовке к ужесточению норм содержания инфраструктуры и подвижного состава.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 04.03.2015 года «О программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации диверсификации производства на 2015–2019 годы», предусмотрены инвестиционные проекты по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств. К их числу относятся строительство грузовых вагонов – 4350 ед., восстановление локомотивов – 164 ед., восстановление с продлением срока службы модернизации и переоборудования грузовых вагонов – 7281ед., обновление состава пассажирских вагонов – 82 ед.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 06.03.2015 года «О программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015–2019 годы» также реализуются следующие проекты:

– электрификация железнодорожного участка Самарканд – Бухара с организацией высокоскоростного движения пассажирских поездов;

– строительство железнодорожной линии Навои – Канимех – Мискен с последующей электрификацией и организацией высокоскоростного движения поездов;

– организация скоростного движения пассажирских поездов на участке железнодорожного линии Самарканд – Карши;

– электрификация железнодорожного участка Карши – Термез;

– электрификация железнодорожного участка Коканд – Маргилан – Андижан;

– приобретение двух высокоскоростных пассажирских электропоездов;

– строительство подъездных железнодорожных путей к Кандымскому газоперерабатывающему заводу;

– обновление парка локомотивов путем приобретения 24 ед. локомотивов;

– реабилитация 240 км железнодорожных путей.

В целях создания нового международного транзитного железнодорожного коридора Китай – Центральная Азия – Европа ведется строительство новой электрифицированной линии Ангрен – Пап. Реализация данного проекта в перспективе позволит надежно соединить области Ферганской долины с центральной частью Узбекистана, завершить формирование единой по всей территории республики железнодорожной транспортной системы. Важное значение проект обретает в связи с возможностью включения данного участка железнодорожной линии в международные транспортные коридоры, проходящие по территории Республики Узбекистан.

Развитие современной железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потока пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике позволят обеспечить экономический рост и социальное развитие, укрепят связи между регионами Узбекистана. Также это позволит повысить конкурентоспособность в конечной стоимости узбекской продукции, которое будет способствовать росту предпринимательской деятельности и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.

– Какую работу проводит АО «Узбекистон темир йуллари» в Совете по железнодорожному транспорту и других международных организациях: ОСЖД, МСЖД, организации Центральной Азии?

– АО «Узбекистон темир йуллари» успешно сотрудничает с такой международной организацией, как Совет по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ (ЦСЖТ, штаб-квартира в Москве, Россия). Начиная с 1993 года является членом ОСЖД (Организация Сотрудничества Железных дорог, штаб-квартира в Варшаве, Польше). В Комитете ОСЖД находится постоянный представитель от АО.

Координация деятельности позволяет решать вопросы, связанные с пропуском негабаритных грузов в пределах дорог, а также комбинированных перевозок. После вступления в ОСЖД АО «Узбекистон темир йуллари» активно включилась в деятельность организации, став стороной ряда важных соглашений по комбинированным перевозкам, участвовала в разработке согласований железнодорожной транспортной политики ОСЖД, включив вопрос уточнения схемы железнодорожных транспортных коридоров.

Кроме того, АО «Узбекистон темир йуллари» участвует в деятельности Международного союза железных дорог (UIC, Франция), Экономической и социальной комиссии ООН для стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Центральной Азии (UNESCAP), (ЭСКАТО), проводит совместную работу с проектом ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия), программой ТАСИС Комиссии Европейского Союза, Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (CAREC) в рамках Азиатского Банка Развития, Организацией экономического сотрудничества (ECO, Иран).

Деловыми партнерами АО «Узбекистон темир йуллари» являются Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, Японское Агентство Международного Сотрудничества (JICA), Европейский Банк Реконструкции и Развития, Эксимбанк (КНР), также такие известные компании и фирмы, как Patentes Talgo L.S. (Испания), CNTIC (Китай), CRTG (Китай), BELAM (Латвия), Jeismar (Франция), Plasser und Toyer (Австрия), Сумимото, Марубени, Шимидзу, Канимацу (Япония) и другие.

С участием данных партнеров сегодня активно реализуются следующие инвестиционные проекты:

– электрификация железнодорожного участка Карши – Термез;

– строительство электрифицированной железнодорожной линии Ангрен – Пап;

– обновление парка локомотивов;

– реконструкция и развитие деятельности АО «Ташкентский механический завод».

– Расскажите, пожалуйста, об участии Узбекистана совместно с Китаем в проекте «Великий шелковый путь».

– За 24 года с момента установления дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республики существенно расширились рамки взаимоотношений между нашими странами. Благодаря постоянной заботе и вниманию наших руководителей, двустороннее взаимовыгодное сотрудничество было поднято на более высокий уровень. В частности, в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической, транспортной, научно-технической и культурно-гуманитарной областях.

Узбекистан позитивно оценивает организацию воссоздания Великого Шелкового пути, которой послужит эффективному использованию транзитно-транспортного потенциала стран, по которым будет проходить Новый Великий Шелковый путь, что придаст еще больший импульс в развитии торгово-экономических отношений, а значит, привлечению дополнительных объемов грузооборота.

Как известно, Великий Шелковый путь – грандиозный исторический торговый маршрут, соединивший Восток и Запад, ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, архитектурных сооружений и даже государств. Великий Шелковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая. Например, он служил проводником в распространении и популяризации последних новшеств таких сфер, как искусство, культура, религия. Также различных передовых технологий, например, производство шелка, пороха, бумаги и т. п.

В настоящее время АО «Узбекистон темир йуллари» совместно с китайскими партнерами реализуют проект «Строительство электрифицированной железнодорожной линии Ангрен – Пап». Протяженность нового стального полотна, проходящего через горный перевал, – 123,1 км. На его пути находится единственный в Центральной Азии железнодорожный тоннель длиною в 19,1 км, который является ключевым звеном Нового Шелкового пути.

– Как реализуется меморандум о взаимопонимании по реализации Соглашения о создании транспортного коридора Средняя Азия – Ближний Восток (проект строительства железной дороги Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман – Катар)?

– Оснащение современными техническими средствами, географическое расположение делают железные дороги Узбекистана важнейшим звеном в сообщение Европа – Азия. Она имеет особое значение в обеспечении транспортных связей Китая, Японии, со странами СНГ, Ираном, Турцией и Европой. Международный транспортный коридор ТРАСЕКА (исторический «Шелковый путь») является кратчайшим и более экономичным маршрутом из Азии в Европу. В целях завершения формирования единой сети железных дорог Республики Узбекистан, развития нового международного железнодорожного коридора Китай – Центральная Азия – Европа, ведется строительство новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен – Пап. Развитие данного широкомасштабного проекта в перспективе важна для возможности включения данного участка железнодорожной линии в международные транспортные коридоры, проходящие по территории Республики Узбекистан.

АО «Узбекистон темир йуллари» сотрудничает с Иранскими и Туркменскими железными дорогами в рамках Ашхабадского соглашения – Международного транспортного и транзитного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман, подписанного в 2011 г. в г. Ашхабад (вступившее в силу в 2014 г.) Подчеркивая важность эффективного использования международного транзитно-транспортного потенциала стран, ратифицировавших данное Соглашение, актуальным остаются вопросы принятия дополнительных мер по увеличению экспорта товаров по указанному коридору, в том числе путем предоставления взаимных тарифных преференций.

– Какова роль контейнерных перевозок в Узбекистане?

– АО «Узжелдорконтейнер», являясь оператором контейнерного парка АО «Узбекистон темир йуллари», оказывает полный комплекс услуг, связанных с организацией контейнерных перевозок, осуществляет доставку грузов, организует транспортировку вагонами и контейнерами разных типов и объема, ведет отслеживание на протяжении всего пути следования.

В частности, оказывает услуги по раскредитовке прибывших вагонов, проводит погрузочно-разгрузочные работы, рассчитывает железнодорожные тарифы любой сложности, осуществляет переадресовку грузов, перевозку грузов в контейнерах, предоставляет экспедиторские коды по Узбекистану и странам СНГ, оказывает содействие в получении плана перевозок, оперативно информирует клиентов о местонахождении вагонов и контейнеров. При необходимости будут задействованы складские терминалы, где груз сможет храниться в ожидании погрузки на следующий вид транспорта.

Терминалы компании расположены на станциях Чукурсай, Ташкент-товарная, Сергели, Ахангаран, Той-тепа, Джизак, Бухара, Улугбек, Кармана, Тинчлик, Янги – Заравшан, Термез, Карши, Дехканабад, Нукус, Ургенч, Коканд, Андижан, Темирйулобод, Маргелан и Раустан. Мощности терминала позволяют осуществлять весь комплекс логистических услуг, что позволяет клиентам сэкономить, снять с себя ответственность и беспокойство за сохранность груза. Терминалы имеют таможенные склады, контейнерные площадки, погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады для погрузки спецтехники и автомобилей, козловые краны грузоподъемностью от 5 до 32 тонн, мобильные краны грузоподъемностью 25 тонн, вилочные погрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 3 тонн, фронтальные погрузчики для погрузки сыпучих грузов.

АО «Узжелдорконтейнер» заботится об обеспечении продвижения грузов от места погрузки до их получателя, включая надежное решение всех сопутствующих задач. За короткий период АО заняло достойное место в перевозочном процессе железных дорог Узбекистана, наладило и постоянно развивает собственные связи с партнерами Европы и Азии. АО «Узжелдорконтейнер» является официальным экспедитором по железным дорогам Узбекистана и осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание экспортно-импортных, транзитных и внутригосударственных перевозок грузов по территории Республики Узбекистан, стран СНГ, Европы и Азии.

– Техническая политика, реализуемая в АО «Узбекистон темир йуллари».

– В настоящее время приоритетными направлениями развития АО «Узбекистон темир йуллари» на ближайшую перспективу является реализация Указа Президента от 4 марта 2015 года «О программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы» и Постановления Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2015 года «О программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы», в которых определены и утверждены основные целевые параметры развития и модернизации железнодорожной отрасли на 2015-2019 годы. Во исполнение вышеуказанных документов со стороны АО «Узбекистон темир йуллари» проводится комплекс работ по обновлению и модернизации подвижного состава и развитию инфраструктуры железнодорожной отрасли. На основании Постановления Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2015 года разработан адресный перечень проектов по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта на 2015–2019 годы, согласно которому предусмотрена реализация 16 крупных проектов общей стоимостью 3,16 млрд долл. США, в т.ч. 2,08 млрд долл. США за счет собственных средств компании.

Особое внимание со стороны АО «Узбекистон темир йуллари» уделяется электрификации железных дорог. Продолжаются работы по электрификации железнодорожного участка Карши – Термез (325 км). В целях обеспечения электрифицированных линий Мараканд – Бухара и Карши – Термез качественным парком локомотивов, в рамках реализации проекта «Обновление парка локомотивов» планируется приобретение 24 единиц, в т.ч. 16 грузовых и 8 пассажирских локомотивов. На ближайшую перспективу намечена реализация проекта по электрификации железнодорожного участка Самарканд – Бухара с организацией высокоскоростного движения пассажирских поездов протяженностью 291,5 км. В связи с чем намечена реализация проекта по приобретению 2 высокоскоростных пассажирских электропоездов.

Реализация вышеуказанных проектов будет способствовать дальнейшему развитию единой сети железных дорог Республики Узбекистан, повышению эффективности перевозок, позволит значительно увеличить пропускную способность, сократить эксплуатационные расходы, снизить себестоимость грузовых перевозок, улучшить экологическую обстановку и обеспечить развитие современных систем коммуникаций и ресурсосберегающих технологий.

– Развитие подвижного состава комплекса.

– Локомотивное хозяйство АО «Узбекистон темир йуллари» является одной из ведущих структурных подразделений дороги по основным фондам потребляемой электроэнергию, задействованной материальными и трудовыми ресурсами. Техническая оснащенность и организация эксплуатации локомотивов определяет основное развитие материально-технической базы. В состав локомотивного хозяйства входят: локомотивный парк, здания и технические сооружения. К техническим сооружениям относятся: 8 локомотивных депо, оборотные депо, пункты технического обслуживания, экипировки локомотивов и смены локомотивных бригад.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 06.03.2015 года «О Программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015–2019 годы» в части касающейся локомотивного хозяйства, по АО «Узбекистон темир йуллари» предусмотрена реализация проектов по обновлению парка локомотивов путем приобретения 24 единиц локомотивов, в период 2016–2019 годы, а также приобретение высокоскоростных пассажирских электропоездов – 2 единицы, в период 2016–2017 годы.

Основным результатом обновления локомотивного парка компании будет являться большой прогрессивный и технологический, экономический и социальный эффект, который позволит успешно выполнять задачи по перевозке грузов и пассажиров, обеспечит АО «Узбекистон темир йуллари» современными видами тяги и своевременно выполнять плановые задачи правительства Республики Узбекистан.

– Какие новые проекты в области скоростных перевозок реализуются в Узбекистане совместно с компанией «Talgo» (дорога Ташкент – Самарканд – Карши)?

– Гордостью Узбекистана является современный высокоскоростной электропоезд «Афросиаб» производства испанской компании «Talgo». Как уже было отмечено, подобные подвижные составы эксплуатируются всего в восьми странах мира. Сегодня он ежедневно курсирует по маршруту Ташкент – Самарканд – Ташкент, преодолевая расстояние между этими городами в 344 километра всего за 2 часа, что в корне меняет отношение и взгляды пассажиров на этот вид транспорта. В августе месяце текущего, 2015 года «Афросиаб» начал курсировать по новому электрифицированному пути Марaканд – Карши. Обновленный участок также позволяюет электропоездам осуществлять перевозку в разы быстрее. Теперь расстояние по маршрут Ташкент – Карши в 511 километров преодолевается всего за 3 часа.

В настоящее время АО «Узбекистон темир йуллари» организовано движение скоростных и высокоскоростных поездов по следующим направлениям: Ташкент – Бухара, Ташкент – Китаб – скоростное; Ташкент – Самарканд, Ташкент – Карши – высокоскоростное. В дальнейшем предусмотрено увеличение установленных скоростей движения, до категории высокоскоростных и по другим железнодорожным направлениям.

– Работа экспедиторских организаций по договорам с АО «Узбекистон темир йуллари».

– Унитарное предприятие «Узбекжелдорэкспедиция» создано в декабре 1995 года и является структурным подразделением АО «Узбекистон темир йуллари». В соответствии с заключенным с обществом договором на транзитные, экспортные, импортные перевозки грузов по территории Узбекской железной дороги выполняет функции связующего звена в транспортно-экспедиторской деятельности международных грузовых перевозок. Предприятиям, организациям, фирмам, а также частным лицам оказывает такие виды экспедиторских услуг, как организация перевозки груза от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения, выбор оптимальной схемы перевозок грузов по условиям клиента, консультации по вопросам, связанным с транспортно-экспедиторской деятельностью, расчеты с железнодорожными перевозчиками за выполнение перевозок грузов, предоставление услуг по слежению и контролю за всеми грузами, контейнерами и любым специализированным железнодорожным подвижным составом, обеспечение услуг в области рекламы, включая издание и распространение буклетов, брошюр и других материалов для пропаганды деятельности.

В целях обеспечения конкурентоспособных условий экспедиционного обслуживания УП «Узбекжелдорэкспедиция» имеет прямые соглашения на транспортно-экспедиторское обслуживание практически со всеми железнодорожными администрациями стран СНГ, что позволяет оперативно без посредников, а значит, и без дополнительного повышения транспортных тарифов решать вопросы экспедирования грузов, следующих из Узбекистана через эти государства.

УП «Узбекжелдорэкспедиция» уделяет особое внимание улучшению качества оказываемых услуг, расширению контактов с экспедиторскими организациями и предоставлению грузовладельцам полного комплекса услуг по доставке грузов на условиях «door to door». В целях расширения сферы услуг предприятие предоставляет в арендное пользование подвижной состав собственного парка предприятия. В целях повышения уровня предоставляемого клиентам сервиса и демонстрации способности предприятия осуществлять свою деятельность в соответствии с принципами менеджмента качества и соблюдения законодательных и нормативных требований в 2006 году в УП «Узбекжелдорэкспедиция» была внедрена Система менеджмента качества, соответствующая международным стандартам. Предприятие имеет Сертификат соответствия Системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000.

– Что можно сказать о развитии ремонтного и машиностроительного комплекса в Узбекистане, совместно с зарубежными компаниями. Какова роль в проведении капитального ремонта тепловозов и модернизации Ташкентского ТРЗ?

– Специалистами УП «Узтемирйулмаштаъмир» (Тепловозоремонтный завод) накоплен огромный опыт работы по ремонту и модернизации локомотивов, с продлением срока службы, модернизирована основная часть парка магистральных локомотивов. В настоящее время проводятся опытно-конструкторские разработки касательно модернизации маневровых тепловозов. В связи со строительством новых участков и электрификацией железнодорожных линий на предприятии предусмотрено расширение номенклатуры выпускаемой и освоение новых видов продукции и услуг. С этой целью устанавливаются оборудования, отвечающие требованиям современных технологий.

Управлением организации и контроля промышленной деятельности АО «Узбекистон темир йуллари» ведутся работы по организации мер по улучшению технического и технологического развития промышленных предприятий, переданных в состав АО, обеспечению выполнения государственной и отраслевой программы по локализации продукции, сокращению валютных средств, разработка мероприятий по оптимизации импорта товаров путем создания импортозамещающих производств, а также увеличению экспортного потенциала, обеспечение выпуска широкого ассортимента продукции и услуг.

Со стороны предприятий, специализирующихся на ремонте и производстве подвижного состава, проводятся работы по освоению новых видов продукции. Глава государства в ходе посещения церемонии открытия Ташкентского завода по ремонту пассажирских вагонов в 2001 году, осматривая только что приобретенные вагоны из Европы, поставил задачу: эти вагоны должны быть образцами вагонов, которые станут выпускаться здесь в будущем.

Предприятие за эти годы предложило населению страны и туристам такие скоростные поезда, как «Регистан», «Шарк», «Насаф», которые пользуются большой популярностью среди гостей, прибывающих в исторические города Узбекистана. На Ташкентском заводе по ремонту и строительству пассажирских вагонов (АО «ТашВСРЗ») ведутся работы по капитально-восстановительному ремонту и изготовлению пассажирских вагонов с креслами, оснащенными современной системой кондиционирования воздуха. Эти подвижные составы курсируют в международном и местном сообщении. Специалистами предприятия также освоено производство вагонов для Ташкентского метрополитена.

Следует отметить также успешное сотрудничество с зарубежными партнерами. Так, на дочернем предприятии «Литейно-механического завода» (ЛМЗ) специализирующегося на производстве литейной продукции, а также строительстве грузовых вагонов, установлено литейное оборудование немецкой компании «KUNKEL WAGNER», «OTTO JUNKER», соответствующее требованиям высоких технологий. Специалистами завода освоено производство литых деталей подвижного состава, получены сертификаты соответствия международного уровня на литые детали тележек грузовых вагонов. Строительство вагонов-цистерн и полувагонов производится на базе ДП «Андижанского механического завода», на продукцию завода имеются заказы также и от промышленных предприятий Узбекистана.

Совместно с китайской корпорацией «Xuzhou Construction Machinery Group Co., Ltd» было создано узбекско-китайское СП ООО «UzXCMG», которое специализируется на выпуске гидравлических экскаваторов и строительной техники, а также их обслуживании. На сегодняшний день специалистами АО «Узбекистон темир йуллари» ведутся работы по освоению производства импортозамещающих узлов экскаваторов.

– Ачилбай Жуманиязович! Благодарим Вас за подробные ответы на наши вопросы.

© Евразия Вести XI 2015

www.eav.ru