МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


«Первая локомотивная компания» - современное локомотивостроительное предприятие

ООО «Первая локомотивная компания» – инновационная компания по разработке и производству современного железнодорожного подвижного состава. Основная производственная площадка компании ЗАО «Энгельсский локомотивостроительный завод» расположена в г. Энгельс Саратовской области. О создании этого новейшего предприятия, оснащенного самым современным оборудованием, позволяющего с уверенностью смотреть в будущее развития нашего железнодорожного машиностроения, мы попросили рассказать генерального директора Компании Александра Михайловича Стрелюхина и главного конструктора, д.т.н. Сергея Владимировича Покровского.

Строительство завода в г. Энгельс было начато в июне 2013 года. Официальное открытие завода состоялось в августе 2015 года. На церемонии открытия завода также был представлен первый опытный образец двухсистемного грузового электровоза 2ЭВ120 – пилотного проекта компании, созданного по разработке Bombardier Transportation.

Энгельсский локомотивный завод построен «в чистом поле» и оснащен самым современным оборудованием ведущих мировых производителей, подобранным по техническим и технологическим требованиям Bombardier Transportation. Компоновка завода обеспечивает оптимальную организацию производственного процесса, начиная от приема материала и комплектующих и заканчивая пуско-наладочными работами.

В целом на заводе предусмотрено выполнение следующих основных производственных операций:

– изготовление и окраска кузова;

– изготовление рам тележек и сборка тележек;

– предварительная сборка электрических шкафов;

– конечная сборка локомотива;

– стационарные и ходовые пуско-наладочные работы.

При этом все операции, кроме предварительной сборки электрических шкафов и сборки тележек, уже для первого опытного электровоза выполнены в г. Энгельс.

Для ходовых пуско-наладочных работ и сдачи продукции заказчикам на заводе предусмотрены два участка пути протяженностью по 700 метров, электрифицированных на постоянном и переменном токе.

В настоящее время Первая локомотивная компания находится на этапе завершения изготовления и предварительных испытаний двух опытных двухсекционных электровозов 2ЭВ120. В 2016 году планируется провести их приемочные и сертификационные испытания. Одновременно будет вестись технологическая подготовка к серийному производству установочной партии локомотивов, формирование полномасштабного квалифицированного производственного коллектива, создание системы качества, существенное расширение перечня партнеров по поставкам комплектующих, главным образом, за счет локализации производств на территории Российской Федерации. Начало выпуска установочной партии электровозов запланировано на 4 квартал 2016 года.

На опытных электровозах 2ЭВ120 основное оборудование поставлено ведущими мировыми производителями, выбор предложений которых осуществлялся на основе тщательного анализа опыта компаний в зарубежных странах и их готовности обеспечить соответствие своих изделий российским требованиям. Это предусмотрено проектом специально, чтобы сосредоточить в первых локомотивах наиболее эффективные технические решения и далее, на основе опыта их испытаний и эксплуатации, сформировать в России потенциал производства аналогичного оборудования мирового уровня качества и конкурентоспособности.

Тем не менее уже на опытных электровозах уровень локализации составляет порядка 20% и на этапе выпуска установочной партии будет доведен до 70%.

Важнейшая особенность проекта электровоза 2ЭВ120 – это создание базового инновационного локомотива с возможностью реализации в нем дополнительных полезных опций для разнообразных перевозочных задач и с созданием для этих локомотивов эффективной системы оперативного сервисного обслуживания. Именно эта комплексная задача была с самого начала заложена в проектирование локомотива в целом и в технические требования ко всем комплектующим.

Компания Bombardier Trans-portation имеет уже более чем 20-летний опыт реализации таких комплексных проектов, в рамках которых сейчас эксплуатируются многие сотни электровозов и электропоездов в Германии, Франции, Италии, Испании, Швейцарии и в других странах. Первая локомотивная компания планирует активно использовать этот опыт партнера для своих заказчиков в России и в других странах с железными дорогами колеи 1520 мм с учетом местной эксплуатационной специфики и особенностей конкретных перевозочных задач.

Иными словами, Первая локомотивная компания готова предлагать заказчикам не просто современные локомотивы, а комплексные услуги по тяговому обеспечению железнодорожного перевозочного процесса на основе оптимизации стоимости жизненного цикла, при необходимости включая выгодные схемы финансирования на основе лизинга.

Основой этого является проект локомотива, где все технические решения и системное построение комплекса оборудования в целом выверены с точки зрения снижения потока отказов в пути следования с невозможностью дальнейшего продолжения миссии. Но и техническая организация оперативного сервисного обслуживания локомотивов также существенно влияет на конечную стоимость жизненного цикла.

Двухсекционный восьмиосный грузовой электровоз двойного питания 2ЭВ120 спроектирован на основе конструкторских и технологических подходов известного семейства локомотивов TRAXX.

Он состоит из двух идентичных четырехосных секций и способен работать по системе многих единиц в 3 и 4 секции. Базовый проект электровоза имеет следующие основные технические характеристики: нагрузка от оси на рельсы – 25 т; максимальная скорость – 120 км/ч; максимальная мощность на ободе колесных пар – 9600 кВт; максимальная сила тяги при трогании и разгоне в штатном режиме – 700 кН; диапазон предельных рабочих температур окружающего воздуха от минус 55 °C до плюс 45 °C.

Структуры силовых цепей, цепей собственных нужд и системы управления построены таким образом, чтобы свести к минимуму поток отказов, вызывающих потерю тяги двух и более осей. Для компенсации вывода из работы одной оси при отказе предусмотрен бустерный режим трогания и разгона, который позволяет электровозу при семи тяговых осях не только беспрепятственно проследовать участки с наиболее сложными подъемами, но и тронуть с места поезд на сложном подъеме после непредвиденной остановки.

Электровоз 2ЭВ120 оборудован мощным рекуперативно-реостатным торможением, которое работает и на постоянном, и на переменном токе. Автоматическое регулирование распределения мощности электрического торможения между процессами рекуперации и гашения энергии в тормозных реостатах позволяет существенно повысить надежность электрического торможения в целом по условиям работы системы электроснабжения и способствует повышению стабильности ее работы.

Электрическое оборудование электровоза 2ЭВ120 обладает эффективным запасом по нагреванию. Номинальный режим работы оборудования подобран таким образом, чтобы исключить возможность перегрева выше нормы при максимальной оптимизации работы системы вентиляции. Это обеспечивает высокую среднеэксплуатационную энергетическую эффективность локомотива.

Конструкция ходовой части концепции FLEXX Power с пружинами «флексикоил» в первичной и вторичной ступенях рессорного подвешивания и уменьшенной базой тележки позволяет оптимизировать динамическое воздействие локомотива на путь.

Размещение оборудования в машинном отделении электровоза выполнено с максимальным удобством для оперативного доступа локомотивной бригады к распределительным электрическим шкафам. Кабина машиниста выполнена просторной и удобной с необходимыми в длительных поездках бытовыми приборами и мощной климатической установкой для обогрева и кондиционирования свежего воздуха. Также в локомотиве предусмотрен необслуживаемый удобный и простой экологически чистый санитарный узел.

Особое внимание было уделено безопасности работы локомотивной бригады. Конструкция корпуса кабины имеет горизонтальные и вертикальные пояса прочности. Боковые входные двери размещены в зоне наибольшей защищенности от повреждений и заклиниваний при авариях. Предусмотрена дополнительная возможность эвакуации справа по ходу через сервисный люк в задней части кузова. Электровоз оборудован всем необходимым противопожарным оборудованием.

Для выполнения сервисных работ на основном электрооборудовании в машинном отделении обеспечен удобный оперативный доступ. Для вентиляции машинного отделения воздухом повышенной степени очистки предусмотрены два специальных вентилятора с циклонными фильтрами.

Проект электровоза по наличию свободного объема в кузове и резервов массы предусматривает возможность реализации дополнительных опций:

– установки в каждой секции дизель-генераторной установки мощностью до 500 кВт для возможности выполнения автономных местных маневровых работ в портах и логистических терминалах (опция «последняя миля»);

– питания состава трехфазным напряжением 380 В стандартного промышленного качества (например, рефрижераторных контейнеров).

Такие опции дают возможность заказчикам достичь наибольшей эффективности использования электровозов в специальных перевозочных процессах и получить значительную экономию сопутствующих затрат.

Также электровозы могут быть поставлены в односистемном варианте постоянного или переменного тока.

В целом ООО «Первая локомотивная компания» готова к самым разнообразным требованиям заказчиков по формированию оптимальных эксплуатационных характеристик и стоимости жизненного цикла локомотива и под специальные перевозочные задачи, и под «общесетевые» требования.

© Евразия Вести XI 2015

www.eav.ru