МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Эффективность функционирования пунктов пропуска государственной границы

На заседании VIII Межведомственного совещания стран – членов Организации сотрудничества железных дорог, состоявшемся 22–23 сентября 2015 г. в г. Гданьске (Республика Польша), большое внимание специалистов было приковано к выступлению представителя КТУ Росграницы по вопросам о функционировании и перспективах развития железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Калининградской области.

Предлагаем вашему вниманию материалы статьи нашего корреспондента по этому вопросу.

Калининградская область – самый западный регион России, отделена от основной части территории России территорией независимых государств, но соединена морем и является, таким образом, полуэксклавом. На севере и востоке она граничит с Литовской Республикой (на протяжении 281 км), на юге – с Республикой Польша (на протяжении 232 км), на западе область ограничивает 184-километровое побережье Балтики.

На территории Калининградской области через государственную границу Российской Федерации установлены 22 международных пункта пропуска, из них функционируют 16 пунктов пропуска: 8 автомобильных; 5 железнодорожных; 1 морской; 1 речной; 1 воздушный.

Не функционируют 6 пунктов пропуска по причине отсутствия необходимой инфраструктуры:

– 3 на польском направлении: автомобильные Крылово – Перлы, Железнодорожный – Михалково и железнодорожный Багратионовск – Гломно;

– 3 на литовском направлении: речные Советск – Русне и Советск – Юрбаркас.

Что касается автомобильного пункта пропуска Дубки – Рамбинас, то в конце 2014 года начаты мероприятия по его строительству, завершить которые планируется в 2017 году.

Всего на российско-польском участке государственной границы в соответствии с Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о погранпереходах (Москва, 22 мая 1992 г.) установлены 9 пунктов пропуска, из них: 6 автомобильных и 3 железнодорожных пункта пропуска.

Основные функционирующие железнодорожные пункты пропуска: Мамоново – Бранево и Железнодорожный – Скандава. Собственником имущества этих пунктов пропуска является Калининградская железная дорога – филиал ОАО «РЖД».

Пункт пропуска Мамоново установлен как грузопассажирский постоянный многосторонний. Проектная пропускная способность пункта пропуска – 12 грузовых поездов в сутки, фактическая пропускная способность в 1 полугодии 2015 г. составила 5 грузовых поездов в сутки.

Вместе с тем, пассажирские железнодорожные перевозки в сообщении Калининград – Польша приостановлены. Одной из причин не востребованности жителями Калининградской области и Польши железнодорожного сообщения является в том числе и то, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о местном приграничном передвижении распространяется только на автомобильное сообщение.

Что касается пункта пропуска Железнодорожный – Скандава, то он установлен как грузопассажирский постоянный многосторонний. На текущий момент пункт пропуска функционирует как двусторонний для грузового сообщения.

Проектная пропускная способность пункта пропуска – 6 грузовых поездов в сутки, фактическая пропускная способность в 1 полугодии 2015 г. составила – 3 грузовых поезда в сутки.

В отношении данного пункта пропуска Росграница совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации проводит работу, направленную на изменение классификации пункта пропуска с двустороннего грузового на многосторонний грузовой. Министерством иностранных дел России 21 января 2015 года польской стороне направлена нота за № 144/н/3ЕД, которая находится на рассмотрении.

Результаты мониторинга фактической пропускной способности железнодорожных пунктов пропуска свидетельствуют о том, что на данном направлении имеется резерв пропускной способности. Функционирование железнодорожных пунктов пропуска происходит стабильно и без сбоев.

В то же время, так как указанные железнодорожные станции построены раньше, чем установлены пункты пропуска, то инфраструктура данных пунктов пропуска не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым государственными контрольными органами к строительству, обустройству и техническому оснащению железнодорожных пунктов пропуска.

Особенности планировки железнодорожных станций затрудняют проведение эффективных форм контроля по причине отсутствия необходимых сооружений: эстакад, досмотровых колодцев, перекидных мостиков, огороженных и освещенных площадок, весового оборудования (железнодорожные и платформенные весы) и погрузочно-разгрузочной техники. В перспективе необходимо проведение реконструкции как ж.д. станций, так и пунктов пропуска, расположенных на них.

Нефункционирующий пункт пропуска Багратионовск – Гломно. В решениях Экспертной группы по вопросам развития пунктов пропуска и приграничной инфраструктуры Российско-Польской межправительственной комиссии по межрегиональному сотрудничеству (г. Сопот, 2014 г.) отражено, что дальнейшее обустройство пункта пропуска возможно лишь в случае появления инициативы частных инвесторов.

Росграница широко поддерживает использование механизма обустройства пунктов пропуска за счет внебюджетных источников, в том числе государственно-частного партнерства в данной сфере.

Этот механизм позволяет при сравнительно небольших затратах средств федерального бюджета решать вопросы обновления и приведения к современным требованиям изношенные транспортные объекты.

Механизм государственно-частного партнерства при обустройстве пунктов пропуска реализуется по следующей схеме: за счет внебюджетных источников производится строительство (реконструкция) объектов недвижимости, разработка проектно-сметной документации. Бюджетные же средства Росграницей расходуются на приобретение технических средств, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска.

Наиболее показателен опыт государственно-частного партнерства в морских портах и в воздушных пунктах пропуска.

Необходимо дальнейшее развитие механизмов государственно-частного партнерства и привлечения внебюджетных инвестиций в развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе и железнодорожных, что позволит в условиях ограниченности бюджетных средств не снижать темпы развития инфраструктуры пунктов пропуска, а также привести их в соответствие современным требованиям.

Эффективно функционирующие пункты пропуска позволяют развивать транзитный потенциал, стимулируют развитие внешнеторговой деятельности, повышают инвестиционную и туристическую привлекательность государств.

На российско-литовском участке государственной границы установлено – 11 пунктов пропуска, из них: 3 железнодорожных, 5 автомобильных и 3 речных.

Железнодорожные пункты пропуска Советск – Пагегяй и Нестеров – Кибартай установлены как грузопассажирские постоянные многосторонние.

В настоящее время через пункт пропуска Нестеров – Кибартай осуществляется пропуск только пассажирских поездов, так как на станции Нестеров отсутствует инфраструктура, необходимая для контроля грузовых транспортных средств.

Пропуск грузовых транспортных средств осуществляется через временный пункт пропуска Черняховск, функционирующий до момента завершения строительства и ввода в эксплуатацию новой железнодорожной станции и пункта пропуска в поселке Чернышевский.

Проектная пропускная способность пункта пропуска – 14 пассажирских поездов в сутки, фактически в 1 полугодии 2015 г. году через пункт пропуска проследовало 9 поездов в сутки. В Черняховске проектная пропускная способность – 36 грузовых составов в сутки, фактически проследовало 14 грузовых составов в сутки.

В период с 2002 по 2008 год Калининградской железной дорогой осуществлялось строительство пограничной железнодорожной станции в пос. Чернышевский. В пределах указанной станции Росграницей проводились работы по строительству нового железнодорожного пункта пропуска Нестеров (в период 2011–2012 годы) в рамках ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003–2011 годы)».

Ввод построенных объектов ЖДПП Нестеров в эксплуатацию планируется в 2015 году, соответственно начало функционирования железнодорожного пункта пропуска в пос. Чернышевский возможно только после ввода в эксплуатацию объектов жизнедеятельности ОАО «РЖД» и открытия железнодорожной станции в установленном порядке.

Проектная пропускная способность нового пункта пропуска Нестеров – Кибартай на станции Чернышевская составит:

– из РФ – 15 грузовых поездов и 12 пассажирских поездов в сутки;

– в РФ – 14 грузовых поездов и 12 пассажирских поездов в сутки.

Одним из условий повышения эффективности функционирования пунктов пропуска, сокращения времени на осуществление контроля является внедрение инновационных технологий.

Росграницей с 2005 года в России начато создание государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения (далее – ГС ПВД НП). Данная система упрощает и ускоряет процедуры контроля на государственной границе при одновременном повышении их эффективности, способствует противодействию терроризму и незаконной миграции.

В 2012 году Росграница обеспечила оснащение программно-техническими комплексами и центрами обработки данных ГС ПВД НП все функционирующие пункты пропуска на территории Калининградской области.

ГС ПВД НП является технической основой для внедрения в пунктах пропуска программно-технических средств автоматизированного оформления и регистрации миграционных карт с передачей данных в государственную информационную систему миграционного учета.

Мероприятия по оснащению пунктов пропуска данными программно-техническими средствами позволяют исключить заполнение карт иностранцами с грамматическими ошибками и исправлениями, так как исходная информация, необходимая для их оформления, считывается с помощью технических средств непосредственно из паспортно-визового документа, предъявляемого иностранным гражданином.

Наряду с этим Росграницей осуществляется работа по созданию Интегрированной системы управления пропуском через государственную границу Российской Федерации. Так, автомобильный пункт пропуска Чернышевское – Кибартай включен в перечень перспективных проектов, реализуемых Росграницей как пилотная зона по развертыванию Интегрированной системы управления пропуском через государственную границу, в рамках которой планируется провести опытную эксплуатацию новых технических средств и программно-аппаратных комплексов, интегрированных в единую автоматизированную информационную систему государственных контрольных органов, позволяющих полностью взять под контроль ситуацию как в пункте пропуска, так и на подъезде к нему.

Помимо того, данная система должна способствовать сокращению времени нахождения транспортных средств в пункте пропуска при ввозе и вывозе товаров, в том числе времени совершения таможенного и иных видов государственного контроля.

Созданные компоненты Интегрированной системы управления пропуском через государственную границу в дальнейшем будут адаптированы под оснащение морских и железнодорожных пунктов пропуска.

В дальнейшем Росграницей будет продолжена работа по модернизации и оснащению современным оборудованием имеющихся пунктов пропуска. При этом необходимо конструктивное сотрудничество в этих вопросах всех заинтересованных министерств и ведомств, что позволит создать условия для комфортного и быстрого пересечения государственной границы законопослушным гражданам и одновременно обеспечить государственную безопасность Российской Федерации.

Именно такие задачи поставлены как перед Росграницей, так и перед всеми государственными контрольными органами, осуществляющими непосредственные функции в пунктах пропуска.

© Евразия Вести XI 2015

www.eav.ru