БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Безопасность движения должна стать еще более управляемой

На конференции, посвященной вопросам обеспечения безопасности движения поездов, большое внимание участников форума было приковано к выступлению вице-президнта ОАО «РЖД» Степова Виктора Васильевича, которое было посвящено некоторым приоритетным направлениям деятельности ОАО «РЖД» в этой области.

Стратегией развития Холдинга на период до 2030 года перед нами поставлены амбициозные цели, достигать которые мы вынуждены в условиях ограниченного ресурсного обеспечения (в том числе, в силу экономического спада). При этом, как владелец железнодорожной инфраструктуры общего пользования, мы должны развиваться и конкурировать с другими видами транспорта при безусловном обеспечении гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.

Безопасность и надежность перевозочного процесса самым существенным образом зависит от того, как мы сумеем распорядиться доступными Компании ограниченными ресурсами.

В связи с этим особую важность приобретают наши компетенции в области процессного управления, поскольку только оно способно обеспечить оптимальное использование ресурсов и, как следствие, их эффективное распределение.

Именно процессы создают результат, востребованный или не востребованный клиентом.

Процессное управление позволяет протянуть логическую цепочку требований от конечного потребителя к конкретным производственным процессам через все этапы создания ценности для клиентов. Причем каждый из этих этапов воплощен в тех или иных внутренних продуктах и услугах, что создает прочную основу для развития как внешней, так и внутренней клиентоориентированности.

Внешняя клиентоориентированность подразумевает хорошее понимание своих возможностей и того, как они реализуются в процессах, что позволяет формировать и гибко управлять оптимальным портфелем внешних услуг Холдинга.

В то же время внутренняя клиентоориентированность заключается преимущественно в быстрой адаптации производственных и управленческих процессов под требования клиентов и регуляторов, под складывающиеся социально-политические и макроэкономические условия.

Эта адаптация есть не что иное, как управление способами выполнения множества взаимосвязанных работ – конфигурациями процессов, результаты которых в совокупности удовлетворяют актуальным требованиям и ожиданиям клиентов, не нарушая при этом законодательные ограничения. При этом управление этими процессами предполагает мониторинг и контроль множества их характеристик, исключительную важность среди которых занимает безопасность движения.

Полнота и обоснованность установления требований в области обеспечения безопасности движения, а также мониторинг их выполнения существенным образом зависит от уровня развития и эффективности функционирования системы менеджмента безопасности движения.

Ключевую роль в данной системе призваны играть методы и инструменты управления риском. Управление рисками – это линия обороны. Это элемент нашей ответственности перед обществом.

Опасность измеряется рисками, которые различаются по значимости. Для того чтобы понять, какие риски требуют нашего особого внимания, нужно их адекватно оценивать. Если не изучать природу возможных рисков и прикрываться лозунгом: «Никакой риск не допустим!» – мы не сможем понять, из-за чего тот или иной риск может реализоваться, и соответственно, вряд ли нам удастся снизить вероятность его наступления.

В этой связи нужно подчеркнуть, что рисками нужно управлять систематически и профессионально. Это неотъемлемая и необходимая компетенция любого руководителя любого уровня и на любом предприятии.

Иногда можно слышать мнение, что управление рисками – это всего лишь броское название и технология, применимая только «кабинетными» людьми. И действительно, в большинстве случаев исполнителю оценка рисков не нужна. Она нужна руководителям. Нужна тогда, когда они вынуждены принимать важные и сложные решения в условиях неопределенности.

Следующий важный момент, который хочется отметить. Обеспечивать безопасность следует, не только прибегая к запретам, но и разрабатывая эффективные процедуры. В этом случае, даже если у нас не будет возможности предотвратить возникновение опасной ситуации, мы, как минимум, сможем к ней подготовиться, заранее продумаем меры по предотвращению и преодолению последствий, всех предупредим о наличии серьезной опасности, например, описав ее в инструкции.

Вот почему совершенствование систем управления рисками и внутреннего контроля, наряду с процессным подходом в управлении, занимают важное место в решении задач устойчивого развития и функционирования холдинга «РЖД».

В ОАО «РЖД» в конце 2014 года было принято решение сформировать полноценную организационную платформу для системной реализации комплекса программ и непрерывных улучшений. Эта платформа называется Бережливая производственная система «РЖД» (далее – БПС).

Управление рисками – один из элементов Бережливой производственной системы холдинга «РЖД».

Необходимо также отметить, что эффективная система управления рисками и внутреннего контроля является объектом внимания со стороны регулятора, и Правительство Российской федерации предъявляет к ней специальные требования.

Во-первых, ОАО «РЖД» включено в специальный перечень открытых акционерных компаний, на которые распространяются требования о внедрении положений Кодекса корпоративного управления, одобренного советом директоров Центрального банка российской федерации 21 марта 2014 года.

Кодекс рекомендуется к применению как действенный инструмент повышения эффективности управления компанией, обеспечения ее долгосрочного и устойчивого развития, и его 5 раздел посвящен развитию системы управления рисками и внутреннего контроля.

Во-вторых, также Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) были подготовлены и направлены директивы Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми нам поручено в срок до 16 ноября 2015 г. утвердить и внедрить Положение о системе управления рисками.

В этом документе сложившаяся в компании система управления рисками будет исчерпывающе описана широким набором нормативных документов: один из его разделов содержит ссылки на нормативную базу и является основой для интеграции процедур риск-менеджмента во все производственные и управленческие процессы компании. Также Положение устанавливает требования к периодичности проведения внешней и внутренней оценки эффективности системы управления рисками ОАО «РЖД».

Дальнейшие работы по развитию системы управления рисками будут выполняться проектным офисом развития системы управления рисками (распоряжение о его создании в настоящее время находится на согласовании) в соответствии с Планом работ на 2015– 2016 гг. (проект плана разработан), сформированным согласно Плану мероприятий «Дорожная карта» по внедрению положений Кодекса корпоративного управления (Директива Правительства Российской Федерации № 5667п-П13).

Основной задачей проектного офиса будет являться организация системы управления рисками в ОАО «РЖД» и предоставление необходимых материалов по данному вопросу совету директоров ОАО «РЖД».

В составе проектного офиса на центральном уровне управления планируется образовать управляющий совет и экспертную группу, на региональном уровне в составе региональных проектных офисов бережливой производственной системы холдинга «РЖД» будут созданы соответствующие рабочие группы.

Наибольшее влияние на систему управления рисками в ОАО «РЖД» традиционно оказывали надзорные требования в области безопасности производственных процессов. И пусть система безопасности движения на железнодорожном транспорте не использовала до недавнего времени терминологию риск-менеджмента, по многим параметрам она многие десятилетия была и остается основой управления производственно-технологическими рисками.

В ОАО «РЖД» в кризисные события 2008–2009 была начата работа по организации и внедрению в компании риск-менеджмента:

– в марте 2010 года была образована Комиссия по управлению финансовыми рисками;

– в декабре 2010 года была принята Политика управления финансовыми рисками.

В 2012 году, чтобы охватить системой управления рисками все аспекты деятельности, в Компании была утверждена Функциональная стратегия по управлению рисками (№ 1494р от 26 июля 2012 г.).

С учетом Функциональной стратегии, в январе 2013 года была утверждена Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса (№ 197р от 28.01.2013 г.). Она во многом основана на принципах и подходах стандартов ИСО серии 9000, ИСО 31000, в которых значительное место занимают требования к организации управления рисками.

Следующими логичными шагами являются интеграция системы риск-менеджмента во все производственные и управленческие процессы компании и взаимоувязка внутреннего контроля и управления рисками.

© Евразия Вести XII 2015

www.eav.ru