БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Ответственность автотранспортников за безопасность на переездах надо воспитывать сообща

Проблему дорожно-транспортных происшествий на переездах железнодорожники пытаются решать не только штрафными санкциями, но и расширением профилактических и технических мероприятий.

Об этом важном вопросе рассказывает главный инженер департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Александр Юрьевич Кошкин.

Полностью обеспечить безопасность движения на пересечениях автомобильных дорог и железнодорожных путей можно, расположив их в разных уровнях, т. е. путем устройства тоннелей или путепроводов, но из-за значительной стоимости строительство путепроводов ведется крайне низкими темпами и явно отстает от потребностей. Сейчас около 30% переездов с дежурным работником требуют первоочередного закрытия и строительства на их месте путепроводных развязок.

Для снижения аварийности на железнодорожных переездах ОАО «РЖД» ежегодно выделяет средства в объеме более 0,5 млрд руб., которые направляются на улучшение их технического состояния и внедрение обустройств, обеспечивающих повышение уровня безопасности движения.

За 10 месяцев 2015 года железными дорогами в соответствии с данной программой выполнены следующие работы:

– оборудование и модернизация автоматической переездной сигнализации на 9 переездах;

– оборудование и модернизация устройств заграждения переездов (УЗП) – на 8;

– укладка резинотехнических настилов – на 170;

– внедрение светофорных головок на светоизлучающих диодах – на 13;

– улучшение электроснабжения и электроосвещения – на 147;

– асфальтировка на – 603;

– капитальный ремонт – на 153 переездах.

С 2009 года в опытном порядке проводится работа по оснащению отдельных переездов устройствами фото- и видеофиксации.

На переездах, обслуживаемых дежурными работниками с интенсивным движением пассажирских поездов и на участках со скоростным движением, применяются устройства заграждения переезда от несанкционированного выезда транспортных средств противотаранные устройства (далее – ПТУ). Начиная с 2010 года, данными устройствами оборудованы 73 переезда и включены в постоянную эксплуатацию на направлениях Москва – Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской железной дороги и Москва – Нижний Новгород Моссковской и Горьковской железных дорог.

С 2014 года начато внедрение новых щитков переездной сигнализации и управления устройством заграждения железнодорожных переездов (ЩПС-УЗП).

Дежурные по переездам постоянно фиксируют допускаемые водителями транспортных средств нарушения Правил дорожного движения. В 2015 году на сети железных дорог было выявлено 26 746 нарушений правил проезда через переезды. Причем количество железнодорожных переездов с дежурным работником составляет только 21% от общего их числа. Однако из-за отсутствия должного взаимодействия и согласованности железнодорожников и органов ГИБДД МВД России, а также пробелов в действующем законодательстве, по выявленным нарушениям лишь около 13,5% нарушителей (3619) привлечено к административной ответственности по линии ГИБДД, из них 830 водителей привлечено к административной ответственности в виде штрафа, а 16 водителей лишены права управления транспортными средствами.

В 2015 году (за 11 месяцев) общее количество столкновений на переездах по сравнению с 2014 годом снизилось на 11,0% (218/245).

Особую тревогу вызывают случаи столкновений автотранспорта с пассажирскими поездами, при которых была поставлена под угрозу жизнь многих тысяч пассажиров.

Наихудшее положение по удельному показателю ДТП (количество ДТП с пассажирскими поездами на 100 переездов) сложилось на Северо-Кавказской, Куйбышевской, Горьковской, Северной, Московской, и Южно-Уральской железных дорогах.

Вызывают особую тревогу случаи дорожно-транспортных происшествий с автобусами. В 2015 году допущено 2 случая на Московской и Октябрьской железных дорогах.

Количество пострадавших и погибших в столкновениях на железнодорожных переездах снизилось соответственно на 10,3 % (183/204) и 13,0% (47/54). Разбито 213 транспортных средств, повреждено 31 вагон и 131 локомотив.

Из общего количества ДТП 93% (203) произошло на переездах без дежурного работника, в то время как количество ДТП на переездах с дежурным работником практически увеличилось в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

Количество ДТП, совершенных водителями транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, по-прежнему остается высоким и составляет 90,4% от всех случаев, что свидетельствует об их низкой подготовке, неумении трезво оценивать дорожную обстановку и незнании возможностей локомотивных бригад в части экстренной остановки поезда, а иногда и нахождение за рулем в нетрезвом состоянии.

Наилучшие результаты по снижению ДТП на переездах достигнуты в Куйбышевской, Западно-Сибирской, Московской, Забайкальской и Южно-Уральской дирекциях инфраструктуры. А увеличение уровня аварийности допущено в границах Юго-Восточной, Октябрьской, Приволжской, Северо-Кавказской, Северной и Калининградской железных дорог.

С 2009 года по всему миру проводится «Международный день безопасности на железнодорожных переездах». Все эти годы ОАО «РЖД» активно принимает участие в специальных компаниях, посвященных повышению осведомленности общественности о рисках, связанных с пересечением железнодорожных переездов.

3 июня 2015 года ОАО «РЖД» официально проводило мероприятия в рамках Седьмого Международного дня безопасности на железнодорожных переездах. На переездах сети дорог было организовано проведение 1802 профилактических рейда совместно с представителями органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД), в ходе которых было выявлено 646 нарушений Правил дорожного движения водителями транспортных средств при осуществлении проезда через переезды. Силами дирекций инфраструктур организовано 403 выступления на радио, 351 на телевидении, опубликовано 364 статьи в различных печатных изданиях, а также 395 в сети Интернет. Также совместно с представителями ГИБДД в 1268 автотранспортных предприятиях проинструктировано 152 490 водителей по вопросу соблюдения правил проезда через железнодорожные переезды. В рамках акции организована выдача 154 397 памяток о правилах проезда через железнодорожные переезды и 33 231 единица сувенирной продукции.

Данное событие широко освещалось в СМИ и имеет действенный эффект для общества. Мероприятиям Международного дня привлечения внимания к железнодорожным переездам было посвящено 1184 материала.

В Международный День привлечения внимания к железнодорожным переездам стартовала коммуникационная кампания «Снижение аварийности на железнодорожных переездах», которая продлилась до сентября 2015 г. Задачами кампании явились предупреждение и профилактика дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, которые происходят по вине автомобилистов, пренебрегающих правилами дорожного движения и безопасности, а также общее повышение культуры безопасности водителей.

В результате проведенной работы в Международный день безопасности на железнодорожных переездах ДТП не было допущено.

По мнению ОАО «РЖД», вопрос обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах необходимо решать по следующим основным направлениям:

– совершенствование нормативно-правового регулирования в этой области, в том числе усиление ответственности виновных в нарушении Правил дорожного движения на железнодорожных переездах;

– оснащение железнодорожных переездов современными средствами предотвращения несанкционированного выезда автомобилей на железнодорожные пути, системами фото- и видеофиксации правонарушений;

– расширение пропаганды безопасности на железнодорожных переездах среди участников дорожного движения.

В технических мероприятиях целесообразно в плановом порядке проводить замену устаревших систем автоматической переездной сигнализации и механических средств заграждения на современные, в первую очередь, отечественные системы. При новом строительстве, а также при реконструкции пути предусматривать оборудование переездов современными средствами автоматического регулирования движения.

В целях исключения обгона и выезда на встречную полосу движения автотранспорта непосредственно перед переездом возможно стоит обратить внимание на опыт зарубежных железных дорог по установке барьеров на разделительной полосе движения автотранспорта протяженностью 50–70 метров.

Но наряду с этими мероприятиями, для достижения поставленных целей, абсолютно необходимо принятие более масштабных мер Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, более активное международное сотрудничество, широкое и целенаправленное партнерское взаимодействие, в том числе со средствами массовой информации и частным сектором, а также глобальные, региональные инициативы. Необходима разработка специальной целевой государственной программы, призванной детально регулировать все вопросы формирования безопасной среды на железнодорожных переездах.

Своей активной позицией по данному вопросу ОАО «РЖД» заявляет о своей воле и желании активнее формировать условия для обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах. Мы убеждены в том, что наши коллективные чаяния сбудутся, если все соответствующие субъекты, включая органы государственной власти, представители коммерческих структур и общественных организаций, объединят свои усилия на благо человека и общества.

Многолетние попытки ОАО «РЖД» вынести вопросы обеспечения безопасности движения на переездах на Правительственный уровень увенчались успехом. 24 марта 2015 г. поручением первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Шувалова И.И. образована Межведомственная рабочая группа по обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах при Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Основные ее задачи:

– обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах;

– разработка основных направлений совершенствования правового регулирования в области обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов и реализации федеральных программ повышения безопасности движения на железнодорожных переездах.

В состав межведомственной рабочей группы вошли представители Минтранса, МВД, Минстроя, Росавтодора, Ространснадзора, ОАО «РЖД» и другие.

А 14 июля 2015 г. прошло первое заседание этой группы под председательством заместителя Министра транспорта РФ Цыденова А.С., на котором были сформатированы нормативно-технические документы, требующие рассмотрения, отработаны вопросы эксплуатации железнодорожных переездов, расссмотрены многие межведомственные вопросы. Данная работа будет проводиться и имеет место в утвержденном плане Межведомственной рабочей группы по обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах.

В рамках нормативно-правового регулирования приказом Минтранса России 31 июля 2015 г. № 237 утверждены и вступили в силу с 17 сентября 2015 года «Условия эксплуатации железнодорожных переездов» (зарегистрирован Минюстом России от 4 сентября 2015 г. № 38792).

Данный нормативный документ устанавливает требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов и на подходах к ним, классификацию и порядок определения категории железнодорожных переездов, порядок организации работы и обязанности работников, обслуживающих переезды на инфраструктуре ОАО «РЖД».

© Евразия Вести XII 2015

www.eav.ru