НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Инновации в развитии железобетонного основания верхнего строения пути

В настоящее время крупнейшим не только в России, но и в мире производителем железобетонных шпал и брусьев для стрелочных переводов является открытое акционерное общество «БетЭлТранс» (ОАО «БЭТ»).

О деятельности компании, осуществляющей разработку, производство и поставку важнейших элементов железобетонного основания верхнего строения пути для железнодорожной отрасли пойдет речь в материалах статьи нашего корреспондента.

Производственные мощности девяти заводов компании полностью обеспечивают потребности ОАО «РЖД» в железобетонных шпалах и брусьях, а также позволяют поставлять данную продукцию железным дорогам сопредельных государств.

В целях повышения эффективности эксплуатации железнодорожного пути за последние годы заводами Общества освоен выпуск широкой номенклатуры железобетонных шпал с современными видами рельсовых скреплений: анкерными скреплениями «АРС» и «Пандрол», шурупно-дюбельными ЖБР-65Ш и «Фоссло».

Начиная с 2013 года, на заводах-филиалах ОАО «БЭТ» организована комплектация шпал элементами рельсовых скреплений, что позволяет потребителям существенно оптимизировать расходы.

В период с 2010 года на трех заводах компании введены в эксплуатацию пять современных высокоавтоматизированных технологических линий по производству шпал мощностью 500 тысяч каждая, которые обеспечивают выпуск шпал с самыми жесткими требованиями по геометрическим параметрам, в частности, колеобразующим размерам, что повышает ресурс и безопасность железнодорожного пути.

Наряду с установкой новых линий, компания не забывает о модернизации и совершенствовании типовых технологических линий: автоматизируются технологические процессы и системы их контроля, обновляется парк металлических форм и т.д.

В 2014 году создано совместное предприятие с немецкой компанией «Фоссло» по производству элементов рельсовых скреплений и в 2016 году на территории Российской Федерации начнется производство упругих клемм и шурупа путевого для рельсового скрепления W30 «Фоссло», а при необходимости в кратчайшие сроки может быть налажен выпуск клемм скреплений W300 для высокоскоростного движения.

Современные требования к железнодорожному пути, развитие высокоскоростного и тяжеловесного движения, необходимость увеличения срока службы элементов верхнего строения пути и создания малообслуживаемых конструкций ставят перед ОАО «БЭТ» новые задачи.

Одной из основных задач инновационного развития ОАО «БЭТ» является сохранение лидерских позиций в производстве и обеспечении потребителей современными элементами верхнего строения пути в России и странах ближнего зарубежья.

Для создания инновационной продукции ОАО «БЭТ» работает в тесной кооперации с ведущими железнодорожными отраслевыми институтами, такими как ОАО «ВНИИЖТ», МГУПС (МИИТ), ПГУПС, а также сотрудничает с мировыми компаниями – «Фоссло», «Макс Бегль» и отечественными – ОАО «Новосибирский стрелочный завод», ОАО «Муромский стрелочный завод», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

Уже сегодня разработаны конструкции и освоено производство шпал с повышенным сопротивлением поперечному сдвигу в балласте для кривых участков пути типа III-ДБ. Начато проектирование железобетонной шпалы для тяжеловесного движения с осевой нагрузкой до 35 тонн.

В целях повышения качественных характеристик шпал компания проводит экспериментальные работы по применению инновационных материалов, таких как полимерная арматура. И, несмотря на то, что первые опыты не принесли существенных результатов, работа будет продолжена.

Совместно с компанией «Макс Бёгль» проводятся испытания на Экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» безбалластной конструкции FFB для высокоскоростного движения, основным элементом которой являются железобетонные плиты, изготовленные в заводских условиях.

Накопленный производственный опыт, наличие высококвалифицированных специалистов позволяет ОАО «БЭТ» в кратчайшие сроки организовать производство плит и других элементов безбалластной системы для обеспечения строительства высокоскоростных железнодорожных линий.

Более подробно хотелось бы остановиться на работах, проводимых в рамках развития и модернизации стрелочного хозяйства железных дорог. За последние годы компанией разработаны брусья для стрелочных переводов типа Р65 марки 1/11 для высокоскоростного движения с двумя приводами на стрелке и двумя на крестовине (проект 2956), одиночному съезду типа Р65 марки 1/11 для высокоскоростного движения с двумя приводами на стрелке и двумя на крестовине с шириной междупутья 4100, 4232, 4497, 4629, 4805, 5202 мм (проект 2968), к перекрестному съезду марки 2/9 для (глухое пересечение) с междупутьем 5,3 м с шурупно-дюбельным прикреплением (проект 2999), для усовершенствованного стрелочного перевода марки 1/6 с шурупно-дюбельным скреплением (проект 2946), для стрелочных переводов типа Р65 марки 1/9 (проект 2796), к одиночному съезду марки 1/9 для путей 1 и 2 классов с шириной междупутья 4247, 4366, 4486, 4605 мм (проект 3066), для уравнительных стыков с шурупно-дюбельным прикреплением (проекты 848 и 3051).

В ходе освоения производства железобетонных брусьев для новых проектов стрелочных переводов и необходимости в ближайшие годы обеспечить высокие темпы их внедрения, в том числе малосерийных, а при необходимости и индивидуальных, специалисты компании пришли к выводу о целесообразности разработки универсальной конструкции брусьев и технологии их производства.

Проведенный анализ специалистами компании существующих в мире технологий изготовления брусьев показал, что оптимальной является стендовая технология – «длинный стенд». Брусья изготавливаются в неподвижной металлоформе – стенде, а номенклатура брусьев меняется за счет несложной переоснастки: сменой поддонных пластин, формирующих верхнюю поверхность брусьев и разделительных диафрагм, обеспечивающих их необходимую длину.

Для организации внедрения данной технологии был проведен подготовительный этап, на котором специалистами ОАО «БЭТ» совместно с ОАО «ВНИИЖТ» в 2013 году разработана конструкция брусьев трапециевидного сечения с постоянной высотой по всей длине с различными вариантами рельсовых скреплений и армирования, совместно с ОАО «ММК-Метиз» разработаны технические условия на высокопрочную арматурную проволоку диаметром 7,5 мм и организовано ее производство, а также разработана и изготовлена специальная металлоформа, имитирующая «длинный стенд».

На втором этапе на Вяземском заводе ЖБШ – филиале ОАО «БЭТ» были изготовлены опытные брусья с тремя вариантами рельсовых скреплений – двумя шурупно-дюбельными и одним болтовым, которые уложены для испытаний на ЭК ОАО «ВНИИЖТ».

На следующем этапе изготовлены два комплекта брусьев для стрелочных переводов: инновационного стрелочного перевода марки 1/11 для тяжеловесного движения компании «Фоссло Кожифер», уложенного в ноябре 2014 года для эксплуатационных испытаний на ст. Орехово-Зуево Московской железной дороги, и стрелочного перевода марки 1/11, разработанного ОАО «МСЗ» и уложенного в мае текущего года на экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ.

Эксплуатационные испытания показывают высокую надежность новой конструкции брусьев. В 2016 году запланировано их изготовление для стрелочного перевода марки 1/22, разработанного ОАО «НСЗ» для высокоскоростного движения. Укладка будет проведена на Октябрьской железной дороге. Брусья данной конструкции предполагается использовать и при модернизации в 2016-2017 годах стрелочного перевода марки 1/18.

В перспективе для организации высокоскоростного железнодорожного движения в России при строительстве участка Москва – Казань запланирована разработка железобетонного основания и для более пологих марок стрелочных переводов, например, марки 1/46.

Проводимые ОАО «БЭТ» инновационные работы открывают большие перспективы не только для компании, но и для сети железных дорог России.

© Евразия Вести XII 2015

www.eav.ru