ИНФРАСТРУКТУРА


Росжелдорпроект: проектируем будущее сегодня

АО «Росжелдорпроект» – лидер на рынке проектно-изыскательских работ для железнодорожного транспорта России. Компания образована в 2006 году в результате объединения проектно-изыскательских институтов, ранее входивших в состав ОАО «РЖД».

О том, как коллектив, состоящий из более 6 тысяч высококвалифицированных специалистов, решает стоящие перед ним задачи, рассказывает генеральный директор Андрей Николаевич Волков.

– Какие приоритетные задачи стоят перед АО «Росжелдорпроект» в 2016 году? По каким конкретным направлениям предстоит работать?

– Для АО «Росжелдорпроект» 2016 год станет годом первого в нашей истории юбилея. Основной задачей сегодня, как и на протяжении всех 10 лет с момента основания, мы видим неукоснительное исполнение взятых на себя обязательств перед нашими заказчиками, прежде всего ОАО «РЖД», в заявленные сроки и с надлежащим качеством. Не менее важно для нас предлагать заказчикам оптимальные по эффективности проектные решения. Для компании, объединяющей старейшие институты отрасли (кстати, в 2016 году старейшему институту Общества «Гипротранссигналсвязь» исполнятся 85 лет), репутация – не пустой звук.

В предстоящем году компания продолжит работу по проектированию объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона ОАО «РЖД», проектов развития и обновления железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, новой железнодорожной линии на направлении Журавка – Миллерово в обход Украины, комплексного развития участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги и объектов Московского транспортного узла. Помимо этого, мы принимаем участие в проектировании строительства мостового перехода через Керченский пролив.

Другими крупными проектами 2016 года являются объекты компаний, не входящих в Холдинг РЖД. В их число входят, к примеру, развитие железнодорожной транспортной инфраструктуры АО «ФосАгро-Череповец», включающее проведение инженерных изысканий, разработку проектной, рабочей и сметной документации, развитие железнодорожной инфраструктуры необщего пользования ООО «Марийский НПЗ», проектно-изыскательские работы для строительства Астраханского газоперерабатывающего завода.

В 2015 году Советом директоров АО «Росжелдорпроект» была утверждена новая Стратегия развития компании с горизонтом планирования до 2020 года. В документе определены основные цели Общества, для достижения которых необходимо развитие АО «Росжелдорпроект» как конкурентоспособной рыночной структуры, имеющей очевидные конкурентные преимущества перед подавляющим большинством игроков на рынке проектно-изыскательских работ. Это серьезная, многоплановая, системная задача, реализация которой продолжится в 2016 году.

– Какие проблемы в работе проектировщиков существуют в настоящий момент и будут требовать решения в 2016 г.?

– К сожалению, проблемы есть, и их немало. В первую очередь, это вопросы, касающиеся нормативной документации. Проектная документация в настоящее время в обязательном порядке должна выполняться в соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», стандартами и сводами правил, включенными в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Основными стандартами для проектирования инфраструктуры железных дорог, вошедшими в данный перечень, являются СП «Железные дороги колеи 1520 мм», СП «Мосты и трубы», СП «Тоннели железнодорожные и автодорожные», СП «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

Однако в текущем году Министерством транспорта Российской Федерации утверждены и введены в действие СП «Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», СП «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования», СП «Железнодорожный путь», СП «Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта», в которых также приведены нормы устройства объектов инфраструктуры, отличные от норм в Сводах правил, которые я упомянул ранее.

Различия начинаются с категорирования линий, а от категории линий зависят все остальные нормы устройства. Пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» не допускает дублирования требований национальных стандартов и других документов, однако нормы устройства железнодорожного пути присутствуют сегодня в нескольких нормативных документах и имеют различные значения.

Различные и неоднозначные требования в Сводах правил обнаруживаются и при проектировании пересечений железных дорог с автомобильными. А ведь нормы и требования к объектам инфраструктуры должны быть единые!

Еще одним проблемным вопросом является пересечение железных дорог с газо- и нефтепроводами.

Сложность заключается в обременении железных дорог при проектировании реконструкции объектов инфраструктуры или строительства вторых путей в части приведения пересекаемых коммуникаций к установленным нормам за счет средств АО «РЖД». Причем это касается и тех коммуникаций, пересечение с которыми не соответствует требованиям действующих стандартов. Выходом из положения может являться тесный контакт с владельцами сетей и наличие графика реконструкции сетей с приведением их к нормативным требованиям для совместного планирования работ.

– Расскажите, пожалуйста, что делается для улучшения взаимодействия в цепочке проектировщик-производитель-заказчик?

– Принято считать, что все начинается с проекта. Но вопрос должен рассматриваться несколько шире: все начинается с организации управления проектированием и строительством.

Проектировщики разрабатывают, а строители или ремонтники воплощают то, что хочет получить в конечном итоге заказчик. И, безусловно, справедливо, что ему хочется, чтобы все было надежно, инновационно и при этом недорого.

Еще в 2014 году мы попытались совместно с руководителями и специалистами ОАО «РЖД» разобраться в причинах возникающих системных проблем взаимодействия участников строительного процесса (заказчиков, проектных и строительных организаций, балансодержателей, РЦКУ, ведомственной экспертизы).

В результате проведенной работы 1 декабря 2014 г. старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Гапановичем В.А. была утверждена Программа мероприятий по повышению уровня взаимодействия структурных подразделений ОАО «РЖД» при организации работ по проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта, в которую включены меры по решению проблемных вопросов путем актуализации действующих и разработки новых нормативных документов компании.

Очень серьезной проблемой, я бы сказал – главной, является проблема планирования инвестиций, в первую очередь, определение адекватной стоимости создания объекта инвестиций на предпроектной его стадии (технико-экономическое обоснование или обоснование инвестиций).

Документами ОАО «РЖД» определен порядок обоснования стоимости объекта инвестиций, предусматривающий разработку соответствующих обоснований по крупным комплексным объектам, однако он зачастую не выполняется в силу различных причин и обстоятельств. А необоснованное определение лимитов финансирования в последующем приводит к необходимости буквально вписываться в заданные лимиты за счет занижения сметной стоимости строительства и зачастую к потере технологичной эффективности и комплексности вводимого объекта.

Кроме того, к основным проблемам для проектных организаций можно отнести следующие:

– продолжающаяся практика включения в один планируемый год одновременно изысканий, проектирования и строительства объектов. В результате – крайне сжатые сроки на проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и низкое качество их выполнения;

– несвоевременная выдача заданий на проектирование и других исходных данных;

– выдача «тяжелых», обременяющих стоимость проектирования и строительства технических условий владельцами инфраструктуры;

– конфликт интересов по составу, содержанию или технологии работы будущего объекта между балансодержателем (территориальные дирекции инфраструктуры), РЦКУ (железная дорога, как правило, главный инженер) и вышестоящими подразделениями компании (департаменты, центральные дирекции, филиалы), на разрешение которого не могут повлиять Управляющие проектами. Как результат – многочисленная переработка проектной документации, длительные сроки согласований окончательного варианта, срывы сроков выдачи проектной документации.

Ключевым мероприятием уже упомянутой Программы по повышению уровня взаимодействия структурных подразделений ОАО «РЖД» при организации работ по проектированию является давно назревшая необходимость переработки Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения проектной и рабочей документации на строительство и реконструкцию объектов, финансируемые ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» 27 октября 2005 г. № 1701р.

Новая редакция призвана учесть изменения в законодательстве РФ в области проектирования и строительства, структурные изменения, произошедшие в компании за последние 10 лет, а также снять существующие проблемы в организации четкого взаимодействия всех участников строительного процесса. В переработке этого важнейшего документа активное участие принимали специалисты структурных подразделений ОАО «РЖД» и АО «Росжелдорпроект».

Надеюсь, что этот документ, определяющий обязанности и ответственность всех участников строительного процесса, будет утвержден и введен в действие до конца 2015 г.

– Но, вероятно, появились и положительные изменения, и тенденции в работе изыскателей и проектировщиков?

– Безусловно. Это, прежде всего, инновационные решения, применяемые сегодня при проектировании. В качестве примеров можно привести устройства цифровой технологической связи с использованием высокоскоростных цифровых каналов связи для передачи данных в центры управления и контроля, системы дуплексной поездной цифровой радиосвязи, модернизацию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики с внедрением микропроцессорных систем диспетчерского управления движением и контроля, строительство новых и реконструкция существующих тяговых подстанций с блочно-модульным оборудованием с современными микропроцессорными средствами защиты, телеуправлением и диагностикой оборудования, конструкции бесстыкового пути длиной в перегон и т.д.

Так, в рамках развития Восточного полигона применены устройства СЦБ, которые отличает высокая насыщенность микропроцессорными системами и новыми техническими средствами. В качестве систем интервального регулирования движения поездов применена микропроцессорная двухсторонняя автоблокировка с централизованным размещением аппаратуры, без проходных светофоров (АЛСО) на базе аппаратуры АБТЦ-МШ.

В области электрификации железных дорог на сегодняшний день тяговые подстанции (ТП) проектируются и строятся фактически в варианте «цифровой ТП», т.е. все защиты присоединений выполняются на микропроцессорных защитах или управляющих контроллерах.

В проектах широко используется светодиодное освещение станций и платформ остановочных пунктов. Применяются инфракрасные обогреватели для обеспечения температурного режима помещений тяговой подстанции.

Как известно, любые проектные работы начинаются с инженерных изысканий. За последнее время в этой области тоже произошел существенный скачок за счет внедрения инновационных методов. В современных геодезических изысканиях используется оптико-электронное и спутниковое оборудование, наземные сканеры и системы мобильного лазерного сканирования. Успешно применяются беспилотные летательные аппараты и фотограмметрические комплексы, а также цифровые нивелиры, позволяющие выполнять высокоточные измерения и фиксирующие в памяти полученные данные. Роботизированные тахеометры помогают выполнять геодезические работы с высокой точностью и скоростью.

Все большее распространение получает спутниковое оборудование. Многоканальные двухчастотные геодезические спутниковые приемники используются как базовые станции при статических наблюдениях, а также работают в кинематическом режиме реального времени, позволяя с высокой точностью выполнять геодезические работы в любых погодных условиях и независимо от времени суток.

Широкое применение находят наземные лазерные сканеры для получения цифровых моделей таких объектов, как мосты, тоннели, виадуки, архитектурные сооружения, здания вокзалов.

При проведении инженерно-геологических изысканий помимо традиционных методов широко применяются георадары, сейсмостанции, волновое просвечивание, современное буровое и штамповое оборудование, многофункциональные лаборатории.

При разработке проектов применяются координатные методы проектирования, основанные на единой высокоточной координатной системе (ВКС), которая позволяет в едином координатном пространстве увязать все необходимые пространственные данные, включая материалы изысканий, проектную документацию и исполнительную съемку.

При строительстве новых магистралей или реконструкции и ремонте существующего пути с привязкой к ВКС выполняется аэрофотосъемка и воздушное лазерное сканирование для создания топопланов в едином координатном пространстве в цифровом виде. Далее эта информация, обработанная изыскателями, передается проектировщикам, которые с помощью разработанной и внедренной во всех филиалах Общества уникальной системы автоматизированного проектирования собственной разработки САПР – КРП проектируют новые продольные и поперечные профили, рассчитывают кривые и выдают проект цифровой модели пути (ЦМП) в координатной форме.

Использование этих технологий позволяет изыскателям и проектировщикам делать свою работу точнее, качественнее и быстрее, что выражается, в конечном итоге, в повышении уровня безопасности железнодорожного движения. Применение современных технологий и технических средств в проектных решениях позволяет повысить уровень надежности оборудования, сократить количество отказов техники, повысить скорости движения поездов. С учетом этого, в качестве одной из приоритетных задач в наступающем году, АО «Росжелдорпроект» видит предложение заказчикам услуг по проектированию на базе новых технологических и методологических принципов.

– Вы рассказали про инновации в технологиях проектирования, т.е., по сути, про модернизацию инструментов работы. А применяются ли в деятельности АО «Росжелдорпроект» инновации в подходах к организации работы, направленные на повышение эффективности компании?

– Да, в настоящее время продолжается работа по изменению системы корпоративного управления в АО «Росжелдорпроект», начатая в 2012 году. Потребность в таких преобразованиях была обусловлена объективными причинами: компания была создана в 2006 году в результате объединения более чем 20 отдельных институтов без каких-либо системных интеграционных мероприятий. Такая схема изначально обладала рядом недостатков, таких как децентрализация управления, дублирование функций, низкий уровень стандартизации и прозрачности. Как следствие, это вело к неустойчивому качеству выпускаемой продукции, снижению эффективности и финансовых показателей.

В основу модернизированной системы управления лег процессный подход, позволяющий решить ключевые задачи, стоящие перед руководством компании: повышение эффективности управления ресурсами, формализация и стандартизация бизнес-процессов, определение критериев оценки их реализации, повышение уровня вовлеченности персонала и достижение, таким образом, синергетического эффекта в области качества. Мастерство управления состоит не в выдаче максимального количества поручений, а в выстраивании процессов. В условиях налаженных процессов, в отличие от традиционного иерархического подхода к управлению, сотрудники не ждут указаний, а работают в рамках четко прописанных правил, регламентов и процедур. Преимущества процессного подхода трудно перечислить – результаты процессной работы удобно измерять и контролировать, процессы подразумевают постоянный цикл улучшений. Одновременно процессный подход создает значительный спрос на средства автоматизации – только они помогут измерять, контролировать, учитывать, оповещать, служить основным рабочим инструментом работы процессов.

В компании было принято решение о разработке и внедрении системы автоматизированного управления корпоративными процессами. За 4 месяца первая очередь Единой автоматизированной системы управления корпоративными процессами (ЕАСУКП) была готова к промышленной эксплуатации, и начался процесс, не прекращающийся до сих пор: система, объединившая работу более 1000 сотрудников, ежемесячно растет, развивается, расширяет функциональность.

Базовой частью системы ЕАСУКП стал модуль управления договорной работой, который был запущен в опытную эксплуатацию в феврале 2013 года. Результатами внедрения модуля стало сокращение сроков согласования договоров с 16 до 5 дней.

Кроме того, внедренные в 2014 году модули управления конкурсными процедурами и управления планом закупок позволили сократить трудозатраты на ввод данных в систему по сравнению с предыдущим годом на 75%.

За два с половиной года развития системы были выстроены процессы автоматизации договорной работы, подготовки и проведения конкурсных процедур, анализа производственных процессов, контроля выполнения работ, анализа прохождения экспертизы и многие другие процессы.

В 2014 году начато внедрение модулей управления производством ЕАСУКП, включающих контроль «сорванных» этапов и контроль качества проектно-сметной документации через заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России». Всего на настоящий момент автоматизировано тридцать три бизнес-процесса управления производством, благодаря чему удалось значительно сократить сроки получения информации, влияющей на принятие оперативных управленческих решений. Время формирования типового производственно-аналитического отчета составляет пять минут, тогда как в 2010 году на формирование такого отчета уходило более трех дней.

За 2013–2015 годы формализовано и автоматизировано 90 кадровых процессов, в том числе 40 первичных форм документов (приказов), 39 отчетных форм, 11 бизнес-процессов. Впервые в Холдинге «РЖД» внедрено инновационное IT-решение – электронное личное дело, которое позволило снизить трудозатраты в 10 раз за счет упорядоченного расположения документов и содержащихся в них сведений о сотруднике в пределах одного информационного носителя, а также имеет широкий спектр функций оперативного поиска документов.

Система управления процессами – это измерения и улучшения. Система на постоянной основе формирует оценку деятельности каждого пользователя с учетом множества показателей. Анализ данных по работе процессов позволяет постоянно находить возможности не только по развитию инструментов автоматизации, но и по перестройке и улучшению самих процессов, по упрощению и даже исключению отдельных операций.

Как я уже говорил ранее, в 2016 г. АО «Росжелдорпроект» отмечает свое десятилетие. Такое событие всегда связано с анализом проделанной работы, подведением итогов. С момента образования компании объемы проектно-изыскательских работ значительно увеличились при снижении общей численности работников, производительность труда выросла практически в два раза. За последние пять лет доля отрицательных заключений Главгосэкспертизы по нашим выполненным проектам снизилась с 36,4% до 11,6%.

Это произошло благодаря системным усилиям по выстраиванию и оптимизации производственных процессов.

АО «Росжелдорпроект» не собирается останавливаться на достигнутом, и в настоящее время ведется работа по созданию модулей управления бюджетным планированием и производственными заданиями. Система охватит уже не 20, а 90–95% сотрудников компании, войдя в повседневную жизнь инженеров-проектировщиков. Цель создателей системы – учитывать работу каждого сотрудника при проведении проектно-изыскательских работ, автоматически контролировать сроки и качество работ, развивать и совершенствовать производственное нормирование.

© Евразия Вести XII 2015

www.eav.ru