БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Перспективы развития функционала и повышения безопасности

В 2015 году прошло незамеченным событие пятнадцатилетней давности, а именно, принятие в постоянную эксплуатацию и начало серийного производства устройства безопасности комплексного локомотивного унифицированного КЛУБ-У.

О возможностях и постоянном совершенствовании данного устройства на страницах нашей газеты рассказывают главный конструктор средств железнодорожной автоматики ООО «ИРЗ-Локомотив» Алексей Борисович Филиппов, начальник отдела ОАО «НИИАС» Сергей Геннадиевич Константинов и начальник отделения – начальник отдела ОАО «НИИАС» Геннадий Карпович Кисельгоф.

За прошедшие годы введено более 200 исполнений аппаратуры КЛУБ-У для различных локомотивов от грузовых моделей ВЛ11 до высокоскоростных поездов САПСАН. По истечению пятнадцати лет идеология устройства КЛУБ-У остается актуальной для оснащения парка локомотивов.

Аппаратура КЛУБ-У обеспечивает выполнение таких основных функций, как:

– получение из рельсовых цепей сигналов от АЛСН и АЛС-ЕН;

– получение данных по цифровому радиоканалу (сигналов о показаниях проходных светофоров, действующих ограничениях скорости на данном отрезке пути, маршруте следования, сигналов принудительной остановки локомотива, а также разрешение машинисту проследовать запрещающий светофор);

– индикация машинисту текущего времени и железнодорожной координаты локомотива;

– постоянный контроль фактической скорости следования поезда и при превышении допустимой скорости автоматическое включение экстренного торможения;

– безостановочное формирование значения допустимой скорости движения локомотива на каждом участке железнодорожного пути;

– сообщение машинисту расстояния до актуального препятствия и указание скорости проследования этого препятствия (целевой скорости);

– исключение случаев проезда запрещающего светофора;

– исключение самопроизвольного движения локомотива (скатывания);

– формирование автостопного торможения в ситуациях, угрожающих безопасности движения;

– определение координаты и скорости локомотива по сигналам, поступающим от осевых датчиков пути и скорости;

– определение координаты и привязка к электронной карте по данным навигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС;

– передача данных о местоположении, скорости локомотива в центр управления по цифровому радиоканалу;

– проверка бдительности машиниста (однократная и периодическая);

– регистрация на съемную кассету параметров движения поезда для дальнейшей автоматизированной расшифровки;

– кратковременная звуковая сигнализация, формируемая при изменении определенных параметров;

– звуковая и световая сигнализация при приближении к допустимой скорости и проверке бдительности машиниста;

– ввод и отображение поездных и локомотивных характеристик на индикаторе, а также их сохранение при выключении питания;

– получение и регистрация сигналов от устройств локомотива;

– контроль физиологических параметров машиниста совместно с телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ);

– обмен информацией с помощью интеллектуального интерфейса с бортовыми устройствами и элементами (например, САУТ-ЦМ/485, УСАВП и др.).

Отличительные особенности системы КЛУБ-У:

– модульная архитектура, которая выполнена в виде открытой локальной сети CAN, дающей возможность бесконфликтно реконфигурировать устройства (уменьшать или увеличивать число модулей, а значит, и выполняемых функций);

– использование спутниковой навигационной системы как средство для определения координаты поезда и точного времени;

– применение регистратора параметров движения с кассетой регистрации для постоянной записи параметров аппаратуры и локомотивного оборудования КЛУБ-У во время движения поезда по заданному маршруту;

– обеспечение взаимодействия КЛУБ-У с системами САУТ-ЦМ/485, УСАВП и другими внешними устройствами.

Аппаратура КЛУБ-У, которая устанавливается на локомотиве, состоит из следующих основных блоков (модулей):

– блок электронный локомотивный;

– блок индикации локомотивный;

– блок регистрации со съемной кассетой регистрации;

– клапан электропневматический ЭПК;

– приемные катушки сигналов АЛС;

– блок коммутации и регистрации;

– датчики скорости движения;

– датчики давления в тормозной магистрали, тормозном цилиндре и уравнительном резервуаре;

– антенна навигационная.

В процессе эксплуатации аппаратура КЛУБ-У зарекомендовала себя как достаточно надежная, удобная и простая в обслуживании система. Решения, принятые еще на этапе разработки изделия, и в настоящее время обеспечивают необходимый уровень безопасности движения на железных дорогах Российской Федерации, а также в странах «ближнего» зарубежья (Казахстан, Беларусь, Украина, Литва, Латвия, Узбекистан). За время своего существования устройство КЛУБ-У пережило несколько модернизаций и изменений как аппаратной части (элементной базы), так и программного обеспечения. Прогресс не стоит на месте, и появляются новые контроллеры, обладающие все более высокими показателями производительности и быстродействия. В аппаратуре КЛУБ-У постоянно вводятся новые функции, повышающие безопасность движения и облегчающие работу машиниста. Рассмотрим основные направления развития аппаратуры КЛУБ-У.

Во-первых, уменьшение массогабаритных характеристик аппаратуры за счет применение нового конструктивного решения, в частности, разработка блока электронного БЭЛ-УМ, совмещающего в себе функции блоков БЭЛ-У и БКР-У.

Во-вторых, модернизация устройств КЛУБ-У, выпущенных до 2006 года. Данные системы исчерпали свои резервы для расширения функциональных возможностей из-за устаревшей элементной базы. Модернизация увеличит вычислительные ресурсы, объемы памяти и скорости обработки информации ячеек КЛУБ-У и позволит:

– полноценно установить 8 пакетов и последующие обновления программного обеспечения КЛУБ-У;

– увеличить объем электронной карты КЛУБ-У с 1 Мб до 8 Мб;

– обеспечить работу в двух навигационных системах ГЛОНАСС и GPS;

– сократить время загрузки электронной карты за счет реализации принципиально нового режима записи;

– снизить более чем на 40% количество сбоев кода АЛСН характера «З» – «Б» – «З» в местах пересечения ЛЭП, на стрелочных секциях и в других случаях нестабильного приема кода;

– реализовать более эффективный алгоритм подъезда к светофору с запрещающим показанием, учитывающим профиль пути и реальное расстояние до светофора;

– расширить функции КЛУБ-У как бортового сегмента систем интервального регулирования нового поколения, в том числе с передачей ответственной информации по радиоканалу.

В частности:

– работа КЛУБ-У на ТПС, обращающемся по Сочинскому полигону;

– работа КЛУБ-У на ТПС, обращающемся на участке Санкт-Петребург – Москва;

– работа КЛУБ-У на участке Москва – Нижний Новогород в составе СИР для повышения скорости движения по данным радиоканала;

– работа КЛУБ-У на ТПС, который будет обращаться по Малому Московскому кольцу.

Все вышеперечисленные функции КЛУБ-У сможет выполнять только после проведения модернизации аппаратуры КЛУБ-У.

В-третьих, более широкое применение блоков индикации на основе ЖК-дисплеев. В аппаратуре КЛУБ-У уже применяется блок БИЛ-М, построенный на основе ЖК-дисплея. Применение таких дисплеев позволяет более гибко использовать возможности блоков индикации (выводить дополнительную информацию, акцентировать внимание машиниста при определенных ситуациях и т.д.).

Развитие аппаратуры КЛУБ-У позволит и в будущем использовать данную систему безопасности на железных дорогах.

© Евразия Вести XII 2015

www.eav.ru