МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Главные приоритеты – комфорт, удобство и безопасность

Метро – это сложная транспортная система, которая нуждается в постоянном уходе и обновлении. От его качественной и надежной работы во многом зависит транспортная обстановка в столице.

О последних переменах в деятельности многотысячного коллектива рассказывает начальник Московского метрополитена Дмитрий Владимирович Пегов.

– Дмитрий Владимирович, в течение полутора лет Вы возглавляете Московское метро. Какие задачи ставились перед Вами при назначении, и что удалось сделать за этот срок?

– В первую очередь перед нами ставилась задача продолжать обеспечивать непрерывную, безотказную работу главного транспортного предприятия Москвы. Также, необходимо было вернуть доверие пассажиров к Московскому метрополитену после трагедии 2014 года. Также нужно было сделать метрополитен более комфортным и понятным с точки зрения навигации. Уже многое сделано, но мы не останавливаемся, продолжаем совершенствовать не только данные, но и многие другие направления деятельности.

– «Метро для пассажира», что Вы лично вкладываете в это понятие? Что сделано в плане повышения привлекательности метрополитена как основного вида общественного транспорта столицы?

– Выражение «Метро для пассажира» говорит само за себя. Это когда пассажир уверен, что зайдя в метро, ему будет комфортно, удобно и безопасно им пользоваться. Для повышения комфорта и удобств мы ведем работу по замене подвижного состава на более современные поезда, а также реализуем программу по снижению шума во время их движения. Что же касается безопасности, то здесь реализуется целый комплекс программ, направленных на безопасность движения, а также на антитеррористическую защищенность. Для достижения первой задачи, мы с конца 2014 года начали модернизацию и омоложение путевой инфраструктуры. А по второй части, оснастили все вестибюли станций досмотровыми зонами.

В плане повышения привлекательности был реализован проект по внедрению нового бренда Московского метрополитена. Это делается в рамках городской программы по оформлению всего городского транспорта в единый бренд. Кассовые залы некоторых станций, особенно новых или открытых после реконструкции, уже оформлены в цвета нового бренда. Также в новый цвет окрашиваются колонны экстренного вызова на платформах станций, скоро введем новую форму для сотрудников.

Недавно на новых станциях и станциях, открытых после ремонта, мы предоставили пассажирам возможность безналичной оплаты проезда. К примеру, пассажиры на станции «Котельники» активно пользуются банковскими картами и мобильными устройствами с поддержкой NFC-технологии, для того чтобы оплатить свой проезд. Сделать это можно и при помощи платежных систем PayPass/PayWave.

Активно развивается и направление билетных носителей. Появилась возможность выбирать удобный источник денег помимо наличных платежей при пополнении карты «Тройка» (счет мобильного телефона, банковская карта, электронные кошельки). Уделяется большое внимание удаленным каналам пополнения (мобильные приложения, оплата в интернет-банке, оплата со счета мобильного телефона). Реализована услуга автоматического пополнения карты «Тройка» со счета банковской карты.

Возможности карты «Тройка» уже вышли не только за пределы московского метро, но и транспортной сферы в целом. В 2015 году был реализован сервис по оплате прохода в городские объекты культуры: «Московский планетарий» и «Московский зоопарк». Пассажиры Московского метро все чаще используют «Тройку», оценив ее удобство и функциональность. Только количество операций по пополнению электронного кошелька в 2015 году превысило аналогичные показатели предыдущего года более чем в 2 раза (всего более 91 млн операций).

– 2015 год прошел под знаком 80-летия Московского метрополитена. На торжественные и деловые мероприятия, связанные с этим юбилеем, приехали руководители и специалисты метрополитенов России, СНГ, стран Европы, Китая. Что дает такое общение профессионалов?

– Мы постоянно находимся в тесном контакте с нашими, в том числе зарубежными коллегами. Такие встречи полезны для всех сторон и крайне необходимы. Они проходят как на площадках Международного союза транспортников, так и во время форумов Международной ассоциации метрополитенов, а также в рамках частных рабочих визитов.

Да, в мае 2015 года Московский метрополитен отметил свое 80-летие, и наши торжественные мероприятия посетили внушительные делегации руководителей метрополитенов разных стран. Так что удалось не только отпраздновать юбилей, но и обсудить важные рабочие моменты. В рамках празднования состоялась встреча на правительственном уровне Москвы, на которой мы подписали соглашение о сотрудничестве с метрополитеном Пекина. И уже начали сотрудничать с Китаем в области пассажирских перевозок. Среди ключевых аспектов взаимодействия – совместные технические исследования, обмен специалистами, управленцами и актуальной информацией, культурный обмен и взаимная помощь.

– Расскажите о злободневной проблеме обновления подвижного состава. Когда москвичи и гости столицы будут ездить на современных поездах?

– Тема эта не нова. Подвижной состав в московском метро заменяется постепенно и согласно плану. Да, у нас есть составы «Еж3» и 81-717, а также их модификации. Некоторые вагоны были выпущены еще в конце 70-х годов прошлого века, но они отлично справляются со своей задачей и срок их технической эксплуатации еще не вышел. Тем не менее современный подвижной состав уже курсирует на таких линиях, как Кольцевая, Арбатско-Покровская, Филевская, Серпуховско-Тимирязевская, Бутовская, Калининско-Солнцевская. Их уже обслуживают современные подвижные составы серий 81-760/761 и 81-740/741.

Перед Новым годом, раньше запланированного срока, началось обновление парка подвижного состава на самой загруженной линии – Таганско-Краснопресненской. В будние дни данной линией пользуется почти 1 млн 200 тыс. пассажиров. Для сравнения, поездами Кольцевой линии метрополитена перевозится около 700 тыс. пассажиров в сутки, то есть почти в два раза меньше. Данная линия уже пополнилась пятью поездами 760 серии.

Новые составы с эргономичным современным дизайном, со сквозным проходом по всей длине и увеличенным дверным проемом будут обладать возможностью автоматического подъема части пассажирских сидений в часы пик. Вагоны оборудуют местами для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а также улучшенной системой вентиляции и кондиционирования воздуха.

Для повышения провозной способности на Таганско-Краснопресненскую с Серпуховско-Тимирязевской линии были переведены 2 тематических поезда – «80 лет Московскому метрополитену» и «70 лет Великой Победы» серии 760А. Всего же до конца этого года Таганско-Краснопресненская линия пополнится 20 новыми составами.

А уже в следующем году на Таганско-Краснопресненскую линию поступит принципиально новый подвижной состав. Согласно контракту, подписанному еще 25 декабря 2014 года, в Московский метрополитен будет поставлено 768 принципиально новых вагонов. Поставщик берет на себя обязательства по обслуживанию этих вагонов в течение 30 лет. Данные условия прописаны в Контракте жизненного цикла (КЖЦ), который был заключен между транспортным предприятием и заводом-изготовителем в 2014 году. Закупка новых вагонов в рамках КЖЦ позволяет повысить надежность обслуживания подвижного состава и распределить платежи на закупку новых вагонов на срок в 15 лет. Кроме того, на их обслуживании метрополитен сэкономит около 20% средств. Данная система была выработана совместно с ведущими мировыми экспертами. Поставка 768 вагонов по условиям договора будет осуществляться с 2017 по 2020 годы (по 192 вагона в год).

Контрактом жизненного цикла четко предусмотрены штрафные санкции в случае обнаружения неисправностей подвижного состава, а также при возникновении ситуаций, нарушающих режим работы метрополитена по причине неисправностей подвижного состава. Ранее производитель вагонов был заинтересован обеспечить безотказную работу только в период гарантийной эксплуатации. Теперь же он заинтересован в безотказной работе и совершенствовании конструкции вагона. В его обязанности входит обеспечить исправную работу поездов, соблюдая все требования безопасности на протяжении всего срока службы вагона.

Все обязательства по исполнению контракта жизненного цикла как победитель проведенного конкурса берет на себя «Метровагонмаш» в партнерстве с «Трансхолдлизинг».

– Все помнят страшную аварию на перегоне между «Парком Победы» и «Славянским бульваром» в июле 2014 года. Есть ли уверенность, что подобные трагедии исключены в будущем?

– После той ужасной трагедии были проведены особые ревизорские проверки по безопасности движения и осмотру состояния инфраструктуры метрополитена. Как вы уже знаете, в конце прошлого года состоялся суд, который постановил, что данная трагедия произошла по вине некоторых работников метрополитена и представителя подрядчика. Естественно, что сейчас в метрополитене усилился контроль как за работой своих сотрудников, так и сотрудников подрядных организаций. Создаются новые подразделения, которые будут заниматься исключительно узкопрофильными направлениями.

Так, появилась Дирекция инфраструктуры метрополитена. В ее компетенции формировать и проводить ремонтные работы объектов метрополитена различной направленности. Появилась также и Служба качества, которая следит за качественным выполнением должностных обязанностей сотрудниками метрополитена.

– Московский метрополитен готовится к запуску движения по «МКМЖД». Какие работы уже выполнены и что предстоит сделать?

– Проект реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги – это сложный комплексный проект, реализуемый всеми организациями транспортного комплекса Москвы. В первую очередь, это Московский метрополитен и АО «МКМЖД». Также активное участие принимают: ОАО «РЖД» и ГУП «Мосгортранс». Основные задачи на себя взял метрополитен, так как кольцевая железная дорога будет интегрирована в метрополитен как кольцевой контур. Для этого был разработан план-график необходимых мероприятий более чем из тысячи пунктов, в котором распределена ответственность между сторонами по каждому процессу.

Для осуществления перевозок по железнодорожной инфраструктуре нужна лицензия, которой метрополитен никогда не обладал. Поэтому еще в 2014 году был объявлен конкурс на организацию транспортного обслуживания населения на Малом кольце Московской железной дороги. В рамках договора с метрополитеном ОАО «РЖД» будет осуществлять перевозки пассажиров. В их обязанности по договору входит:

– приобретение и эксплуатация подвижного состава, подходящего под строгие технические требования;

– подготовка и содержание пассажирской инфраструктуры Малого кольца к перевозкам, а также организация системы продаж и распространения билетов через билетные кассы и автоматы по продаже билетов;

– контроль проезда на турникетных линиях;

– составление и контроль графика движения поездов.

Метрополитен же координирует работу организаций, которые причастны к запуску движения по различным направлениям: навигация, билетное решение, инфраструктура, подвижной состав, диспетчеризация движения и прочее.

Строительство инфраструктуры – это самый затратный процесс. Все работы проводятся согласно графику, без значительных отставаний. Ожидается, что инфраструктура будет готова к дате начала запуска движения – до конца текущего года. Реконструкция путевого хозяйства уже подходит к концу. При укладке колеи использовались бесстыковые рельсы, что позволит значительно снизить шумовой эффект. Для этих же целей вдоль путей будут размещены шумопоглощающие щиты.

Строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) также занимает важное место в данном проекте. Всего на МКМЖД будет 31 ТПУ, а это значит, что каждый остановочный пункт будет оснащен пассажирскими обустройствами. Ведь именно ТПУ будут использоваться пассажирами для комфортного и безопасного перемещения между видами транспорта, расположенными в связке друг с другом: метро, МКМЖД, пригородные железнодорожные направления, наземный городской транспорт. Кроме того, три станции МКМЖД будут интегрированы с Третьим пересадочным контуром Московского метрополитена. АО «МКЖД» отвечает за строительство 17 ТПУ, АО «РЖД» – за 7. Остальные строятся общими усилиями двух компаний.

Предстоит обеспечить наиболее комфортные пересадки со станций метро, находящихся в «теплом контуре», со станциями Малого кольца. Всего МКЖД будет иметь пересадки на 17 станциях 11 линий метро и будет интегрировано в систему метрополитена как второй пересадочный контур.

Московский метрополитен в рамках введения единой городской системы навигации в первую очередь меняет ее на станциях метро, переход на которые находится в пешей доступности от МКМЖД. Также ведется работа по дополнению элементов городской навигации информацией о наличии пересадки на МКМЖД. Разработан макет карты метро с нанесенным контуром МКМЖД. К запуску планируется обновление всех существующих старых схем. Так что пассажиры уже сейчас могут знакомиться с расположением новых станций на карте метро, а также названиями остановочных пунктов и продумывать возможные удобные маршруты с использованием новой инфраструктуры.

По вопросу реализации единой билетной системы МКМЖД с системой Московского метрополитена ведутся работы на уровне органов исполнительных властей столицы. Требуется внести изменения в нормативные правовые акты.

С точки зрения технической реализации проекта ведутся доработки для:

– ведения учета выходов (т.к. ранее турникеты в метро на выход никогда не функционировали, делается для учета статистики пассажиропотока);

– реализации бесплатных пересадок с метро на МКМЖД и обратно.

В целом, у нас впереди еще много дел: не закончены строительно-монтажные работы, предстоит протестировать все системы информирования (аудио и видео), а также безопасности, диспетчеризации и прочие. Также планируется расширить штат сотрудников для полноценного функционирования МКМЖД.

– Расскажите о взаимодействии Московского метрополитена с железнодорожными вузами Москвы и Санкт-Петербурга. Есть ли уже конкретные примеры совместных работ?

– Московский метрополитен находится в тесном контакте с ведущими профильными университетами, в особенности с МИИТ. Мы уделяем огромное внимание и значение работе с молодым поколением, так как понимаем, что это потенциальные сотрудники, которые придут работать в будущем. В рамках празднования 80-летия Московского метрополитена на станции «Выставочная» мы открыли Центр профориентации. Там находится огромная экспозиция, посвященная различным профессиям метрополитена.

Также там можно посмотреть обучающие фильмы и ознакомиться с экспонатами, рассказывающими об истории метро. Там же, на «Выставочной», с недавних пор располагается и Центр подбора персонала, куда может прийти любой желающий, который хочет работать в метрополитене. Прошлым летом на базе Центра начали формироваться отряды студентов технических вузов, которые проходили практику под руководством квалифицированных специалистов метрополитена, получив при этом достойную заработную плату, а также некоторые социальные преференции. Мы планируем, что, применяя подобную практику, сможем заинтересовать молодежь работой в метро. Некоторые бывшие стажеры уже стали сотрудниками Московского метрополитена.

При Центре профориентации создан музей, который имеет весомое значение в плане пропаганды и популяризации метрополитена среди жителей и гостей столицы. В музее детально можно проследить историю Московского метрополитена, а это вызывает повышенный интерес у подрастающего поколения к престижным профессиям. Музей помогает наглядно посмотреть на деятельность метрополитена за счет разнообразных экскурсий, а также сохранения уникальных экспонатов, многие из которых являются ровесниками предприятия.

Только здесь можно увидеть уникальный в своем роде макет, состоящий из нескольких путей и станционных комплексов, объектов и сооружений метрополитена, демонстрирующий его сложную организационно-техническую структуру, а самое главное – слаженность всех систем в работе. Специалистами Центра проводятся экскурсии для посетителей, а в будущем – внеклассные встречи для учащихся: исторические викторины, конкурсы и научно-практические тематические конференции.

– Вы являетесь Председателем Совета Международной Ассоциации «Метро», объединяющей метрополитены и промышленные предприятия различных стран. Каковы цели и планы Московского метрополитена в сфере сотрудничества с коллегами из других городов?

– Мы находимся в постоянном контакте с нашими иностранными коллегами. Как я уже говорил, Московский метрополитен начал сотрудничество с Китаем. Также сложились отличные деловые отношения с метрополитеном Парижа. Символический аспект сотрудничества с парижским метро можно увидеть при входе на станцию «Киевская». Вход в метро тематически оформлен в стиле французского архитектора Эктора Гимара, открытие состоялось 8 ноября 2006 года. В свою очередь, в 2009 году Московский метрополитен подарил французским коллегам витраж «Курочка Ряба», который расположился на станции «Мадлен» 14-й линии Парижского метрополитена.

Помимо этого, налажено сотрудничество с Берлином, Брюсселем, Мадридом, Миланом и другими метрополитенами. Зарубежные специалисты периодически посещают российскую столицу, а специалисты Московского метрополитена ездят в командировки к ним для обмена опытом и повышения своих квалификаций.

– Важный элемент создания «безбарьерной среды» – появление Центра обеспечения мобильности пассажиров. В чем состоят его задачи? Каковы итоги работы в 2015 году?

– Очень важное направление в сфере пассажирских сервисов – работа Центра обеспечения мобильности пассажиров. Специалистами Центра за 2015 год обслужено около 140 тыс. пассажиров, из них по выявлению – 85 тыс. человек, по предварительным заявкам – 55 тыс. человек. Основными пунктами сопровождения пассажиров стали: электропоезда ООО «Аэроэкспресс», аэропорты, поезда дальнего следования, пригородные электропоезда, объекты социальной сферы. С момента образования Центра, с 14.10.13 г. по 11.02.16 г., его инспекторами обслужено более 450 тыс. пассажиров, в том числе по выявлению – 380 тыс. и по заявкам – без малого 79 тыс. Только с начала текущего года сотрудниками Центра было обслужено более 10,5 тыс. человек.

Создание «безбарьерной среды» призвано сделать метро максимально доступным для всех категорий пассажиров. Уже проделана огромная работа. Сегодня в Московском метрополитене 1152 вагона оборудованы местами для инвалидов-колясочников – это равно 144 составам. Более 350 лестничных маршей оборудованы специальными пандусами. На 40 станциях мы увеличили освещенность пассажирских платформ. Разработаны схемы для турникетов с шрифтом Брайля. Перехватывающие парковки метрополитена оборудуются машиноместами для маломобильных групп населения. На 21 парковке создано 500 таких парковочных мест. Сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров работают на всех 200 станциях метрополитена.

– Каковы основные направления политики руководства метрополитена по взаимодействию с подрядчиками и поставщиками? Легко ли стать поставщиком продукции для Московского метрополитена?

– Закупки в Московском метрополитене проводятся в электронной форме, проходят они на электронной торговой площадке, за исключением закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

С целью предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере осуществления закупок, а также обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок и развития добросовестной конкуренции в метрополитене создана Закупочная комиссия, которая принимает решения, необходимые для осуществления выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении закупок. В том числе комиссия рассматривает: допуск или отказ в допуске к участию в закупках, определяет победителя закупок, а также принимает решение об аннулировании закупок в силу несостоятельности.

Извещение о проведении закупки и документация о закупке в электронной форме подлежат обязательному размещению в ЕИС (Единая информационная система), а также на сайте электронной торговой площадки, на котором будет проводиться закупка.

Подать заявку на участие в закупке в электронной форме имеют право только участники, аккредитованные на электронной торговой площадке. Для участия в закупке подается заявка в срок и по форме, которые установлены документацией о закупке и действующим Положением.

Закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в закупке, на соответствие требованиям установленным документацией о закупке и настоящим Положением, указанном на сайте торговой электронной площадки.

– Какие новые технологии и технические решения использовались при реконструкции станций «Баумаская», «Фрунзенская», «Семеновская» и других? С какими проблемами пришлось столкнуться при замене эскалаторов и как они были решены?

– Станция «Бауманская» была закрыта 8 февраля прошлого года на 11 месяцев для замены эскалаторов, отработавших нормативный срок, а также инженерного оборудования, строительных конструкций и проведения реставрационных работ. Вообще, она была открыта в 1944 году, и на ней располагался самый старый эскалатор в московском метро. На период временного закрытия станции «Бауманская» был реализован проект организации дорожного движения с вводом компенсирующего автобусного маршрута «М».

Проект по замене эскалаторных комплексов разработан проектной организацией ООО «Метро-Стиль 2000» по заказу метрополитена. Генеральным подрядчиком строительно-монтажных работ по реализации данного проекта выступило ООО «ПО «Элером». Проект по реставрации вестибюля и площадей станции реализовывался ООО «ТМ «Китеж». Во время закрытия станции были выполнены следующие работы.

Во-первых, по проекту замены эскалаторных комплексов:

– заменены эскалаторы в количестве с трех (тип – Н-40 III) на четыре (тип – ЭС-02), заменены фундаменты под эскалаторы;

– заменен водоотливной зонт в эскалаторном наклоне;

– обновлены кассы и заменены турникеты;

– проведен ремонт кровли вестибюля;

– проведен ремонт помещений в вестибюле, а также в кассовом и машинном залах;

– заменены системы отопления, вентиляция, водоснабжения, канализации, кабельные коммуникации, устройства пожарной и охранной сигнализации;

– проведен ремонт подстанции с заменой оборудования и коммуникаций;

– выполнены работы по прокладке второго водопроводного ввода.

Во-вторых, по проекту реставрации:

– проведен ремонт фасада вестибюля;

– проведены реставрационные работы по фасаду вестибюля, в кассовом зале и на платформенной части;

– в рамках реставрационных работ заменены светильники с сохранением исторического облика в вестибюле и на балюстраде эскалаторов, а также установлена люстра под куполом вестибюля.

Установленные эскалаторы производства ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис» (г. Санкт-Петербург) имеют ряд существенных преимуществ. В первую очередь, их стало четыре вместо прежних трех, соответственно увеличилась пропускная способность станции. Балюстрада и ступени эскалаторов выполнены из негорючих материалов, что увеличивает безопасность пассажиров. Электронные двигатели эскалаторов стали мощнее – 110 кВт против 75 кВт ранее. Также у новых эскалаторов есть специальные щетки безопасности, которые предотвращают попадания элементов одежды и обуви в зазор между фартуком и ступенью эскалатора.

Установленное новое современное оборудование, в том числе эскалаторы, не нарушают охраняемый архитектурный исторический облик станции.

Никаких особо сложных проблем при реконструкции не возникло. Стоит отметить, что сложнейшие работы на объекте выполнены с опережением срока. Нам удалось не только модернизировать станцию, но и сохранить ее исторический облик – это отличный опыт для метрополитена.

Что же касается станции «Фрунзенская», то подводить какие-либо итоги пока преждевременно, даже промежуточные. Мы закрыли станцию в Новогодние праздники – 2 января наступившего года. Там также действовали старейшие эскалаторные комплексы в московском метро. На сегодняшний день рабочие приступили к реконструкции. Думаю, что опыт по ремонту станции «Бауманская» нам и здесь определенно поможет.

– Расскажите об аутсорсинговой деятельности в метро, как налажено взаимодействие с клиринговыми компаниями, занятыми обслуживанием туалетов, точек питания, автоматов для газет и т.д.

– В метрополитене нет туалетов для пассажиров. Правда, мы тестировали подобный проект осенью прошлого года. С 31 августа по 10 октября на станции «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии был установлен экспериментальный автономный туалетный модуль. Услугами туалета воспользовались более 5,5 тыс. пассажиров, что в среднем составляет 90 человек в сутки. После окончания тестовой эксплуатации был выявлен ряд пунктов, требующих доработки. Среди них: звукоизоляция и параметры, отвечающие нормам транспортной безопасности. В данный момент составляется техническое задание, которое уже готово на 90%. Точное расположение туалетных модулей на станциях или в подуличных переходах будет определено с учетом архитектурных особенностей. Сразу после завершения этого этапа работ будут устанавливаться сроки реализации проекта. Подготовка к монтажу туалетных модулей – трудоемкий процесс, который займет определенное время.

Что касается клиринговых компаний, то по состоянию на февраль этого года в метрополитене работают две компании, которые в свое время выиграли конкурс. Благодаря сотрудникам этих компаний московское метро остается чистым. Многие станции метрополитена являются объектами культурного наследия, и нам важно, чтобы внешний облик архитектуры поддерживался на должном уровне. Большую работу по уборке станций проделывают в ночное время, но и в течение дня на всех станциях следят за порядком. Уверен, что во время поездки пассажиры иногда видели мокрые опилки, которые подметают уборщики. Для каждой станции рассчитан определенный штат сотрудников, исходя из особенностей станций.

Газетные автоматы временно убрали из метрополитена, истек срок контракта с подрядчиком. Весной в метрополитене пройдет несколько конкурсов по выбору подрядчиков, отвечающих за порядок, размещение рекламы, газетные автоматы и других.

– Какие мероприятия проводятся для снижения уровня шума в тоннелях во время поездки?

– Помимо повышения уровня комфорта для пассажиров, перед профильными службами стоит не менее важная задача – организация безопасности движения. Для этого на постоянной основе проводится оздоровление путевой инфраструктуры. Один из наиболее эффективных способов – проведение удлиненных технологических окон, как правило, в выходные дни. В нынешнем году, также как и в прошлом, запланировано 20 таких окон на пяти линиях – Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской – в пределах Кольцевой линии.

За отведенное время сотрудники метрополитена выполняют большой объем профилактических и ремонтных работ. Меняют рельсы, шпалы, изношенные подкладки, короба контактного рельса, также проверяют сварные стыки. На закрытых для движения поездов участках проводится тщательная диагностика инженерных коммуникаций, для чего используются инновационные технологические решения.

Проведение удлиненных технологических окон позволяет обеспечивать комфортные, современные, а главное – безопасные условия для пассажиров. В том числе эти работы способствуют уменьшению шума в тоннелях и на станциях, так как специалистами службы пути используется технология «бархатный путь». Речь идет об использовании бесстыковых сварных рельсов, благодаря чему повышается плавность хода составов. Эффективность этой технологии уже доказана на практике.

– В конце прошлого года была открыта первая в метро техническая библиотека. При Вашем непосредственном участии издана книга «Общий курс работников метрополитена». С какой целью это все делается?

– Да, в преддверии Нового года состоялось долгожданное событие – открылась техническая библиотека Московского метрополитена. Вместе с Центром подбора персонала, переехавшего с «Проспекта Мира», она разместится в Центре профориентации на «Выставочной». Открытие Технической библиотеки стало долгожданным событием для всех интересующихся железнодорожным транспортом и метрополитеном. В ней собраны техническая литература, справочники и нормативные документы, касающиеся строительства и функционирования метро. Ее читальным залом может воспользоваться любой желающий. Часть книг я подарил библиотеке из своего личного домашнего архива.

Библиотека Московского метрополитена отвечает всем ставшим уже обязательным требованиям – возможность бесплатного подключения к сети Wi-Fi, там можно выпить чашку чая или кофе, а также немного перекусить. Все это делается для того, чтобы Московский метрополитен стал доступней и понятней для наших граждан. За счет таких деталей можно пробудить интерес к профессиям метро не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.

– Как Вы сотрудничаете с профсоюзом железнодорожного транспорта? Есть ли особенности Коллективного договора в метро по сравнению с колдоговором, заключенным ОАО «РЖД»?

– Представителями работников Московского метрополитена является первичная профсоюзная организация метрополитена, которая объединяет в своих рядах более 39 000 членов профсоюза. По своей структуре профсоюзная организация метрополитена входит в состав Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ), следовательно, все члены профсоюза являются членами РОСПРОФЖЕЛ.

Как и на железнодорожном транспорте, так и на метрополитене заключены коллективные договора, которые регулируют социально-экономические и трудовые отношения. Отличие коллективных договоров отражает специфику работы предприятий, в частности, метрополитена как подземного городского вида транспорта.

– Дмитрий Владимирович, спасибо от лица наших читателей за содержательное интервью.

© Евразия Вести III 2016

www.eav.ru