МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Чтобы в пробках не застрять, в метро скорее пересядь

Стремительный рост интенсивности автомобильного движения в крупных городах серьезно осложняет в них транспортную обстановку, разрешить которую помогает метрополитен. Сегодня метро работает в семи городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Самара) и в трех городах строится (Омск, Челябинск, Красноярск). Наиболее крупный из них Московский метрополитен – главная составляющая транспортной системы столицы. Ежедневно его услугами пользуется около 7 млн человек.

О проблемах, связанных с эксплуатацией и развитием этого вида внеуличного транспорта нашему корреспонденту рассказывает заместитель министра транспорта РФ Николай Анатольевич Асаул.

– Николай Анатольевич, какие задачи решает Минтранс в области развития автомобильного и городского пассажирского транспорта в крупных мегаполисах?

– Минтранс России как федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

В свою очередь, Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, являясь структурным подразделением Минтранса России, готовит предложения, связанные с реализацией государственной политики и совершенствованием законодательства в сфере автомобильного и городского электрического транспорта, включая метрополитен.

В крупных мегаполисах страны, в условиях исчерпанной пропускной способности основных магистралей и нехватки провозной способности наземных видов транспорта приоритетом для улучшения качества транспортного обслуживания населения является развитие линий скоростного внеуличного транспорта. Перевозки пассажиров внеуличным транспортом, прежде всего метрополитеном, позволяют снизить нагрузку на автомобильные дороги, обеспечить безопасность, комфорт, высокую скорость и ритмичность пассажирских перевозок.

Кроме того, зарубежный опыт показывает, что перспективными являются проекты интеграции транспортных возможностей метрополитена, железнодорожного транспорта, иных видов пассажирского транспорта для организации пассажирских перевозок внутри поселений и агломераций.

Исходя из этого, совершенствование законодательства в сфере внеуличного транспорта является одним из приоритетных направлений деятельности нашего Департамента. В первую очередь это вопросы обеспечения прав граждан при оказании услуг внеуличным транспортом, а также вопросы обеспечения прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг внеуличным транспортом. То и другое относится к сфере гражданского законодательства и находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Как известно, функционирование метрополитена характеризуется целым рядом особенностей, не позволяющих применять по отношению к нему положения законодательства, регулирующие деятельность автомобильного, городского наземного электрического и железнодорожного транспорта. В этой связи подготовка в настоящее время отдельного проекта федерального закона, регулирующего деятельность метрополитена и других видов внеуличного транспорта, является особенно актуальной.

В целом же, существующие объективные социально-экономические предпосылки, а также правовое обеспечение сформируют необходимые условия для дальнейшего развития метрополитена в российских мегаполисах, который является наиболее распространенным из других действующих внеуличных видов транспорта (монорельсовый транспорт, подвесная канатная дорога, фуникулер). Только московское метро имеет 12 линий, общую протяженность пути – 331,5 километра и 200 станций.

– Какие законопроекты, нормативные акты и программы Минтранс России разрабатывает для метрополитенов, на какой стадии находится подготовка федерального закона о метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и его значение для эксплуатационников и пассажиров?

– Как уже упоминалось, Минтрансом России разработан и согласован в установленном порядке проект федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В августе 2015 г. он был направлен в Правительство Российской Федерации.

В процессе его рассмотрения в Правительстве изменилось само наименование и в доработанной редакции законопроект получил название – «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положения проекта федерального закона нацелены на обеспечение эффективного и безопасного функционирования внеуличного транспорта, в том числе метрополитена, его комплексное развитие, повышение доступности услуг по перевозке для населения, а также на совершенствование государственного и муниципального управления в области внеуличного транспорта.

Кроме прочих норм, проектом федерального закона предполагается установить полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере функционирования и развития внеуличного транспорта. Положения законопроекта конкретизируют особенности труда отдельных категорий работников внеуличного транспорта, а также вводятся нормы в части установления обязанностей и прав перевозчиков и пассажиров.

Особое внимание в законопроекте будет уделено положениям, связанным с созданием доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Законопроект предполагает внесение соответствующих положений в части внеуличного транспорта в 7 законодательных актов Российской Федерации:

– Гражданский кодекс Российской Федерации;

– Земельный кодекс Российской Федерации;

– Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

– Федеральный закон № 67-ФЗ (о страховании);

– Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции»;

– Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

– Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, законопроектом вводится государственный контроль за соблюдением требований и норм правил технической эксплуатации внеуличного транспорта (за исключением фуникулеров и канатных дорог, технический контроль которых осуществляет Ростехнадзор) и правил пользования внеуличным транспортом.

Реализация положений законопроекта о внеуличном транспорте после его принятия потребует утверждения более 10 нормативных актов в данной сфере. В первую очередь это правила технической эксплуатации и правила перевозок пассажиров. При этом типовые правила технической эксплуатации внеуличного транспорта и типовые правила пользования внеуличным транспортом будет утверждать Минтранс России, а сами правила с учетом региональных особенностей будут разработаны и утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

– Есть ли необходимость включать в Транспортную стратегию Российской Федерации вопросы, связанные с метрополитеном?

– Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства от 22 ноября 2008 года № 1734-р, определяет основные направления государственной транспортной политики на долгосрочный период, в том числе цели развития транспортной системы, включая отдельные виды пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) и принципы государственного регулирования транспортной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 этого распоряжения Минтранс совместно с Минэкономразвития, Минпромторгом, ФСТ и с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечивает реализацию Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Учитывая ограниченные возможности федерального бюджета, приоритет отдается проектам, реализация которых предусмотрена Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010– 2020 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848, и Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2600-р.

Поскольку вопросы организации транспортного обслуживания населения отнесены к ведению региональных властей, пунктом 3 упомянутого Распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в пределах своей компетенции при формировании региональных программ развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года. В первую очередь таких, как повышение конкурентоспособности, доступности и качества пассажирских перевозок, обеспечение безопасности и экологичности транспорта, инновационное развитие транспортной системы.

– Что делается в сфере транспорта в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году?

– Безусловно, подавляющая часть футбольных болельщиков будут доставляться до стадионов на общественном транспорте. И его модернизация будет проходить во всех 11 городах, где будут проходить соревнования. В общей сложности в рамках федеральной программы подготовки к чемпионату запланировано развитие транспортной инфраструктуры в городах-организаторах более чем на 152 миллиарда рублей.

Планы постоянно пересматриваются, актуализируются и суммы могут меняться. В рамках федеральной программы запланировано два стратегических мероприятия: по развитию метрополитенов в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. В этих городах будут построены новые станции, обеспечивающие шаговую доступность к стадионам. В Санкт-Петербурге ведутся работы по строительству участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», включая станцию «Новокрестовская». Общие вложения из федерального бюджета составят около 35 млрд рублей. В Нижнем Новгороде, в продолжении Сормовской линии, будет построена станция «Стрелка». На эти работы федеральное правительство выделило почти 13 млрд рублей. Открытие этой станции позволит увеличить пассажиропоток нижегородского метро как минимум на 25%.

Основные работы по модернизации и развитию общественного транспорта запланированы в рамках региональных программ подготовки к Чемпионату. Например, за счет региональных бюджетов метрополитены таких городов, как Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород, приобретут новые вагоны для городских линий метро.

Но и те города, где нет метро, также планируют усовершенствовать свой общественный транспорт. Основные критерии для обновления подвижного состава: экологичность и доступность для маломобильных групп населения.

Так, например, в Екатеринбурге запланировано приобретение автобусов на газомоторном топливе, которые более экологичны, чем бензиновые. А в Самаре будут не только закуплены новые низкопольные автобусы и трамвайные вагоны, но и реконструированы и построены новые трамвайные линии. Каждый субъект самостоятельно определяет работы по развитию своего общественного транспорта под мероприятия чемпионата с учетом существующих мощностей и прогнозируемого пассажиропотока. В связи с проведением мундиаля многие города-организаторы получат совершенно новую инфраструктуру общественного транспорта.

Это лишь некоторые примеры, как будет совершенствоваться общественный транспорт городов – организаторов к Чемпионату мира по футболу 2018 г.

– Какие предложения у вас есть в области проведения единой технической политики метрополитенов? Ведь правила технической эксплуатации и другие документы до сих пор утверждаются самим городом и метрополитенами.

– Как уже отмечалось, положениями представленного законопроекта вводятся требования о разработке на федеральном уровне типовых правил технической эксплуатации для каждого вида внеуличного транспорта (за исключением канатных дорог и фуникулеров) и типовых правил пользования каждым видом внеуличного транспорта.

Также предусмотрена разработка субъектами Российской Федерации правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в соответствии с типовыми правилами и с учетом региональных особенностей. В частности:

1. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает типовые правила технической эксплуатации внеуличного транспорта и типовые правила пользования внеуличным транспортом.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации с целью учета региональных технических и эксплуатационных характеристик объектов внеуличного транспорта утверждают правила технической эксплуатации внеуличного транспорта и правила пользования внеуличным транспортом на основе соответствующих типовых правил.

3. Российская Федерация передает органам государственной власти своих субъектов полномочия по осуществлению государственного контроля в области технической эксплуатации внеуличного транспорта (за исключением фуникулеров и канатных дорог) и правил пользования внеуличным транспортом.

4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:

– осуществляет надзор за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

– осуществляет надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также привлечения к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

– и, наконец, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий федеральный орган исполнительной власти готовит и вносит в Правительство Российской Федерации для принятия решения предложения о досрочном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

– Расскажите об участии Минтранса России в разработке предложений по вопросам реализации экономической, налоговой, страховой, инвестиционной и научно-технической политики в области метро. Насколько эффективно Минтранс сотрудничает с Департаментом транспорта г. Москвы?

– Основы правового регулирования в области внеуличного транспорта, включая перечисленные вопросы, также нашли отражение в положениях проекта федерального закона.

В частности, положениями проекта закона предусмотрены требования, в соответствии с которыми регулирование тарифов на перевозки пассажиров и ручной клади внеуличным транспортом осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, расходы, понесенные перевозчиком в случаях, когда законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации установлены льготы или преимущества на перевозки пассажиров и ручной клади внеуличным транспортом, предполагается возмещать такие расходы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на основании местных нормативных правовых актов.

Законопроектом установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно проведения единой государственной политики в области развития объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, а также положения, предусматривающие полномочия по развитию внеуличного транспорта, в том числе в межрегиональном сообщении на основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации (архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов, относящихся к инфраструктуре внеуличного транспорта).

Вопросы страхования гражданской ответственности перевозчика также нашли свое отражение в законопроекте. В частности, уточнены особенности страхования пассажиров по каждому виду внеуличного транспорта:

– в подвижном составе метрополитенов и монорельсового транспорта в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 67-ФЗ;

– на объектах инфраструктуры метрополитена и монорельсового транспорта (за исключением эскалаторов) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

– на эскалаторах метрополитена, монорельсового транспорта, на канатных дорогах и фуникулерах – в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Еще на этапе подготовки законопроекта о внеуличном транспорте Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта постоянно взаимодействовал не только со специалистами Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, но и Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, а также с другими региональными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в городах которых работает метрополитен, и с организациями самих метрополитенов.

– Каковы перспективы субсидирования ставки по лизингу при поставках оборудования для метрополитенов?

– Вопросы субсидирования ставки по лизингу при поставках оборудования, включая поставки вагонов метрополитена, правильнее было бы адресовать Минпромторгу России.

Известно, что этому ведомству в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» выделялись субсидии из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2015 г.

В нынешнем году Программой поддержки автомобильной промышленности, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. № 71-р и реализуемой Минпромторгом России, предусмотрены мероприятия по субсидированию российских производителей колесных транспортных средств, и российских кредитных организаций, а также по предоставлению льгот на лизинг в целях стимулирования спроса на российском автомобильном рынке как за счет средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 г.», так и за счет дополнительных средств.

Более подробную информацию можно получить в Минпромторге.

– Сейчас действует Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Какие особенности применения этого закона могут быть на уровне городского общественного транспорта?

– В целях обеспечения развития страховой деятельности на транспорте в Минтрансе России образован Координационный совет, в состав которого, помимо специалистов Минтранса, входят представители Минфина, Центрального банка, ФАС, Национального союза страховщиков ответственности, страховых компаний, общественных транспортных организаций (РАС, АСМАП, Московский транспортный союз).

Задачами Координационного совета являются:

– осуществление анализа действующей нормативной правовой базы по вопросам страхования в транспортной сфере;

– формирование общих подходов по развитию страхования на транспорте;

– подготовка предложений по совершенствованию страхования на транспорте, внедрению новых видов страхования, а также по повышению заинтересованности участников рынка транспортных услуг в укреплении финансовой устойчивости организаций транспорта посредством использования механизмов страхования.

На очередном заседании Координационного совета, которое состоялось 22 января 2016 г., были рассмотрены следующие вопросы:

– о ходе реализации Федерального закона № 67-ФЗ;

– об информации Минфина России о ходе подготовки проекта Федерального закона «О внесении изменений ф Федеральный закон № 67-ФЗ;

– об информации Банка России по ежегодному мониторингу значений страховых тарифов, применяемых при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика;

– о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1344 «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значениях страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности».

В ходе обсуждения предложений по внесению изменений в Постановление № 1344 в целях стимулирования заинтересованности перевозчиков в повышении уровня безопасности пассажирских перевозок и безопасности дорожного движения в том числе рассматривались предложения о возможности корректировки размеров страховых тарифов с учетом понижающих коэффициентов (при безаварийной работе перевозчика) и повышающих (при имеющихся случаях аварий по вине перевозчика).

– И последний вопрос. Наше метро по праву считается одним из лучших в мире, особенно с точки зрения архитектурного оформления станций. А вот по плавности хода поездов и шуму в тоннелях пока еще сравнение не в нашу пользу. Каковы, по вашему мнению, пути решения этих проблем?

– Метро является достаточно сложной транспортной системой, постоянно нуждающейся в уходе и обновлении. Но получилось так, что в начале 90-х годов прошлого века метрополитен остался ни в чьем ведении и стал страдать от этого. Не удивительно, что инициатива разработки закона о метро исходила от Ассоциации метрополитенов, самостоятельно писавших первую редакцию. Позже она была существенно переработана, появились новые разделы не только о метро, но и о скоростных видах уличного транспорта.

С точки зрения технического состояния объектов метрополитена важная роль принадлежит Дирекции инфраструктуры. Это в их зоне ответственности находятся анализ технического состояния отдельных элементов инфраструктуры, контроль и координация работы различных служб и подрядных организаций. Однако формально метро относится к сфере муниципалитетов городов и наблюдается явный диссонанс между такими факторами, как массовость перевозок с помощью этой сложной технической системы, и тем, что ее регулирование не осуществляется на Федеральном уровне.

Поэтому, когда разрабатывали закон о метро, мы пытались найти сбалансированное решение как с точки зрения технического содержания инфраструктуры, так и в области унификации Правил технической эксплуатации. То есть, Министерством транспорта (Федеральным органом власти) будут разработаны типовые правила, а на их основе будут разрабатываться правила пользования метрополитеном каждым муниципалитетом с учетом местной специфики.

В результате мы обеспечим общее единообразие и в то же время возможность учитывать технические и социальные особенности в каждом конкретном регионе. Это очень важно и с точки зрения улучшения технических характеристик пути и подвижного состава, дальнейшего развития метрополитена, который до сих пор был понижен в статусе до уровня городского транспорта, хотя он находится гораздо выше и с помощью разработанного закона привлечет к себе более пристальное внимание Федеральной власти.

© Евразия Вести III 2016

www.eav.ru