МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Метрополитены всех стран, объединяйтесь

Международная Ассоциация «МЕТРО» сегодня объединяет 17 метрополитенов, 15 предприятий, производящих продукцию для метро, и остается единственным связующим звеном между метрополитенами России и ближнего зарубежья.

Генеральный директор Международной Ассоциации «Метро» Игорь Кузьмич Ермоленко по просьбе редакции рассказал нашим читателям о деятельности возглавляемой им организации.

Ассоциация «Метро» образовалась в феврале 1992 г. в условиях разрушения исторически сложившейся системы централизованного управления метрополитенами. Главное управление метрополитенов МПС было упразднено, метрополитены были переведены в муниципальное управление, а с развалом Союза они остались наедине с многочисленными проблемами, тяжесть которых усугублялась скоротечностью происходящих преобразований, ставших в буквальном смысле шоковыми для руководителей метрополитенов. Все понимали, что для метрополитенов, спроектированных и построенных по единому техническому, правовому, организационному и социально-экономическому принципу, длительно находящихся в централизованной системе управления, указанные преобразования могли обернуться нарушением их нормального функционирования.

И действительно, мгновенно под удар были поставлены все правовые документы, единые для метрополитенов, утверждаемые МПС и Главком, многочисленные инструкции, техпроцессы, положения об организации централизованного ремонта технических средств и оборудования по всему многоотраслевому хозяйству метрополитена, под угрозой разрыва оказались кооперативные взаимовыгодные связи между метрополитенами, метрополитены лишились научно-исследовательской базы (при Главке было свое отделение ВНИИЖТа, которое работало исключительно по тематике метро).

Разъединение специалистов метрополитенов затрудняло их общение, обмен идеями и опытом, выработку каких-либо общих стратегических направлений деятельности. А без этого специалисты, работающие в одной области, не могут работать с той отдачей, которая обеспечивала бы наиболее эффективное функционирование отрасли. Поэтому появилась необходимость создания какого-то органа, который бы объединял специалистов не по ведомственному, а по профессиональному признаку и взял бы на себя координацию и решение многих технических вопросов, связанных с эксплуатацией метрополитенов, оснащение их новыми технологическими устройствами, разработкой новых систем эксплуатации.

Таким органом стала Ассоциация «Метро», которая в короткий срок объединила метрополитены крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Екатеринбурга, а также столиц государств ближнего зарубежья: Ташкента, Тбилиси, Еревана и Баку.

В сложнейших финансовых и организационных условиях становления рыночных отношений и разобщенности метрополитенов СНГ Ассоциация взяла на себя координирующие и информационно-аналитические функции, способствуя тем самым объединению коллективов метрополитенов.

В последующие годы в Ассоциацию вступили метрополитены Минска, Днепропетровска, Харькова и Киева. Позднее в состав Ассоциации вошли промышленные предприятия: ОАО «Метровагонмаш» (г. Мытищи), ЗАО «Вагонмаш» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» (г. Кременчуг), а в конце 2005 г. – Казанский метрополитен.

В 2010 году членом Ассоциации стал «Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года», и в этом же году в Ассоциации появился новый метрополитен – Алмаатинский, который вступил в Ассоциацию еще до своего открытия, движимый стремлением к скорейшему освоению прогрессивных технологий и новейших достижений в области эксплуатации метрополитенов. С 2013 года желание участвовать в работе Ассоциации выразили такие предприятия и компании, как Артемовский машиностроительный завод «Вентпром», МетроИнжРеконструкция, Бомбардье Транспортейшн, Альстом, Силовые машины-завод Реостат, «Плутон», ТрансТелеКом, НИИЭФА-Энерго, Центр Транспортных исследований, Аксис Коммуникейшнс, а также Некоммерческое партнерство Инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника». В 2015 году в Ассоциацию «Метро» вступил Пражский метрополитен.

Ассоциация в настоящее время – это объединение метрополитенов и предприятий, за двадцатилетний период завоевавшее авторитет среди организаций и учреждений России и на международной арене.

Она является действительным членом Международного Союза Общественного транспорта (МСОТ) и в лице ее членов имеет право быть представленной на всех международных Ассамблеях метрополитенов мира, а также на других международных мероприятиях, проводимых МСОТ. Организован регулярный выпуск международного журнала общественного транспорта Public Transport International на русском языке.

В соответствии с учредительными документами Ассоциация «Метро» является ассоциацией (союзом) МЕТРОПОЛИТЕНОВ. Высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание ее членов (представителей метрополитенов), которые собираются с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет.

Руководящим органом является Совет Ассоциации, который избирает Председателя Совета.

В настоящее время Председателем Совета Ассоциации является Пегов Дмитрий Владимирович – начальник Московского метрополитена.

Организация строит свою работу в соответствии с «Основными направлениями деятельности Ассоциации».

Исполнительный орган Ассоциации – Дирекция, в составе которой семь штатных квалифицированных работников во главе с Генеральным директором организовывают работу Ассоциации по всем направлениям деятельности путем привлечения к решению общих для метрополитенов проблем широкого круга специалистов. Для этой цели ежегодно формируется «План проведения конференций, семинаров, совещаний специалистов и руководителей Международной Ассоциации «Метро». Планом предусматривается проведение мероприятий, тематика которых затрагивает все сферы жизнедеятельности метрополитенов, актуальные проблемы, пути их решения, вопросы внедрения достижений научно-технического прогресса, прогрессивных технологий и методик работы.

Совещания, семинары, встречи руководителей и специалистов проводятся в различных городах, что способствует достижению двух целей: детальному рассмотрению актуального вопроса или проблемы с выработкой рекомендаций по их решению и ознакомлению с работой метрополитена, где, как правило, внедряется либо внедрено достижение, обсуждаемое в ходе совещания. Такой порядок планирования и проведения деятельности Ассоциации является весьма эффективным, т.к. позволяет руководителям и специалистам наиболее широко охватить весь круг обсуждаемых вопросов и ознакомиться с их решением на практике. Примером такого плодотворного сотрудничества может служить совещание руководителей служб сигнализации и связи метрополитенов, проведенное в г. Харькове, на котором был дан исчерпывающий анализ применения на метрополитене микропроцессорных систем управления движением поездов.

Эффективно работает направление повышения качества обслуживания и ремонта подвижного состава. На ежегодных съездах подвижников, где активное участие принимают и специалисты промышленности, рассматриваются такие вопросы, как новые виды подвижного состава, модернизация существующего парка вагонов, подготовка и обучение машинистов электропоездов и другие. На базе указанных совещаний была образована постоянно действующая комиссия по решению вопросов повышения надежности, модернизации и совершенствования вагонного оборудования метро, куда вошли не только специалисты метрополитенов Ассоциации, но и предприятий-поставщиков оборудования. В результате деятельности этой комиссии утвержден «Перечень мероприятий и рекомендаций по модернизации и совершенствованию ненадежно работающих узлов, механизмов и деталей вагонного оборудования». Комиссия контролировала реализацию мероприятий, которые сегодня практически осуществлены. Комиссия намерена продолжать работу по выявлению ненадежно работающего оборудования вагонов.

В содружестве со специалистами промышленности сформирован ряд важнейших документов, среди которых:

– перечень работ по модернизации подвижного состава при выполнении капитального ремонта вагонов;

– нормы допусков и износов оборудования подвижного состава;

– инструкция по ремонту и модернизации рам тележек вагонов метро;

– инструкция по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар вагонов метро.

Аналогичные группы создаются и по другим направлениям работы Ассоциации. Так, Ассоциация активно участвует в работе Комиссии по качеству рельсовой продукции для метрополитенов. Постоянно действует Комиссия по пересмотру и корректировке Правил технической эксплуатации метрополитенов (ПТЭ), инструкций по сигнализации и по движению поездов.

На совещаниях специалистов служб пути, тоннельных сооружений, эскалаторных, электромеханических, движения и сбора доходов рассматриваются актуальные вопросы обеспечения безопасности движения поездов с использованием современных систем и устройств, внедрения новых конструкций, прогрессивных технологий ремонта и содержания с применением машин, механизмов, вычислительной техники. Для их обсуждения привлекаются специалисты и научные сотрудники НИИ и проектных организаций.

Ассоциация работает в тесном контакте с администрацией постоянных специализированных выставок и организаторами различных форумов и конференций, используя их площадки для проведения «круглых столов» и совещаний по тематике метрополитенов. Несколько лет подряд совещание руководителей отделов пожарной охраны метрополитенов проводится на международной выставке в Москве «Пожарная безопасность XXI века».

Остро стоящие как в обществе, так и на метрополитенах вопросы транспортной безопасности обсуждаются с руководителями управлений (отделов) полиции, где, в частности, специалисты получают возможность обменяться опытом предупреждения правонарушений на метрополитенах. Сотрудники полиции метрополитенов знакомятся с последними достижениями в области обеспечения безопасности на объектах транспорта.

Организовывая работу Ассоциации по утвержденным планам и направлениям, Дирекция Ассоциации стремится добиваться положительного решения по рассматриваемым проблемам. Этому способствует деловая атмосфера, сложившаяся среди членов Ассоциации, а также широкая информационно-аналитическая работа, осуществляемая специалистами Дирекции.

Знакомя членов Ассоциации с новейшими техническими разработками, Дирекция часто выступает посредником между метрополитенами, заводами-производителями и организациями-разработчиками. За 20-летний период деятельности Ассоциации на метрополитенах внедрено много устройств, механизмов, технологий, заимствованных у коллег по содружеству.

Дирекция оказывает помощь членам Ассоциации в формировании набора документации, регламентирующей деятельность метрополитена и его подразделений, а также деятельность Ассоциации. Такая помощь была оказана молодому члену Ассоциации – Алмаатинскому метрополитену, а также организована стажировка его работников на метрополитенах Ассоциации.

Также регулярно организуется пересмотр устаревшей документации. В первые годы деятельности Ассоциации был организован пересмотр огромного количества инструкций, различных положений, правил, ранее утверждаемых централизованными органами управления метрополитенами. Пересмотр осуществлялся по утвержденному плану с выделением головного метрополитена по каждому документу. После согласования пересмотренного документа специалистами Дирекции Ассоциации он передавался на метрополитены для утверждения согласно действующему ПТЭ руководством метрополитена с учетом местных особенностей. Придерживаясь указанного порядка, Дирекция и сегодня проводит эту работу по заявкам метрополитенов и их подразделений.

Периодически Дирекцией нередко создаются временные творческие группы. Так, в 2009 году Ассоциацией «Метро» было издано учебное пособие «Тоннели метрополитенов. Устройство, эксплуатация и ремонт», написанное творческим коллективом специалистов Дирекции и метрополитенов. Ведется работа по созданию подобного учебника по конструкциям пути и контактного рельса.

Метрополитены используют информационно-аналитические сведения, регулярно направляемые Ассоциацией:

– основные производственные и экономические показатели работы метрополитенов;

– состояние безопасности движения и меры по ее повышению;

– анализ выполнения планов научно-исследовательских работ, внедрения разработок и образцов новой техники;

– анализ деятельности хозяйств метрополитенов.

Систематически по запросам служб метрополитенов членам Ассоциации направляются информационные материалы, представляющие интерес для специалистов.

Дирекцией выпущен перечень научно-технических разработок с указанием контактных данных разработчиков, перенесен на электронный носитель, а также обширный материал «Системы оплаты проезда в метрополитенах» (краткое сравнение), записан на электронный носитель и направлен в метрополитены Ассоциации.

Ассоциация уделяет большое внимание подбору и анализу информации о случаях нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе на метрополитенах Ассоциации. Подробный анализ состояния безопасности систематически направляется на все метрополитены Ассоциации.

Немалую пользу для укрепления международного сотрудничества, обмена информацией в области совершенствования работы общественного транспорта в мире, внедрения достижений научно-технического прогресса приносит деятельное участие Ассоциации в мероприятиях, проводимых Международным союзом общественного транспорта. Масса полезной для метрополитенов информации, рассматривающейся на таких мероприятиях, переносится на электронные носители и распространяется по метрополитенам Ассоциации. Так, например, в 2010 году после проведения 1-го Евразийского Конгресса МСОТ и выставки «ЭкспоСитиТранс» был систематизирован и направлен членам Ассоциации актуальный материал «CCTV как инструмент обеспечения безопасности на общественном транспорте».

С 29 октября по 1 ноября 2014 года в Москве в Международном выставочно-конгрессном комплексе «МосЭкспо» была проведена крупнейшая выставка в сфере общественного транспорта – «ЭкспоСитиТранс 2014».

Выставка проводилась при участии Международного Союза общественного транспорта (UITP) и развернутая деловая программа была направлена на обсуждение проблем общественного транспорта с учетом опыта их решения, применяемого транспортными предприятиями во всем мире.

Международная Ассоциация «Метро» приняла участие в работе выставки в качестве экспонента и ее деятельность была представлена на стенде.

Также свою продукцию и услуги на выставке представили участники Международной Ассоциации «Метро»: Московский метрополитен, ОАО «Метровагонмаш», ПАО «Крюковский вагоностроительный завод», Альстом, НИИЭФА-Энерго.

Кроме того, представители Ассоциации приняли активное участие в деловой программе выставки, в частности, был представлен доклад в ЭкспоФоруме «Легкорельсовый транспорт – Интеграция Скоростного трамвая в развитую городскую среду», а также работа в жюри молодежного конкурса: «Лучший студенческий проект по развитию общественного транспорта», награждение победителей которого состоялось в рамках проведения выставки.

Надо отметить также активное участие Ассоциации в международном форуме и выставке «Электротранс», которая уже шестой раз проходит в г. Москве (6–8 апреля 2016 года, Сокольники) собирает профессионалов общественного городского транспорта регионов России.

Одним из направлений деятельности Ассоциации является участие в работе по созданию законодательных актов, правительственных решений и других документов, регламентирующих деятельность метрополитенов.

В то время Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин на совещании 8 июня 2011 года поддержал инициативу Международной Ассоциации «Метро» о рассмотрении возможности возобновления оказания государственной поддержки строительства метрополитенов в городах Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и дал соответствующие поручения.

В настоящее время вопросы развития метрополитенов, модернизации, внедрения новых технических средств и устройств, современных технологий становятся наиболее актуальными. Ассоциация намерена придать этому направлению приоритетное значение.

Международная Ассоциация «Метро» активно работает в области расширения информационного пространства. Одним из инструментов такой работы является созданный в 2013 году информационный ресурс: интернет-сайт Ассоциации «Метро» www.asmetro.ru.

Постоянный мониторинг посещаемости дает наглядную картину популярности интернет-ресурса. Так, доля новых пользователей достаточно высока, что свидетельствует о постоянном интересе к данному ресурсу как со стороны специалистов, так и со стороны людей, интересующихся метрополитенами.

Следующим шагом в работе по расширению информационного пространства стал журнал Ассоциации «МЕТРО Info International», издаваемый с 2014 года.

Выпуск журнала организован на регулярной основе. В 2014 году было выпущено 3 номера, в 2015 году – 4 номера. В журнале поддерживается публикация материалов под постоянными рубриками, а их тематика разнообразна: технические статьи, история, обзор зарубежных метрополитенов, новости. В 2015 году все выпуски журнала были приурочены к юбилеям метрополитенов Ассоциации.

Все выпуски журнала в электронном виде доступны на сайте Ассоциации www.asmetro.ru в разделе Новости Ассоциации.

Московский метрополитен выступил с инициативой проведения под эгидой Ассоциации совещания руководителей пресс-служб и PR-специалистов метрополитенов и производственных предприятий. Совет поддержал данную инициативу и вынес решение о создании соответствующего нового направления в деятельности Ассоциации.

Первый международный форум по коммуникациям и пассажирским сервисам Transcommforum прошел 16–17 марта 2016 года в Москве (www.tc-forum.ru).

Можно было бы еще много говорить о многогранной деятельности Международной Ассоциации «Метро», но важно подчеркнуть самое главное – ее поддерживают коллективы всех метрополитенов и предприятий, входящих в нее.

В заключении коротко информируем читателей о последних двух мероприятиях, проведенных Ассоциацией в г. Санкт-Петербурге и г. Тбилиси.

В соответствие с Планом работы на 2015 год 13 ноября в г. Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета Международной Ассоциации «Метро».

На заседании был представлен доклад генерального директора Ассоциации И.К. Ермоленко, сопровождающийся презентацией с наглядным описанием деятельности Ассоциации в 2015 году.

Решением Совета в Ассоциацию принят новый участник –

АО «Транспортное предприятие г. Праги» Пражский метрополитен, транспортный оператор, с которым Ассоциация сотрудничает долгое время.

Заседание Совета проходило в дни празднования юбилея Петербургского метрополитена – 60-летия со дня его открытия. На приеме у начальника Петербургского метрополитена В.А. Гарюгина представители метрополитенов и предприятий-членов Ассоциации поздравили коллектив Петербургского метро со знаменательным событием.

В соответствии с планом работы Международной Ассоциации «Метро» 28 января 2016 года в г. Тбилиси состоялось заседание Международного Круглого стола по актуальным проблемам метрополитенов. Встреча была организована совместно с Ассоциацией «Метро», Международным Союзом общественного транспорта (МСОТ) и Тбилисской транспортной компанией и проходила в рамках мероприятий, посвященных 50-летию Тбилисского метрополитена.

Международный Круглый стол собрал руководителей и специалистов метрополитенов и производственных предприятий – членов Ассоциации «Метро», а также представителей метрополитена г. Парижа (RATP), австрийской фирмы «Eastern Europe Rail Milling Technology», ЗАО «Эс-Сервис» (г. Санкт-Петербург), французской компании Tollens, которые выступили с докладами, затрагивающими вопросы эксплуатации метрополитенов, организации перевозок пассажиров, текущего содержания и ремонта сооружений и устройств.

По окончании заседания представители метрополитенов и предприятий, входящих в Ассоциацию, поздравили коллектив Тбилисского метро с 50-летием.

В ходе юбилейных мероприятий делегаты были приглашены на прием мэра г. Тбилиси, где руководитель администрации города поприветствовал ветеранов Тбилисского метрополитена.

На станции «Руставели» участники заседания ознакомились с выставкой, посвященной истории строительства и становления метрополитена Тбилиси.

Надеемся, и в дальнейшем будут крепнуть деловые связи метрополитенов разных стран, производителей и отраслевой науки, и в этом основной помощник – наша Ассоциация.

© Евразия Вести III 2016

www.eav.ru