МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Что поможет поднять эффективность эскалаторостроения

ЗАО «ЭС-сервис» является основным поставщиком эскалаторов для Московского метрополитена. В целом, успешная работа компании осложняется рядом нерешенных проблем, о которых рассказывают в своей статье начальник СКБЭ «Эс-сервис» И.И. Семенков и заместитель главного конструктора СКБЭ «Эс-сервис» Ю.В. Киреев.

Созданное на базе ленинградского машиностроительного завода им. И.Е. Котлякова ЗАО «ЭС-сервис» существует на рынке с 1999 года. Производственные мощности предприятия, которые после приватизации достались компании ЗАО «ЭЛЭС», практически не развивались. Одной из причин было уменьшение количества заказов. По данным «Комсомольской Правды в Петербурге» (20.11.2001): «За период с 1992 по 2001 год в нашем городе изготовлено 135 подъемников высотой от 3,2 до 65 метров» ... меньше 15 эскалаторов в год.

В результате, когда в 2005– 2010 годах темпы строительства метрополитенов возросли, устаревшее эскалаторное производство не смогло справиться с новыми потребностями. Обычными стали переносы сроков ввода в эксплуатацию новых станций из-за задержки поставок эскалаторов, вынужденное продление эксплуатации старых эскалаторов, выработавших нормативный ресурс.

Попытки организовать новое производство тоннельных эскалаторов с нуля на других предприятиях без значительных капитальных вложений ощутимого результата не дали. Применять же импортную технику по ряду причин не решались. В первую очередь, потому, что у зарубежных изготовителей отсутствует опыт производства и эксплуатации эскалаторов с высотой подъема более 40 м.

Выход из тупиковой ситуации нашли специалисты компании ЗАО «Эс-сервис» (генеральный директор А.В. Варнаков). Ее деятельность, начавшаяся с выполнения работ по монтажу и капитальному ремонту эскалаторов метрополитенов, а также монтажу и сервисному обслуживанию коммерческих эскалаторов, существенно расширилась после создания в составе организации Специализированного конструкторского бюро эскалаторов (начальник СКБЭ И.И. Семенков).

Специалисты организации с опытом работы в эскалаторостроении более 30 лет в короткие сроки создали новый ряд тоннельных эскалаторов с высотой подъема от 3-х до 65 м, изготовили демонстрационный стенд-эскалатор, конструкцию которого одобрили эскалаторные службы Московского и Петербургского метрополитенов. А главное, нашли стратегического партнера, способного организовать производство таких машин на новом качественном и количественном уровне, в лице крупнейшей компании в отрасли транспортного машиностроения России – ЗАО «Трансмашхолдинг».

Требования метрополитена к эскалаторам определяются действующими нормативными документами. К сожалению, успешно проводимая в последние годы реформа системы технического регулирования, направленная на приведение отечественных стандартов в соответствие с международными, дала сбой в части, касающейся эскалаторов и пассажирских конвейеров. В частности, вступившие в силу в 2014 году изменения в ФЗ 116 «О промышленной безопасности» отменили старую систему технического регулирования на основе экспертизы конструкторской документации и разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах для введения общепризнанной в мире процедуры сертификации продукции на соответствие требованиям технических регламентов.

Эскалаторы и пассажирские конвейеры включены в сферу действия технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» с конкретизацией технических требований к этим машинам в новых стандартах: ГОСТ Р 5475-2011 «Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке» (на основе Европейского стандарта EH 115-1:2010) и ГОСТ Р 55640-2013 «Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений. Правила отбора образцов».

Однако новая система технического регулирования пока не работает из-за принятых Ростехнадзором и введенных в действие с июня 2014 года Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах» (ФНП), которые базируются на устаревших технических нормативах и непродуманных процедурах, связанных с вводом в эксплуатацию и эксплуатацией этих машин. Формулировки ряда требований допускают двоякое толкование и требуют дополнительных разъяснений.

Новые ФНП вызвали столько нареканий, что Ростехнадзор в настоящее время запустил процедуру их пересмотра. Но пока мы имеем, то, что имеем.

Замена разрешений на применение, выданных на типоразмер эскалаторов сроком на пять лет, на экспертизу промышленной безопасности каждого эскалатора с одновременным необоснованным расширением перечня документации, поставляемой с каждым эскалатором (вместо комплекта на наклон), превращает конструкторские и экспертные организации в типографии, отвлекает специалистов от работы, направленной на реальное, а не «бумажное» повышение безопасности эскалаторов. Теперь у нас в штате есть специальный сотрудник, который занят лишь хождением по экспертным организациям.

Тем не менее, в 2013–2015 годах Московскому метрополитену поставлено 104 эскалатора высотой подъема от 3,1 до 52,4 м. На семи станциях («Жулебино», «ВДНХ», «Спартак», «Деловой центр», «Бауманская», «Ботанический сад», «Саларьево») эскалаторы пущены в эксплуатацию. Еще на пяти стациях сейчас идет монтаж. Остальные изготовленные машины находятся на складе готовой продукции в ожидании окончания строительных работ.

В 2016 году ожидается проведение тендера на поставку Московскому метрополитену еще 99 эскалаторов. А в амбиционных планах правительства Москвы построить до 2020 года еще 74 новые станции в дополнение к 200 существующим. И везде будут нужны эскалаторы.

Новые эскалаторы нужны также для замены выработавших свой ресурс старых машин. Уже заменены эскалаторы типа Н, выпускавшиеся с 1935 года до конца 1940-х. Последние из них демонтированы год назад на станции «Бауманская». В очереди на замену 74 эскалатора типа ЭМ, изготовленные в 1950-х годах. При этом габариты современных эскалаторов «Эс-сервис» позволяют вместо трех старых устанавливать четыре новых машины, увеличивая пропускную способность эскалаторного наклона. Тоесть, общее количество эскалаторов, необходимое для реконструкции старых станций, составляет около 100 единиц до 2020 года. Кроме того, ежегодно в Московском метрополитене проводится около 50 капитальных ремонтов эскалаторов.

И тут надо вернуться к взаимоотношениям с Ростехнадзором, его порой неоднозначным требованиям.

Например, п.164 ФНП предписывает организации, выполнившей монтаж эскалатора, провести его испытания. Но какие испытания? Здесь полная вольница. В одном случае могут потребовать проведения грузовых испытаний на каждом вновь вводимом эскалаторе (для справки: для проведения грузовых испытаний на эскалаторе высотой подъема 65 м нужно 37 т грузов в виде стальных болванок, которые нужно вручную установить на лестничное полотно, а затем после испытаний удалить с него). В другом случае, как это было при приемке эскалаторов одной из зарубежных фирм в С-Петербурге, ограничиться имитационными испытаниями.

По этой же причине создается абсурдная ситуация в отношениях с Госэкспертизой, которая требует наличия разрешительного документа для эскалаторов уже на стадии утверждения проекта станции, а таким разрешительным документом сегодня является экспертиза промышленной безопасности эскалатора, проведение которой согласно п.169 ФНП обеспечивает владелец опасного производственного объекта после монтажа и испытаний эскалатора на станции.

Отдельно надо остановиться на кадровой проблеме. Подготовка кадров для эскалаторостроения с 1990 по 2010 годы практически не велась. КБ «ЭC-сервис» начиналось в 2005 году со специалистов еще советской эскалаторной школы. Грамотная кадровая политика руководства организации позволила привлечь молодых, которые, работая рядом с опытными эскалаторщиками, уже сегодня стали грамотными специалистами, способными самостоятельно решать сложные конструкторские задачи, вести авторский надзор при производстве, монтаже и эксплуатации эскалаторов.

Модельный ряд эскалаторов, разработанный КБ «Эс-сервис», включает четыре типа, которые уже освоены производствами: ТК-65 (высота подъема 45–65 м), ЭС02 (25–48 м), ЭС03 (3,5–25 м), ЭС04 (3–12 м) и два новых типа ЭС01 (48–66 м), ЭС03М (3-18 м), опытные образцы которых изготавливаются в этом году.

Главным преимуществом эскалаторов ЭС02, ЭС03 является уменьшение ширины поперечного сечения зон А и Б до 1380 мм, что позволяет устанавливать четыре эскалатора вместо трех в наклонных ходах диаметром 7900 мм с регламентированными проходами 500 мм между ними в зоне обслуживания. Уменьшенные размеры привода обеспечивают возможность установки приводных зон в один ряд, отказаться от применения удлиненных машин и существенно сократить размеры машинного зала.

Этот ряд по рекомендациям метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга дополняется сегодня эскалатором ЭС01, что позволит устанавливать бoльшее их количество также на самых глубоких станциях.

Отличительной особенностью эскалаторов ЭС04 является пролетная металлоконструкция ферменного типа, внутри которой размещены все агрегаты и узлы эскалатора. А новые эскалаторы ЭС03М, в отличие от эскалаторов ЭС03, имеют более компактный привод на основе стандартных общепромыленных комплектующих и облегченное лестничное полотно.

Важно отметить, что изготовление эскалаторов по чертежам ЗАО «Эс-сервис» ведется на аффилированных с компанией заводах ЗАО «Трансмашхолдинг» – АО «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Демиховский машиностроительный завод», ОАО «Центросвармаш», ООО «НПО «ВОЯЖ» и т.д. Это машиностроительные заводы с собственным конструкторским, технологическим, производственным отделами, отделами контроля качества, измерительными лабораториями, лабораториями неразрушающего контроля. Для изготовления эскалаторов заводы были оснащены специальной технологической оснасткой для серийного производства, стендами для проверки готовой продукции, разработаны программы и методики проверки качества и испытаний для каждого из видов продукции (ступень, цепь, привод и т.д.). Все заводы имеют сертификаты ИСО, аттестацию технологий сварки, аттестацию на знание правил устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов.

Со стороны ЗАО «Эс-сервис» и со стороны заказчиков – АО «Мосинжпроект» и ГУП «Московский метрополитен» – качество продукции контролируется на всех стадиях производства: на все ответственные узлы и детали, влияющие на безопасность транспортировки пассажиров, заводами оформляется «паспорт качества» – специальный документ, разработанный АО «Мосинжпроект». В соответствии с этим «паспортом» в технологическом процессе определяются «контрольные точки качества», в некотором роде этапы производства, на каждом из которых производится контроль со стороны ЗАО «Эс-сервис» и Заказчика.

После принятия Решения № 55 Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.05.2015 о включении в перечни стандартов к техническому регламенту ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» национальных стандартов ГОСТ Р 54765-2011 и ГОСТ Р 55640-2013, эскалаторы подлежат сертификации.

Однако, как указано выше, системе сертификации противопоставлены ФНП «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», в которых место сертификации занимает экспертиза промышленной безопасности эскалаторов. Процедура пересмотра ФНП предполагает разработку и принятие нового документа к апрелю 2017 года.

К сожалению, ритмичную работу наших производств нарушает проводимая в стране политика закупок оборудования на основе тендеров, доведенная сегодня до абсурда. Если раньше тендеры по закупке эскалаторов объявлялись для каждой станции метро по мере готовности строительной части, то в последнее время торги проводятся сразу для нескольких станций. Например, тендер «Мосинжпроекта» в 2014 году проводился сразу по 12 станциям с общим количеством эскалаторов 96 единиц. В 2015 году закупок эскалаторов не проводилось вовсе, в 2016 опять готовится тендер на 99 эскалаторов.

С нашей точки зрения, выход из создавшейся ситуации – введение государственного заказа на оснащение оборудованием метрополитенов. В нем должны быть определены производители, объемы и сроки поставки на ближайшие 5–10 лет. Это позволит ритмично загружать производство, планомерно внедрять новые современные технологии, сократить затраты на хранение готовой продукции. Так что помощь государства мы видим в наведении порядка в области технического регулирования, обеспечении ритмичной загрузки производств.

© Евразия Вести III 2016

www.eav.ru