МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Композиционные материалы производства «АпАТэК» на линиях метрополитенов

С момента своего создания в «АпАТэК» успешно реализуется основополагающий принцип деятельности – сочетание фундаментальной науки с прикладными исследованиями и практической работой на предприятиях, занимающихся серийным производством изделий.

Об основных направлениях деятельности «АпАТэК», которыми являются создание и производство изделий для железнодорожной и машиностроительной отраслей, метрополитенов, а также строительства и инфраструктуры городского хозяйства, мы попросили рассказать генерального директора компании, доктора технических наук, профессора, почетного железнодорожника РФ Андрея Евгеньевича Ушакова.

«АпАТэК» представляет в РФ один из немногих примеров предприятий, на которых реально осуществляется прорыв в новых технологиях и материалах, которые разрабатывались и применялись для создания высокоэффективных авиационных конструкций в железнодорожном и городском транспорте, а также в строительстве.

Основными партнерами по выполнению заказов федерального уровня в настоящее время являются ОАО «Российские железные дороги», ГК «Автодор», Московский метрополитен, ОАО «Уралвагонзавод».

По заданию Департамента пути и сооружений МПС РФ с 1993 года по настоящее время НПП «АпАТэК» выполнил более 30 работ по программам НИОКР.

НПП «АпАТэК» – участник многих международных конференций и выставок. На международных ежегодных выставках композиционных материалов и технологий «JEC» (Париж) в предыдущие годы были получены следующие награды:

– в 2002 году «АпАТэК» был удостоен первой премии за разработку и массовое внедрение в инфраструктуру железнодорожного транспорта композитных электроизоляционных накладок для изолирующих стыков железнодорожных рельсов;

– в 2007 году «АпАТэК» завоевал гран-при на выставке «JEC» (Париж) за создание и внедрение конструкции стеклопластиковых водоотводных лотков для железных дорог России, став дважды лауреатом этой награды. Такое случилось впервые в истории этого международного форума;

– в 2011 году компания «АпАТэК» стала финалистом конкурса инновационных технологий за внедрение волноотбойных стен из композитных материалов;

– в 2014 году компания «АпАТэК» в третий раз был удостоен первой премии JEC Awards в номинации «Железнодорожный транспорт» за достижения в области изготовления крупногабаритных конструкций из композиционных материалов в конкурсном проекте «Кузов из композиционных материалов вагона-хоппера». В настоящее время компания «АпАТэК» является единственным трехкратным обладателем первой премии JEC Awards.

Представители компании участвуют в проводимых московским метрополитеном научно-технических советах, а также принимали участие в первой международной конференции «Интерметро 2015», где «АпАТэК» представил доклад об опыте и перспективах применения композиционных материалов на строящихся и действующих линиях метрополитенов.

В настоящее время НПП «АпАТэК» разработал и поставляет на железные дороги и метрополитены России, Китая, Венгрии, стран Балтии и ближнего зарубежья свою продукцию с применением композиционных материалов.

Композитные накладки

С 1993 г. по заданию Департамента пути и сооружений МПС РФ «АпАТэК» совместно с ВНИИЖТ и ПТКБ ЦП МПС РФ разработал различные варианты композитных накладок для изолирующих стыков железнодорожного пути. С этого времени предприятие выполняет заказы ОАО «РЖД», метрополитенов различных городов и стран, обеспечивая внедрение новых конструкций изолирующих стыков с целью повышения надежности рельсовых цепей и безопасности движения железнодорожного транспорта.

Композитные накладки по ОСТ 32.169-2000 «АпАТэК» предназначены для электрической изоляции стыков железнодорожных звеньевых и бесстыковых путей с рельсами всех типов и характеризуются высокими прочностными и усталостными характеристиками, коррозионной стойкостью и низким влагонасыщением, стойкостью к кислотам и щелочам, нефтепродуктам и маслам. Их применение в изолирующих стыках обеспечивает безусловное выполнение требований по безопасности движения, надежности и эксплуатационной технологичности магистралей, а также значительно снижает эксплуатационные расходы при содержании пути за счет длительного срока службы, небольшой массы и простоты монтажа в любых климатических условиях.

Общее количество внедренных накладок данного типа на железных дорогах России, стран СНГ и Балтии, Монголии, Австралии, США, Индонезии, метрополитенах РФ и ближнего зарубежья составило более 850 тысячи комплектов.

С 1994 г. на метрополитены России и стран ближнего зарубежья поставлено более 31 тысячи комплектов изолирующих накладок производства «АпАТэК», максимальная наработка установленных в метрополитенах накладок составляет порядка 300 млн т/бр, на сети железных дорог – более 1 млрд т/бр пропущенного груза.

Клееболтовые изолирующие стыки с металлокомпозитными накладками

Клееболтовые изолирующие стыки с металлокомпозитными накладками по ТУ 32ЦП829-98 предназначены для электрической изоляции одного блок-участка от другого на магистральных железных дорогах и обеспечивает эксплуатацию бесстыкового пути во всех интервалах температур России на весь период до капитального ремонта. Общее количество внедренных накладок данного типа на железных дорогах России, стран СНГ и Балтии, Евросоюза, Китая, метрополитенах РФ составило более 112 тысяч комплектов.

На сегодняшний день на Московский метрополитен поставлено 172 металлокомпозитные накладки «АпАТэК» для изолирующих стыков, которые эксплуатируются с 2005 г. в исправном состоянии, что было подтверждено их осмотром с участием представителей Московского метрополитена и сотрудников НПП «АпАТэК». Максимальная наработка установленных в метрополитене накладок составляет порядка 140 млн т/бр, на сети железных дорог – более 1 млрд т/бр пропущенного груза.

Сборный изолирующий стык с металлокомпозитными накладками

Для расширения номенклатуры изолирующих стыков и решения проблемы намагничивания концов рельсов в проблемных изолирующих стыках совместно с ПТКБ ЦП в 2013 г. разработаны новые конструкции: сборный изолирующий стык с металлокомпозитными накладками «АпАТэК Р65 ВПМ» ЦП 554.010 ТУ.

Наибольшей эффективностью данные накладки характеризуются при установке в изолирующие стыки с высоким уровнем намагниченности концов рельсов, так как имеют массивный металлический сердечник, который шунтирует магнитное поле стыкуемых рельсов и предотвращает налипание металлической стружки – окалины, что обеспечивает высокую надежность работы рельсовых цепей.

Данные накладки поставляются с 2014 г. на сети железных дорог России и стран Балтии (3460 комплектов), на Московский метрополитен в 2014 г. поставлено 114 штук.

В 2015 г. проводился осмотр данных стыков в Московском метрополитене, который показал, что накладки эксплуатируются в технически исправном состоянии, нарушений в работе рельсовых цепей по причине неисправности накладок за период эксплуатации с момента их установки не было.

Для обеспечения качества изготавливаемых накладок всех типов выполняются следующие процедуры:

– во-первых, полный контроль технологических процессов и применяемых материалов;

– во-вторых, лабораторные и натурные испытания образцов, накладок и изолирующих стыков в аккредитованных испытательных центрах с последующим оформлением протоколов и паспортов на выпускаемую продукцию.

Кронштейн тоннельный из композиционных материалов для подвески контактного рельса

В 2006 году была разработана конструкция кронштейна тоннельного из композиционных материалов для подвески контактного рельса (ТУ 3494-001-93660864-06, 3494-031-93660864-2015, 3494-032-93660864-2015).

Разработанная нашим предприятием конструкция имеет ряд преимуществ перед металлическими аналогами:

– высокая эксплуатационная надежность и длительный срок службы – не менее 40 лет;

– обеспечение бесперебойного токосъема с контактного рельса при установленных скоростях движения и токовых нагрузках в любых атмосферных условиях;

– незаменимость при эксплуатации во влажной среде (в местах течей сводов тоннелей вблизи контактного рельса, в местах с обводненными шпалами и пр.) из-за их высокой электроизоляционной надежности;

– продолжительные межэксплуатационные интервалы, затраты минимума времени для переборки узла подвески контактного рельса.

В 2014–2015 гг. на основании предложений ГУП «Московский метрополитен» внесены изменения в конструкцию и комплектность поставки кронштейна тоннельного для рельсов типа Р-50 и разработана новая конструкция кронштейна для применения на рельсах типа Р-65.

На основании этой работы разработаны и согласованы с метрополитеном новые технические условия на кронштейны двух типов для их поставок на линии Московского метрополитена.

Всего на Московский, Петербургский и Минский метрополитены с 2007 года были поставлены более 13 тысяч комплектов кронштейнов. Имеются положительные отзывы эксплуатирующих организаций по кронштейнам тоннельным производства АпАТэК.

Скоба изолирующая из композитных материалов

В 1998 г. НПП «АпАТэК» была разработана скоба изолирующая из композитных материалов по ТУ 3494-036-11567537-02 для кронштейна подвески контактного рельса. Были проведены все необходимые испытания на прочность, трекингостойкость и другие служебные требования к скобе. На основании Акта эксплуатационных испытаний и протоколов приказом № 313 от 11.11.1998 г. скобы из КМ были введены в постоянную эксплуатацию.

В 2005–2006 гг. на основании результатов эксплуатации была модернизирована конструкция узла подвески из стеклопластика для крепления контактного рельса. Впоследствии были разработаны и утверждены у Заказчика технические условия на «узел подвески из стеклопластика с противоугонными свойствами для контактного рельса» (ТУ 3494-021-93660864-2010).

Узлы подвески, изготовленные на нашем предприятии, были поставлены на Московский, Петербургский, Минский, Нижегородский и Новосибирский метрополитены общем количеством более 16 тысяч комплектов.

По каждому из изделий были проведены соответствующие испытания на механическую и статическую прочность на основании разработанных НПП АпАТэК методик. Все испытания проводятся в аккредитованных испытательных центрах с оформлением соответствующих протоколов. Результаты проведенных испытаний и мониторинга продукции показали высокую эксплуатационную надежность и низкие эксплуатационные затраты.

Выдвижная вышка и сборно-разборные подмости

По заказу ГУП «Московский метрополитен» в 2015 г. нашим предприятием проведена работа по проектированию и изготовлению выдвижной вышки и сборно-разборных подмостей, служащих для проведения работ в сетях освещения и на светильниках, в том числе находящихся под напряжением, и для других видов работ на станциях метрополитена. Разработанная «АпАТэК» конструкция характеризуется высокими диэлектрическими свойствами и высоким уровнем мобильности и безопасности. В частности, конструкции вышки и подмостей рассчитаны на новые требования к системам обеспечения безопасности в соответствии с приказом Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» от 28.03.2014 г.

Для хранения подмостей и вышки предложена конструкция декоративного укрытия, которое монтируется между колоннами станций и имеет внешний вид, имитирующий мрамор.

Данные конструкции прошли все необходимые испытания и готовы к эксплуатации в Московском метрополитене.

© Евразия Вести III 2016

www.eav.ru