МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Тренажеры ПФ «Логос» на службе машинистов метрополитенов

Производственная фирма «Логос» – одна из ведущих отечественных компаний на рынке компьютеризированных тренажеров. Опыт работы – более 25 лет. За это время коллектив компании разработал тренажеры практически для всей номенклатуры бронетанковой техники, выпускаемой в России в настоящее время. В последние годы активно развивается направление по разработке тренажеров для гражданской техники и систем автоматизации.

О созданных и применяемых современных тренажерах для подготовки машинистов метро пойдет речь в материалах нашего корреспондента.

Если вы водите машину, то наверняка помните, как нервничали, впервые сев за руль без инструктора; как потели ладони, когда вы первый раз встраивались в плотный поток машин на шоссе. А теперь представьте себе, что испытывает новоиспеченный машинист, ведущий за собой восемь вагонов метро в час «пик»! Есть профессии, которые можно освоить только на практике. Машинист поезда метро – одна из таких специальностей. Сейчас процесс обучения можно сделать проще, безопаснее и эффективнее, чем всего несколько лет назад.

Без права на ошибку

В 2006 году недалеко от станции «Войковская» произошла страшная авария: тоннель сверху пробила бетонная свая – прямо перед приближающимся составом. Машинист Андрей Ульянов вовремя заметил неладное и применил экстренное торможение. Избежать столкновения не удалось: головной вагон все же налетел на сваю и был сильно поврежден, а после этого на передние вагоны рухнули куски бетонной облицовки тоннеля и еще две сваи. Машинист успел вовремя перебежать из кабины в вагон, предупредил пассажиров и организовал срочную эвакуацию. Позже его наградили орденом: комиссия пришла к выводу, что только благодаря правильным и быстрым действиям Ульянова удалось избежать жертв.

На пути может случиться все что угодно, и права на ошибку у машиниста нет. Но как научить машинистов отрабатывать навыки вождения поезда – настоящего поезда в реальных условиях, с живыми людьми, которые порой так спешат, что забывают о собственной безопасности?

Преподаватели Учебно-производственного центра Московского метрополитена (УПЦ) объясняли, что до появления тренажеров использовали в своей работе простые плакаты с нарисованными электросхемами и аппаратами. Объясняли теоретический материал и варианты выхода из нештатных ситуаций буквально на пальцах. У курсантов практически отсутствовала возможность познакомиться с приборами управления поездом, кроме тех занятии, которые проводились непосредственно в электродепо. Это накладывало определенные трудности в усвоении материала и увеличение сроков обучения.

Тренажеры для машинистов

В настоящее время компания ПФ «Логос» поставила более десятка тренажеров машинистов для различных видов вагонов в Московский метрополитен и метрополитен Еревана. На тренажере ПФ «Логос» ученик испытывает полную иллюзию нахождения в кабине машиниста. Перед собой и в зеркала он видит все то же самое, что машинист, который ведет настоящий поезд. Весь интерьер тренажера в точности повторяет кабину управления вагона: пульт управления со всеми органами управления, дополнительный пульт, краны пневмосистемы, автоматы защиты и прочее оборудование вагона. Монитор видеонаблюдения позволяет, как и в настоящем вагоне, наблюдать за движением пассажиров. Аудиосистема воспроизводит стук колес, звуки работы пневмосистемы и электродвигателей, шум при открывании-закрывании дверей и вообще все звуки и шумы, которые слышны машинисту. Динамическая платформа имитирует продольные и поперечные ускорения вагона – можно почувствовать, как вагон проходит стыки и стрелки, ощутить разгонные и тормозные ускорения.

Ученик за пультом тренажера может переговариваться с виртуальным диспетчером, роль которого выполняет инструктор, и выполнять его указания. На рабочем месте инструктора можно наблюдать за действиями машиниста. Инструктор может контролировать положение всех органов управления в кабине машиниста. На одном из своих мониторов инструктор видит то же самое, что и машинист.

Наконец, самое главное. При составлении виртуального маршрута использовались видеозаписи проезда по линиям московского метро, а также архитектурные планы, фотографии, схемы, подробные карты, которые отражают все особенности ландшафта: подъемы, перепады, уклоны, повороты. Светофоры, знаки и таблички в виртуальном пространстве расположены точно так же, как и на реальных маршрутах. Будущий машинист сможет максимально изучить тот путь, на котором ему предстоит работать, отработать навыки до автоматизма.

В тренажере используется трехмерная компьютерная визуализация. Все станции, пути и депо маршрута воспроизведены в виртуальном трехмерном пространстве. Это позволяет отработать навыки управления поездом как при свете, так и в темноте, как в туннеле, так и на открытых участках, при резкой смене освещения, а также при сильном дожде, тумане, снегопаде. В деталях воссоздана каждая станция: все они имеют свое строение (по-разному расположены станционные зеркала, часы и другие автоматические системы станции), и машинист получает возможность привыкнуть к движению потока людей, когда они заходят в поезд, выходят. При моделировании пассажиропотоков использовались инновационные технологии, позволяющие добиться реалистичного поведения пассажиров на станциях и при входе/выходе из вагонов.

В программу заложены все типичные неисправности и экстремальные ситуации, которые могут произойти в дороге: задымление или возгорание, затопление пути, падение человека на рельсы, обрушение тоннеля и т.д.

Благодаря всем этим особенностям обучение на тренажере ПФ «Логос» становится интересным и даже азартным. Со слов преподавателей УПЦ, использование тренажеров позволило значительно повысить эффективность обучения. Студенты на практических занятиях в депо выходят из многих аварийных случаев быстрее, чем действующие машинисты.

Новый подход в подготовке кадров на тренажерах

Важная задача метрополитена – это быстрая подготовка новых кадров и повышение квалификации машинистов. Эксплуатация тренажеров в разы экономичнее, чем использование реальных составов в депо. Кроме того, при «аварийных играх» на настоящем составе приходится подавать высокое напряжение, что снижает безопасность. На тренажере можно выполнять много действий, которые на реальном поезде выполнить невозможно. Например, как отработать действия машиниста при падении человека на рельсы, возгорании и затоплении в тоннеле?

Ранее порядок выходов из нештатных ситуаций проговаривались устно на словах в учебном классе.

Применение тренажеров в значительной степени улучшает результаты обучения машинистов. Ведь теоретическое знание материала на оценку 4 и 5 не обеспечивает правильный выход из случая на подвижном составе в реальной жизни. Также ярким примером с учетом опыта преподавателей УПЦ Московского метрополитена является ситуация, когда курсант превосходно выполняет все действия на тренажере, однако решая ту же задачу теоретически (рассказывая, а не действуя) допускает ошибки.

Сейчас на тренажере обучение происходит по-другому. Ученик располагается в тренажере, который установлен в учебном классе. Инструктор задает неисправности и вводит нештатные ситуации, не подсказывая ученику, чтобы он смог сориентироваться самостоятельно. Например, поезд вдруг начинает останавливаться, ученик пытается найти неисправности и выйти из этой ситуации, определить, что не работает. Такой процесс обучения очень наглядный. Сразу видны все ошибки, что правильно, что неправильно делает ученик. Инструктор при этом находится не в кабине, а рядом, снаружи. Так тренажер позволяет ощутить курсанту самостоятельность и ответственность за все уже в процессе обучения.

При помощи видеокамеры, установленной внутри кабины, и проектора, который передает обстановку внутри кабины на экран в классе, остальные студенты могут наблюдать, как их коллега проходит маршруты и отрабатывает сложные ситуации. Так происходит коллективное обучение в классе около 20 человек. Такая система позволяет видеть и обсуждать решения будущего машиниста, находящегося в тренажере. Преподаватель в классе может указывать на ошибки и комментировать правильность действий студента.

В УПЦ тренажеры настолько популярны у студентов, что занятии, заложенных в расписании, им недостаточно. Очереди к тренажерным комплексам начинают выстраиваться с 7–8 часов утра, притом, что занятия начинаются с 9 утра. И после занятий будущие машинисты еще долго не уходят из аудиторий, в которых установлены тренажеры.

Для больших и маленьких

В настоящий момент ПФ «Логос» является единственной организацией, чьи тренажеры успешно эксплуатируются в Московском метрополитене. Огромный вклад в текущий вид и функциональные характеристики тренажеров вложили опытные преподаватели УПЦ и специалисты депо Московского метрополитена.

Тренажеры установлены в учебно-производственном центре для подготовки новых кадров, а также практически в каждом депо метрополитена, где на постоянной основе машинистами отрабатываются «аварийные игры» для поддержания текущей квалификации. Масштабы Московского метрополитена в 12 линий, 200 станций и более 300 км путей огромны. По данным сайта Московского метрополитена парк насчитывает 5500 вагонов. До 2020 года в столице планируется построить дополнительно160 км линий метро и 78 станций. Столь интенсивная эксплуатация естественным образом приводит к выявлению большого числа различных нештатных ситуаций при управлении поездами. Благодаря сотрудничеству с Московским метрополитеном в тренажерах ПФ «Логос» есть возможность отработки более ста различных нештатных ситуаций, основанных на реальном опыте эксплуатации поездов метрополитена.

В тоже время в большинстве небольших метрополитенов подобные ситуации происходят гораздо реже и в них машинистов готовят к выходу всего из 30-40 наиболее распространенных случаев. Реализация этих ситуаций в тренажерах позволит передать накопленный в Московском метрополитене многочисленный опыт эксплуатации поездов в другие метрополитены и подготовить машинистов к выходам из гораздо большего набора ситуаций.

Последняя разработка ПФ «Логос» тренажера для метрополитена Еревана. Метрополитен Еревана состоит всего из 1 линии, 10 станций, 1 депо. В метро есть открытые участки с видами Еревана. Все это также было смоделировано в 3D-графике. В Ереване эксплуатируется особенный вагон – модернизация старого вагона производства Мытищинского завода, выполненная в Тбилиси (8171М). Тренажер установлен на динамической 2-степенной платформе в депо. Разработка велась по контракту всего за 7 месяцев.

В Ереване новое поколение машинистов планируют обучать на тренажере. Новая программа обучения уже включает обучение на тренажере. Тренажеры рассматривают как вариант значительного сокращения сроков текущей длительной программы обучения и повышения эффективности отбора будущих машинистов.

* * *

С тренажером для машинистов метрополитена возможно ознакомиться по обращению в ПФ «Логос». Приглашаем наших читателей испытать его лично!

© Евразия Вести III 2016

www.eav.ru