МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Компания Tines: эффективные решения для метрополитена

В декабре 2015 года в Москве состоялась Международная конференция «ИНТЕРМЕТРО» «Инфраструктура и подвижной состав метрополитена», в которой активное участие приняла польская компания Tines. Среди множества вопросов, которые обсуждались во время этого мероприятия, особый интерес специалистов компании привлекли вопросы, связанные с внедрением новых решений в области ограничения негативного воздействия на окружающую среду в виде вибраций и шума. Именно в этой области польская фирма Tines, как поставщик продуктов и систем, используемых в верхнем строении пути метрополитенов, может гордиться значительными достижениями.

О деятельности компании в этой области и применяемых современных технологиях мы попросили рассказать технического директора фирмы Tines Цезари Липко.

Уже несколько лет Компания Tines присутствует на рынках СНГ и принимает активное участие в строительстве новых участков Санкт-Петербургского, Алматинского, Минского, Киевского и Харьковского метрополитенов. Кроме всего прочего, фирма Tines является производителем и поставщиком рельсовых опорных блоков в защитном слое – EBS. Прототип рельсового опорного блока EBS был разработан и произведен в 1963 году в Голландии. Первый проект, в котором были использованы рельсовые опорные блоки EBS, был реализован в 1973 году на трамвайном виадуке в Гааге. С того времени неоднократно изменялась конструкция блока, что, прежде всего, связано с растущими требованиями к виброизоляции, которые ставились управляющими инфраструктурой в Западной Европе. С тех пор система EBS была использована во многих европейских странах, в том числе: в Голландии (Алмело, Зволле, Амстердам, Ден-Бош, Роттердам, Гаага, Утрехт), Испании (Мадрид, Севилья, Малага, Витория, Бильбао, Аликанте, Логроньо), Ирландии (Дублин), Швейцарии (Кильванген) и Великобритании (Лондон). Важным пользователем системы рельсовых опорных блоков является Варшавский метрополитен, куда компания Tines поставила и частично замонтировала наибольшее количество блоков EBS. Центральный участок II-ой линии Варшавского метрополитена длинной 6,1 км., включающий в себя 7 станций, был сдан в эксплуатацию 8 марта 2015 года. Строящаяся линия проходит вдоль плотно застроенного центра города, поблизости от жилых домов и общественных зданий.

По этой причине необходимо было применить такие решения, которые практически бы исключили влияние вибраций и шума, возникающих во время движения подвижного состава метрополитена. С похожими проблемами варшавские метростроители столкнулись при строительстве I линии метрополитена. Тогда фирма Tines предложила использование рельсовых опорных блоков в защитном слое EBS вместе с виброзащитными матами, на участках, где требовалась особая виброизоляция. В результате проведения эксплуатационных испытаний и получения положительной эксплуатационной оценки, подтвержденной испытаниями аккредитованной лаборатории, принято решение о применении рельсовых опорных блоков и виброзащитных матов на целой длинне центрального участка II линии метрополитена.

Рельсовые опорные блоки в защитном слое EBS применяются в безбалластных конструкциях пути. Они обеспечивают упругое распределение нагрузок от рельсовых транспортных средств и гашение колебаний, вызванных их движением. В данной системе рельсы крепятся не к шпалам, а к отдельным блочным опорам, установленным в префабрикованных бетонных или стальных лотках при использовании упругой заливочной массы.

Элементы системы

Одним из основных преимуществ данного решения является виброизоляция, т.е. ограничение передачи вибраций от рельсовых транспортных средств в окружение трассы. Рельсовые опорные блоки в защитном слое имеют несколько упругих элементов, которые классифицируются в зависимости от упругих свойств, для достижения необходимой жесткости опоры. Основным упругим элементом является прокладка, размещенная под опорным блоком. Жесткость данной прокладки изменяется в зависимости от толщины и использованного материала. Следующим немаловажным элементом является заливочная масса на основе полиуретановой смолы, которая является защитным слоем блока. Именно этот элемент определяет то, что рельс упруго закреплен не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости как в продольном, так и в поперечном направлении. Жесткость заливочной массы подбирается в зависимости от осевых нагрузок и ожидаемого уровня гашения. Последним виброизоляционным элементом является система крепления рельса, в котором существует возможность изменения жесткости подрельсовой прокладки.

Рельсовые опорные блоки EBS могут ограничить трансмиссию колебаний по сравнению с жесткими конструкциями (рельсы прикреплены непосредственно к бетонной плите) около 10 дБ. В случае особых требований по виброзащите дополнительно применяются виброзащитные маты TRACKELAST STM. В данном случае эффективность виброзащиты составляет до 35 дБ. Для каждого проекта перед использованием данного вида рельсового опорного блока в техническом отделе выполняется прогноз эффективности ограничения трансмиссии колебаний, благодаря которому определяется эффективность гашения. Для выполнения правильного прогноза необходимо учесть как минимум следующие данные: расстояние между осями колес подвижного состава, масса тележки, расстояние между осями тележек подвижного состава, максимальную скорость, максимальную осевую нагрузку, массу подвижного состава, а также основные параметры конструкции пути, такие как: толщина и ширина путевой плиты, тип путевого бетона, а также модуль деформации основания по ветви вторичного нагружения.

Данное решение применяется не только на прямых участках, но и на горизонтальных кривых, а также в стрелочных переводах и перекрестных съездах. Эпюра укладки блоков разрабатывается совместно с поставщиком стрелочных переводов с учетом всех особенностей стрелочной продукции. Рельсовые опорные блоки проектируются под конкретный тип стрелочного перевода, адаптируя габариты опоры, жесткость заливочной массы и подблочной прокладки. Стрелочные переводы на рельсовых опорных блоках монтируются методом «сверху-вниз», аналогично как в случае с прямыми участками, на специально запроектированных регулировочных порталах. Регулировка пути по вертикали осуществляется с помощью регулировочных болтов, которые являются составляющим элементом порталов, в то время как горизонтальная регулировка осуществляется с помощью кронштейнов, опирающихся на тоннельную обделку.

Фирма Tines активно сотрудничает с крупнейшими мировыми производителями стрелочных переводов, в том числе: Vossloh Cogifer, Voestalpine и Новосибирским стрелочным заводом.

На сегодняшний день в Польше на железнодорожных линиях и в метро эксплуатируется 44 стрелочных перевода в технологии, предлагаемой фирмой Tines. В общей сложности, в этой части Европы, компания Tines поставила более 10 тысяч рельсовых опорных блоков для стрелочных переводов, замонтированных в безбалластной конструкции пути.

Первый перекрестный съезд на рельсовых опорных блоках на железнодорожных линиях в Польше замонтирован в тоннеле, ведущем к аэропорту им. Фредерика Шопена. Это был первый реализованный проект стрелочного перевода для безбалластной конструкции пути. Благодаря успешному опыту эксплуатации в тоннеле данная конструкция была одобрена Варшавским метрополитеном, что послужило поводом для монтажа тринадцати стрелочных переводов в Варшаве.

Первый стрелочный перевод для безбалластной конструкции пути на территории СНГ был замонтирован в Алматинском метрополитене. Совместно с Новосибирским стрелочным заводом разработан проект стрелочного перевода 2716 и перекрестного съезда 2216 на рельсовых опорных блоках EBS для рельса Р65. В данном проекте первый раз были применены би-блоки.

На данный момент реализуется крупнейший проект в Польше – строительство железнодорожного вокзала Лодзь Фабричная. Проект включает в себя монтаж 18 стрелочных переводов, в том числе для высокоскоростного движения. В рамках проекта поставлено более 4500 шт. блоков для стрелочных переводов и около 40 000 шт. стандартных блоков.

© Евразия Вести III 2016

www.eav.ru