МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Росжелдорпроект: 10 лет на благо страны и железных дорог

АО «Росжелдорпроект» 1 апреля 2016 года отметило десятилетие со дня своего образования. О том, что уже сделано, и о перспективах развития корреспонденту «Евразия Вести» рассказал генеральный директор компании Андрей Николаевич Волков.

– Андрей Николаевич, в юбилей принято подводить итоги. Как Вы оцениваете первое десятилетие работы компании?

– Сегодня АО «Росжелдорпроект» отмечает первый большой юбилей со дня образования. За эти годы пройден большой путь – 10 лет назад в рамках реформы железнодорожного транспорта произошло объединение 23 ведущих институтов железнодорожной отрасли, благодаря чему появилась крупнейшая проектно-изыскательская компания в Российской Федерации.

Столь масштабные объединения не бывают простыми и сопровождаются необходимостью выстроить систему взаимосвязей центрального аппарата и филиалов на всех уровнях. В процессе мы столкнулись с рядом сложностей и задач, многие из которых были успешно решены. Сегодня можно однозначно утверждать, что Общество «образца 2016 года» – структура с современной и эффективной системой корпоративного управления.

Многочисленные поэтапные преобразования вывели нашу работу на качественно новый уровень: если раньше институты не всегда могли управлять крупными проектами – у каждого в отдельности не было достаточного опыта, компетенций и собственных мощностей, то сегодня над такими проектами слаженно и эффективно работают сразу несколько филиалов. Благодаря этой возможности АО «Росжелдорпроект» реализует крупные комплексные проекты реконструкции и нового строительства железнодорожной инфраструктуры. Сохранив опыт старейших институтов железнодорожной отрасли, мы повысили их мощности, построили современную управленческую модель, приобрели новые, зачастую уникальные компетенции. В результате за прошедшие годы значительно увеличились объемы выполняемых проектно-изыскательских работ, практически в два раза выросла производительность труда, снизилась доля отрицательных заключений органов экспертизы.

В 2008 году АО «Росжелдорпроект» одним из первых в структуре ОАО «РЖД» получило сертификат соответствия корпоративной системы менеджмента качества (КСМК) требованиям международного стандарта ИСО 9001. В рамках КСМК описаны процедуры анализа исходных данных для проектирования, полного контроля за выпуском проектной документации, оценки удовлетворенности потребителя, рассмотрения замечаний заказчика и органов экспертизы. Это способствует повышению качества проектной продукции. И очень важно, что все сотрудники компании приняли новую философию.

До объединения практически все проектные институты (за исключением «Гипротранссигналсвязь», «Трансэлектропроект», «Гипротранспуть», «Ленгипротранспуть» и «Сибгипротранспуть») занимались проектированием объектов железнодорожной инфраструктуры только на «собственной» железной дороге. В настоящее время в багаже выполненных работ, к примеру, у институтов «Красноярскжелдорпроект», «Сибжелдорпроект», «Иркутскжелдорпроект» наравне с московским «Мосжелдорпроект», опыт проектирования реставрации для современного использования всех московских вокзалов, имеющих статус объектов культурного наследия. Заказчик, ОАО «РЖД», за счет работы с одной крупной проектно-изыскательской компанией, а не с большим количеством отдельных проектных институтов, в короткие сроки получил проектную документацию и положительные заключения государственной экспертизы по всем московским вокзалам. Преимущество АО «Росжелдорпроект» в том, что регион проектирования для нас не имеет значения, тем более что один московский институт не справился бы самостоятельно с такой масштабной задачей.

– Какие проекты из завершенных и реализуемых компанией Вы назвали бы наиболее значимыми?

– За прошедшие 10 лет наша компания приняла участие во всех значимых проектах по развитию железнодорожной инфраструктуры. Среди самых крупных – организация скоростного сообщения пассажирских поездов на направлениях Москва – Нижний Новгород и Санкт-Петербург – Бусловская, организация интермодальных перевозок на участках от железнодорожной станции Казань до аэропорта Казань и от Владивостока до аэропорта Кневичи. И, конечно, проекты мирового уровня в рамках строительства инфраструктурных транспортных объектов Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

АО «Росжелдорпроект» выступало генеральной проектной организацией по шести объектам Олимпийской программы. По нашим проектам построены железнодорожные грузовые дворы Имеретинской низменности, чьей задачей был прием и переработка материалов, конструкций и оборудования, поступающих на Олимпийские объекты. Выполнены работы по усилению линии Туапсе – Адлер со строительством двухпутных вставок общей протяженностью более 30 км на девяти участках линии, что увеличило ее пропускную способность. На вокзалах Дагомыс, Сочи, Хоста и Мацеста реконструированы железнодорожные терминалы с целью их адаптации для приема и обслуживания маломобильных групп населения. Построена новая линия от станции Адлер до аэропорта Сочи, которая сегодня обеспечивает перевозку значительного объема авиапассажиров, прибывающих на курорт.

Самый сложный и масштабный Олимпийский объект – это совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». По проектам с нашим участием были построены обе дороги с развязками, тоннелями, эстакадами, мостами, а также новые пассажирские вокзалы на станциях Адлер, Олимпийский парк, Альпика-Сервис, остановочные пункты Верхний Имеретинский курорт и Эсто-Садок. Созданная для обеспечения доставки на соревнования участников и гостей Олимпиады, дорога сегодня работает для гостей одного из крупнейших в стране горнолыжных курортов и туристов всего сочинского региона.

На протяжении нескольких лет сочинские объекты входили в список проектов особого контроля компании как генеральной проектной организации. В их реализации были задействованы 9 наших филиалов и большое количество организаций-соисполнителей. От нас потребовалась максимальная концентрация усилий и ресурсов, четкость взаимодействия и жесткая координация на всех этапах работы. Первые лица государства и ОАО «РЖД» дали высокую оценку объектам, построенным по нашим проектам. Для АО «Росжелдорпроект» они стали полигоном для выработки оптимальных проектных решений по стоимости, качеству, безопасности и внедрению ресурсосберегающих технологий. Приняв участие в работе над этими проектами, мы приобрели уникальный опыт, и сегодня применяем его на других крупных объектах.

Здесь в качестве примера уместно привести совместный проект ОАО «РЖД» и Правительства Москвы по развитию Московского железнодорожного узла, работы над которым завершатся в ближайшее время. По масштабу и сложности он сопоставим с Олимпийскими объектами. Прежде всего, из-за того, что приходится работать в условиях плотной застройки и дорожной сети города, сложнейших пересечений инженерных и иных сетей. На МКЖД построен 31 остановочный пункт, 19 из которых – крупные транспортно-пересадочные узлы. Шесть из них объединены с радиальными направлениями МЖД, 12 – с Московским метрополитеном. Один такой транспортно-пересадочный узел объединит в себе оба этих вида транспорта. Начиная с открытия в текущем году, Малое кольцо Московской железной дороги сможет обеспечить перевозку более 250 млн пассажиров ежегодно. Размеры движения – 100 пар электропоездов в сутки с интервалом в часы «пик» до пяти минут. Это позволит значительно разгрузить общественный транспорт столицы, снизить уровень вредных выбросов от дизельных локомотивов, что благоприятно отразится на экологической обстановке в черте города.

– Один из самых активно обсуждаемых сегодня проектов – модернизация БАМа и Транссиба. Вы принимаете в нем участие?

– Конечно. Общее количество объектов программы «Развитие Восточного полигона» – 1147 едениц, из них силами АО «Росжелдорпроект» полным ходом идет выполнение проектно-изыскательских работ по 1065 объектам. Главная цель проекта, в состав которого входят модернизация Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, – устранить дефицит пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры в азиатской части России, который ощущается уже сейчас и тормозит развитие экономики. Согласно планам, в результате реализации проекта провозная способность обеих магистралей увеличится до 162,2 млн тонн в год. Это даст жизнь десяткам добывающих и промышленных проектов российского бизнеса в Сибири и на Дальнем Востоке России, импульс к росту международных проектов и деловых связей с ее восточными соседями.

– Насколько я знаю, АО «Росжелдорпроект» выступает генеральной проектной организацией по еще одному чрезвычайно актуальному сегодня проекту – строительство железнодорожной ветки в обход Украины. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

– В 2014 году нашим филиалом – институтом «Юговосжелдорпроект» было разработано обоснование инвестиций по объекту «Новая железнодорожная линия на направлении Журавка – Миллерово» с учетом перспективы использования данного участка как части инфраструктуры скоростного хода «Москва – Сочи». На первоначальном этапе обоснования инвестиций строительство линии планировалось как скоростное сообщение из Центра на Юг России. Однако известные события на Украине дали новый толчок проекту. Новая двухпутная электрифицированная железнодорожная линия примыкает на Юго-Восточной железной дороге к станции Журавка, на Северо-Кавказской железной дороге – к станции Боченково, устраиваемой на перегоне Мальчевская – Миллерово. Эксплуатационная длина участка Журавка – Миллерово – 139,6 км.

Строительство железнодорожного участка в обход Украины позволит поездам без пересечения государственной границы следовать на Юг России. Реализация проекта приведет к большему удобству пассажиров, в том числе за счет сокращения времени нахождения в пути и исключения необходимости прохождения таможенного досмотра, к безопасности перевозок и сокращению времени доставки грузов.

- Вы работаете исключительно над проектами ОАО «РЖД»?

– На протяжении 10 лет ОАО «РЖД» остается основным заказчиком Общества. Вместе с тем, в последние годы мы активно работаем с компаниями, не входящими в Холдинг «РЖД». Так, в текущем году мы реализуем проекты: «Развитие железнодорожной транспортной инфраструктуры АО «ФосАгро-Череповец», включающее проведение инженерных изысканий, разработку проектной, рабочей и сметной документации; «Развитие железнодорожной инфраструктуры необщего пользования ООО «Марийский НПЗ», проектно-изыскательские работы для строительства Астраханского газоперерабатывающего завода и другие.

Кроме того, за последние годы наши институты разработали проектную документацию на большое количество социально-значимых объектов в различных регионах Российской Федерации. Это, к примеру, проекты капитального ремонта Челябинского государственного цирка, строительства учебного корпуса № 1 Уральского государственного университета путей сообщения, здания Кемеровского областного суда, больницы на ст. Пермь-2 ОАО «РЖД», лыжероллерной трассы в микрорайоне Крутая Горка города Омска.

– Какова география вашей работы? Был ли у компании опыт работы за рубежом?

– АО «Росжелдорпроект» не ограничивается работой исключительно на территории Российской Федерации. Портфель проектов компании включает в себя проведение проектно-изыскательских работ для железных дорог государств СНГ и стран дальнего зарубежья. В числе значимых и интересных зарубежных проектов можно упомянуть проектно-изыскательские работы первой очереди реконструкции участка железной дороги ст. Хасан (РФ) – Туманган (КНДР) – ст. Раджин (КНДР) – порт Раджин (КНДР), работы по электрификации железнодорожной линии Тебриз – Азаршахр в Иране, реконструкция верхнего строения железнодорожного пути на перегоне Мандал – Давааны Улан-Баторской железной дороги и многие другие.

Специалисты институтов участвовали в разработке проектов железных дорог таких государств, как Аргентина, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Индия, Ирак, Китай, КНДР, Куба, Сирия, Финляндия и других стран.

– Какие инновационные технологии использует «Росжелдорпроект»?

– С момента своего создания одной из основных задач АО «Росжелдорпроект» является инновационное развитие. С начала своей деятельности мы активно внедряем инновационные технологии. В 2011 году наша деятельность была формализована в этом направлении и Советом директоров утверждена Программа инновационного развития, в рамках которой мы, с одной стороны, приобретаем новейшее оборудование и современные версии лицензионного программного обеспечения ведущих мировых производителей, с другой стороны, силами высококвалифицированных специалистов филиалов разрабатываем собственные уникальные автоматизированные системы проектирования, которые являются нашими нематериальными активами и интеллектуальной собственностью. Все 10 лет деятельности Общества силами филиалов разрабатываются типовые материалы для проектирования. Если в первые годы это был только «Гипротранссигналсвязь», то сегодня такие работы выполняют: «Гипротранспуть», «Иркутскжелдорпроект», «Ленгипротранспуть», «Нижегороджелдорпроект», «Сибжелдорпроект», «Трансэлектропроект», «Челябжелдорпроект». Результаты этих работ также станут интеллектуальной собственностью Общества и нашим конкурентным преимуществом на рынке проектных работ.

Учитывая, что за последний год законодательство в области интеллектуальной собственности существенно изменилось – по новым требованиям Гражданского кодекса любой участник рынка в случае нарушения его исключительных прав на изобретения вместо возмещения убытков может потребовать выплату компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, компания должна, с одной стороны, максимально защищать свои права и свои результаты работ. С другой стороны, нам необходимо исключать финансовые и репутационные риски, которые могут возникнуть при нарушении чужих интеллектуальных прав.

В своей деятельности АО «Росжелдорпроект» активно использует современные технологии трехмерного проектирования и предлагает своим заказчикам наиболее прогрессивные технологические решения. Использование трехмерных моделей позволяет перейти к BIM-технологиям.

Модели и объекты управления BIM – это не просто графические объекты, это информация, позволяющая автоматически создавать чертежи и отчеты, выполнять анализ проекта, моделировать график выполнения работ, эксплуатацию объектов и т. д. Все это предоставляет коллективу строителей неограниченные возможности для принятия наилучшего решения с учетом всех имеющихся данных.

Другой используемой Обществом передовой технологией является проектирование железнодорожного пути и связанных с ним объектов инфраструктуры с использованием цифровой модели пути (ЦМП). ЦМП непрерывно описывает все характерные точки элементов земляного полотна, водоотводных и укрепительных сооружений, верхнего строения пути в заданной системе координат, позволяя автоматизировать процессы строительства и контроля за выполнением проектных решений. ЦМП представляется в формате «Land-XML».

– Вы упомянули собственные разработки компании в области программного обеспечения. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это за продукты, как и зачем началась их разработка?

– Начиная с 2006 года, АО «Росжелдорпроект» проводит активную политику по разработке и внедрению собственного прикладного программного обеспечения. Практика показала правильность такого подхода. И дело здесь не только в ограниченности предложения, хотя это и весомая причина, а и в том, что по отдельным направлениям деятельности в сфере проектирования железнодорожной инфраструктуры Общество обладает исключительной компетенцией, передавать которую в чужие руки экономически нецелесообразно.

Прежде всего, это касается систем автоматизированного проектирования пути (САПР КРП), систем железнодорожной автоматики и телемеханики (КАСПР) и контактной сети (САПР КС). Целью создания любой системы автоматизированного проектирования является повышение качества проектов и сокращение времени на формализованных проектных процедурах. Учитывая опыт и глубокие знания проектировщиков АО «Росжелдорпроект» в предметных областях, с самого начала было задано направление максимальной концентрации усилий разработчиков программного обеспечения именно на качестве автоматизации сложных расчетных и расчетно-графических процедур. При этом учитывалось, что задачи представления и интерактивной графики могут быть решены гораздо более широким спектром готового программного обеспечения.

Необходимо отметить, что все программные комплексы АО «Росжелдорпроект» имеют средства взаимодействия между собой, причем при разработке новых поколений программного обеспечения сразу закладывается возможность использования единой информационной модели.

Сейчас уже нет сомнений, что программные комплексы АО «Росжелдорпроект» в значительной степени помогают Обществу уверенно занимать свою нишу на рынке. Такие программы, как САПР КРП и КАСПР, широко известны многим специалистам, причем некоторым еще со студенческих лет. В настоящее время практически все проектировщики по данным направлениям используют эти комплексы. Развитие функциональных возможностей этих программ в настоящее время идет, в числе прочего, и в направлениях, которые ранее традиционно выполнялись сторонним программным обеспечением. Конечно, невозможно покрыть автоматизацией все тонкости проектирования, особенно если решения не укладываются в типовую схему, но всегда можно максимально облегчить труд проектировщика на этапах сложных расчетов, визуализации решения, поиска многочисленных справочных материалов и формирования стандартных видов проектной документации. Именно эти задачи и призван решать программный комплекс САПР КС, разработка которого началась значительно позже предыдущих комплексов, но уже сейчас можно сказать, что это программное обеспечение имеет все шансы стать единственным в стране практически используемым комплексным средством автоматизированного проектирования контактной сети на основе отечественной нормативной и элементной базы.

Опыт эксплуатации разработанных систем показал, что решение руководства АО «Росжелдорпроект» о развитии такого направления, как разработка собственных систем автоматизированного проектирования, оказалось верным как с точки зрения экономической эффективности, так и с точки зрения технологической целесообразности.

По части разработки прикладного программного обеспечения у Общества большие планы, в первую очередь направленные на повышение качества и быстродействия, расширения функциональности, обеспечения преемственности разработок. Конечная цель – создать программное обеспечение, которое явилось бы технологической базой для достижения стратегических целей – сохранение и укрепление Обществом лидирующих позиций на рынке проектно-изыскательских работ в сфере железнодорожной инфраструктуры.

– В юбилей принято не только подводить итоги, но и строить планы на будущее. Какие задачи ставит перед собой АО «Росжелдорпроект»?

– В 2015 году Советом директоров АО «Росжелдорпроект» была утверждена новая Стратегия развития компании с горизонтом планирования до 2020 года. В документе определены основные цели Общества, для достижения которых необходимо развитие АО «Росжелдорпроект» как конкурентоспособной рыночной структуры, имеющей очевидные преимущества перед подавляющим большинством игроков на рынке проектно-изыскательских работ для железнодорожного транспорта. Наш ориентир – укрепление позиций на рынке и увеличение объема выполняемых проектно-изыскательских работ как в области железнодорожной инфраструктуры, так и в других областях строительства. Уверен, что для этого у компании есть все: опыт, знания, репутация, умение и желание работать, и, самое главное – команда высококвалифицированных профессионалов.

На достижение этих целей направлены основные стратегические инициативы Общества. Это, прежде всего:

– реинжениринг производственной системы АО «Росжелдорпроект» – наши рабочие процессы выстраиваются с ориентированием на потребности ОАО «РЖД»;

– развитие автоматизированной системы контроля сроков выполнения работ;

– развитие собственных платформ систем автоматизированного проектирования (САПР), значительно сокращающих сроки проектирования;

– совершенствование системы мотивации, направленное на усиление заинтересованности работников в повышении качества работ.

Играя важную роль в развитии железнодорожной инфраструктуры, АО «Росжелдорпроект» планирует участвовать во всех текущих и перспективных проектах железнодорожной отрасли. Вышеперечисленные меры направлены на повышение эффективности труда и являются важными предпосылками для формирования конкурентной стоимости наших продуктов и услуг. Реализация Стратегии развития предусматривает активное участие в конкурсах ОАО «РЖД» и сторонних заказчиков в рамках существующих компетенций Общества.

– От имени редакции я поздравляю Вас и весь коллектив предприятия с юбилеем. Что бы Вы пожелали АО «Росжелдорпроект»?

– Благодарю. В свою очередь я хотел бы поздравить коллег, всех наших ветеранов и тех, кто только вливается в наш большой и дружный коллектив, с первым юбилеем! Я желаю компании, чтобы спустя многие годы объекты, построенные по нашим проектам, делали жизнь людей комфортнее и безопаснее. Чтобы мы могли гордиться своей работой. И, конечно, новых проектов, интересных задач и их изящных и эффективных решений.

© Евразия Вести V 2016

www.eav.ru