МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


На страже технического состояния вагона и безопасности перевозок

Прошедшее в конце марта 61-е заседание Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту убедительно подтвердило необходимость и важность сотрудничества специалистов железных дорог государств – участников Содружества при совместном использовании вагонных парков для обеспечения бесперебойной работы стальных магистралей.

Вел заседание председатель Комиссии – начальник Управления вагонного хозяйства Центральной Дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Алексей Иванович Сакеев.

В работе заседания приняли участие члены Комиссии вагонного хозяйства Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, представители Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества и научно-исследовательских организаций, а также специалисты и сотрудники производственных предприятий и компаний – производителей железнодорожной продукции.

Повестка дня заседания Комиссии включала 57 вопросов, которые касались производства, ремонта и эксплуатации в межгосударственном сообщении грузовых вагонов, а также корректировки нормативно-технической документации на подвижной состав и его составные части.

Прежде всего была заслушана информация о выполнении решений, принятых на предыдущем, 60-м заседании Комиссии вагонного хозяйства, и результатах работы предприятий вагонного хозяйства железнодорожных администраций за 2015 год. Об этом доложил руководитель Департамента подвижного состава и безопасности движения Дирекции Совета по железнодорожному транспорту Александр Николаевич Лукьянов.

Было отмечено, что в большинстве своем эти решения выполнены. Что же касается анализа эксплуатационных показателей, то в 2015 году наблюдалось увеличение случаев отцепки грузовых вагонов на межгосударственных стыковых пунктах к уровню предыдущего года на 4%. По данным «Автоматизированной системы учета отцепок грузовых вагонов на МГСП» в 2015 году было отцеплено 22 715 грузовых вагонов. Рост отцепок вагонов отмечен по следующим причинам: неисправности автотормозного оборудования, буксового узла, кузова грузового вагона, образования ползуна на поверхности катания колес и другим дефектам.

Увеличилось количество отцепок вагонов по техническим причинам на МГСП железнодорожных администраций: Украины – на 59%, Республики Беларусь и Российской Федерации – по 19%.

Железнодорожным администрациям рекомендовано обеспечивать подачу вагонов под погрузку в международном сообщении стран СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в строгом соответствии с техническими требованиями Приложения № 3 к «Правилам эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств» и «Положения о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении». А также рекомендовано провести анализ причин отцепок вагонов из-за неисправностей буксовых узлов на территории своего государства за 2015 год и до 1 июня 2016 года представить железнодорожной администрации Российской Федерации для обобщения и подготовки материалов к рассмотрению на 62-м заседании Комиссии вагонного хозяйства.

С целью выполнения решений 59-го заседания Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций и 60-го заседания Комиссии вагонного хозяйства в части внедрения на национальном уровне автоматизированной системы учета деталей ходовых частей грузовых вагонов, железнодорожным администрациям предложено в ближайшие недели обеспечить передачу информации в информационную базу межгосударственного уровня ИВЦ ЖА, в соответствии с утвержденными требованиями технических заданий и информационных технологий. По мере готовности национальных систем предоставить информацию в ИВЦ ЖА для проведения работ по подключению к общим системам и сообщить в Дирекцию Совета о планируемых сроках внедрения национальными информационными системами разработанных и сданных в постоянную эксплуатацию проектов автоматизированных информационных систем вагонного хозяйства. Традиционно, ряд вопросов, обсуждаемых на Комиссии, касался согласования технических условий на изготовление и модернизацию грузовых вагонов, внесения изменений в технические условия на изготовление вагонов с соответствующей корректировкой справочника «Модели грузовых вагонов» СЖА 2004 11.

Комиссией Совета в результате обсуждения были согласованы десятки технических условий, извещений, дополнений и изменений в нормативные документы. Согласованы и вынесены на утверждение 64 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества 16 вопросов.

В частности, согласованы изменения «Положения о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении» в части увеличения норматива календарной периодичности производства деповского ремонта вагонов-цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов до 3 (трех) лет, без изменения действующего норматива пробега 160 тыс. км.

После довольно эмоционального обсуждения была согласована новая редакция пунктов 2.11 и 3.12 данного Положения:

– «2.11. Капитальный ремонт с продлением срока службы является неплановым видом ремонта и выполняется по техническим решениям, техническим условиям, техническим условиям с модернизацией»;

– «3.12. Вагонам после проведения капитального ремонта, выполненного по утвержденным техническим условиям, капитального ремонта по техническим решениям, капитального ремонта по техническим условиям с модернизацией, кроме восьмиосных цистерн для бензина и светлых нефтепродуктов, первый и последующие деповские и капитальные ремонты производятся по нормативам, установленным от последнего капитального ремонта.

Восьмиосные цистерны для бензина и светлых нефтепродуктов подлежат деповскому ремонту после производства КРП, выполненного по утвержденным техническим решениям, техническим условиям, в том числе с модернизацией, только по критерию календарной продолжительности эксплуатации, производством капитальных и деповских ремонтов согласно требованиям таблиц 1 и 3».

Решено просить Дирекцию Совета вынести эти изменения для утверждения на 64 заседании Совета по железнодорожному транспорту. А до этого ИВЦ ЖА внести соответствующие изменения в информационную технологию «База данных технического состояния грузовых вагонов», где учитывалось бы продление их срока службы путем проведения: капитального ремонта по техническим решениям; капитального ремонта по техническим условиям или капитального ремонта по техническим условиям с модернизацией.

Также выносится на утверждение очередного Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества проект изменения руководящего документа «Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту» в части актуализации требований по установке поглощающих аппаратов различных классов.

Приняты предложения о внесении изменений в руководящие документы по капитальному и деповскому ремонту в части оборудования при выпуске из капитального и деповского ремонта всех вагонов авторежимом, кроме шестиосных и восьмиосных, с вступлением в силу данных требований с 1 января 2017 г.

Согласованы изменения «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм)» в части маркировки подшипников.

В результате обсуждения Комиссией Совета принято решение о разработке дополнительных приложений в Руководящие документы «Руководство по капитальному ремонту» и «Руководство по деповскому ремонту», устанавливающие требования к ремонту узлов и деталей при проведении плановых видов ремонта с классификацией их на: «работы обязательные, с перечнем деталей подлежащих замене», «работы, выполняемые по техническому состоянию».

По вопросу о порядке исчисления срока службы литых деталей тележки, Комиссия считает целесообразным введение контроля срока службы литых деталей тележек в рамках задачи «Автоматизированная система учета комплектации грузовых вагонов ходовыми частями с отражением их технического состояния».

Большое внимание уделено собравшимися обсуждению вопроса о модернизации «Автоматизированной системы учета отцепок грузовых вагонов на МГСП». Рост количества таких отцепок и расхождений в их учете, а также поступившие предложения от железнодорожных администраций по расширению функциональных возможностей автоматизированного учета и контроля отцепок по техническим неисправностям вагонов на МГСП, которые позволят эффективнее планировать профилактические мероприятия и принимать адресные решения, сочли целесообразным сохранить в Плане НИОКР-2016 работу «Модификация программного обеспечения «Автоматизированная система учета отцепок грузовых вагонов при передаче по межгосударственным стыковым пунктам».

И здесь решено просить Дирекцию Совета включить рассмотрение данного вопроса в повестку 64 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. А ВНИИЖТ совместно с ИВЦ ЖА до 1 июня 2016 года необходимо подготовить предложения по доработке этой системы с учетом предложений железнодорожных администраций, высказанных на заседании Комиссии вагонного хозяйства, и представить их для согласования на очередное заседание Комиссии по информатизации железнодорожного транспорта.

На заседании комиссии рассмотрены результаты кропотливой работы экспертов и членов рабочей группы по эксплуатации грузовых вагонов в части формулировки определения неисправности «остроконечный накат гребня» колеса и параметров браковочных критериев неисправности «остроконечный накат гребня» колеса и трактовки этих понятий в различных нормативных документах. В результате, вынесенные на обсуждение предложения были приняты и даны следующие поручения. АО «ВНИИЖТ» (по согласованию) и Проектно-конструкторскому бюро вагонного хозяйства о внесении соответствующих изменений в «Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм)» и Инструкцию по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщика вагонов).

Участниками заседания приняты во внимание обращения представителей железнодорожных администраций Российской Федерации, Грузии, Украины и Республики Казахстан по таким важным вопросам как, например, согласование технических условий на капитальный ремонт вагонов с продлением срока службы; предоставлении права диагностирования грузовых и рефрижераторных вагонов с целью продления срока службы; о необходимости изменения конструкции переходной площадки вагона-хоппера модели 19-7053-02 с целью снижения риска травматизма обслуживающего персонала и т.д.

После продолжительного обсуждения вопроса о правомерности комплектации платформ модели 13-7024 грузовыми тележками модели 18-100 со скользунами постоянного контакта Комиссией отмечено, что его применение не предусмотрено конструкторской документацией. Принято решение просить железнодорожные администрации, в пределах своей компетенции, принять меры для исключения из эксплуатации вагонов модели 13-7024, не отвечающих требованиям конструкторской документации.

Внимательно были рассмотрены вопросы, касающиеся разработки совместных мероприятий и программ, направленных на повышение уровня обеспечения надежности и безопасности перевозочного процесса и контроля за состоянием подвижного состава.

В целях повышения качества ремонта и изготовления буксового узла грузовых вагонов, эксплуатируемых в международном сообщении на железных дорогах государств – участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров, на Комиссии вагонного хозяйства принято решение о разработке Плана совместных действий по данному вопросу, на основании представленных железнодорожными администрациями предложений и данных анализа причин отцепок вагонов по неисправностям буксовых узлов по итогам работы в 2015 году.

Железнодорожные администрации подготовили предложения по внесению соответствующих изменений в утвержденный 57-м заседанием Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества «Единый план совместных действий по повышению качества узлов и деталей грузовых вагонов, эксплуатируемых в международном сообщении на железных дорогах государств – участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров».

Принято решение пункт 6 изложить в следующей редакции: «При изломе трех литых деталей тележек одного производителя, изготовленных в один год, в течение одного года обеспечить принятие мер по отзыву из эксплуатации грузовых вагонов, укомплектованных некачественной продукцией, в том числе при проведении плановых видов ремонта».

Уточнен список ответственных исполнителей указанного мероприятия, в число которых в новой редакции вошли: предприятия-производители литых деталей тележек, предприятия-производители грузовых вагонов, собственники грузовых вагонов, вагоноремонтные предприятия.

По большинству вынесенных на обсуждение вопросов удалось найти взаимоприемлемые решения с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Хотя, порой, приходилось прибегать к голосованию. Так было, когда в разделе «Разное» обсуждали технологию восстановления или внесения заводских номеров в технический паспорт на грузовой вагон. В итоге решили поддержать предложение железнодорожной администрации Российской Федерации в части необходимости восстановления заводских номеров.

Также, согласно повестке дня, обсуждалось внесение изменений в Приложение № 3 к «Правилам эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств» в части контроля соответствия кода принадлежности государству-собственнику нанесенного на вагоны и его составные части.

Железнодорожной администрации Российской Федерации предложено подготовить проекты необходимых изменений и дополнений в документы, содержащие требования в части нанесения маркировки государства собственника на узлы и детали грузового вагона для рассмотрения на очередном заседании рабочей группы по эксплуатации Комиссии вагонного хозяйства.

В рамках решения задачи «Автоматизированная система учета комплектации грузовых вагонов ходовыми частями с отражением их технического состояния» будет введен контроль срока службы литых деталей тележек. Для этого ВНИИЖТ и ИВЦ ЖА должны представить на очередное заседание рабочей группы по эксплуатации Комиссии вагонного хозяйства информацию о количестве литых деталей тележки с истекшим сроком службы и предложения по реализации контроля срока службы литых деталей при обработке сообщения 4634.

Рассматривались обращения постоянных рабочих групп по информационному обеспечению об изменении массы тары вагонов на основании корректировки данных паспорта вагона. Как сообщили представители ИВЦ ЖА, алгоритм изменения массы тары вагона на основании данных его паспорта реализован в рамках ведения АБД ПВ. Участники заседания сочли целесообразным применять единую технологию по учету массы тары грузовых вагонов собственного и инвентарного парков.

Учитывая, что требование по запрету установки под вагон деталей с межремонтным сроком, истекающим в межремонтный норматив вагона, не распространяются на грузовые вагоны в составе поездов, на заседании Комиссии принято решение о недопустимости случаев отцепки вагонов в эксплуатации по коду 119 «неисправность буксового узла по внешним признакам» со сроком проведения среднего ремонта (полного освидетельствования) колесных пар более 5 лет. Обсуждение данного вопроса будет продолжено на рабочей группе по эксплуатации грузовых вагонов.

Также для более детальной проработки на экспертной и рабочей группах Комиссией направлены вопросы по актуализации справочника «Модели грузовых вагонов» СЖА 2004 11, проекты положений о рабочей группе Комиссии вагонного хозяйства по эксплуатации грузовых вагонов и об экспертной группе.

Важно подчеркнуть, что несмотря на возникавшие в ходе обсуждения отдельных вопросов разногласия, участники заседания постоянно стремились к тому, чтобы находить компромиссные решения. Во многом этому способствовала и та обстановка, в которой проходила встреча, за что не раз звучала благодарность в адрес коллектива Приволжской железной дороги.

© Евразия Вести V 2016

www.eav.ru