МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Важная составляющая безопасности перевозок

В новых реалиях структурного реформирования железнодорожного транспорта и технического регулирования повышения требований в области обеспечения безопасности движения поездов потребовали осуществить структурное реформирование системы приемочного контроля грузовых вагонов и особо ответственных составных частей вагонов.

О деятельности вновь созданной организации независимого инспекционного и приемочного контроля, дающей возможность в новых экономических условиях владельцу инфраструктуры, производителям и собственникам грузовых вагонов перейти на принципиально новые формы взаимодействия, мы попросили рассказать генерального директора ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» Владимира Васильевича Асриянца.

Новая система технического регулирования существенно изменила систему обеспечения безопасности применяемых в перевозочном процессе технических средств.

По принятым нормативным и правовым актам безопасность технических средств обеспечивается комплексом мероприятий, осуществляемых системами разработки и постановки продукции на производство, испытаний и приемки продукции, а также оценки соответствия требованиям по безопасности.

Требования по безопасности продукции, а значит, и применяемых при перевозках технических средств, определяются системой железнодорожных технических регламентов ТР/ТС 001, 002, 003 – 2011. Конкретные технические требования по безопасности конкретных видов продукции установлены системой поддерживающих технических регламентов межгосударственных и национальных стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р).

Оценка безопасности установленных техническими регламентами объектов технического регулирования осуществляется в форме обязательного подтверждения соответствия (обязательной сертификацией или декларированием). Это признанные в международной практике методы обеспечения безопасности продукции, эффективность которых обусловлена системой стандартов на продукцию, процессы изготовления, методы контроля и испытаний, а также высоко результативными системами менеджмента качества на предприятиях-изготовителях продукции.

Широкое распространение в отечественной промышленности системного подхода к обеспечению качества, внедрению требований международных стандартов ISO и IRIS оказывает положительное влияние на повышение качества продукции. Об этом свидетельствует успешность реализации программ трансферта передовых зарубежных технологий с глубокой локализацией производства на отечественных предприятиях, расширение производства продукции по программам импортозамещения, набирающая положительную динамику система инновационного развития на основе коренной модернизации промышленного производства.

Тем не менее, в силу недостаточного технологического развития производства, низкой результативности системных методов обеспечения качества, целого ряда экономических причин на рынке продукции, применяемой на железнодорожном транспорте, обращается достаточно большое количество некачественной, а значит и не соответствующей безопасности продукции.

Для железнодорожного транспорта такая ситуация не допустима, так как даже единственный экземпляр некачественной продукции создает высокий уровень недопустимого риска и может привести к аварийным случаям с весьма тяжелыми последствиями. Анализ статистики транспортных происшествий свидетельствует о недопустимости проникновения в процесс перевозки некачественной и контрафактной продукции, безопасность которой весьма сомнительна.

Одной из причин выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям по безопасности, является несовершенство систем менеджмента качества, обеспечивающих точную реализацию требований по безопасности при производстве продукции, а также системы контроля исполнения требований по качеству и безопасности в процессе испытаний и приемки продукции.

Вполне понятно, что если сама система требований обеспечивает высокий уровень безопасности продукции и это полностью подтверждается системой обязательного подтверждения соответствия, то вовсе не означает, что все единицы продукции, даже в рамках допустимой вариабельности результатов технологии, тоже будут безопасными. Такие несоответствия возможны в силу огромного количества причин, но главным, при достигнутом уровне развития отечественного производства, остается высокий уровень влияния на конечные свойства продукции субъективных факторов как исполнения технологических требований, так и при оценке полученных технологических результатов.

По этим причинам роль системы приемочного контроля продукции представителями, не зависящими от производителя, в сложившихся условиях масштабных структурных преобразований возрастает. Об этом свидетельствуют результаты анализа отказов технических средств, вызвавших перерывы в движении поездов. Доля таких отказов по продукции, прошедшей процедуры приемочного контроля, значительно ниже по сравнению с продукцией, которая таких процедур перед выпуском в обращение на железнодорожном транспорте не проходила.

Роль приемочного контроля в обеспечении безопасности возрастает и в силу произошедших структурных изменений на железнодорожном транспорте. Высокая актуальность процедур приемочного контроля наглядно проявляется в вагонном хозяйстве, которое практически полностью перестроено на рыночные отношения. В результате значительно снизился прежде производимый внутри корпоративный контроль соблюдения условий безопасности, осуществляемый по всей цепочке от проектирования, изготовления, эксплуатации и утилизации специально ответственными за состояние безопасности специалистами.

Внедрение новых, более совершенных типов вагонов с высокими эксплуатационными показателями, обеспечивающие безопасность в более продолжительные периоды использования, не в полной мере решают задачу поддержания вагонов в высокой степени соответствия требованиям по безопасности. Особенно наглядно это проявляется в составных частях грузовых вагонов, состояние безопасности которых объективно снижается в процессе эксплуатации. Для выявления критичных изменений системой диагностики и периодических осмотров вагонов указанные изменения должны происходить по проектным показателям. А вот соблюдение указанных проектных показателей в значительной степени зависит от качества изготовления. Вот почему приемочный контроль независимыми приемщиками пока сохраняет свою актуальность.

Требования независимости от производителя и потребителя продукции являются основным критерием обеспечения объективности и равноправного взаимодействия участников рыночных отношений в такой важной отрасли для отечественной экономики, как железнодорожный транспорт.

Новые реалии таковы, что в результате проведенной в ОАО «РЖД» реорганизации вагонного комплекса подавляющее большинство грузовых вагонов передано на баланс сторонних организаций, а инвентарный парк грузовых вагонов принадлежности ОАО «РЖД» составил менее 66 тыс. единиц или 5,3 % от общероссийского парка, и приобретение новых грузовых вагонов планируется минимально, лишь для обеспечения хозяйственных нужд.

На рынке по ремонту и строительству нового подвижного состава появились новые частные предприятия и конкуренция в этой области деятельности. В связи с тем, что на железнодорожном транспорте в разы участились случаи с отказами технических средств и использования в эксплуатации контрафактных деталей и запасных частей, что в свою очередь угрожало безопасности движения поездов на пространстве 1520 и именно исходя из этого железнодорожные администрации, Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества приняли решение о необходимости вновь ввести институт инспекторов – приемщиков заводских на вагоностроительных и вагоноремонтных заводах.

Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества на тридцать девятом заседании, которое состоялось 16–17 ноября 2004 г. в г. Минске, утвердил и ввел в действие с 1 января 2005 г. «Типовое положение об инспекции железнодорожной администрации в объединениях и предприятиях, поставляющих грузовые вагоны, комплектующие узлы и запасные части к ним для государств – участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики» (далее – Типовое положение). Однако Типовое положение в настоящее время требует актуализации с учетом вновь принятых межгосударственных стандартов.

К Типовому соглашению необходимо разработать и согласовать Положение о приемочных клеймах, которыми будут пользоваться инспекторы-приемщики железнодорожных администраций или инфраструктуры.

Частные операторские компании неоднократно ставили вопрос выведения ведомственного инспекторского контроля грузовых вагонов и их комплектующих из системы ОАО «РЖД» на коммерческую основу и предлагали ее организовать на площадке НП «ОПЖТ».

Приняв во внимание мнение всех участников рынка в перевозочном процессе и собственников подвижного состава, 11 февраля 2015 г. в г. Чебоксары на очередном общем собрании членов НП «ОПЖТ» был рассмотрен вопрос об организации независимой структуры, осуществляющей приемочный контроль вагонной продукции после изготовления и перед выпуском в обращение на железнодорожном транспорте.

Решение о создании независимого инспекторского центра было принято членам некоммерческого партнерства единогласно.

Порядок организации и проведения ООО «ИЦПВК» инспекторского контроля на предприятиях, осуществляющих строительство, ремонт или модернизацию грузовых вагонов, и предприятиях, изготавливающих комплектующие к грузовым вагонам, предназначенных для эксплуатации на инфраструктуре в своей деятельности руководствуется требованиями межгосударственных стандартов:

– ГОСТ 32894–2014 «Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения»;

– ГОСТ 15.309 – 98 «Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения».

В соответствии с п. 5.1 ГОСТ 15.309 – 98 приемку продукции, изготовленной для ее поставки заказчику (потребителю) и (или) непосредственной продажи(реализации) покупателю, проводит ОТК.

Если условиями контрактов (договоров) между заказчиком и изготовителем (поставщиком) определено, что приемку продукции следует осуществлять независимому от последнего органу приемки (представительству заказчика или потребителя), то испытания и приемку проводят указанные представительства в присутствии ОТК силами и средствами изготовителя (поставщика). При этом все особенности и форма участия сторон в проведении приемки продукции определяются в договорах. В настоящее время ООО «ИЦПВК» осуществляет приемочный контроль продукции на 63 заводах РФ в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг. В приемочном контроле принимают участие более 80 инспекторов-приемщиков, имеющих квалификацию в этой области услуг, кроме того, более 70% процентов персонала прошли обучение по ИСО 9001– 2015 и имеют соответствующие документы о полученных знаниях.

В настоящее время хозяйствующие субъекты активно привлекают ООО «ИЦПВК» для оказания услуг по приемке продукции для оценки технического соответствия условиям договоров поставки.

Законодательством не установлены требования об обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги по оценке качества при приемке продукции, поэтому специальная аккредитация ООО «ИЦПВК» в настоящее время не требуется.

Тем не менее, для повышения уверенности потребителей услуг по приемке вагонной продукции целесообразно было бы провести независимую оценку компетентности ООО «ИЦПВК» в области приемки.

К сожалению, действующими нормативными и правовыми документами такая важная составляющая безопасности, как приемочный контроль вагонной продукции, обуславливается только условиями договоров. Но ведь безопасность не терпит договоренностей, она эффективна только на основе обязательных требований. Без обязательности требования по безопасности могут не соблюдаться недобросовестными участниками рыночных отношений. И таких примеров пока огромное множество, особенно в области самых разнообразных запасных частей, включая определяющие состояние безопасности и несущие способности подвижного состава.

По этой причине назрела необходимость нормативного закрепления требований приемочного контроля вагонной продукции перед выпуском в обращение на железнодорожном транспорте. Это можно осуществить путем внесения изменений в железнодорожные технические регламенты в раздел оценки соответствия.

Суть изменений заключается в том, чтобы ввести в систему обязательной оценки в форме обязательной сертификации еще одну дополнительную схему сертификации. В этой новой схеме наряду с периодической, существующей в настоящее время и подтверждающей соответствие специально отобранного образца продукции требованиям по безопасности, необходимо предусмотреть оценку каждой единицы продукции на эксплуатационную пригодность. Оценка каждой единицы продукции в полной мере совпадает с теми процедурами, которые многолетней практикой применения зарекомендовали себя как эффективный способ обеспечения безопасности вагонной продукции.

Такие изменения обеспечат необходимый правовой статус приемочного контроля независимыми инспекторами-приемщиками, потребует специальной аккредитации самой структуры и аттестации персонала, что обязательно повысит результативность этого важного и необходимого метода обеспечения безопасности вагонной продукции в многоукладном рыночном вагонном хозяйстве не только отечественного железнодорожного транспорта, но и в рамках единого железнодорожного пространства с шириной железнодорожной колеи 1520.

© Евразия Вести V 2016

www.eav.ru