ТРАНСЖАТ 2016


Надежность и эффективность, проверенные временем

В сентябре 2016 года коллектив проектно-изыскательского института электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» – филиал АО «Росжелдорпроект» отметил 80-летний юбилей. История становления и развития института как головной организации в области проектирования электрификации железных дорог и энергетических установок неразрывно связана с историей развития отечественного железнодорожного транспорта.

Институтом были разработаны проекты электрификации магистральных участков практически всех действующих железных дорог. Надежность и эффективность его работы проверена временем и заслужила достойной оценки.

Юбилей – это самое подходящее время, чтобы оглянуться назад и вспомнить, с чего все начиналось. В 30-х годах прошлого столетия с развитием железных дорог электрификация стала необходимым его условием. В 1932 году в стране появились первые электровозы, электрифицировались железные дороги Урала, Донбасса, Кузбасса. Это потребовало пересмотра организации проектного дела в системе Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) СССР.

Поэтому на базе созданной в 1935 году специализированной конторы по проектированию гражданских и технических сооружений на железнодорожном транспорте «Трансгражданпроект» 1 августа 1936 года были образованы две специализированные конторы, одна из которых – Всесоюзная контора по проектированию технических зданий, тяговых устройств и электроснабжения железнодорожного транспорта «Транстехпроект».

За годы своего развития проектная организация не раз меняла название и статус. В 1939 году «Транстехпроект» был утвержден в качестве «Института по индивидуальному и типовому проектированию тягового хозяйства, электрификации, электроснабжения и ремонтных заводов». А в 1956 году институт стал «Государственным проектным институтом электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект». В 1959 году решением Министерства путей сообщения СССР он становится головным институтом по проектированию электрификации и электроснабжения железных дорог и локомотивного хозяйства.

В 1989 году Министерством путей сообщения России утвержден Устав института с новым названием «Государственный ордена Трудового Красного Знамени проектно-изыскательский институт по электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» с филиалами в Воронеже, Минске и отделением в Москве. В 2003 году «Трансэлектропроект» стал филиалом ОАО «РЖД», в 2006-м – филиалом ОАО «Росжелдорпроект», с 2014 года – филиалом АО «Росжелдорпроект».

В качестве первых значимых проектов института в 30-х годах XX века стали проекты электрификации участков Москва – Серпухов – Тула, Железнодорожная – Фрязево – Ногинск, Пермь – Чусовская, Могзон – Чита, Норильск – Дудинка, а также развития тягового хозяйства на направлениях Карымская – Хабаровск – Ворошилов (в настоящее время – г. Уссурийск), реконструкции Новороссийского, Нижне-Днепровского, Дарницкого и Панютинского заводов, строительства новых литейно-механических заводов в Целинограде и Челябинске, ремонтных заводов в Криничной, Золотоноше и Новосибирске, проекты ТЭЦ на станции Бологое, Кировском машиностроительном заводе и ряд других объектов.

Начавшаяся Великая Отечественная война замедлила дальнейшее развитие электрификации железных дорог. Многие первоначальные планы были заморожены, проектирование новых участков было приостановлено. Но уже начиная с 1943 года, по заданию Наркомата обороны специальные выездные группы на местах разрабатывали проекты восстановления разрушенных Люблинского, Воронежского, Тихорецкого, Конотопского, Киевского, Калужского и других заводов с последующей модернизацией. Одновременно институт приступил к проектированию Челябинского паровозоремонтного завода, Воронежского и Кременчугского мостостроительных заводов, также домостроительного комбината на станции Солга.

В послевоенный период (1946 –1948 годы) была продолжена разработка документации по восстанавливаемым объектам и по объектам нового строительства, в том числе заводов для ремонта новых типов электровозов и тепловозов. Под руководством возглавившего тогда институт Федора Федоровича Косова была разработана генеральная схема развития и размещения ремонтных предприятий и начата разработка проектов тяговых подстанций и контактной сети для Дальневосточного региона.

В эти же годы институт разрабатывал документацию для электрификации магистральных участков Гороблагодатская – Богословск, Златоуст – Кропачево, Большой Московской окружной железной дороги и инфраструктуры пригородного сообщения Московского узла.

В 1953 году был разработан проект электрификации участка Ожерелье – Павелец, где впервые на железнодорожном транспорте СССР применили переменный ток промышленной частоты 25 кВ. А спустя два года совместно с институтом Гипротранссигналсвязь (сегодня филиал АО «Росжелдорпроект») спроектировали первую станцию стыкования постоянного и переменного тока Ожерелье. В дальнейшем (при участии других организаций) «Трансэлектропроект» спроектировал 27 таких же станций стыкования.

В продолжение работ по проектированию электрификации на переменном токе совместно с ВНИИЖТ были разработаны и утверждены Министерством путей сообщения СССР основные положения для применения новой системы электроснабжения 2х25 кВ, по которой позднее были электрифицированы участки Вязьма – Орша – Брест, Черусти – Сергач – Юдино (Казань) – Дружинино и другие. В проекте Саратов – Петров Вал (на участке Карамыш – Петров Вал) была применена система с трехфазными трансформаторами и повышающим автотрансформатором.

Всего по проектам института в СССР, включая большинство союзных республик, было электрифицировано свыше 21,5 тысячи километров железных дорог, из них более 15,5 тысяч – в РСФСР. Тогда же были переведены на телеуправление многочисленные устройства электроснабжения, построено и реконструировано большое количество ТЭЦ, объектов локомотивного хозяйства. В эти годы «Трансэлектропроект» активно участвует в деятельности «Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД)». В рамках межгосударственных договоренностей готовилась проектная документация и проведены работы по электрификации участков Бухарест – Предял – Брашов в Румынии, Джульфа – Тебриз в Иране, разработана рабочая документация на электрификацию участка Ретиро – Пилар в Аргентине, а также подготовлена проектно-конструкторская документация и оказаны инженерные услуги для вновь электрифицируемых участков железных дорог в КНДР, КНР, Турецкой Республике.

На основе результатов исследований института «ВНИИЖТ», накопленного опыта проектирования и с учетом эксплуатации объектов электроснабжения «Трансэлектропроект» совместно с Главным управлением электрификации и электроснабжения МПС СССР разработал ряд нормативных и методических документов, большое количество типовых материалов для проектирования по устройствам электрификации и энергетического хозяйства на переменном токе, проектированию станций стыкования, электрическим и механическим расчетам устройств электроснабжения, проектированию релейных защит, автоматики и телемеханики, по защите от искрообразования и электрохимической коррозии.

Новейшая, уже Российская, история института характеризуется дальнейшим укреплением позиций на рынке проектно-изыскательских работ по электрификации железных дорог, в том числе благодаря внедрению инновационных технологий. Так, в 1997–1998 годах в проекте электрификации участка Коноша – Обозерская Северной железной дороги впервые была введена система с экранирующим и усиливающим проводами (ЭУП), позволившая увеличить расстояние между подстанциями, что значительно снизило затраты на строительство сооружений электрификации.

В те годы при проектировании контактной сети основным направлением стало широкое применение железобетонных опор, блочных и свайных железобетонных фундаментов, унификация поддерживающих конструкций, узлов и деталей контактной сети, использование компенсированных подвесок, повышение ветроустойчивости, создание схем и узлов для плавки гололеда. Активно велась работа по внедрению секционных изоляторов с полимерными изолирующими элементами, устройству проводов воздушных линий различного назначения на опорах контактной сети, что способствовало снижению затрат на строительство и улучшению условий эксплуатации.

Для новых объектов электрификации были разработаны проекты телемеханизации объектов электроснабжения, пунктов параллельного соединения и постов секционирования контактной сети, пунктов группировки для станций стыкования, устройств компенсации реактивной мощности для улучшения качества электроэнергии и увеличения уровня напряжения в контактной сети на перегонах и многое другое.

Большинство этих инноваций были внедрены при электрификации участков Сызрань – Сенная, Саратов – Петров Вал и Волгоград – Котельниково на Приволжской железной дороге, а также Маленга – Обозерская на Северной железной дороге, при переводе с постоянного на переменный ток участков Минеральные Воды – Кисловодск Северо-Кавказской, Зима – Иркутск – Слюдянка Восточно-Сибирской железных дорог, а также при работах по реконструкции участков Забайкальской железной дороги и объектов электроснабжения Малого кольца Московской железной дороги.

Накопленный коллективом института опыт, заслуженная репутация, а также наличие высококвалифицированных кадров позволяют смотреть в будущее с уверенностью и оптимизмом. Сейчас «Трансэлектропроект» продолжает проектные работы на объектах электроснабжения Восточного полигона и новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово в обход Украины, по электрификации и реконструкции линий Таманского полуострова Северо-Кавказской железной дороги, а также на других значимых для нашей страны объектов.

Сегодня под руководством директора института Сергея Владимировича Логинова коллектив продолжает постоянно совершенствоваться в области проектирования систем электроснабжения, строительства зданий и сооружений, коммуникационных систем, обеспечивающих работу всей инфраструктуры железнодорожного транспорта. Особенно важно, что коллектив постоянно пополняется молодыми специалистами. Сегодня средний возраст сотрудников составляет 39 лет, около 100 сотрудников – молодые специалисты в возрасте до 30 лет. Осваиваются новые виды работ – инженерно-экологические, гидрометеорологические изыскания, дендрологические исследования. Институт ежегодно участвует в разработке типовой проектной документации, в рамках взаимодействия с Центральной дирекцией инфраструктуры ОАО «РЖД» за последние пять лет отработано около 100 нормативных документов в области электрификации железнодорожного транспорта Российской Федерации.

За высокие трудовые показатели и большой вклад в развитие электрификации железных дорог страны «Трансэлектропроект» неоднократно поощрялся высокими наградами: орденом Трудового Красного Знамени за выдающиеся достижения в проектировании электрификации железных дорог и успешное выполнение задания по переводу на электрическую тягу железнодорожной магистрали Москва – Байкал, электрификация участка Москва – Киев – Львов – Чоп была отмечена премией Совета Министров СССР. За вклад в развитие народного хозяйства страны институт неоднократно награждался почетными грамотами и дипломами Выставки достижения народного хозяйства, за высокий технический уровень и качество продукции – Всесоюзным советом научно-технических обществ. В последние годы «Трансэлектропроект» награждался Почетными грамотами: за активное участие в крупнейших проектах Общества, за I место по итогам производственно-финансовой деятельности в Обществе, Премией союза строителей железных дорог за достижения в области проектирования систем электроснабжения и электрификации, а по итогам работы в 2014 и 2015 годах институт занял первое место среди филиалов АО «Росжелдорпроект», был награжден переходящим кубком и грамотой генерального директора Общества.

© Евразия Вести IX 2016

www.eav.ru