ТРАНСЖАТ 2016


Двадцать шесть лет эффективного развития и прогресса

Последовательная и целенаправленная работа по совершенствованию необходимых железнодорожному транспорту технических средств позволяет добиваться снижения себестоимости перевозок и оптимизации затрат по всем составляющим этого процесса.

О конкретных достижениях коллектива Межгосударственный концерн «ТРАНСМАШ» рассказывает его генеральный директор Вадим Николаевич Николаев.

Концерн транспортного машиностроения образован в 1990 году постановлением Правительства бывшего СССР. В 1991 году межправительственным соглашением России, Украины и Латвии концерну был придан статус межреспубликанского. В 1992 году в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.92 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» Межреспубликанский концерн транспортного машиностроения был преобразован в Акционерное общество закрытого типа Межгосударственный концерн «ТРАНСМАШ» (Концерн «ТРАНСМАШ»).

Учредителями концерна являются предприятия транспортного машиностроения, в том числе старейшие предприятия путевого машиностроения, история которых неотделима от развития железнодорожного транспорта России.

В целом на предприятиях концерна освоено производство более 100 типоразмеров железнодорожной техники. Это машины для строительства, ремонта и текущего содержания пути, способные выполнять полный цикл операций, начиная от разборки старого пути и укладки нового, его подбивки, выправки, отделки, планировки и уплотнения балластной призмы до контроля требуемых параметров готового пути.

Дальнейшее развитие путевого машиностроения – завершение комплексной механизации путевых работ путем создания недостающих в комплекте машин с учетом импортозамещения. Основными задачами, решаемыми при этом, являются повышение производительности всей цепочки машин, увеличение в 1,5–2 раза объема ремонтных работ, осуществляемых в «окна», повышение скоростей движения поездов в послеремонтный период, приближение отметок продольного профиля пути во время его ремонта к проектному значению. Наряду с этим большое внимание необходимо уделять вопросам повышения надежности машин, снижению их энерго- и металлоемкости, и стоимости, а также унификации узлов и деталей, применению автоматизированного управления и средств контроля за работой машин.

Отдельно хотел бы остановиться на сервисном обслуживании железнодорожной техники.

Сервисное обслуживание является одним из инструментов снижения удельных эксплуатационных расходов за счет повышения надежности и производительности железнодорожной техники, снижения простоев и сокращения сроков ее ремонта.

Низкий уровень сервисного обслуживания отрицательно влияет на эффективность использования технических средств.

Особую актуальность этот вопрос приобретает при переходе на ценообразование с учетом стоимости жизненного цикла изделия.

Современная железнодорожная техника отличается повышенной сложностью, оснащена наукоемким механическим, электрическим, электронным и гидравлическим оборудованием. Рост ее технического уровня требует соответствующего роста квалификации обслуживающего персонала и контроля условий эксплуатации. Отсутствие этих условий влечет за собой снижение производительности труда из-за простоев техники в ремонте и, соответственно, повышение эксплуатационных расходов.

Концерн «Трансмаш» готов к взаимовыгодному тесному сотрудничеству с предприятиями железнодорожного транспорта, взаимодействию на инновационной основе.

Основные направления деятельности концерна: исследования рынка железнодорожной техники, реализация и сервисное обслуживание производимой предприятиями концерна продукции, модернизация и ремонт эксплуатируемого подвижного состава и путевой техники, поставка запасных частей и комплектующих, сдача в аренду подвижного состава и путевых машин как новых, так и бывших в употреблении, в том числе и с экипажем.

В плане диверсификации производства мы разработали и производим уже в течение 2-х лет горочную технику для сортировочных станций (вагонные замедлители и управляющую аппаратуру к ним, весомеры КВГ-15, балочные заграждающие устройства для сортировочных путей и др.), которая позволяет сократить время маневровых работ и адаптируется к любым информационным системам. Производим также капитальный ремонт вагонных замедлителей.

В условиях реализации программы развития сортировочных станций, механизации и автоматизации сортировочных горок новое направление деятельности концерна является приоритетным.

Отдельно хотел бы остановиться на производстве горочной техники и вагонных замедлителей.

Замедлитель вагонный универсальный модернизированный (ЗВУМ)

ЗВУМ предназначен для механизации и автоматизации процесса регулирования скорости вагонных отцепов на действующих и вновь создаваемых сортировочных горках, может устанавливаться на спускной части горок, а также на парковых тормозных позициях.

Основные преимущества замедлителей ЗВУМ:

– наличие тормозной системы, автоматически подстраивающейся к расстоянию между колесами тележки на величину не менее 20 мм, обеспечивающую одинаковую силу нажатия на внутреннюю и наружную поверхность обода колеса (в соответствии с требованиями ГОСТ 2223– 2010);

– высокий уровень безопасности использования (автоподстройка тормозной системы к колесам тележки позволяет избегать выдавливания колес вагонов из замедлителя);

– автоподстройка тормозной системы обеспечивает меньшее потребление энергии сжатого воздуха по отношению к замедлителям без наличия таковой системы;

– опционально используются клапаны быстрого выхлопа, что позволяет ускорить приведение замедлителя в отторможенное состояние.

Рассмотрим основные варианты исполнения замедлителей.

По высоте от низа бруса до уровня головки рельса (УГР): 600 мм; 900 мм, 1130 мм.

По числу звеньев (тормозных балок в одной цепи): 1; 2; 3; 4; 5; 6.

По числу приводных рельсов:

– двухрельсовые (у которых тормозные устройства, размещенные на обеих рельсовых нитях, одинаковы и могут действовать как совместно, так и независимо друг от друга);

– однорельсовые (у которых на одной рельсовой нити размещается тормозная система, а на другой – контррельс).

Возможен вариант исполнения замедлителя для установки в криволинейных участках пути (только высотой от низа бруса до УГР – 600 мм).

Геометрические параметры положения тормозных шин отвечают требованиям нижнего очертания габаритов С и Сп по ГОСТ 9238 для горочных вагонных замедлителей.

Замедлитель вагонный энергосберегающий (ЗВЭ)

Замедлитель ЗВЭ служит для регулирования скорости вагонных отцепов. Основное место использования – сортировочные горки малой мощности и парковые тормозные позиции на горках средней и большой мощности.

ЗВЭ предусматривает работу без использования пневматической энергии, с использованием кинетической энергии движущегося вагона. Тип замедлителя – клещевидно-нажимной двухрельсовый пружинно-гидравлический. Замедлитель может устанавливаться на прямых и кривых участках пути радиусом от 200 м. Режим работы – непрерывный, круглосуточный. Потребляемая им мощность – не более 120 Вт. Масса около 12 500 кг. Высота в рабочем положении – 750 мм.

Замедлитель вагонный с пневмокамерами типа КНЗ-5пк и КНЗ-3пк

Замедлитель предназначен для механизированного торможения вагонных отцепов на парковых тормозных позициях механизированных и автоматизированных сортировочных горок и может устанавливаться как на строящихся, так и на реконструируемых сортировочных станциях. Он может эксплуатироваться в районах с умеренным климатом категория размещения У1 по ГОСТ 15150-69 при предельных рабочих значениях температуры окружающей среды от минус 40 oС до плюс 45 oС и относительной влажности до 100% при плюс 2.

Замедлитель вагонный парковый с пневмокамерами типа РНЗ-2Мпк

Этот замедлитель предназначен для механизации процессов торможения вагонов отцепов на путях парковых тормозных позиций механизированных и автоматизированных сортировочных горок. Он выпускается в климатическом исполнении У, категории I по ГОСТ 15150. Максимально допустимая скорость входа вагона на замедлитель 6,5 м/с. А вот максимально допустимое замедление при торможении вагонов 4,0 м/с. Тип ходовых рельсов замедлителя – Р 65. Габаритные размеры замедлителя в миллиметрах (не более): длина по рельсам – 6242; длина по тормозным шинам – 3600; ширина – 4224; высота в рабочем положении – 700; высота от низа бруса до уровня головки рельса – 550. Масса замедлителя: полная без комплекта запасных частей – 8300 кг, а без брусьев и ходовых рельсов – 7050 кг. Наименьший радиус кривой, в которой можно устанавливать этот замедлитель – 180 метров.

Еще хотелось бы отдельно остановиться на производстве воздухосборников.

Воздухосборник ВУПЗ-05Э

Воздухосборник ВУПЗ-05Э предназначен для дистанционного управления вагонным замедлителем. Управление может осуществляться оператором непосредственно тумблерами на панели БУК ЭП с ведущего воздухосборника ВУПЗ-05Э или дистанционно с рабочего места за пультом оператора из кабины наблюдения или с помощью аппаратуры автоматического управления, размещенной на горочном посту сортировочной горки.

Входящий в состав воздухосборника ВУПЗ-05Э абонентский блок АДК-1 аппаратуры дистанционного контроля (АДК) позволяет контролировать параметры воздухосборника (уровень давления воздуха в выходном коллекторе, температуру внутри подогреваемого блока, напряжение питания, количество включений тормозных клапанов) автономно или осуществлять дистанционную передачу этих данных на рабочие места оператора управления замедлителями и (или) дежурного механика. Для приема информации от абонентских блоков АДК-1 постовое оборудование должно содержать базовые блоки АДК-1 или аппаратуру дистанционного контроля АДК-2 (АДК-3).

Управление одним вагонным замедлителем осуществляют два воздухосборника ВУПЗ-05Э. Один из них (любой по выбору) работает в режиме «Ведуший», другой – в режиме «Ведомый».

Для управления вагонным замедлителем предусмотрены восемь режимов торможения (Т0.5; Т1.0; Т1.5; Т2.0; Т2.5; Т3.0; Т3.5; Т4.0) и режим оттормаживания (Р). Для каждого из режимов торможения Т0.5-Т3.5 предусмотрена установка нижнего и верхнего уровней давления, в пределах которых давление удерживается автоматически путем включения тормозных или оттормаживающих клапанов.

Воздухосборник ВУПЗ-05Э состоит из воздухосборника МВ-400 с установленной на нем аппаратурой электропневмоуправления.

Состав электропневмоаппаратуры управления:

– два блока клапанов БК;

– блок коммутации;

– блок управления клапанами электропневматический БУК ЭП;

– блок абонентский АДК-1 (в составе БУК ЭП);

– узел манометра.

Воздухосборник ВУПЗ-15Э

Воздухосборник ВУПЗ-15Э предназначен для дистанционного управления вагонным замедлителем. Управление может осуществляться оператором непосредственно тумблерами на панели БУК ЭП с ведущего воздухосборника ВУПЗ-15Э или дистанционно с рабочего места за пультом оператора из кабины наблюдения или с помощью аппаратуры автоматического управления, размещенной на горочном посту сортировочной горки.

Основным отличием от воздухосборника ВУПЗ-05Э является применение нового блока управления электропневматического БУК ЭП-М, который имеет следующие особенности:

– раздельное электропневмоуправление каждым из двух блоков клапанов воздухосборника. При этом упрощается реализация более точного задания порогов уровней по ступеням торможения и обеспечивается резервирование при выходе из строя одного из электропневмораспределителей;

– расширенные диапазоны напряжений питания и управления. Наличие отдельного источника питания в БУК ЭП-М от цепи обогрева 230В позволяет значительно снизить требования к качеству и длине проводов управления воздухосборником;

– наличие двух датчиков давления и двух датчиков температуры, с автоматическим выбором второго при неисправности первого;

– для связи с горочным постом могут использоваться высокоскоростные интерфейсы CAN 2.0B и RS-485 с гальванической (оптической) развязкой. По данным интерфейсам передается вся телеметрия, информация о включенных режимах, принятых командах и состояние исправности узлов ВУПЗ-15Э. Дополнительно интерфейс поддерживает прием с горочного поста команд включения режимов торможения (оттормаживания);

– реализован подсчет количества срабатываний отдельно по каждой катушке электропневмораспределителей и по каждой ступени торможения. Также реализован подсчет времени наработки (общего и с момента последнего включения). Данная информация может быть передана на горочный пост;

– выходы управления катушками электропневмораспределителей выполнены в виде интеллектуальных ключей, что предотвращает их выход из строя при коротких замыканиях или перегрузках при неправильном подключении. При этом микроконтроллер определяет обрыв или замыкание в катушке и передает информацию о неисправности на горочный пост.

Входящий в состав воздухосборника ВУПЗ-15Э абонентский блок АДК-1 аппаратуры дистанционного контроля АДК позволяет контролировать параметры воздухосборника (уровень давления воздуха в выходном коллекторе, температуру внутри подогреваемого блока, напряжение питания, количество включений тормозных клапанов) автономно или осуществлять дистанционную передачу этих данных на рабочие места оператора управления замедлителями и (или) дежурного механика. Для приема информации от абонентских блоков АДК-1 постовое оборудование должно содержать базовые блоки АДК-1 или аппаратуру дистанционного контроля АДК-2 (АДК-3).

Аналогично работе воздухосборников ВУПЗ-05Э, управление одним вагонным замедлителем осуществляют два воздухосборника ВУПЗ-15Э.

Воздухосборники с управляющей аппаратурой ВУПЗ-05М; ВУПЗ-05М/07А

Воздухосборники ВУПЗ-05М и ВУПЗ-05А/07 предназначены для электропневматического управления потоком сжатого воздуха, поступающего в пневматическую сеть вагонного замедлителя от компрессорной по команде с рабочего места оператора или с аппаратуры автоматического управления, размещенной на горочном посту сортировочной станции. Оба воздухосборника ненамного отличаются габаритами, массой и другими внешними параметрами. Но их технические характеристики заметно разнятся.

Главные отличительные особенности воздухосборника ВУПЗ-05М/07А от воздухосборника ВУПЗ-05М таковы:

– взамен блока БУК-3 141.00.00.000 V8/M10-1 (141.00.00.000 V8/M10-2) и регулятора давления РДК4-77М установлен электронный блок управления клапанами БУК-Э/М10-5 фирмы FESTO с микроконтроллером, в зависимости от исполнения ВУПЗ-05М на 24В или на 48В;

– взамен клемной коробки установлен блок грозозащиты;

– напряжение питания БУК-Э/М10-5 – 220 В (в исполнениях ВУПЗ-05М/1, /2, /3, /4, /5, /6 использовалось только для обогрева);

– в исполнениях ВУПЗ-05М/07АF применены впускные и выпускные нормально закрытые пневмоуправляемые клапаны типа VZXF фирмы FESTO (аналог ДКП-50);

– гибкое программное обеспечение, с возможностью перепрограммирования блока БУК-Э/М10-5;

– вместо одного глушителя на каждый вывод установлены глушители новой конструкции.

Основным инновационным решением является установка на воздухосборник ВУПЗ-05М, для управления пневмоклапанами, блока управления клапанами электронного БУК-Э/М10-5.

Установка блока БУК-Э на воздухосборник ВУПЗ-05М позволила осуществить:

– раздельное управление блоками клапанов;

– большее количество ступеней торможения – 8 вместо 4;

– перепрограммирование блока БУК-Э/М10-5 для настройки рабочих параметров воздухосборника ВУПЗ-05М/07А для подключенного замедлителя;

– повысить надежность в управлении и работе ВУПЗ;

– функция контроля целостности цепей управления;

– контроль за утечками в пневмосети замедлителя и утечек тормозных клапанов ВУПЗ;

– обновление программного обеспечения блока БУК-Э/М10-5 для адаптации к новым требованиям заказчика и КСАУ СП;

– за счет установки блока питания на 220В увеличена дальность действия аппаратуры;

– снизить трудозатраты при эксплуатации (настройка, диагностика).

Управление одним вагонным замедлителем должны осуществлять два воздухосборника ВУПЗ-05М/07А. При этом один из них (по выбору) должен работать в режиме «Ведущий», другой – в режиме «Ведомый».

В случае проведения регламентных или аварийных работ с одним из воздухосборников допускается управление вагонным замедлителем одним воздухосборником в режиме «Один». Выбор режима осуществляется переключением тумблера «Ведущий – один – ведомый» на панели блока БУК-Э.

В аварийной ситуации при отсутствии питающего напряжения на одном из блоков БУК-Э контроллер автоматически переключает парный блок БУК-Э в режим ведущего, сигнализируя о возникшей аварии оператору.

Глушители новой конструкции позволили уменьшить уровень шума на 10дБ (А), по сравнению со старой конструкцией глушителя (замеры типовых заводских испытаний).

Для снижения уровня шума были проведены расчеты и принято решение на каждый из 4-х выводов установить по отдельному глушителю. Данный комплект глушителей позволяет без всяких доработок заменять глушители старой конструкции на воздухосборниках, подключенных к замедлителям непосредственно в «полевых» условиях.

Конструкция блока БУК-Э в комплекте с блоком грозозащиты позволяет без особых доработок осуществить замену блока БУК-3 141.00.00.000 V8/M10-1 (141.00.00.000 V8/M10-2), регулятора давления РДК4-77М и клеммную коробку воздухосборников исполнений ВУПЗ-05М/1, /2, /3, /4, /5, /6. Это также позволяет производить модернизацию воздухосборников, подключенных к замедлителям непосредственно в «полевых» условиях, а также дает возможность наладить ремонт с модернизацией отработанных воздухосборников. Все виды управляющих аппаратур нашего производства по желанию заказчика мы готовы оборудовать глушителями.

Балочное заграждающее устройство для сортировочных путей

Устройство БЗУ-ДУ-СП2К предназначено для остановки и закрепления вагонов и отцепов с целью предупреждения их несанкционированного выхода за пределы сортировочного парка или приемоотправочных путей. Наиболее важные рабочие параметры устройства: удельная расчетная погашаемая энергетическая высота для вагона весом 80 тонн на 1 метр длины по тормозным шинам, усилие нажатия тормозных шин, усилие удержания на одну тележку вагона, рабочая скорость входа вагона в заторможенное устройство при формировании состава, масса останавливаемого отцепа при рабочей скорости входа вагонов в устройство, масса отцепа, удерживаемого устройством на уклоне, и другие. Тип ходового рельса в пределах устройства – Р65. Вид климатического исполнения У по ГОСТ 15150-69 (от –45 до +40 oС).

Блок защиты стрелки горочной

Блок защиты стрелки горочный (БЗСГ) предназначен для защиты стрелки от перевода под подвижным составом, а также для других задач, требующих регулируемой длительности задержки по времени сигнала от прохода колесной пары.

По габаритным и установочным размерам блок БЗСГ-02М взаимозаменяем с блоком медленнодействующих повторителей БМП-62, но не является взаимозаменяемым по электрическим параметрам.

Вид климатического исполнения УХЛ4.2 по ГОСТ 15150-69 (условия эксплуатации от +10 до +35 oС).

Режим работы блоков БЗСГ-02М, БЗСГ-03 – продолжительный по ГОСТ 183-74.

Индикатор усилия нажатия тормозных шин вагонных замедлителей

Индикатор усилия нажатия тормозных шин вагонных замедлителей (ИУН3М) предназначен для контроля основного параметра вагонных замедлителей – усилия нажатия тормозных шин в любой точке тормозной системы вагонного замедлителя при разных ступенях торможения.

Вид климатического исполнения УХЛ1 по ГОСТ 15150-69.

ИУН3М сохраняет работоспособность при изменении температуры окружающей среды от –60 до +60 oС, устойчив к воздействию относительной влажности до 100% при температуре (25±2) oС.

Степень защиты, обеспечиваемая оболочкой ИУН3М от проникновения внешних твердых предметов и воды – IP54 по ГОСТ 14254-96. Качество защитных покрытий соответствует IV классу покрытия по ГОСТ 9.032-74.

Срок службы ИУН3М не менее 10 лет.

Практика показала, что Концерн «ТРАНСМАШ» способен развиваться и адаптироваться к потребностям рынка. Это демонстрирует анализ показателей работы наших предприятий и организаций. В то же время, чтобы быстрее двигаться вперед, надо постоянно думать об инновациях, активно развиваться за счет внутренних резервов, сокращать неэффективные издержки. В настоящее время наша железнодорожная отрасль испытывает потребность в обновлении железнодорожной техники. Поэтому есть спрос на нашу продукцию и его надо как можно полнее удовлетворять.

Сегодня мы работаем над внедрением датчиков контроля занятости пути ФЭУ-ИК, комплекта средств малой механизации горочный КСММГ, бетонного основания для вагонных замедлителей, автоматического солидолонагнетателя, локализации точечного вагонного замедлителя фирмы Siеmens и другой продукции.

* * *

Мы рады, что спрос на нашу продукцию постоянно растет. И будем стремиться к тому, чтобы ее качество, дизайн и технические характеристики постоянно улучшались.

© Евразия Вести IX 2016

www.eav.ru