ТРАНСЖАТ 2016


Цифровые технологии, импортонезависимость

Создание в 1991 году ОАО «Радиоавионика» проходило в условиях тяжелейшего кризиса в экономике страны, реального снижения потребности в продукции оборонного назначения, когда крупные предприятия не смогли выстоять при падении госзаказов.

О достижениях и сегодняшнем дне предприятия, которое в этом году отмечает свое 25-летие, рассказывает генеральный директор компании Николай Андреевич Белоусов.

Команда организаторов нового предприятия во главе с первым генеральным директором, доктором технических наук Е.Э. Чернышовым ставила перед собой амбициозные задачи: продукция должна быть востребована заказчиком и быть конкурентоспособной не только на российском рынке, но и за рубежом, коллектив специалистов и руководителей должен быть высокопрофессиональным и способным решать задачи любой сложности.

Гибкая структура вновь созданной компании позволила сориентировать свою деятельность таким образом, что производимая ею продукция пользуется спросом как в военном ведомстве России, так и на железнодорожном транспорте.

Взятый МПС России в середине 90-х годов курс на широкое внедрение микропроцессорной техники во всех областях хозяйства, развитие цифровых систем связи и информационных технологий позволил руководству и специалистам компании активизировать реализацию проекта электронной системы управления стрелками и светофорами, а в области содержания объектов инфраструктуры – разработку аппаратуры ультразвуковой дефектоскопии, что напрямую связано с задачами технического перевооружения железных дорог.

Команду профессионалов, сформированную под задачу разработки отечественной микропроцессорной централизации (МПЦ), возглавили ведущие специалисты: Л.Н. Романов, А.В. Грошев, О.П. Маковеев, В.С. Любимов, силами которых были созданы основные документы, проведен выбор структуры управляющего вычислительного комплекса, разработаны алгоритмы и операционная система.

Всего два с половиной года понадобилось от утверждения «Технического задания» на МПЦ до включения в опытную эксплуатацию первого образца системы. Активную помощь в этом вопросе оказывали организации: ГТСС, ПГУПС, институт НИИАС.

По результатам опытной эксплуатации уже в 2000 году комиссия МПС России приняла решение о тиражировании микропроцессорной централизации ЭЦ-ЕМ на сети железных дорог России.

На стадии серийного внедрения была решена задача интеграции в структуру ЭЦ-ЕМ централизованной автоматической блокировки, одновременно шла работа по созданию совмещенной питающей установки СПУ, соответствующей самым жестким требованиям по качеству электроэнергии, надежности ее работы и бесперебойному электроснабжению устройств ЖАТ. Такая установка оказалась востребованной не только для систем ЭЦ-ЕМ, но и для централизованной автоблокировки – проект модернизации на участке Санкт-Петербург – Москва – релейных систем централизации.

Развитие производственной базы, создание структур, связанных с проектированием систем ЖАТ, пуско-наладочными работами, сервисным обслуживанием позволило ОАО «РЖД» включить нас в проекты важнейших строек: Адлер – Альпика Сервис (Олимпийские игры 2014 в Сочи), строительство Лужского железнодорожного узла, обход Краснодара, модернизация устройств на участках Санкт-Петербург – Бусловская, Туапсе – Адлер и ряд других.

По всем объектам поставка оборудования, пуско-наладка, разработка новых технических решений – все шло в точном соответствии с общим графиком строительно-монтажных работ.

Достаточно сказать, что только в рамках проекта оборудования системой управления движением на участке Адлер – Альпика Сервис было осуществлено более десяти новых технических решений, связанных с высоким уровнем автоматизации управления, двухканальной системой АЛС, использованием радиоканала. Создание системы управления на этом участке определялось специально разработанными техническими требованиями, утвержденными главным инженером ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем. Реализация проекта подтвердила высокую надежность системы, особенно в период Олимпиады, перспективу применения технических решений на других полигонах ОАО «РЖД».

Всего к настоящему времени системами ЭЦ-ЕМ оборудовано 148 станций с общим числом стрелок более 4,5 тысяч.

Успеху предприятия в продвижении продукции ЖАТ на рынок ОАО «РЖД» во многом способствовал целый ряд факторов: комплектность поставок, высокий уровень надежности и безопасности системы ЭЦ-ЕМ, постоянное развитие в направлении расширения функций, адаптации к другим системам ЖАТ, обновления программной среды и аппаратной базы.

Возможности системы ЭЦ-ЕМ сегодня – это и управление крупными (более 200 стр.) железнодорожными станциями, совмещенное рабочее место ДСП различных парков крупных станций, управление удаленной станции с опорной станции (мини-ДЦ), бессигнальная автоблокировка, увязки с системами МАЛС, ДЦ и др.

Говоря о достижениях в области микропроцессорных систем управления движением и обеспечения безопасности, нельзя не сказать и о тех проблемах, которые сегодня существуют перед нашими разработчиками средств ЖАТ.

Импортозамещение. В условиях санкций западных государств, направленных против России, резко ухудшилась ситуация с закупкой электронных компонентов, поставляемых ведущими мировыми компаниями. Анализ продукции отечественных производителей позволил найти замену по ряду позиций. Наиболее критичным элементом для МПЦ является микропроцессор, который во многом определяет выполнение требований безопасности и функциональности системы. Специалистами компании в настоящее время проводятся исследования по применению в качестве базового в УВК микропроцессора «Эльбрус», изготовляемого российским предприятием.

Кибербезобасность. Плановая работа с Центром кибербезопасности ОАО «НИИАС» позволит уже в текущем году отработать основные технические решения по защите системы ЭЦ-ЕМ от кибер-угроз, что в последующем потребует внесения изменений в проекты и выполнения всех рекомендаций Центра после завершения работ.

Инвестиции в хозяйство ЖАТ. Сокращение расходов ОАО «РЖД» на Программу обновления ЖАТ, новое строительство заставляет нас искать пути повышения привлекательности наших разработок и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Мы сегодня уже готовы предложить такие решения: частичная модернизация систем электрической централизации с сохранением напольного оборудования, кабельных сетей, существующих технических зданий; системы ЖАТ для железнодорожных линий различных категорий, которые позволят провести оснащение дифференцированно по грузонапряженности и интенсивности движения. Особое внимание следует уделить малодеятельным линиям, которых в ОАО «РЖД» 13,5 тыс. км, а расходы на содержание объектов инфраструктуры составляют существенную часть от бюджета компании.

Серьезный ресурс в развитии систем управления движением мы видим и в применении радиоканала как среды передачи информации между стационарными объектами ЖАТ и локомотивными устройствами безопасности.

Решение этих и других задач, связанных с развитием автоматизации управления, потребует существенной переработки управляющего вычислительного комплекса, программного обеспечения, применения современных процессорных устройств.

Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов, реализованная на базе отечественных электронных компонентов и программных продуктов, созданных специалистами ОАО «Радиоавионика», с решением задач информационной безопасности и киберзащищенности – это импортонезависимая система, которая должна занять свое место в комплексном научно-техническом проекте ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога».

Второй, не менее важной сферой деятельности ОАО «Радиоавионика» является разработка и производство аппаратуры дефектоскопии рельсов.

Создание этой техники началось с первых лет существовании, компании. Возглавили это направление два крупнейших ученых в этой области – доктора технических наук А.К. Гурвич и А.А. Марков.

Благодаря их усилиям в разработку целого ряда ультразвуковых дефектоскопов АВИКОН была заложена новая методологическая база и самые современные конструкторские и технические решения, что позволило существенно повысить вероятность обнаружения дефектов по всему сечению рельсов.

Объединив акустические и магнитные методы в комплексе АВИКОН-ОЗМ, дополнив системой видеорегистрации состояния инфраструктуры, а затем, объединив в одном вагоне дефектоскопию рельсов и измерение параметров пути, мы получили многофункциональную мобильную лабораторию оценки состояния путевого хозяйства.

Коллектив научно-технического комплекса неразрушающего контроля (НТК СНК), возглавляемый кандидатом технических наук М.Н. Шиловым, ведет активную политику в части расширения полигонов применения созданных средств дефектоскопии. И здесь важно, что это оборудование применяется не только на российских железных дорогах, но и за рубежом.

Долгосрочные отношения установлены с Центром диагностики железных дорог Венгрии, через наших партнеров в Западной Европе наша продукция поступает в Австралию, Канаду, страны Юго-Восточной Азии.

Активное сотрудничество идет с железными дорогами Казахстана и рядом других государств.

Как перспективные направления в этой области мы ведем разработки по повышению скорости проследования вагона-дефектоскопа, автоматизации расшифровки дефектрограмм и информации с видеорегистраторов, созданию новых методов регистрации сигналов, измерению размеров дефектов и многое другое.

Решение этих и многих других задач в сфере диагностики объектов инфраструктуры невозможно без применения современных микропроцессорных технологий, адаптивных программных продуктов, цифровых средств связи. Так, при разработке двухниточного дефектоскопа АВИКОН-31 заложены функции автоматизации выбора схем прозвучивании, цветной сенсорный экран, автоматический контроль чувствительности канала, регистрация координаты пропадания сигнала, возможность передачи файлов дефектограмм по мобильной связи и многое другое.

Создание нового оборудования и технологий на предприятии сопровождается развитием и совершенствованием производственной базы, обновлением станочного парка и внедрением наиболее эффективных технологий металлообработки, сборки и испытания выпускаемой продукции. Система управления бизнесом на предприятии аттестована по требованиям «Международного стандарта железнодорожной промышленности» IRIS и с 2014 года идет ежегодное подтверждение условий этого стандарта с одновременным повышением уровня аттестации.

ОАО «Радиоавионика» является членом «НП ОПЖТ», участвует во всех крупнейших выставках и конференциях, проводимых ОАО «РЖД», экспонируется на международной выставке InnoTrans, регулярно издает сборник научных трудов.

Двадцатипятилетняя история развития предприятия показывает, что многие вопросы научного, технического, производственного плана решались нами за сравнительно короткие сроки, а это говорит о возможностях коллектива, кадровом потенциале, уровне руководства основными производственными подразделениями, готовности решать новые задачи.

© Евразия Вести IX 2016

www.eav.ru