ТРАНСЖАТ 2016


20 лет успешного сотрудничества

Первое международное совместное предприятие на Российских железных дорогах – ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» – образовалось в мае 1996 г.

Его учредители – ОАО «РЖД», компания «Бомбардье Транспортейшн Швеция АБ» и ЗАО «Желдоравтоматизация» – объединили свои усилия с целью создания организации, призванной внедрять новейшие технологии, разрабатывать и адаптировать инновационные зарубежные технические решения для «пространства 1520», способствуя тем самым повышению эффективности работы железнодорожного транспорта.

У истоков создания совместного предприятия стояли высокопрофессиональные специалисты, которые, пройдя обучение за рубежом, смогли успешно адаптировать имеющиеся мировые технологии к требованиям Российских железных дорог. Хотелось бы особо отметить неоценимый вклад в создание и дальнейшее развитие совместного предприятия первого генерального директора ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» Г.А. Казимова, его первого заместителя и технического директора В.Н. Алешина, а также начальника Главного управления сигнализации, связи и вычислительной техники МПС РФ Г.Ф. Лекуты и, безусловно, главного инженера Управления автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» Г.Д. Казиева.

За первые три года специалисты совместного предприятия адаптировали оборудование и программное обеспечение МПЦ EBILock 950 к российским условиям. Спустя год после этого приступили к внедрению этой микропроцессорной централизации на станции Калашниково, расположенной на скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

На сегодняшний день уже более 300 станций (свыше 8 тыс. стрелок) на железных дорогах России, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Украины, Монголии, стран Балтии и Восточной Европы оборудованы МПЦ EBILock 950, 1,5 тыс. км оснащены встроенными устройствами автоблокировки и 500 км – средствами радиоблокировки.

Совместное предприятие занимается техническим сопровождением своих устройств и систем в течение всего срока эксплуатации. Инженеры службы круглосуточной технической поддержки и сети региональных сервисных центров в Хабаровске, Иркутске, Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Красноярске, Саратове и Москве всегда готовы прийти на помощь СЦБистам при решении проблем, возникающих в процессе работы. После обучения специалисты этих подразделений самостоятельно выполняют пусконаладочные работы и обслуживают внедренные устройства.

Налажена также система подготовки эксплуатационного штата дорог с использованием методик и программ обучения, обучающих аппаратно-программных комплексов и видеоматериалов. Получить необходимые знания смогли уже около 2,5 тыс. человек.

В 2000 г. была создана совместная рабочая группа экспертов (СРГЭ) компании «Бомбардье Транспортейшн Швеция АБ» и ОАО «РЖД». Ее деятельность направлена на реализацию задач в части передачи Российским железным дорогам передовых зарубежных технологий и технических средств ЖАТ.

Постоянно расширяя географию своей деятельности, ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» не только способствует продвижению современных технологий, но и создает новые рабочие места, сотрудничает с профильными учебными заведениями, повышая престиж профессии российского инженера путей сообщения, подготавливает надежную почву для решения сложнейших технологических задач, стоящих перед железнодорожной отраслью.

Именно инвестиции в будущее являются отличительной чертой совместного предприятия. В 2013 г. в сотрудничестве с МГУПС (МИИТ) был реализован проект, направленный на подготовку кадров в области систем обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Такое сотрудничество позволило вырастить целую плеяду молодых специалистов, которые спустя всего два года сумели занять важные позиции в ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)».

Благодаря специальной программе, реализуемой в рамках подписанного в 2007 г. соглашения, отбираются студенты четвертого и пятого курсов для дополнительного обучения. К примеру, 500-часовая программа «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» включает в себя как теоретическую подготовку, так и практикум на рабочих местах в ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». С каждым из таких студентов заключается договор о последующем трудоустройстве по окончании вуза. Кроме того, на базе МГУПС (МИИТ) был создан учебный класс, где отрабатываются действия диспетчеров по организации движения поездов. Благодаря оборудованию, предоставленному совместным предприятием, студенты нескольких специальностей получили возможность попрактиковаться в классах, оборудованных по последнему слову техники.

В настоящее время в ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» работают более 250 российских высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих весь комплекс работ от проектирования, комплектации, поставки на объект до пусконаладки и сопровождения действующих систем. Более половины из них – выпускники МГУПС (МИИТ) разных лет и других региональных российских университетов путей сообщения.

Необходимо отметить, что крупнейший производитель оборудования автоматики и телемеханики для железных дорог «пространства 1520» – ОАО «ЭЛТЕЗА» – является стратегическим партнером ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». Согласно заключенному договору в целях углубления сотрудничества с российскими железными дорогами активно реализуется программа локализации в России производства передовых продуктов компании.

В рамках заключенного в декабре 2010 г. соглашения, компания «Бомбардье Транспортейшн» определена как стратегический партнер ОАО «РЖД» в области производства микропроцессорного оборудования и систем ЖАТ последнего поколения, которые постепенно локализуются на производственных мощностях ОАО «ЭЛТЕЗА». К ним, в частности, относятся шпальные малообслуживаемые электроприводы EBISwitch 2000, микропроцессорные адаптивные рельсовые цепи EBITrack 400, микропроцессорный управляющий комплекс автоматической переездной сигнализации EBIGate 2000. Кроме того, налажен выпуск комплектующих МПЦ EBILock 950, включая центральное процессорное устройство IPU EBILock 950.

В соответствии с программой импортозамещения до 2020 г. все компоненты системы будут производиться на территории Российской Федерации. В составе МПЦ уже используются промышленные компьютеры, выпускаемые российскими производителями. Первые образцы локализованной продукции поставлены на объекты Октябрьской, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской дорог.

Такое сотрудничество позволяет ОАО «ЭЛТЕЗА» конкурировать и на зарубежных рынках. Как результат – победа в тендере на право модернизации систем железнодорожной автоматики и телемеханики АО «Улан-Баторская железная дорога».

ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» заинтересовано в дальнейшем укреплении и расширении сотрудничества. В качестве одного из важных его аспектов рассматривается возможное участие ОАО «ЭЛТЕЗА» с привлечением технологий компании «Бомбардье Транспортейшн» в международных проектах как ОАО «РЖД», так и других компаний, попадающих в фокус совместных интересов. Такое сочетание позволит обеспечить значительное увеличение экспорта российской продукции и освоение новых рынков.

Политика ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» направлена на постоянное улучшение качества поставляемой продукции и услуг, повышение уровня зрелости системы менеджмента бизнеса. Следует отметить, что весь процесс производства на совместном предприятии одним из первых в России сертифицирован по стандартам IRIS. Для подготовки проектной документации используется открытая система САПР российского производства.

В рамках реализации Соглашения о развитии сотрудничества в области кибербезопасности МПСУ ЖАТ от 19 декабря 2013 г. в ОАО «НИИАС» был передан программно-аппаратный комплекс МПЦ, включающий в себя макет управляемой станции с элементами исполнительных устройств с соответствующими документами. Институту предоставили все необходимые исходные коды программного обеспечения центрального процессора, автоматизированных рабочих мест системы, а также средства разработки и компиляции программного обеспечения с необходимой документацией. В рамках этих мероприятий ведутся работы по переходу на операционную систему с открытым кодом. Уже разработан опытный образец АРМ ДСП, который проходит заводские испытания.

В тесном сотрудничестве со специалистами ОАО «НИИАС» была создана уникальная система интервального регулирования движения поездов на станциях и перегонах Московского центрального кольца. Разрабатывается также комплексная система интервального регулирования для высокоскоростных линий на основе рельсовых цепей и использования радиоканала. По инициативе ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» в тесном сотрудничестве с ОАО «НИИАС» были проведены работы по интеграции бортовой системы безопасности БЛОК с устройствами центра радиоблокировки и обеспечению полноценного взаимодействия постовой и бортовой частей системы. Хотелось бы выразить признательность российским железнодорожникам за доверие, оказанное нашему совместному предприятию, и привлечение к участию в таких стратегически важных для нашей страны проектах, как развитие Московского транспортного узла, реконструкция БАМа и Транссиба.

Новый этап сотрудничества – это участие в реализации программы развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. В рамках границ Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог современной микропроцессорной системой EBILock 950 предстоит оборудовать строящиеся разъезды БАМа и модернизировать устройства ЖАТ ряда крупных станций Транссиба. Уже введены в эксплуатацию несколько объектов, среди которых станция Комсомольск-Сортировочный Дальневосточной дороги, ставшая одной из крупнейших на сети дорог России, оборудованных микропроцессорными устройствами, и станция Онохой Восточно-Сибирской дороги, где впервые принят в опытную эксплуатацию локализованный микропроцессорный комплекс управления переездом EBIGate 2000.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть заинтересованность ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» в дальнейшем сотрудничестве с ОАО «РЖД» и стремление принимать самое активное участие в разработке и внедрении передовых технологий ЖАТ на сети дорог России.

© Евразия Вести IX 2016

www.eav.ru