МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


ОАО «РЖД»: международная интеграция и сотрудничество

Деятельность ОАО «РЖД» на «пространстве 1520» широка и разнообразна и имеет определенные взаимные интересы со странами Содружества. Очередное 65-ое заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества в соответствии с решением Совета пройдет в Эстонской Республике в г. Таллине.

О международной деятельности компании «Российские железные дороги» и наиболее знаменательных событиях последнего времени пойдет речь в материале нашего корреспондента.

Сотрудничество между Эстонской и Российскими железными дорогами осуществляется на протяжении многих лет на основании двусторонних межправительственных и межведомственных соглашений и договоров, а также многосторонних соглашений, правил и нормативных документов, которые были приняты в рамках работы отраслевых международных организаций.

Транспортный рынок Эстонии специализируется на перевалке транзитных грузов, главным образом, российского экспорта, основная доля которого приходится на нефтепродукты, уголь и удобрения.

Основной внешнеторговый поток между Россией и Эстонией идет через два пограничных перехода: Печоры-Псковские (Россия) – Койдула (Эстония) и Ивангород (Россия) – Нарва (Эстония).

Приходится констатировать, что в последнее время объем перевозок между нашими странами постепенно снижается. Так, за 2015 год перевозки грузов между Россией и Эстонией железнодорожным транспортом снизились на 18% по сравнению с 2014 годом и составили 10,6 млн тонн. Отрицательная динамика сохранилась и в этом году. В первом полугодии 2016 г. объемы перевозок грузов упали на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили всего 4,5 млн тонн. Падение объемов произошло из-за сокращения экспортных и транзитных перевозок нефтяных грузов и черных металлов.

Произошло также сокращение объемов железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров в сообщении Россия – Эстония, которые обеспечиваются поездами «Балтика – Транзит», «Мууга – Москва», «Мууга – Воротынск» и «Мууга – Ховрино». В 2015 году объем перевозок составил 44 161 ДФЭ, что на 40% меньше, чем в 2014 г. За 6 месяцев 2016 года эти перевозки уменьшились на 15% по сравнению с тем же периодом 2015 года.

Что касается пассажирских перевозок, то, несмотря на их снижение более чем в два раза в прошлом году (снижение в 2015 году составило 54%, всего было перевезено 55,6 тыс. человек), в этом году наблюдается рост перевозок пассажиров между Эстонией и Россией. За 6 месяцев текущего года было перевезено на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Для обеспечения перевозок пассажиров в сообщении Россия – Эстония по инициативе АО «Эстонская железная дорога» с 10 июля 2015 г. назначен поезд «Балтийский экспресс» Москва – Санкт-Петербург – Таллинн формирования АО «ФПК». Фирменный поезд курсирует ежедневно. С мая 2016 года время в пути следования сокращено на 1 час 10 минут.

Билеты на этот поезд можно приобрести заранее. Они поступают в продажу за 60 суток до отправления. В период до 22 декабря 2016 года действует акция «Планируйте заранее!» – при покупке проездных документов в вагоны всех типов за 60–31 сутки до отправления поезда пассажир может получить скидку до 15%, за 30–21 сутки – скидку в размере до 10% от стоимости проезда.

По просьбе эстонской стороны в настоящее время рассматривается возможность продления плеча обслуживания локомотивами ОАО «РЖД» до станции Таллин. Ведется совместная подготовка актуализированного договора об организации работы локомотивов и локомотивных бригад при совместном обслуживании поездов и взаимных расчетах между ОАО «РЖД» и АО «Эстонская железная дорога».

Вопросы развития инфраструктуры пограничных переходов, тарифной политики транзитных перевозок, развития контейнерных перевозок, предварительного декларирования грузов при пересечении госграницы и пр. рассматриваются российско-эстонской рабочей группой специалистов, которая функционирует с 2008 года.

Большое значение в настоящее время придается развитию и внедрению электронного документооборота, позволяющего сокращать время обработки на границе, а также признание электронных документов железнодорожными администрациями Содружества.

На «пространстве 1520» практически весь объем перевозок порожних вагонов в межгосударственном сообщении с участием железных дорог Финляндии, Эстонии, Латвии, Украины, России, Беларуси и Литвы осуществляется по безбумажным технологиям с применением электронных юридически значимых железнодорожных накладных. В ближайшей перспективе обмен электронными накладными будет распространен на перевозки вагонов между Россией, Казахстаном и Азербайджаном.

Необходимо отметить, что проекты электронного обмена данными в настоящее время выходят за рамки двусторонних отношений и затрагивают сферу многостороннего сотрудничества. Например, до конца этого года предполагается реализовать проект по перевозке порожних вагонов по оформленным один раз электронным накладным из Калининграда через Литву и Беларусь на основную территорию России, а также в обратном направлении. Проект имеет принципиальное значение, так как позволяет впервые осуществить перевозку вагонов по цепочке нескольких государств, то есть осуществить транзитные перевозки по электронным документам.

Реализуется проект перевозок грузов по электронным документам между Россией и Финляндией, что создает предпосылки для серьезного конкурентного преимущества российско-финляндского транзитного направления. На сегодняшний день по безбумажной технологии перевозятся железорудные окатыши и минеральные удобрения (4,6 млн тонн из 13,2 млн тонн планируемых к экспорту из России в Финляндию в 2016 году (34,8%)). Перевозки осуществляются ОАО «РЖД» и VR Group по электронным документам при взаимодействии с таможенными и налоговыми органами в электронном формате. В 2017 году планируется начать тиражировать данную технологию.

ОАО «РЖД» и АО «Эстонская железная дорога» также активно реализуют проекты по информационному обеспечению международных железнодорожных перевозок, направленные на обеспечение передачи в реальном масштабе времени данных перевозочных и товаросопроводительных документов (накладной СМГС, ППВ, инвойса, упаковочного листа) на перевозки экспортно-импортных грузов железнодорожным транспортом.

Основополагающим документом здесь является двустороннее Соглашение от 15 сентября 2006 года между ОАО «Российские железные дороги» и АО «Эстонская железная дорога» об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении. Это Соглашение регулирует электронный обмен данными между партнерами при перевозке грузов по накладной СМГС и предусматривает обмен сообщениями в международном стандарте UN/EDIFACT.

Обмен электронными сообщениями организован через сеть «ИНФОСЕТЬ-21». Внедрение сообщений INVOIC (стороны провели тестирование сообщений INVOIC в декабре 2015 года) и IFTMIN (накладная СМГС) позволит в дальнейшем обеспечить в электронном формате импортные перевозки и последующий таможенный транзит товаров в электронном взаимодействии с ФТС России.

В апреле 2015 года ОАО «РЖД» и АО «Эстонские железные дороги» подписали Соглашение об организации безбумажных перевозок приватных порожних вагонов с использованием электронного документооборота из России в Эстонию. Перевозки приватных порожних вагонов по этой технологии начались с 1 марта 2016 года.

Внедрение новейших технологий электронного обмена данными между железными дорогами и таможенными службами позволит существенно повлиять на сокращение транзитного времени доставки груза, многократно повысить скорость обработки документов и сократить число ошибок при заполнении накладных.

Используя свои потенциальные возможности, ОАО «РЖД» принимает активное участие в строительстве, модернизации железнодорожных линий за рубежом.

В настоящее время одним из крупнейших зарубежных проектов в портфеле компании является проект в Республике Сербии, стартовавший в 2014 году. Он включает в себя строительство и реконструкцию нескольких участков железнодорожной сети, а также поставку дизель-поездов для пригородного сообщения производства ОАО «Метровагонмаш». На сегодняшний день его реализация продолжается в соответствии с графиком. В целях дальнейшего развития российско-сербского сотрудничества в железнодорожной отрасли в октябре прошлого года ООО «РЖД Интернешнл» и АО «Инфраструктура железных дорог Сербии» подписали Меморандум о стратегическом партнерстве.

Реализация проекта электрификации железнодорожной линии Тебриз – Азаршахр на территории Ирана завершена в 2012 году. Высокое качество выполненных работ, нашедшее признание у партнеров, заложило основу для дальнейшего развития сотрудничества. В прошлом году ООО «РЖД Интернешнл» и Иранские железные дороги заключили предварительное контрактное соглашение о реализации проекта электрификации железнодорожного участка Гармсар – Инче Бурун. Это соглашение предусматривает выполнение работ по проектированию, поставке материалов, оборудования и строительству в рамках проекта. В целях координации этой работы и развития взаимовыгодного партнерства двух стран руководством ОАО «РЖД» было принято решение об открытии представительства компании в Тегеране.

Дальнейшая реализация мероприятий по модернизации и развитию АО «Улан-Баторская железная дорога» будет способствовать росту объемов перевозок грузов, прежде всего, полезных ископаемых с месторождений Монголии в направлении Китая и портов Дальнего Востока России, а также транзитных перевозок между Россией и Китаем.

Работы по развитию инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта «Хасан – Раджин» российская сторона завершила в 2014 году, и в настоящее время по данному маршруту осуществляется перевозка угля. С момента начала эксплуатации по настоящее время перевезено более 2,3 млн тонн.

Кроме того, холдингом продолжается проработка перспективных проектов в Индонезии, Индии, Бразилии и других странах.

В конце прошлого года ОАО «РЖД» и Министерство железных дорог Республики Индии подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении технического сотрудничества в железнодорожной сфере, целью которого является совместный поиск проектов для взаимовыгодной реализации на территории Индии.

Значительный интерес представляет перспективное участие холдинга «РЖД» в программе развития железных дорог Бразилии.

С партнерами в Индонезии холдинг «РЖД» намерен развивать сотрудничество в сфере транспортного строительства и машиностроения, обмена опытом, а также в рамках проектов развития железных дорог. В июне 2016 г. ОАО «РЖД» и компания «ПТ Керета Апи Индонезия» (Железные дороги Индонезии) подписали меморандум о взаимопонимании, закрепивший соответствующие договоренности.

Компания уделяет большое внимание развитие и совершенствованию дальних международных пассажирских перевозок в сообщении Россия – Франция, Россия – Болгария, Россия – Германия, Россия – Китай и других маршрутов.

Сегодня холдинг «РЖД» осуществляет перевозки пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 16 стран Европы и Азии по 21 международному маршруту.

В сообщении с Францией следуют два поезда – № 17/18 Москва – Ницца (три раза в неделю) и № 23/24 Москва – Берлин – Париж (периодичностью один раз в неделю). Летом 2016 года стартовал проект по организации курсирования вагонов принадлежности АО «ФПК» в составах французских ночных поездов по маршруту Ницца – Париж – Ницца.

По территории Германии в настоящее время три раза в неделю следует поезд № 23/24 Москва – Берлин – Париж. С 17 декабря 2016 г. планируется запустить новый поезд № 13/14 Москва – Берлин производства компании «Тальго» периодичностью два раза в неделю. Поезда этой компании оборудованы системой автоматической смены ширины колеи с 1520 мм на 1435 мм, что позволяет избежать необходимости длительной стоянки на ст. Брест для проведения операции смены колесных пар.

В сообщении с Болгарией следуют беспересадочные вагоны Москва – София (в зимний период) / Бургас / Варна (в летний период). В конце этого года предполагается завершить перевозки пассажиров в направлении Москва – София.

Что касается пассажирских перевозок в направлении Китая, то в сообщении с этой страной круглогодично, один раз в неделю, курсирует поезд № 20/19 Москва – Пекин. Периодичностью два раза в неделю между Забайкальском и Маньчжурией ходит поезд № 654/653 с беспересадочным вагоном Чита – Маньчжурия.

Также в сообщении Китай – Россия ежедневно курсируют поезда формирования Китайских железных дорог: № 401/402 Гродеково – Суйфэньхэ. Один раз в неделю между Пекином и Москвой следует поезд № 3/4 отправлением из Пекина по средам, проследованием Улан-Батора и ст. Наушки по четвергам и прибытием в Москву по понедельникам.

АО «Федеральная пассажирская компания» предоставляет к услугам покупателей 2000 билетных касс и 3895 билетных касс компаний-агентов, в которых можно купить билеты на поезда, курсирующие по территории России и в сообщении со странами СНГ и Балтии.

Билеты в страны дальнего зарубежья можно приобрести в международных кассах, где работают опытные специалисты, помогающие выбрать поезд и при необходимости готовые разработать маршрут с наиболее удобными пересадками.

Билеты можно также забронировать через сеть Интернет на сайте pass.rzd.ru в разделе «Покупка билета» либо воспользоваться мобильным предложением www.pdaticket.rzd.ru. Оформление билетов через сеть Интернет занимает не более 5–7 минут. Кроме того, в процессе покупки билета можно пройти автоматическую электронную регистрацию.

Билеты через сеть Интернет оформляются на все поезда, курсирующие по России и в сообщении с СНГ, Латвией, Литвой, Эстонией и Абхазией. Действует гибкая система скидок для детей, индивидуальных пассажиров и групп. В поезде № 32/31 «Лев Толстой» Москва – Хельсинки курсирует вагон-автомобилевоз, что позволяет туристам путешествовать между странами с собственным автомобилем.

На нескольких международных направлениях (Москва – Пекин, Москва – Хельсинки, Москва – Таллинн) в составе поездов предусмотрены вагоны для пассажиров с ограниченными возможностями. Поезда Москва – Варшава, Москва – Ницца, Москва – Париж и Москва – Прага оснащены специальными креслами-колясками. Все это позволяет сделать поездку для маломобильного населения наиболее комфортной.

Важное значение для ОАО «РЖД» является участие в работе международных выставок и конференций. Так, на состоявшемся крупнейшем Международном транспортном форуме «Иннотранс – 2016» в Берлине 19–23 сентября 2016 г. и саммите руководителей железнодорожных компаний были достигнуты значительные результаты.

Подписано несколько важных соглашений и меморандумов с зарубежными партнерами в области развития транспортного машиностроения и железнодорожного транспорта. В частности, ОАО «РЖД» и ООО «Сименс» (Москва) заключили соглашение о взаимопонимании, которое предусматривает долгосрочное научно-техническое сотрудничество компаний в области внедрения цифровых технологий, разработки, адаптации и локализации продукции для нужд железнодорожного транспорта.

ОАО «РЖД», ОАО «НИИАС», компания «Бомбардье Транспортейшн Швеция АБ» и ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором заявили о заинтересованности в совместном выходе на международные рынки и совместном участии в инфраструктурных проектах за пределами России. Как следует из подписанного документа, стороны выразили намерение экспортировать на рынки других стран совместно разрабатываемые технологии в области железнодорожной автоматики и телемеханики, в том числе решения в области киберзащиты, системы управления станциями, комплексные системы диагностики и мониторинга инфраструктуры и другие перспективные решения.

Саммит руководителей железнодорожных компаний был посвящен развитию инноваций в железнодорожной сфере в цифровую эпоху. Участники саммита смогли обсудить основные вызовы, с которыми сегодня сталкивается железнодорожный транспорт. Речь шла о необходимости развития дигитализации в железнодорожной сфере как одного из ключевых факторов для обеспечения конкурентоспособности этого вида транспорта. В рамках данного мероприятия были затронуты также проблемы кибербезопасности, в том числе при эксплуатации систем по продаже железнодорожных билетов на Евразийском континенте.

В рамках выставки «Иннотранс-2016» руководством ОАО «РЖД» были проведены встречи с главами железнодорожных и промышленных компаний зарубежных стран.

В частности, с заместителем министра дорог и городского строительства, председателем правления, генеральным директором ЗАО «Железные дороги Исламской Республики Иран» Мохсеном Пур Сейедом Агайи президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров обсудил вопросы, связанные с началом реализации проекта по электрификации железнодорожной линии Гармсар – Инче Бурун. Рассматривались также возможности привлечения грузов на инфраструктуру МТК «Север-Юг», перспективы научно-технического сотрудничества и совместных программ по подготовке и переподготовке железнодорожных кадров.

В ходе встречи с председателем правления «Национального общества железных дорог Франции» Гийомом Пепи особое внимание было уделено вопросам строительства инфраструктуры для высокоскоростного движения с учетом требований сохранения экологии, особенностям ценообразования и обеспечения безопасности пассажиров.

Перспективы развития грузовых перевозок между Турцией и Россией стало темой беседы президента ОАО «РЖД» и генерального директора Турецких государственных железных дорог Исы Апайдына.

Состоялось также обсуждение вопросов взаимодействия с австрийским партнерами, в том числе по текущему проекту создания нового евразийского транспортного коридора путем строительства железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм до Братиславы и Вены.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин провел встречу с представителями компании «Сименс АГ», на которой были рассмотрены вопросы сотрудничества в области организации скоростного и высокоскоростного сообщения и привлечению немецких инвестиций в проект ВСМ Москва – Казань.

© Евразия Вести X 2016

www.eav.ru