МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Эстонская железная дорога - постоянно в движении

В соответствии с решением Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества 65 заседание Совета по приглашению АО «Эстонская железная дорога» пройдет в г. Таллинне 26–27 октября 2016 г.

В данной статье пойдет речь о создании, развитии и сегодняшнем дне крупнейшего в Эстонии железнодорожного предприятия c почти 150-летней историей.

История

Благодаря уникальному географическому положению на берегу Балтийского моря, Эстония на протяжении веков была воротами для торговли между Востоком и Западом.

Первая железная дорога в Эстонии была открыта для движения 5 ноября 1870 года на линии Палдиски – Таллинн – Нарва – Гатчина. Эта дата отмечает рождение «Eesti Raudtee». В 1877 году открыли линию Тапа – Тарту, а 1887 году была проложена железная дога от Тарту до Валга, где впоследствии линию соединили с железной дорогой Псков – Рига.

В 1893 году Балтийская железная дорога была национализирована.

15 ноября 1918 года приказом министра дорог Эстонской Республики была создана Железная дорога Эстонской Республики (ЖДЭР).

Первые электропоезда в Эстонии начали движение в 1924 году на линии Таллинн – Пяэскюла (11 км). Прямое сообщение между эстонскими портами и центральными регионами России и Украины было установлено в 1931 году, когда построили ширококолейную железную дорогу Тарту – Печоры.

В 1940 году ЖДЭР была присоединена к железнодорожной сети Советского Союза. Протяженность железных дорог общего пользования в Эстонии составила 1447 км, из них 772 км ширококолейных и 675 км узкоколейных железных дорог.

Переход с паровозов на тепловозы начался в 1957 году и продолжался два года. В первые десятилетия советского времени происходили постоянные переустройства в организации железной дороги. В 1963–1991 годах железные дороги Эстонии, Латвии и Литвы были объединены в Прибалтийскую железную дорогу, управление которой находилось в Риге.

В 1992 году было основано Государственное Акционерное Общество «Эстонская железная дорога».

Постепенно министерству социальных дел и образования были переданы ведомственные больницы и поликлиники, детские сады и учебные заведения, был значительно сокращен принадлежащий предприятию жилой фонд.

25 февраля 1999 года парламент Эстонии принял решение провести реорганизацию и приватизацию АО Эстонская железная дорога в установленном законом порядке. Затем Правительство утвердило «Программу приватизации государственного имущества на 2000 год», согласно которой для продажи стратегическому инвестору предназначалось 51–66% акций АО Эстонская железная дорога. Кроме того, было решено, что долгосрочная программа развития АО Эстонская железная дорога и вытекающая из нее модель приватизации будут выработаны в сотрудничестве с консультантом, имеющим международный опыт.

17 апреля 2000 года Эстонское приватизационное агентство объявило о продаже 66% акций АО Эстонской железной дороги в два этапа, в рамках международного конкурса. Земля под зданиями, сооружениями и обустройствами инфраструктуры, а также земля, необходимая для их обслуживания, решением Правительства осталась в собственности государства.

Осенью 2000 года решением Правительства Республики из приватизируемого имущества АО Эстонская железная дорога были исключены акции АО Elektriraudtee (Электрическая железная дорога), а 15 ноября 2000 года был заключен договор о бесплатной передаче государству акций АО Elektriraudtee.

31 августа 2001 года Эстонская железная дорога была приватизирована и это была первая в Европе вертикально интегрированная приватизация железной дороги.

66% акций АО Эстонской железной дороги стали принадлежать Baltic Rail Services (BRS) и 34% акций Эстонскому государству.

9-го января 2007-го года Эстонская Республика выкупила у BRS 66 процентов акций, вновь став единственным владельцем предприятия.

3 сентября 2012 года завершилось реформирование Эстонской железной дороги. Принадлежащий Государству концерн АО Эстонская железная дорога в результате разделения на два самостоятельных принадлежащих Государству предприятия прекратил свою деятельность.

В результате разделения образовалось два самостоятельных предприятия АО Эстонская железная дорога, которая является правопреемницей заключенных от имени Концерна международных Соглашений и Договоров с возложенными на нее функциями железнодорожной администрации Эстонии, в том числе по приему-передаче грузовых поездов на погранпереходах, и грузовой перевозчик AO EVR Cargo.

Сегодня Эстония является восточной границей Европейского союза, располагаясь в центре Северной Европы, в самой передовой и инновационной экономической зоне Европейского союза, которую окружают такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, Хельсинки, Котка, Стокгольм, Копенгаген, Осло, Варшава, Рига, Минск.

Грузы из Эстонии в течение 24 часов достигают 50 миллионов платежеспособных потребителей, а в течение 48 часов – 300 миллионов.

Столица Эстонии Таллинн не потерял своей средневековой важности ганзейского города как экономического, торгового и культурного центра.

Эстония, успешно интегрированная в семью европейских стран, является хорошим примером северной надежности и гибкости новой Европы. На перспективы Эстонии и экономическое развитие в значительной мере повлияли близкие отношения с соседями – Швецией и Финляндией. Исторический опыт в качестве бывшей страны Восточного блока дает Эстонии преимущество в отношениях со странами СНГ.

Эстонская железная дорога – крупнейшее в Эстонии железнодорожное предприятие c почти 150-летней историей. Акционерное общество «Эстонская железная дорога» занимается развитием и управлением железнодорожной инфраструктурой, обеспечением безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта, организацией железнодорожного движения, предоставлением услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и выполняет задачи железнодорожного управления, обеспечивая плавную и безопасную работу железнодорожной инфраструктуры, управление, обслуживание и эффективное управление движением.

Задачей Эстонской железной дороги как предприятия железнодорожной инфраструктуры является обеспечение безопасной и эффективной среды – основы функционирования транзитного сектора. Это:

– свободная пропускная способность как на железной дороге, так и в портах;

– свободная конкуренция;

– железнодорожная инфраструктура в отличном состоянии;

– глубокие порты, способные принимать суда водоизмещением до 300 000 т;

– 1500-метровые станционные пути на приграничных и промежуточных станциях, что позволяет работать с длинными поездами;

– качественное и надежное управление движением обеспечивает быстрый вагонооборот;

– географическое положение, позволяющее быстро добраться до основных центров.

В 2015 году по инфраструктуре Эстонской железной дороги было перевезено 15,39 млн тонн грузов, из которых 11,3 млн тонн пришлись на транзитные перевозки.

Годовой объем внутригосударственных пассажирских перевозок на инфраструктуре Эстонской железной дороги составил 5417 тысяч человек. В поездах международного сообщения в течение 2015 года было перевезено 57 тысяч пассажиров, в том числе в поездах сообщением Таллинн – Москва 48 тысяч и в дизель-поездах Таллинн – Санкт-Петербург 9 тысяч.

В 2015 году годовой оборот предприятия составил 48,4 млн евро.

В акционерном обществе «Эстонская железная дорога» работает 830 человек.

Инфраструктура

Инфраструктура Эстонской железной дороги принадлежит к железнодорожной сети с шириной железнодорожной колеи 1520 мм и включает в себя 1129 км железных дорог, из которых 132 км электрифицировано, 61 станция и 129 пассажирских платформ ожидания.

Эстонская железная дорога имеет три пограничных станции: две с Россией (Нарва – Ивангород и Койдула – Печоры) и одну с Латвией (Валка – Валга).

Пропускная способность пограничных станций составляет в общей сложности 56 пар поездов в сутки – 38 пар поездов в Россию и 18 пар поездов в Латвию. Как на пограничных, так и промежуточных станциях имеются 1500-метровые станционные пути, что создает благоприятные условия для обслуживания более длинных товарных поездов.

Эстонская железная дорога принимает на пограничных станциях Койдула и Валга поезда весом до 5200 тонн (или 57 условных вагонов) и на Нарвской пограничной станции поезда весом до 5600 тонн (или 57 условных вагонов). По согласованию с Октябрьской железной дорогой на пограничной станции Нарва возможно принимать поезда весом до 7000 тонн (или 71 условный вагон).

Развитие

В программе развития инфраструктуры Эстонской железной дороги продолжение инвестиций в проекты, повышающие уровень безопасности, реконструкции станционных путей и участков железной дороги с целью увеличения скорости движения и пропускной способности в узких местах.

В части безопасности самые большие инвестиции пойдут на замену системы организации движения амортизированных участков и обновление переездной сигнализации.

Инвестиции в капитальный ремонт производятся с целью обеспечения скорости движения пассажирских поездов – 120 км/час и на некоторых участках, по готовности до 135 км/час, но для этого необходимо обновить систему организации движения.

Безбумажная технология

Также продолжится работа с соседними железными дорогами по дальнейшему развитию безбумажной технологии. До сих пор успешно развивающуюся перевозку порожних вагонов дополним перевозкой груженых вагонов по электронным документам.

Начиная с 2015 года, порожние вагоны перемещаются из Эстонии в Россию на основании экологически чистой безбумажной технологии. Оборот вагонов вместо бумажных накладных организован посредством электронных документов.

Также в начале 2016 года на основании аналогичной технологии, то есть без документов на бумажном носителе, был начат прием вагонов из России. Во второй половине 2016 года запланирован прием первых загруженных товарами (прежде всего, удобрениями) вагонов из России на основании электронных документов.

Перевозка грузов

В 2015 году на инфраструктуре Эстонской железной дороги было перевезено 15,39 млн тонн грузов, из которых 73,4% (или 11,3 млн тонн) пришлись на транзитные перевозки, 0,29 млн тонн за счет экспорта и 1,29 млн тонн за счет импорта. Объем местных перевозок составил 2,52 млн тонн.

Самая большая доля пришлась на нефть и нефтепродукты, что составило 7,49 млн тонн. Сланца перевезли 3,72 млн тонн и удобрений – 1,68 млн тонн.

В 2015 году ежегодный объем грузоперевозок составил на 3,9 млн тонн или 20,2% меньше, чем в 2014 году. Объем контейнерных перевозок достиг 42 996 TEU, и за год он уменьшился почти на 41%.

Основным партнером по грузоперевозкам была Россия, откуда в прошлом году было погружено в направлении Эстонии 9,6 млн тонн грузов. Из Казахстана в Эстонию прибыло 0,4 млн тонн, а из Белоруссии – 1,0 млн тонн грузов. Также из Эстонии больше всего грузов было отправлено в Россию – в общей сложности 0,47 млн тонн. Через Латвию в Эстонию было отправлено 0,48 млн тонн грузов.

Пассажирские перевозки

Для обслуживания пассажиров во внутригосударственном сообщении в 2015 году в графике движения было выделено 149 поездных линий для электропоездов и 35 для дизель-поездов.

Годовой объем внутригосударственных пассажирских перевозок на инфраструктуре Эстонской железной дороги составил 5417 тысяч человек. В поездах международного сообщения в течение 2015 года было перевезено 57 тысяч пассажиров, в том числе в поездах сообщением Таллинн – Москва 48 тысяч и в дизель-поездах Таллинн – Санкт-Петербург 9 тысяч.

В мае 2015 года было приостановлено пассажирское сообщение между Таллинном, Москвой и Санкт-Петербургом. Начиная с 10 июля 2015 года международное сообщение обслуживает поезд российского перевозчика АО «Федеральная пассажирская компания» (далее АО «ФПК») совместно с Эстонской железной дорогой в сотрудничестве с АО GoRail.

11 июля 2016 года исполнился год после запуска пассажирского поезда Таллинн – Санкт-Петербург – Москва. За этот год поезд набрал популярность за счет дополнительных услуг, увеличивающих удобство пассажиров.

В августе 2015 года АО «ФПК» обновил подвижной состав на данном маршруте. В составе поезда следуют удобные купейные вагоны, плацкартные вагоны, вагон с местами для сидения и вагон ресторан. К сожалению, чистого вагона категории СВ в поезде нет, но на данном этапе его заменяет комбинированный купейный вагон, в котором 18 мест в двухместных купе. В 17 вагоне поезда есть купе для пассажира с ограничением движения и его сопровождения, а также подъемник для удобного входа в вагон.

Еще при открытии линии была достигнута договоренность о необходимости сделать более удобное время отправления и прибытия поезда и с 29 мая 2016 года время в пути из Таллинна в Москву сократилось на час.

С учетом приемлемой цены на билет в период с июля до конца 2015 года (за 5,5 месяцев) услугами поезда воспользовались 34 000 пассажира, а за 6 месяцев 2016 года уже 57 000 и этот показатель в три раза больше, чем за тот же период прошлого года.

© Евразия Вести X 2016

www.eav.ru