МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Железные дороги Финляндии - вместе в путь!

Многие годы активное участие в работе Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества принимает компания VR Group (Железные дороги Финляндии).

Это предприятие находится на передовых рубежах развития и является примером эффективного внедрения современных технологий в железнодорожной отрасли.

Материнская компания концерна VR Group (Железные дороги Финляндии) – VR-Group Ltd, 100 процентов акций которой принадлежат государству. Компания была создана 01.07.1995 года в качестве преемника Государственных железных дорог. Функции собственника выполняет Отдел управления государственным имуществом при аппарате Правительства Финляндии. Главным образом VR Group функционирует в Финляндии, однако активно работает и за рубежом, особенно в России и Швеции. В концерне работает почти 9000 сотрудников, торговый оборот концерна в 2015 году составил 1231,4 млн евро. Миссией VR является предоставление клиентам высококачественных и экологичных услуг в сфере пассажирских перевозок и логистики, а также услуг по строительству и обслуживанию инфраструктуры, с учетом полного жизненного цикла проектов. Как и прежде всей деятельностью концерна VR Group управляют пять ценностей:

– клиентоориентированность;

– безопасность и ответственность;

– совместная работа;

– постоянное развитие;

– целенаправленность.

На пороге перемен

Железнодорожный транспорт в Финляндии – сфера, тщательно регулируемая законодательством. В 2013 году Европейская комиссия внесла предложение о т.н. «четвертом железнодорожном пакете», который включает в себя шесть законопроектов.

Целью комиссии является создание единого железнодорожного пространства, устранение технических и административных препятствий, а также либерализация внутренних рынков стран – членов ЕС.

Подготовка к открытию конкуренции ведется в Финляндии на протяжении уже многих лет. В 1995 году содержание инфраструктуры было отделено от деятельности по организации перевозок, при этом ответственность за содержание инфраструктуры перешла к Путевой администрации, входящей в настоящий момент в состав Агентства транспорта Финляндии. В тот же год был принят закон об акционировании VR Group. Компания Finrail Oy, отвечающая за управление движением и предоставляющая услуги по планированию движения, начала деятельность в качестве независимой государственной компании в январе 2015 года.

Разработка законодательными органами Евросоюза вопроса либерализации рынка продолжается, что накладывает отпечаток на всю деятельность концерна. В целях подготовки к предстоящей конкуренции концерн ведет динамичную модернизацию предлагаемых услуг, используя новейшие технологии с целью повышения общего качества сервиса.

Пассажирские сообщения VR – мы работаем для клиента

VR имеет исключительное право на организацию пассажирских железнодорожных перевозок дальнего следования до 2024 года. Несмотря на это, поезд постоянно конкурирует с другими видами транспорта, в особенности с автобусным сообщением и легковыми автомобилями. Дивизион пассажирских сообщений ведет непрерывную работу по улучшению удовлетворенности клиента.

Повышение эффективности деятельности и снижение уровня расходов сделали возможным проведение ценовой реформы в феврале 2016 года, в результате которой цены на билеты были снижены в среднем на 25%. Всего в течение нескольких месяцев после этого количество пассажиров увеличилось почти на 14%.

VR является ключевым оператором общественного транспорта в Финляндии. Нашей целью является повышение привлекательности железнодорожного транспорта путем предоставления быстрых, экологичных, безопасных и комфортных транспортных услуг по конкурентным ценам.

Важнейшими направлениями развития являются повышение уровня сервисного обслуживания, привлекательные сервисные продукты, удобные маршруты, пунктуальность и соответствующие потребностям клиента транспортные решения. Применение цифровых технологий позволяет сделать путешествие более комфортным, и расширить спектр предоставляемых услуг.

«От двери к двери»: VR – разработчик транспортных цепочек в Финляндии

VR стремится быть пионером в развитии транспортных услуг будущего. Так, в сентябре 2016 года совместно с партнерами мы начали разработку сети транспортных цепочек, охватывающих всю территорию Финляндии. В будущем пассажиру необходимо будет только выбрать место отправления и назначения, а все остальное – оптимальный маршрут, виды транспорта и их сочетание – будет продумано за него. Ключевая задача проекта – комплексное путешествие от «двери к двери», осуществляемое по одному билету. Целью VR является создание прототипа международной транспортной цепи и привлечение внимания к ее неоспоримым преимуществам.

Интернет – основной канал продажи билетов

VR предоставляет услуги по продаже билетов посредством нескольких каналов. При этом основная масса продажи билетов сейчас происходит онлайн, через Интернет – страницу компании или мобильные приложения. Интернет-магазин по продаже билетов посещает ежедневно в среднем 100 тысяч клиентов, а мобильное приложение скачано более 700 тысяч раз. Помимо Интернета, билеты можно также приобрести в автоматах на станциях, билетных кассах, по телефону и у партнеров VR. Обслуживание клиентов осуществляется как по телефону, так и в социальных сетях, при этом VR считается одним из наиболее активных пользователей социальных сетей.

Программа лояльности «Ветури»

Быстро набирающая популярность программа лояльности клиентов VR «Ветури» обеспечивает компании получение важной информации о потребностях пассажира. На данный момент количество клиентов программы уже превысило 1 миллион. Программа лояльности предоставляет возможность диалога с клиентом, а также использования полученной информации для развития услуг железнодорожного транспорта. Посредством «Ветури» происходит предоставление скидок и других бонусов наиболее активным клиентам. Задачей ближайшего будущего является разработка еще более индивидуального подхода при планировании услуг, предоставляемых пассажиру.

VR Transpoint – партнер по логистике

Являясь частью концерна VR Group, VR Transpoint оказывает услуги в сфере железнодорожной логистики, перевозок массовых грузов и международных перевозок автотранспортом. Клиентами VR Group являются отечественные и международные предприятия целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, металлообрабатывающей и химической промышленности, а также крупные и средние предприятия, нуждающиеся в логистических решениях при перевозках массовых грузов. Важными клиентами являются также экспедиторские компании и другие логистические фирмы. Наша цель – разработка совместно с клиентами таких конкурентоспособных транспортных решений, при которых поезд и автотранспорт дополняют друг друга.

Для повышения нашей конкурентоспособности при предоставлении складских услуг и выполнении погрузочно-транспортных работ мы используем новейшие технологии отслеживания грузовых потоков. Наш подвижной состав позволяет гибко, в зависимости от потребностей, осуществлять перевозки поездом, автотранспортом или их комбинацией. Широкий спектр услуг, разветвленная сеть, а также разнообразный выбор электронных услуг VR Transpoint позволяют предоставлять нашим клиентам конкурентоспособные перевозки как по Финляндии, так и за рубежом.

VR Transpoint уделяет особое внимание повышению эффективности железнодорожных перевозок, в частности, была введена в действие новая система управления и организации деятельности, оптимизировано планирование, проведено широкое внедрение радиоуправления при проведении маневровых работ. О повышении эффективности свидетельствует и снижение количества поездо-километров по отношению к объемам перевозок.

Обновление подвижного состава – на пути повышения эффективности

Одним из шагов по повышению эффективности при организации перевозок стало принятое в 2014 г. решение о закупке 80 новых электровозов «Вектрон» у компании Siemens. Эта крупнейшая в истории компании закупка локомотивов общей стоимостью около 300 млн евро полностью финансируется концерном VR Group. Первые локомотивы появятся на финских железных дорогах уже в 2017 году. Новые локомотивы будут быстрее, экологичнее и безопаснее. Они подходят к эксплуатации в суровых погодных условиях Финляндии – электровозы приспособлены к движению при температуре –40 °С и снеге, а также оснащены «двигателем последней мили» (дизель-генераторной установкой) мощностью 180 кВт.

Еще один важный этап на пути повышения конкурентоспособности – разработка новых современных грузовых вагонов со съемным кузовом, которую VR Transpoint начала в 2016 году при сотрудничестве с австрийским поставщиком Innofreight GmbH. Соглашение включает в себя разработку прототипа Finnowagon в текущем году. После получения официального утверждения типа вагона будет размещен заказ на поставку 50 вагонов и аренду контейнеров. Транспортные средства поступят в эксплуатацию в конце 2017 года. Вагоны будут осуществлять перевозки продукции горнодобывающей промышленности и энергетического сырья из биомассы, а также заменят устаревшие транспортные средства, в том числе вагоны-цистерны. Необходимое количество новых вагонов будет определено по мере реализации проекта. Вагоны компании Innofreight широко используются в Европе, при этом модульными вагонами перевозится ежегодно около 25 миллионов тонн.

Дигитализация – в ногу со временем

Влияние дигитализации (активного внедрения цифровых технологий) на стратегии компаний и сервисные ожидания их клиентов неоспоримо. Примеры разработки подобных услуг можно найти в деятельности каждого бизнес-подразделения VR Group. В пассажирских сообщениях свидетельством этому является увеличение интернет-продаж билетов, в то время как в грузовых перевозках – это осуществление передачи информации путем электронных RFID технологий. В инфраструктурном строительстве автоматизация управления способствует повышению эффективности и качества. Результаты опросов клиентов указывают на возрастающие ожидания разнообразных услуг в области информационных технологий. Развитие данных услуг стоит во главе угла развития всех направлений деятельности VR.

Экологическая политика VR Group

VR уделяет особое внимание вопросам безопасности и охраны окружающей среды. Экологические ценности являются важным элементом всех корпоративных ценностей концерна. Основными задачами экологической политики VR являются уменьшение нагрузки на окружающую среду, повышение энергоэффективности и укрепление позитивного экологического имиджа.

Изменение климата оказывает влияние на деятельность всех компаний. Выбросы парниковых газов и глобальное потепление должно быть непременно остановлено. Данное обстоятельство ведет к повышению спроса на энергоэффективные и экологичные транспортные услуги. Экологичность железнодорожных перевозок открывает широкие горизонты для развития бизнеса.

Проведенный в 2015 году в Париже экологический саммит привлек огромное внимание к вопросам экологической политики на мировом уровне. Достижение поставленных саммитом целей требует существенных изменений в структуре производства и использовании энергии.

VR Group продолжает работу по сокращению нагрузки, оказываемой транспортом на окружающую среду, дав, на период с 2013 по 2020 год пять экологических обещаний. В соответствии с данной программой VR планирует повысить энергоэффективность на 20 % к концу 2020 года.

Другим примером является обещание, связанное с использованием возобновляемых источников энергии: согласно пятилетней программе их доля должна составить не менее 60% от всего количества потребляемой концерном энергии. Эта задача была достигнута концерном гораздо быстрее, и уже сейчас этот показатель составляет 61%. Центральным фактором в вопросах использования возобновляемой энергии является получение электричества. Уже с 2008 года VR использует электричество, источником которого является возобновляемая гидроэнергия. На данный момент нашей задачей является увеличение использования биотоплива на транспорте и повышение энергоэффективности при отоплении помещений.

Российско-финляндское сотрудничество

В концерне VR всегда уделялось большое внимание развитию международных сообщений. Россия является важнейшим стратегическим направлением международной деятельности VR Group, при этом грузовое и пассажирское сообщение между Россией и Финляндией остается традиционно оживленным.

Пассажирские перевозки

Пассажирские перевозки между Россией и Финляндией осуществляются посредством пяти ежедневных рейсов: на маршруте Хельсинки – Москва курсирует ночной поезд «Лев Толстой», а cообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки обеспечивается современными высокоскоростными поездами «Аллегро», введенными в эксплуатацию в декабре 2010 года. Скоростные поезда «Аллегро» – это совместный международный проект двух компаний, ОАО «РЖД» и VR Group, а также первое высокоскоростное сообщение между Россией и Евросоюзом, которое наилучшим образом связывает центры городов Санкт-Петербург и Хельсинки. Цель проекта – создание быстрого, удобного, высококачественного сообщения с учетом потребностей пассажиров. За подвижной состав отвечает Karelian Trains Ltd, компания, учрежденная VR и РЖД в равных долях. VR Group и ОАО «РЖД» являются, в свою очередь, операторами поездов «Аллегро». Преимуществами оснащенных современной системой наклона кузова поездов «Аллегро» является высокая скорость – время в пути из центра Хельсинки в центр Санкт-Петербурга составляет всего 3,5 часа. Пограничные и таможенные формальности осуществляются в движущемся составе. За пять лет эксплуатации поездами «Аллегро» перевезено более двух миллионов пассажиров.

Открывшаяся в регионе Хельсинки новая кольцевая железнодорожная линия обеспечивает железнодорожное сообщение с международным аэропортом и предоставляет дополнительные удобства для пассажиров российско-финляндского сообщения. Билеты пассажиров «Аллегро» действительны и для проезда на электричке в аэропорт, а благодаря сотрудничеству VR с авиакомпанией Finnair у пассажиров есть возможность приобрести комбинированный билет на поезд и самолет.

Экономическое развитие России оказывает значительное влияние на деятельность концерна. Изменение курса рубля вызвало снижение количества российских туристов, посещающих Финляндию. Несмотря на это, последнее время в российско-финляндском пассажирском сообщении вновь отмечено увеличение объемов перевозок, что дает основание прогнозировать в долгосрочной перспективе стабильный рост пассажиропотока. Отличительной особенностью последних лет стало также увеличение количества пассажиров из третьих стран, в том числе из Азии, что говорит о возрастающей популярности в сфере международного туризма городов Хельсинки и Санкт-Петербурга, а вместе с ними и пассажирского сообщения «Аллегро».

Грузовые перевозки

Российско-финляндские перевозки составляют почти 40% всего объема грузовых перевозок VR. Крупнейшими группами товаров являются древесное сырье, нефтехимическая продукция, а также продукция металлообрабатывающей промышленности. Благоприятными факторами развития российско-финляндских грузовых перевозок являются одинаковая ширина колеи, безопасность маршрута и прогнозируемость сроков доставки.

Перевозки в прямом международном железнодорожном сообщении между Россией и Финляндией осуществляются через четыре пограничных железнодорожных станции: Вайниккала – Бусловская; Иматранкоски – Светогорск; Нийрала – Вяртсиля; Вартиус – Кивиярви. При этом пограничная станция Вайниккала имеет большое значение как для пассажирского, так и грузового железнодорожного сообщения между Финляндией и Россией. Станция открыта для транспортировки всех видов грузов. Скоростное пассажирское сообщение осуществляется на данный момент только через эту станцию. Остальные три станции используются только для грузового сообщения за исключением заказных пассажирских поездов. Большое внимание уделяется интенсификации пропуска поездов через пограничные переходы за счет сокращения времени их обработки на пограничных станциях.

Одним из важных этапов сотрудничества в данной сфере стало внедрение на пограничных переходах между Россией и Финляндией новой версии автоматизированной системы управления, совершенствующей передачу предварительной информации о следующем на пограничную станцию поезде, а также использование электронной накладной.

В соответствии с новым межправительственным Соглашением о российско-финляндском прямом международном железнодорожном сообщении рынок российско-финляндских грузовых перевозок откроется в Финляндии для конкуренции до конца 2016 года.

Железнодорожные экспортные и импортные перевозки разнообразных грузов

Благодаря большому опыту в области импорто-экспортных железнодорожных перевозок VR Transpoint является оптимальным партнером для клиентов при осуществлении таких перевозок между Финляндией, Россией и другими странами СНГ. Постоянное повышение согласованности движения через границу и оптимизация планирования перевозок совместно с клиентом гарантируют эффективные транспортные решения. Отточенный в течение многих лет механизм импорто-экспортных перевозок – один из краеугольных камней нашей международной деятельности. Совместно с клиентом мы разрабатываем решения с учетом его индивидуальных потребностей, а при необходимости привлекаем и другие заинтересованные стороны.

Cargo East Terminal – ворота на восток для промышленных предприятий

Cargo East Terminal в городе Коувола служит промежуточным складом кратковременного хранения и пунктом консолидации различной промышленной продукции разных заводов. Промежуточный склад и эффективная перегрузка позволяют нам консолидировать партии грузов, поступающие по железной дороге или автотранспортом, и эффективно доставлять их по месту назначения. Терминалы могут выступать и в качестве таможенных складов. В дополнение к складским операциям предоставляются экспортные экспедиторские и таможенные услуги, а также оформление транспортных накладных. Мы всегда оказываем складские и терминальные услуги индивидуально в соответствии с потребностями клиента.

Транзитные услуги: мы предлагаем конкурентоспособный маршрут через Финляндию

Финляндия – транзитный маршрут с качественным обслуживанием. Основные грузы, перевозимые транзитом через Финляндию: металлопродукция, удобрения, различные сырьевые материалы, нефтехимическая продукция, контейнеры, легковые автомобили, негабаритные и проектные грузы, а также каменный уголь. Особенно наши клиенты ценят предсказуемость и конкурентоспособность наших цен, длительный опыт перевозок навалочных и наливных грузов, проектных перевозок, долгосрочные связи с российскими партнерами, а также наш индивидуальный подход к потребностям каждого клиента.

Отработанное до деталей взаимодействие железной дороги, экспедиторов, портов и портовых операторов, а также слаженная работа с таможней гарантируют точность и надежность перевозок. Развитая инфраструктура экспортных перевозок используется и для обслуживания транзитных грузов. Высокий технический и технологический уровни транзитных портов в сочетании с регулярным надежным сообщением с европейскими портами – залог качества наших перевозок. Финляндские транзитные маршруты проходят через четыре вышеупомянутых железнодорожных перехода. Основными транзитными портами Финляндии являются:

– порт Хамина-Котка: крупнейший грузовой порт Финляндии, имеющий большой опыт работы с транзитными грузами. Расстояние по железной дороге от пограничного перехода Вайниккала – Бусловская 142 км;

– порт Коккола: крупнейший порт Финляндии по переработке навалочных грузов. Расстояние по железной дороге от пограничного перехода Вартиус – Кивиярви 439 км;

– порт Пори: Мянтюлуото и Тахколуото, специализируется на переработке угля;

– порт Ханко: специализируется на перевозках навалочных грузов.

Подводя итог, необходимо отметить, что в международных операциях концерн VR Group придерживается своих ценностных установок и принципов ответственности, соблюдая действующие законодательства и нормативные акты во всех странах корпоративного присутствия и деловой активности и сотрудничая с надежными деловыми партнерами, показавшими свою профессиональную состоятельность. За развитие международной деятельности VR Group отвечает Дивизион международного бизнеса и бизнеса с Россией. Наряду с развитием международной коммерции концерна в сферу деятельности подразделения входит защита и продвижение интересов компании на международных рынках и на уровне ЕС, а также развитие связей и сотрудничество с Россией.

При этом Россия является важнейшим стратегическим направлением международного развития концерна VR Group. Экономическое развитие Российской Федерации не может не отражаться на деятельности компании, имея существенное влияние на работу VR Group. Несмотря на спад экономики последних лет, партнерство между компаниями VR Group и ОАО РЖД сохраняется чрезвычайно активным и взаимовыгодным, что создает почву для новых видов сотрудничества и новых совместных проектов. В международных операциях и стратегическом планировании деятельности необходимо также учитывать стремление Европейского Союза к экологически чистому и ответственному ведению бизнеса на свободном и равноправном для всех экономическом пространстве.

© Евразия Вести X 2016

www.eav.ru